5.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

08.10

В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадал:

ктитор Андрей (Воробьев)

и иже с ним расстреляно 172 человека

подробнее

france Spain

Соловецкий Поклонный крест

Рядом с местом захоронений на территории, которая примыкает к новому каменному храму, находится  Большой Поклонный Соловецкий крест.  Идея его установки появилась в 2004 году в связи со строительством нового каменного храма. Крест изготовлен в традиции "Богоименных крестов" Русского Севера. Эта традиция была возрождена в Соловецкой Кресторезной мастерской мастером Георгием Кожокарем. Православные "Богоименные кресты" не имели, иконографического, лицевого изображения Страстей Господних.  Разнообразное богословское содержание было передано на них традиционными символами (прежде всего обозначающими имена Божии, например ИС ХС ЦС – Иисус Христос Царь Славы) и богослужебными текстами, вырезанными мачтовой вязью. Такие кресты могли быть тематическими, их часто воздвигали в память о том или ином событии. В духовной культуре Русского Севера они выполняли и сакральную, и мемориальную функцию. В основу концепции креста был положен образ Церкви Христовой. Лицевая сторона посвящена Церкви Торжествующей, Церкви Мучеников и Исповедников. Божественную природу Спасителя открывает явленное в трёх лучах крестчатого нимба имя Сущий. На соединение во Христе Божественной и человеческой природы указывают первая и последняя буквы греческого алфавита α и ω. Рядом на титле надпись Царь Славы. От хризмы расходятся лучи Божественного Света. Они осеняют Чашу, которая символизирует одновременно и чашу страданий, испитую новомучениками и исповедниками Российскими, и чашу Евхаристии, чашу причастия Божественной Жизни. В лучах вязью вырезаны слова Христа, обращенные к ученикам: «мою, юже пию чашу, пийте, яко да во Царствии Отца моего со мною прославитеся…» На слове «прославитеся» текст переходит в образ венца славы, украшенный многочисленными изображениями венцов мучеников: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). В лучах, которые расходятся из центра, пересекая венец, слова кондака Новомученикам и Исповедникам Российским: « Днесь радостно ликует Церковь Русская,  яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя:  святители и иереи,  царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены  и вся православныя христианы,  во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия  и кровьми Истину соблюдшия.  Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,  страну нашу в Православии сохрани  до скончания века». По лицевой стороне причелин вязью вырезаны слова тропаря: «Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь». Оборотная сторона Креста посвящена Церкви Земной – воинствующей и страдающей. Поэтому вокруг средокрестия на другой стороне венца славы,  находится изображение тернового венца Спасителя, в который вплетаются узлы колючей проволоки, напоминающие о страданиях узников ГУЛАГа. Вся поверхность обратной стороны украшена множеством крестов. Здесь это память о многочисленных жертвах  массового террора  погребенных в безвестных могилах на территории бывшего СССР. Крест имеет уникальные размеры. Его высота с голубцом составляет 12.5 м, ширина - 7, 5 м. До сих пор – это самый большой резной православный крест в России.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II крест был доставлен в Москву на корабле, особой процессией - крестным ходом, который  прошел по каналам, которые  строили заключенные. Уникальный крестный ход 6 августа 2007 года прошел мимо Дома на набережной, мимо Храма Христа Спасителя и мимо самого Кремля. Ночью, установленный на автомобильную платформу, Крест был обвезён вокруг столицы,  к 7-ми часам утра 7.08.2007 г. был доставлен на Бутовский полигон. Он был установлен на специальном возвышении ("Голгофе"), склоны которого образуют куски белого камня,  взятого из фундамента, разрушенного в советское время собора Зачатьевского монастыря в Москве.

 

 

Каменный храм Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской. Нижний этаж.

 После патриаршей службы  15 мая 2004 года Святейшим Патриархом Алексием и  главой Русской Зарубежной Церкви митрополитом  Лавром была произведена закладка нового каменного храма. Первый эскизный проект церкви принадлежит Андреем Тутуновым. Архитектурный проект  храма разрабатывался  Михаилом Кестлером, под эгидой фирмы «АРХРАМ».

Новый храм – это храм-памятник со сложной символической программой. Неповторимый облик храма создают пять шатровых  куполов со световыми барабанами. Нижний  этаж храма посвящён переживанию страданий новомучеников, «Церкви Воинствующей», поэтому в притворе храма на стенах можно увидеть предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. Под этими снимками, на двух витринах размещены вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 года. Это обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пуля. Рядом находится  реликварий, в котором хранятся вещи священномучеников, пострадавших на Бутовском полигоне. По стенам храма размещена 51 икона бутовских святых по дням расстрелов. Эти иконы святых образуют своеобразный минейный ряд бутовских новомучеников, в календарной последовательности. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым). Центральный придел нижнего храма, по благословению Святейшего Патриарха, посвящен Державной иконе Божией Матери. Правый придел освящен  во имя сщмч. Серафима, митрополита Санкт-Петербургского. Левый придел - в честь святителя Иоанна Шанхайского. Над царскими вратами центрального предела помещена икона Спасителя, которая принадлежала сщмч. Сергию Кедрову, убиенному в Бутове. Иконостасы, включая сами иконы и киоты, создали мастера Свято­-Троицкого братства г. Щигры.

 

 

 

 

Каменный храм Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской. Верхний этаж.

Верхний храм,  освящен 19 мая 2007 года, через три дня после подписания акта о воссоединении Русской Зарубежной Церкви. Он посвящён прославлению подвига новомучеников, «Церкви Торжествующей». Если нижний храм символизирует Страстную седмицу, то верхний храм - Пасху. Святейший Патриарх Алексий благословил освятить центральный придел верхнего храма в честь Воскресения Христова. Правый придел освящён во имя Новомучеников и Исповедников Российских, левый - во имя святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, как главы собора Новомучеников и Исповедников Российских.

В мае 2013 года иконописцами мастерской Константина Охотина была закончена уникальная роспись верхнего храма. В орнаментальных украшениях богато использованы образы  райских растений, животных, птиц. И среди «рая» символизирующего Царствие Небесное, идет рассказ о подвиге Церкви, начиная от первых времен и завершая последними. В своде центрального барабана верхнего храма изображен Господь Вседержитель. Образцом иконографии для него стала икона Спасителя, из  Великой Лавры на Афоне. Рассматривая стенопись сверху вниз, мы как бы спускаемся по периодам истории. В центральном барабане изображены древние праведники, праотцы, пророки. Поскольку центральный придел посвящен Воскресению Христову – в нижней части барабана написаны явления Спасителя ученикам после  воскресения. В левом приделе, освященном в честь святителя Тихона,  в барабане - эпизоды из житий апостолов. В правом приделе в барабане изображены древние мученики и их страдания. На восточной стене – Собор новомучеников и исповедников Российских, а на западной – образ убиения Царской семьи. Также там можно увидеть другие эпизоды страданий за веру в ХХ столетии, в частности на Соловках. В левом приделе часть фресок посвящена житию святителя Тихона от его рождения до чудесного обретения мощей, происшедшего благодаря пожару 1990 г.  в соборе Донского монастыря. На западной стене храма традиционная тема – Второго Пришествия Христова и Страшного Суда.

В правом, юго-восточном углу храма находится уникальный реликварий-мощевик с собранием частиц мощей многих новомучеников и исповедников Церкви Русской.

 

Археологическое изучение Бутовского полигона

Важнейшей задачей в изучении памятника истории Бутовский полигон было выявление мест массовых захоронений. Для этого, начиная с середины девяностых годов, были проведены работы по комплексному археологичекому исследованию территории.  После передачи территории полигона Русской Православной Церкви производились комплексные историко-археологические, геоботанические и геоморфологические исследования с целью выявления расположения погребальных рвов. Одним из направлений работы явились геофизические исследования. Была выявлена серия аномалий, наиболее интенсивные из них в основном совпадали с местами захоронений, которые были указаны на схеме, составленной сотрудниками ФСБ. Благословение на небольшой пробный раскоп дал Святейший Патриарх Алексий II. В августе 1997 г. специалистами из института антропологии МГУ на небольшом участке полигона были произведены археологические раскопки. Был вскрыт участок погребального рва площадью 12,5 м2. В ходе  археологического исследования было вскрыто погребение, которое было произведено поздней осенью или зимой. Поверх тел здесь была набросана груда одежды и обуви. На открытой части захоронения антропологи насчитали останки 59 человек. Всего же в этой части раскопа находились останки около 150 человек. После изучения тела казненных были перезахоронены в том же раскопе. Над местом раскопок 1997 г. позднее был установлен каменный крест.