TRANSLATE with
x
English
TRANSLATE with ![]()
Enable collaborative features and customize widget: Bing Webmaster Portal
Дорогие друзья и коллеги! Наш сайт http://www.sinodik.ru также как и другие проекты Мемориального центра Бутово существует и развивается благодаря Вашим пожертвованиям.
Нам требуется финансирование на:
• хостинг сайта,
• оцифровку новых материалов,
• работу над программным обеспечением базы данных,
• другие проекты МЦ.
Мы будем благодарны, если Вы найдете возможность сделать Ваше посильное пожертвование регулярным.
По решению Правления Центра, мы принимаем пожертвования только от граждан Российской Федерации, не имеющих двойного гражданства.
Сейчас нам нужно оплатить хостинг и администрирование сайта за ТРИ года – 80 000 руб. (объем сайта более 350 гБ).
пожертвовать 5 т.р., или здесь
Благодарим Вас за поддержку!
Музей памяти пострадавших размещается в воссозданном флигеля усадьбы Бутово. Это выявленный объект культурного наследия в составе памятника истории «Бутовский полигон». Изначально усадьба называлась Дрожжино. Ее история прослеживается с далекого XVI столетия. Первым известным владельцем этих мест был боярин Андрей Дрожжин, в начале XVI столетия перешедший на службу к великому князю Московскому и государю всея Руси Василию III из Польско-Литовского государства. Позже, когда на высоком берегу речки Изводни, которая потом именовалась Гвоздней, а теперь называется Гвоздянкой, возвели церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, село стало в документах называться «Космодамианское, Дрожжино тож». Вероятно, часть села стояла на левом берегу реки там, где теперь осталось местное кладбище. При царе Иване Грозном хозяином здесь был земской боярин Федор Михайлович Дрожжин, ставший вместе с известным боярином Иваном Петровичем Федоровым жертвой опричнины в 1568 г. После казни Ф.М. Дрожжина его деревня была «отписана на Великого Государя» к конюшенной Домодедовской волости. С наступлением Смуты Космодамианское было полностью разорено и запустело, храм также не сохранился. Бытует легенда, что церковь, ушла под землю. В 1773 г. Дрожжино в примечаниях к Планам генерального межевания описывалось так: «...сельцо Дрожжино, 18 дворов, 48 мужчин и 84 женщины, принадлежат жене генерал-поручика Леонтия Михайловича Карабанова Аграфене Алексеевне, общее с поручицей Алябьевой. Расположено при речке Гвоздне на правой стороне. Речка в самых мелких местах в летнее жаркое время глубиною бывает в поларшина, шириною в сажень. В сельце госпожи Алябьевой деревянный дом. Земля серая. Из посеянного на ней хлеба лучше родится рожь и овес, а пшеница, ячмень и сенные покосы - посредственно... Лес березовый, осиновый и еловый. К строению годный, в 4 и 5 вершков, вышиною от 4-х до 6-ти сажень, в них звери: волки, лисицы и зайцы; птицы: тетерева, куропатки, дрозды и скворцы. Крестьяне состоят на издольи, землю на помещика пашут по 60 десятин, а промышляют хлебопашеством, к чему они радетельны. Землю всю запахивают. Женщины сверх полевой работы прядут лен, посконь и шерсть, ткут полотна и крестьянские сукна для своего употребления».
В 1812 г. сельцо с 19 дворами и 87 жителями приобрел Алексей Иванович Арсеньев (1765-1820) –российский государственный деятель, действительный статский советник. С 29 декабря 1809 года по 13 октября 1813 года он занимал пост вице-губернатора Москвы, принимал активное участие в восстановлении столицы после пожара 1812 года. Умер в Москве 25 апреля 1820 года в возрасте 55 лет. Проживая в Дрожжине, Арсеньев у сельца на левом берегу реки на возвышенности (в честь него прозванной «Алексеевской горой») построил для семьи двухэтажный деревянный дом, украшенный террасами и резным карнизом; рядом с домом был разбит живописный липовый парк, спускавшийся к искусственным прудам. Вскоре после смерти Алексея Ивановича имение в 1824 г. продали за 20 тысяч руб. княгине Марии Семеновне Урусовой. В середине XIX века Дрожжино владели статская советница Александра Алексеевна и Анна Ильинична Мельгуновы. В сельце тогда числилось 22 двора в которых проживали 111 мужчин и 119 женщин.
В 1890 г. усадьба попала в собственность к купцу 1-й гильдии и потомственному почетному гражданину Николаю Макаровичу Соловьеву, за год до этого основавшему здесь конный завод. Однако за долги завод в 1911 г. был продан. И завод и имение Дрожжино приобрел представитель известного рода купцов-промышленников Иван Иванович Зимин. Зимины были старообрядцами-беспоповцами федосеевского толка. В значительной степени на их средства содержалась старообрядческая церковь на Преображенском кладбище в Москве. Там же находился некрополь Зиминых — два больших участка. Из всех представителей этого купеческого рода больше всех оказался связан с усадьбой Дрожжино Иван Леонтьевич Зимин. Он не сделал карьеры в текстильном деле, а наоборот, достаточно быстро промотав наследство, разорился и работал в театре у своего дяди С. И. Зимина в качестве администратора. Здесь он познакомился со своей второй женой - известной оперной певицей Софьей Ивановной Друзякиной (урожд. Менцер), которая оставив ради новой любви своего первого супруга, вместе с тремя приемными детьми, переезжает в Бутово. По мнению современников, она «обладала исключительной музыкальностью и драматическим талантом». Ее лирико-драматическое сопрано красивого тембра и широкого диапазона звучало на сценах лучших оперных театров Киева, Харькова, Москвы, Петербурга. Она не раз пела с Ф. И. Шаляпиным.
При Иване Леонтьевиче Зиминский конный завод процветал. Выращенные здесь лошади неоднократно побеждали в соревнованиях. В 1922 г. кобыла Брысь выиграла главный приз Дерби, а в 1929 г. ту же награду завоевал конь Летучий Голландец.
С началом Первой мировой войны Зимины уходят на фронт. Иван Леонтьевич, был ранен и награжден Георгиевским крестом IV степени за то что, будучи прапорщиком первым ринулся в атаку на вражеский окоп и решил тем исход боя. Награду свою он принял из рук Государя Николая Александровича так же как и пожалование в личное дворянство. После ранения Иван Леонтьевич Зимин возвращается в Дрожжино. В 1918 г. имение Дрожжино, как и все частные владения в округе, было национализировано. Иван Леонтьевич был оставлен в Бутове в той же должности, что и прежде, — в качестве управляющего конным заводом, который теперь стал назывался сельхоз «Зиминское». Он был в десятке лучших конных хозяйств страны. Но в 1930 г. Ивана Леонтьевича обвинили в том, что он «не утвердился на позициях социалистического хозяйствования». Зимина сняли с ответственной работы и выселили из Бутова. Конный завод после увольнения Ивана Леонтьевича был расформирован. На территории Бутовского конезавода устроили так называемое «трендепо» для объездки «ремонтных» лошадей для кавалерийских частей Красной армии и обучения красноармейцев. После передачи земель усадьбы НКВД, в этом здании в 1930-е гг. размещалась комендатура Бутовской спецзоны. Одно время часть помещений здания было отдано под дом отдыха выходного дня для руководящего состава МГБ СССР. В пятидесятые годы здание усадебного флигеля было передано местному детскому саду. После его закрытия владельцем оказалась детская спортивная школа города Видное. В 2007-м году здание было передано приходу после разрушительного пожара в руинированном состоянии. На средства прихода здание было фактически восстановлено в процессе научной реконструкции. Внутри были созданы интерьеры "на начало XX века".
Уже с 2010 г. было принято решение начать разработку полноценного музейного проекта.
Общая площадь части здания, отведённой под постоянную музейную экспозицию, составляет около 150 квадратных метров. Здесь в настоящее время разместились семь залов. 1 июля 2018 г. были открыты первые пять залов музейной экспозиции. В здании музейного флигеля также функционирует лекционный зал, оснащенный презентационным оборудованием. Кроме конференций и лекций в этом зале проходят очень популярные музыкальные вечера. Работы по созданию Музея Памяти пострадавших осуществляются приходом храма Новомучеников и Исповедников Российских на собственные средства и на частные пожертвования.
О здании Музея Памяти пострадавших в Бутове рассказывал руководитель музейного проекта Гарькавый Игорь Владимирович
Священник Владимир Амбарцумов. Родился 20 сентября 1892 года в городе Шемахе в лютеранской семье. Его отец, Амбарцум Егорович, происходил из города Шемахи Бакинской губернии и был почетным гражданином этого города, одним из сподвижников основателя обучения глухонемых в России Федора Андреевича Рау. В 1911 году Владимир поступил на физико-математический факультет Московского университета. Но уже марте 1913 года по настоянию матери он отправился в Германию, чтобы продолжить образование в Высшем политехническом училище Берлина. Вернуться в Россию в Московский университет его заставило начало мировой войны. По окончании обучения, несмотря на талант незаурядного физика, Владимир оставил исследовательскую деятельность и посвятил себя служению Богу и миссионерству. В годы обучения в университете он стал членом христианского студенческого кружка и перешёл из лютеранства в баптизм. Сблизился с Владимиром Марценковским, по благословению патриарха Тихона проводившим проповедническую деятельность среди учащейся молодёжи. В 1920 г. Амбарцумова берут под арест, но отпускают под подписку о невыезде. После высылки за границу Марцинковского Амбарцумов возглавляет Российское студенческое христианское движение. Проводятся ежегодные съезды. В 1924 году движение оказалось под запретом. Владимир Амбарцумов продолжает действовать нелегально. Работает как физик в Московском рентгеновском институте, а поз- же – секретарем инженерной секции в Союзе коммунальщиков. После знакомства с известным проповедником протоиереем Валентином Свенцицким Амбарцумов переходит в Православие. В конце 1927 года 4 декабря в кафедральном Преображенском соборе г. Глазова он был рукоположен в диакона, а 11 декабря – в иерея, епископом Виктором (Островидовым). В 1928 году иерей Владимир Амбарцумов – настоятель церкви св. князя Владимира в Старосадском переулке Москвы. После закрытия этого храма ведет службу в церкви Святителя Николая у Соломенной сторожки. Примкнув к «непоминающим», в сентябре 1931 г. он ушел за штат, вернувшись к инженерной работе. Из своих скудных средств Владимир Амбарцумов посильно помогает сам и создает систему помощи семьям арестованных и казненных священнослужителей. 5 апреля 1932 года о. Владимира арестовывает ОГПУ, как «активного участника всесоюзной контрреволюционно-монархической организации «Истинно-православная церковь». Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке в Северный край сроком на три года. Но по ходатайству Академии наук его освобождают и срок делают условным. Однако в ночь с 8 на 9 сентября 1937 года он был арестован вновь. Ему вменили в вину, что он был «активным участником и организатором контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников – последователей «Истинно-православной церкви», среди своих единомышленников проводил большую контрреволюционную работу, направленную к свержению соввласти и реставрации монархического строя в СССР». 3 ноября 1937 г. тройка при УНКВД по Московской области постановила его « расстрелять». Приговор привели в исполнение 5 ноября на спецобъекте в Бутове. Причислен к лику святых.
Из протокола допроса священномученика Владимира: «- Изложите содержание контрреволюционных разговоров, имевших место между вами и Шиком М. В. – При наших встречах мы, то есть я, Амбарцумов и Шик, обсуждали о тяжелом ненормальном поло- жении Православной Церкви в СССР, говорили, что раз Церковь отделена от государства, то государство не должно вмешиваться в церковные дела, также говорили, [что] если Церковь не занимается политикой, то надо дать Церкви свободу действий и дальнейшего ее развития, дать возможность про- возглашать свободно проповеди с целью укрепления Православной Церкви. Я говорил, что бывают случаи, когда служители культа невинно осуждаются за контрреволюционную деятельность и высылаются в концлагеря и в тюрьмы. – Что вы говорили о новой Конституции? – По вопросам Конституции я говорил, что хотя служители культа и по- лучили по новой Конституции права быть избранными и избирать, но я не верю, что служители культа будут избраны в советы. – Ваше отношение к советской власти? – Я по своим убеждениям заявляю, что советская власть есть явление временное, как всякая власть».
Об священномученике иерее Владимире Амбарцумове рассказывал его внук протоиерей Кирилл Каледа
Будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии. В Святом Крещении он был назван Константином. Родители мальчика – пономарь Петр и Агафия – отличались благочестием и глубокой верой.
Юноша обучался в Волоколамском духовном училище, но не окончил его потому что уже в 1878 г. поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где через пять лет был принят в число послушников и назначен келейником наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина), известного церковного историка.
28 марта 1888 в Гефсиманском скиту Лавры его постригли в монашество с наречением имени Кронид. Позднее после рукоположения в сан иеромонаха, отец Кронид был назначен смотрителем литографий и фотографий Лавры, а с 1896 года состоял смотрителем епархиального училища иконописания. Ещё несколько лет он трудился на Санкт-Петербургском подворье Лавры. За свои ответственное служение он был возведён в сан игумена, а позднее 9 мая 1908 года – в сан архимандрита.
9 января 1915 года Святейший Синод Русской Православной Церкви назначил его наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Архимандрит Кронид был не только талантливым хозяйственником, но опытным духовным наставником и прежде всего для братии Лавры. Он с любовью, пастырской ревностью и настойчивостью часто проповедовал. Мудрый старец, искусный в духовной жизни, он делился своим духовным опытом, приобретенным в монашестве. Отличительной чертой поучений отца Кронида были простота в изложении духовных истин и сердечность. Основное внимание он обращал на внутреннюю сторону человека, на его сердце, на исправление греховных недостатков. Одной из важнейших и основополагающих добродетелей отец Кронид считал смирение. В эти годы он был особенно близок к известному духовному наставнику иеросхимонаху Алексею (Соловьеву), духовнику знаменитой Зосимовой пустыни.
В 1917 году начинается крестный путь отца Кронида.
11 апреля 1919 года по распоряжению Ленина происходит вскрытие мощей Преподобного Сергия. А 3 ноября ночью лаврских монахов и вовсе выселяют из обители . Все храмы и келлии в Лавре опечатывают. 26 марта 1920 г. выходит постановление президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в московский музей». 7 мая 1920 года Лавру официально закрывают.
Часть монахов в том числе и архимандрит Кронид, поселилась в городе на частных квартирах, он также с 1929 года и до ареста жил у Кукуевского кладбища в Загорске. При этом отец Кронид продолжал оказывать поддержку инокам, руководил их духовной жизнью, заботился о окормлении своих духовных чад из мирян. С 1935 года подвижник стал быстро слепнуть.
11 октября 1937 года сотрудниками Загорского райотдела НКВД на архимандрита Кронида было заведено уголовное дело. 20 ноября был выдан ордер на его арест и проведен обыск в квартире по улице Штатно-Садовой в доме № 3. В описи конфискуемого имущества ничего не числилось.
21 ноября 1937 года отец Кронид был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
Дело по обвинению архимандрита Кронида носило название «Ипполит». Это было связано с тем, что в доме, где на момент ареста жил наместник, более десяти лет проживал девяностотрехлетний старец, лаврский духовник и библиотекарь, много лет стоявший у святых мощей преподобного Сергия, «гробовой монах», игумен Ипполит, почитаемый как человек высокой духовной жизни. Хотя старец и не был арестован, но связь с ним вменялась в вину всем проходившим по делу архимандрита Кронида. В дни, когда шло следствие, игумен Ипполит скончался.
Дело вели в ускоренном порядке с применением пыточных методов следствия.
Архимандрит Кронид обвинялся в том, что фактически оставался наместником Троице-Сергиевой Лавры, владел и пользовался печатью наместника. По его благословению благочинный округа назначал вернувшихся из ссылок и заключений монахов Лавры на приходы округа (им были устроены на приходы более пятидесяти иеромонахов). Пожертвования, которые приносили верующие архимандриту Крониду и игумену Ипполиту, посылались священнослужителям, находящимся в ссылках и тюрьмах. Дом, где нашел приют отец Кронид, в следственном деле называется «домашним монастырем», «продолжением Лавры».
О цели посещения его квартиры монахами он сказал: «Мою квартиру в городе Загорске периодически посещали монахи бывшей Лавры, которые приходили меня навещать как бывшего Наместника, руководителя и за советами». На требование следователя назвать лиц, его посещавших, он ответил: «Меня до последнего времени посещали в Загорске мои почитатели, назвать которых я отказываюсь. Быстро забываю имена и фамилии».
На вопрос следователя о его отношении к советской власти архимандрит Кронид сказал: «Я по своим убеждениям являюсь монархистом, последователем истинной Православной Церкви и существующую советскую власть признаю как верующий: [она] послана народу как испытание верующих в Промысел Божий».
7 декабря 1937 года на заседании тройки архимандрит Кронид был приговорен к высшей мере наказания. 10 декабря, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», он был расстрелян. Вместе с ним были казнены ещё 11 человек, проходивших по этому делу: игумены, иеромонахи и монахи Лавры Преподобного Сергия. Все они погребены в общей могиле на территории спецзоны НКВД Бутово, мученически закончив свой жизненный путь.
Вот небольшой фрагмент из его проповеди:
Отчего мы не всегда прощаем, а чаще предаемся взрывам гнева, досады и негодования? Думаю, от невнимания к цене прощения.
Из самолюбивого сердца выходит помышление: из-за чего прощать? Мы и не прощаем.
Простим – и прощены будем, простим еще – и еще прощены будем и так без конца. Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, в объятиях Божия милосердия и любви.
В августе 2000 года отец Кронид был причислен к лику святых, как преподобномученик.
Об о. Крониде рассказывал митрополит Каширский Феогност
Петр Петриков родился 19 января 1903 года в городе Можайске Московской губернии. Его отец, Сергей Петрович Петриков, после окончания солдатской службы остался в Москве и поступил работать на Александровскую железную дорогу: сначала сторожем, конторщиком, а затем помощником начальника станции Тучково.
Когда Петру было восемнадцать лет, он обратился к комиссару здравоохранения Н.А. Семашко с прошением о содействии в приеме на медицинский факультет Московского университета. Он писал: "Первые годы жизни моей пробежали быстро, быстро. Осенью 1920 года очень хотел поступить на медицинский факультет университета; помешала главным образом болезнь отца: его к этому времени разбил паралич... Можно прибавить еще: я занимался и занимаюсь искусствами – пишу стихи, очерки... рисовал... но теперь уже год не имею возможности брать палитру; больше других видов искусств люблю музыку, но заниматься музыкой не было возможности... Творчески-вдохновенный, порывный, сознаю я и чувствую близость цельности душевной, так сказать; начинает формироваться и строго очерчиваться личность моя. Источники вечной юности и радости открываются во мне...». Семашко поддержал юношу, и в 1921 году Петр был принят на медицинский факультет Московского Университета. Однако вскоре на 2-м курсе обучения он тяжело заболевает и это помогает ему полностью погрузиться в духовную жизнь. В это время Петр сближается с преподобным Нектарием Оптинским ив его лице обретает лице духовного отца. В этом же кругу знакомится с верующими молодыми людей, в т.ч. Андреем Эльбсоном.
В июне 1925 года Петр был рукоположен в сан диакона, и в том же году - в сан иерея, митрополитом Крутицким Петром (Полянским), Местоблюстителем Патриаршего престола. В Москве о.Петр служил больше всего, в храме святителя Николая в Подкопаевском переулке и в храме святителя Николая в Кленниках ( где настоятелем в то время был о. Сергий Мечев ). В Кленниках он был принят в причт, где его считали "благоприобретением" для Маросейской общины. Здесь о. Петр прослужил Великий Пост и приобрел духовных детей. Были и совместные поездки общины в Верею, в дом Мечевых. 14 апреля 1931 г. о. Петр был арестован в числе других священников, а 5 июня того же года приговорен Особым Совещанием при коллегии ОГПУ к заключению в концлагерь и отправлен в тяжёлые Мариинские лагеря. 17 сентября 1931 г., после непосредственного ходатайста матери и прихожан о.Петр был освобожден из концлагеря, с запретом проживания в 12 городах страны и стокилометровой зоне вокруг них сроком на 3 года. О.Петр поселился в Муроме, где в мае 1932 г. снова был арестован. На допросе у следователя он был непреклонен, и собственноручно записал: " Я - священник Святой Соборной Апостольской Церкви, в частности, Московской Патриархии... Церковь – "не от мира сего". Мои интересы – интересы чисто духовные: получение благодати и приобретение совершенств, которыми обладает Бог, в Которого верю. Вопросами политики никогда не занимался и в политических вопросах не разбираюсь. Власти подчиняюсь по совести и готов пожертвовать для нее всем, чем только могу, если это будет нужно. Только верой в Бога не могу пожертвовать никому, если когда-либо будут этого требовать. От разговоров на политические темы прошу меня освободить, так как в этих вопросах я ничего не понимаю".
17 августа 1932 г., за недостатком материалов для ведения следствия, о.Петр был освобожден из - под ареста. Но выслан до 1936 г.в Муром, после чего уехал на родину, в Можайск, где снял половину дома и обустроил там тайную домовую церковь. Сюда к о.Петру приезжали для окормления духовные чада из Москвы, а также сестры Спасо - Бородинского монастыря. В 1937 г. усилились гонения на христиан, начались массовые аресты.
10 апреля 1937 г. был арестован о.Петр Петриков, а на следующий день - его келейница, Вера Петровна Миронович. Еще ранее - иеромонах Андрей Эльбсон. О. Петра обвинили в участии в "тайной контрреволюционной церковно-нелегальной деятельности" и руководстве "Можайским филиалом", в создании тайной домовой церкви. О. Петра допрашивали 11,13 апреля и 10 мая.
Обвинение против него было основано на ложных показаниях против него, данных двумя священниками.
21 сентября 1937 г. следствие было закончено, и 26 сентября 1937 г. тройкой при УНКВД СССР по Московской области о. Петр был приговорен к расстрелу. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, о. Петр принял мученическую кончину , был расстрелян ещё с
И был погребен во рвах Бутовского полигона под Москвой.
Его племянница поэт Нина Малахова, член СПР посвятила о. Петру такое стихотворение:
Лабиринты
Помоги, разъясни, расскажи!
Я не слышу,но чувствую сердцем,
Что на грани далекой межи
Зарождается нежное скерцо.
Ощущаю спасенье и высь
И опасность падения в бездну.
Если я не взлечу,то исчезну.
Помолись обо мне,помолись!
И когда я шагну за порог,
Ты направь меня в нужное русло.
Я не знаю путей и дорог,
Их сплетение слишком искусно.
В лабиринтах неведомых троп
Я блуждаю одна поневоле.
Колят сердце иголочки боли
И пронзает душевный озноб.
Быть не может,что выхода нет,
Существует же что- то другое...
Но выводит из мрака на свет
Только имя твое дорогое.
О священномученике иерее Петре Петрикове рассказала его внучатая племянница Ольга Владимировна Малахова.
Татьяна Николаевна Гримблит родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего акцизного управления Николая Гримблита. Образование Татьяна получила в Томской гимназии, которую закончила уже в 1920 году. В том же году скончался ее отец, и она поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи». Татьяна взяла на себя особый подвиг служения заключенным, прежде всего пострадавшим за веру. Впервые она была арестована по обвинению в контрреволюционной деятельности в 1923 за перевозку в Иркутск передачи арестованным священнослужителям, однако уже через четыре месяца освобождена. Из досье ОГПУ на нее: «Татьяна Николаевна Гримблит имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства, которое находится в Нарымском крае, в Архангельске, в Томской и Иркутской тюрьмах. Производит сборы и пересылает частью по почте, большинство с оказией. Гримблит во всех тихоновских приходах имеет своих близких знакомых, через которых и производятся сборы…». В мае 1925 года на допросе в ОГПУ Татьяна Николаевна отвечала: «С 1920 года я оказывала материальную помощь ссыльному духовенству и вообще ссыльным, находящимся в Александровском централе, Иркутской тюрьме и Томской и в Нарымском крае. Средства мной собирались по церквям и городу, как в денежной форме, так и вещами и продуктами. Деньги и вещи посылались мной по почте и с попутчиками, то есть с оказией…». 26 марта 1926 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать Татьяну Николаевну в Зырянский край на три года. После освобождения, в период с марта 1928 по апрель 1931, жила в Москве, в Замоскворечье, где служила певчей в храме святителя Николая в Пыжах и продолжала активно помогать заключённым.
В 1931 году Татьяна Гримблит была приговорена к трем годам заключения в концлагере и отправлена в Вишерский исправительно-трудовой лагерь в Пермской области. Это был печально знаменитый «Вишерлаг» или просто «Вишера». Здесь, в лагере, она изучила сестринское дело и стала работать легпомом и фельдшером. В 1932 году Татьяна была освобождена с запретом проживания в двенадцати городах на оставшийся срок. Местом жительства ее стал город Юрьев-ПОльский. Позднее она поселилась в Александрове и устроилась работать фельдшером в больнице. В 1936 году переехала в село Константиново и стала лаборанткой в местной районной больнице. Была арестована 5 сентября 1937 г. в тот момент, когда писала письмо ссыльному священнослужителю. Уходя, она оставила записку подруге, с такими словами: «… всех крепко целую. За все всех благодарю. Простите. Я знала, надев крест, тот, что на мне, — опять пойду. За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью».
Заместитель начальника Константиновского НКВД Смирницкий допросил в качестве свидетелей сослуживцев Татьяны по Константиновской районной больнице — врача, медсестру и бухгалтеров. Вот фрагменты из их показаний.
«Гримблит зимой 1937 года, сидя у тяжело больного в палате, в присутствии больных и медперсонала после его смерти встала и демонстративно его перекрестила. … Отвечая на вопросы о том, почему она ведет скудную жизнь, Гримблит говорила: «Вы тратите деньги на вино и кино, а я на помощь заключенным и церковь». На вопрос о носимом ею на шее кресте Гримблит неоднократно отвечала: «За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно». В 1936 году при обращении приехавшего одного из заключенных Дмитлага для ночевки Гримблит при встрече с ним спросила, по какой статье он сидит, и, получив ответ, что он сидит по 58-й статье, с удовольствием уступила для ночлега свою комнату, заявив, что она для людей, сидящих по 58-й статье, всегда готова чем угодно помочь. …».
«Мне известно, что Гримблит очень религиозный человек, ставившая религию выше всего. В день Преображения в разговоре со мной Гримблит сказала: «Теперь стал не народ, а просто подобно скоту. Помню, как было раньше, когда я училась в гимназии. Сходишь в церковь, отдохнешь, и работа спорится лучше, а теперь нет никакого различия, но придет время, Господь покарает и за все спросит». … Кроме того, Гримблит использовала свое служебное положение для внедрения религиозных чувств среди стационарных больных. Находясь на дежурстве, Гримблит выдачу лекарств больным сопровождала словами: «С Господом Богом». И одновременно крестила больных. Слабым же больным Гримблит надевала на шею кресты».
По приговору, вынесенному Тройкой при УНКВД СССР по МО 22 сентября 1937 г., она была расстреляна 27 сентября 1937 г. в Бутове. Причислена к лику святых новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания.
Татьяна Гримблит была самобытным талантливым поэтом. Одно из ее стихотоворений 1931 года называлось "Помоги".
Я Тебя и умирая,
Мой Господь, благословлю,
Ты мне дал блаженство рая,
Радость подарил Твою.
Я спокойна — что мне надо?
Ничего я не ищу,
И Тебе, моя Отрада,
Дней остаток посвящу.
Я любви Твоей не стою
И завета не храню,
Только всей моей душою
На кресте Тебя люблю.
Вечно бы в груди носила
Красоту Твою с мольбой.
Помоги, чтоб и могила
Не закрыла образ Твой.
О Татьяне Гримблит рассказывала врач-кардиолог Наталья Рогунова
Александр Сергеевич Парусников родился 13 октября 1879 г. в с. Троицко-Раменском Бронницкого у. Московской губ. (ныне г. Раменское Московской обл.) в семье священника Сергия Алексеевича Парусникова. В 1895 г. закончил Донское ДУ. С 1903 по 1908 г. обучался в Московском Императорском техническом училище. Однако в 1908 г., по благословению отца, который хотел видеть его своим преемником, Саша оставил училище и экстерном сдал экзамены за последний курс семинарии. В том же году он женился на Александре Ивановне Пушкаревой и был рукоположен во священника к церкви Живоначальной Троицы в Раменском. Одновременно со служением в церкви преподавал Закон Божий в учебных заведениях Раменского района. В семье отца Александра и матушки Александры родилось десять детей. Батюшка очень любил детей и старался уделять им как можно больше внимания. Отец Александр всей душой любил природу и свое отношение к ней передавал детям, чтобы через созерцание Божьего мира они познавали Самого Бога.
С приходом Советской власти Парусниковы были занесены в списки лишенцев. Прихожане помогали семье священника, тайно принося продукты и оставляя их у дверей. Но с каждым днем жить становилось все труднее. Люди, живущие по соседству, постепенно стали проявлять враждебное отношение к священнику. Не раз, когда отец Александр проходил по улицам Раменского, в его адрес раздавались оскорбления, а бывало, что в спину летели камни. Это производило гнетущее впечатление на детей. Однако отец успокаивал дочь: «Ничего, Танюша, не расстраивайся. Все это пойдет в нашу копилку на небесах». Когда у семьи забрали корову, отец Александр стал служить благодарственный молебен перед иконой Свт. Николая Чудотворца. С тех пор каждое утро на крыльце они находили молоко и хлеб. В феврале 1926 г. власти решили «уплотнить» священника. В начале 1930-х гг. в доме поселился очередной жилец, больной открытой формой туберкулеза. К семье священника он относиться враждебно, расхаживал по всему дому, сплевывая заразную мокроту со словами: «Поповская сволочь должна издохнуть!» Все дети переболели туберкулезом, а трое сыновей – Павел, Георгий и Сергей умерли. Отца Александра вызывали на ночные допросы в НКВД. Ему угрожали, предлагали отказаться от служения, пожалеть своих детей, которые в противном случае могут остаться сиротами. Он отвечал, что жалеет всех, но служит Богу, останется верным Ему до конца и будет до последних своих дней служить в храме. Бывало, что отец Александр возвращался домой только под утро, бледный и измученный, но неизменно он шел в храм. 30 лет прослужил отец Александр в Троицком храме. 24 марта 1938 г. протоиерей Александр был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации.
Из тюрьмы он смог передать жене и детям, несколько записок, которые и по сей день бережно хранятся в их доме: «Дорогая Саша, спасибо тебе за то счастье, которое ты мне дала. Обо мне не плачь, это воля Божья. Дети мои, всех вас целую и крепко прижимаю к сердцу. Любите друг друга. Старших почитайте, о младших заботьтесь. Маму всеми силами охраняйте. Бог вас благословит».
«Мой дорогой Сережа, прощай. Ты теперь становишься на мое место. Прошу тебя не оставлять мать и братьев и сестер, и Бог благословит успехом во всех делах твоих. Тоскую по вас до смерти, еще раз прощайте».
В мае его перевели в Таганскую тюрьму. 2 июня приговорен тройкой при УНКВД к расстрелу. 27 июня 1938 г. протоиерей Александр был расстрелян на Бутовском полигоне.
Канонизирован в Соборе Новомучеников и Исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года. Сейчас в его доме в Раменском устроен народный музей.
О священномученике протоиерее Александре Парусникове рассказывала его правнучка Дарья Фомичева
Здравствуйте, дорогие посетители памятника истории "Бутовский полигон". Мы рады представить Вам наш аудиогид. Он начал разрабатываться в рамках Летних трудовых сборов «Бутовский полигон - наша память!» 2021 г. Аудиогид создан и развивается при поддержке Фонда президентских грантов.
Мы посчитали, что ставшая привычной и даже традиционной технология аудиогида может быть интересным и полезным средством повышения доступности пространства памятника для самых разных категорий посетителей. Если ещё 10-15 лет назад аудиогид понимался преимущественно как устройство, приобретаемое на прокат в музее для прослушивания с него специальной аудиозаписи, то сегодня аудиогид может прослушиваться посетителем с его стандартных устройств (смартфон и наушники есть сегодня почти у каждого). Создание аудиогида по Бутовскому полигону – это еще один шаг к тому, чтобы сделать место памяти о жертв политических репрессий более значимым и доступным для самых разных категорий посетителей. Особенную актуальность это начинание приобрело, когда во время пандемии короновируса, стало затруднительно групповое посещение памятника. Экскурсий стало намного меньше. Одновременно вырос поток индивидуальных посетителей. Мы понимали, что это формирует запрос на новые формы информационных ресурсов мемориального комплекса. Кроме доработки имеющихся на территории информационных стендов, мы решили создатьаудиогид по территории, интегрированный в систему ранее созданных и новых QR-кодов. Он устроен очень просто. Наведя свой смартфон или иное мобильное устройство с подключённой функцией сканирования и распознавания кода, на QR-код установленный на специальном знаке, Ваше устройство автоматически будет перенаправляться на соответствующую страницу виртуального путеводителя на приходском сайте, при этом автоматически будет подгружаться аудиофайл с записью той или иной темы. QR-коды на территории расположены на табличках трех разных видов. Одни из них установлены на специальных столбиках, другие находятся внутри помещений, и это, скажем, аудиогид по деревянному храму, по верхнему каменному храму, по нижнему каменному храму. Ещё одна специальная форма была добавлена во время волонтёрских сборов 2023 года - это таблички с открывающейся крышкой, которые развешены на деревьях, на территории самого места захоронений, но в любом случае работает эта система по одному и тому же принципу.
Часть из них озвучены голосами профессиональных исполнителей, актёров, музыкантов. Другие будут представлять сообщество родственников пострадавших, священнослужителей, волонтеров и сотрудников Мемориального центра. Таким образом, достигнут определённый уровень «полифонии». В настоящее время это единственный аудиогид на месте массовых захоронений жертв политических репрессий на территории Российской Федерации.
Темы аудиогида могут быть самые разные. Это и описание мемориальных объектов, и рассказ о пострадавших на Бутовском полигоне. Следуя логике рассказа Вы можете самостоятельно пройти территорию захоронений, посетить деревянный и каменный храмы. Для того чтобы Вы могли самостоятельно выстроить маршрут, мы разместим в будущем на этой странице карту с обозначением мест, где расположены знаки аудиогида. Надеемся, что наш аудиогид окажется для Вас полезным спутником.
Об аудиогиде рассказывал директор Мемориального научно-просветительского центра "Бутово", руководитель проекта Гарькавый Игорь Владимирович
В 2007 году, когда исполнилось 70 лет сначала Большого террора, была проведена мемориальная акция Крестный путь. Её главная идея заключалась в том, чтобы изготовить на Соловках по заказу Бутовского прихода и перевести в Бутово большой поклонный крест, изготовленный по традициям Русской Православной ставрографии в память о всех пострадавших за Веру. Этот большой поклонный крест был изготовлен мастером Георгием Кожокарем в традициях символических или как их еще называли Богоименных крестов Русского Севера. Видимо, это самый большой резной православный поклонный крест в мире. Его высота по вертикали 12 м, по горизонтали его ширина 7,5 м. От момента зарождения идеи до воплощения прошло около трех лет. Сам процесс изготовления креста можно разделить на два этапа. Подготовка древесины заняла около двух лет. А процесс резьбы — около полугода.
в процессе подготовки акции по благословению патриарха Московского всея Руси Алексея II было принято решение совершить крестный ход, чтобы крест как символ нашей общей памяти привлёк к себе внимание всего российского общества. Поскольку транспортировка Креста в собранном виде по дорогам была связана с колоссальными техническими сложностями, было принято решение доставить крест в Москву водным путем. Однако это тоже была непростая задача, почти не имевшая аналогов в российской истории. перенесение святыни по воде на кораблях на расстоянии более 1.000 км происходило в истории России всего лишь два раза. В 1652 году похожим путем будущий Патриарх Никон доставил мощи Святителя Митрополита Филиппа из Соловков в Москву. В начале XVIII века По воле Петра I из Владимира в Санкт-Петербург были доставлены мощи Святого благоверного князя Александра Невского.
Было принято решение разместить крест на специальном подиуме, который был установлен на барже, приводимой в движение буксирами. Причем буксиры несколько раз менялись по пути следования. За буксиром шёл корабль сопровождения. Таким образом, Крестный ход представлял собой Караван судов, которые должны были отправившись большого Соловецкого острова по Белому морю войти в систему Беломорско-балтийского канала, далее пройти через Онежское озеро, преодолеть Белое озеро, часть Волго Балтийской системы по рекам Вытегре, Ковже, Шексне и через Рыбинское водохранилище пройти по Северной Волге до города Дубны. Караван судов с крестом проследовал по Белому морю, Беломоро-Балтийскому каналу, Онежскому и Волге.От Дубны до Москвы Крестный ход шёл по каналу имени Москвы, когда то носившему название канала имени Сталина, и построенному руками заключённых Дмитлага в 1935-1937 годах. Далее Крестный ход должен был пройти через центр Москвы до Южного Речного порта. Большую помощь приходу и Мемориальному центру в подготовке и проведении крестного хода оказал фонд "Андреевский флаг".
Важно отметить, что путь Креста прошёл через каналы, созданные заключенными, при этом мы запланировали остановки в тех местах, где находились когда-то управления ГУЛАГа и лагпунты. Приходилось учитывать также требования графика и технические условия плавания каравана судов. Начиная от могил узников Соловецкого лагеря особого назначения у подножия Секирной горы на Соловках и до рвов Бутовского полигона мы старались совершать панихиды или литии на всех доступных местах захоронений. Сильное впечатление произвела на участников крестного хода поездка из Повенца в урочище Сандормох. Там в 1937 году были расстреляны соловецкие этапы и многие местные жители — всего около семи тысяч человек. Рядом город Медвежьегорск — столица Беломорско-Балтийского комбината ГУЛАГ НКВД.
Обычно все шло по следующему распорядку. Мы швартовались. На берегу нас уже ждали верующие, просто зрители, духовенство, представители местных властей, журналисты. Начиналось богослужение: молебен с акафистом Кресту или Новомученикам, панихида или лития о всех убиенных. После этого народ прикладывался к кресту, и начиналась экскурсия по выставке, развернутой здесь же на барже. На одном из шлюзов Беломоро-Балтийского канала нас в час ночи встречали прихожане местного храма, и, поскольку подойти к кресту было невозможно, они бросали на палубу полевые цветы. Кстати, во все время пути крест украшался цветами из тех мест, где совершили свой подвиг Новомученики и исповедники Российские. К кресту приносили детей. Приезжали инвалиды. Некоторых из них мы переправляли на баржу, некоторые поклонялись с берега. В Калязине группа смельчаков ночью забралась на колокольню в затопленной части города и встретила наш караван фейерверком. Самые теплые воспоминания остались о встрече креста в Рыбинске — городе, которому в 30-е годы суждено было стать столицей Волголага.
Первыми нас встречали активные прихожане, они уже знали о крестном ходе из сообщений православных СМИ, ждали и готовились. Потом, в течение дня, этот поток постепенно разбавлялся за счет людей далеких от церковной жизни. Услышав о прибытии креста, в любую погоду к нему спешили родственники пострадавших, люди, опаленные тем страшным временем. "А мой отец...", "А мой брат ..." — продолжался вполголоса этот сдавленный плач по невинным жертвам репрессий. Приезжали и совсем юные, знающие о трагедии только по книгам.
По словам руководителя крестного хода настоятеля храма Новомучеников и Исповедников российских в Бутове священника Кирилла Каледы, "ощущение трагизма и жертвы, которая была принесена, было очень глубоко".
Кульминацией крестного хода стало прохождение 6 августа у стен Московского Кремля, храма Христа Спасителя и Дома на набережной. Разрешение на проход через город каравана судов было получено буквально за несколько дней до окончания крестного хода.
После 14 дневного плавания, крестный ход, отправившийся 25 июля с Соловецких островов, наконец, прибыл к месту назначения. В Южном речном порту крест был поставлен на специальную автомобильную платформу. На ней он был доставлен к стенам Новоспасского монастыря, бывшему когда-то одним их первых московских концлагерей, где была совершена Божественная литургия. Около двух часов ночи, сопровождаемый несколькими десятками машин, он начал движение вокруг Москвы. По Варшавскому шоссе он был вывезен на МКАД, а потом, чтобы совершить еще один крестный ход, снова выехал на Варшавское шоссе и к 7-ми часам утра был доставлен на Бутовский полигон и установлен вручную по средневековой технологии с использованием канатов под руководством Георгия Кожокаря. 8 августа в день семидесятилетия с начала массовых казней в Бутове панихиду у креста совершил архиепископ Истринский Арсений.
О крестном ходе рассказывал директор Мемориального научно-просветительского центра "Бутово" Гарькавый И. В.