7.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Священник Владимир Амбарцумов

Священник Владимир Амбарцумов. Родился 20 сентября 1892 года в городе Шемахе в лютеранской семье. Его отец, Амбарцум Егорович, происходил из города Шемахи Бакинской губернии и был почетным гражданином этого города, одним из сподвижников основателя обучения глухонемых в России Федора Андреевича Рау. В 1911 году Владимир поступил на физико-математический факультет Московского университета. Но уже марте 1913 года по настоянию матери он отправился в Германию, чтобы продолжить образование в Высшем политехническом училище Берлина. Вернуться в Россию в Московский университет его заставило начало мировой войны. По окончании обучения, несмотря на талант незаурядного физика, Владимир оставил исследовательскую деятельность и посвятил себя служению Богу и миссионерству. В годы обучения в университете он стал членом христианского студенческого кружка и перешёл из лютеранства в баптизм. Сблизился с Владимиром Марценковским, по благословению патриарха Тихона проводившим проповедническую деятельность среди учащейся молодёжи. В 1920 г. Амбарцумова берут под арест, но отпускают под подписку о невыезде. После высылки за границу Марцинковского Амбарцумов возглавляет Российское студенческое христианское движение. Проводятся ежегодные съезды. В 1924 году движение оказалось под запретом. Владимир Амбарцумов продолжает действовать нелегально. Работает как физик в Московском рентгеновском институте, а поз- же – секретарем инженерной секции в Союзе коммунальщиков. После знакомства с известным проповедником протоиереем Валентином Свенцицким Амбарцумов переходит в Православие. В конце 1927 года 4 декабря в кафедральном Преображенском соборе г. Глазова он был рукоположен в диакона, а 11 декабря – в иерея, епископом Виктором (Островидовым). В 1928 году иерей Владимир Амбарцумов – настоятель церкви св. князя Владимира в Старосадском переулке Москвы. После закрытия этого храма ведет службу в церкви Святителя Николая у Соломенной сторожки. Примкнув к «непоминающим», в сентябре 1931 г. он ушел за штат, вернувшись к инженерной работе. Из своих скудных средств Владимир Амбарцумов посильно помогает сам и создает систему помощи семьям арестованных и казненных священнослужителей. 5 апреля 1932 года о. Владимира арестовывает ОГПУ, как «активного участника всесоюзной контрреволюционно-монархической организации «Истинно-православная церковь». Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке в Северный край сроком на три года. Но по ходатайству Академии наук его освобождают и срок делают условным. Однако в ночь с 8 на 9 сентября 1937 года он был арестован вновь. Ему вменили в вину, что он был «активным участником и организатором контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников – последователей «Истинно-православной церкви», среди своих единомышленников проводил большую контрреволюционную работу, направленную к свержению соввласти и реставрации монархического строя в СССР». 3 ноября 1937 г. тройка при УНКВД по Московской области постановила его « расстрелять». Приговор привели в исполнение 5 ноября на спецобъекте в Бутове. Причислен к лику святых.

 Из протокола допроса священномученика Владимира: «- Изложите содержание контрреволюционных разговоров, имевших место между вами и Шиком М. В. – При наших встречах мы, то есть я, Амбарцумов и Шик, обсуждали о тяжелом ненормальном поло- жении Православной Церкви в СССР, говорили, что раз Церковь отделена от государства, то государство не должно вмешиваться в церковные дела, также говорили, [что] если Церковь не занимается политикой, то надо дать Церкви свободу действий и дальнейшего ее развития, дать возможность про- возглашать свободно проповеди с целью укрепления Православной Церкви. Я говорил, что бывают случаи, когда служители культа невинно осуждаются за контрреволюционную деятельность и высылаются в концлагеря и в тюрьмы. – Что вы говорили о новой Конституции? – По вопросам Конституции я говорил, что хотя служители культа и по- лучили по новой Конституции права быть избранными и избирать, но я не верю, что служители культа будут избраны в советы. – Ваше отношение к советской власти? – Я по своим убеждениям заявляю, что советская власть есть явление временное, как всякая власть».

Об священномученике иерее Владимире Амбарцумове рассказывал его внук протоиерей Кирилл Каледа