Будущий наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии. В Святом Крещении он был назван Константином. Родители мальчика – пономарь Петр и Агафия – отличались благочестием и глубокой верой.
Юноша обучался в Волоколамском духовном училище, но не окончил его потому что уже в 1878 г. поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где через пять лет был принят в число послушников и назначен келейником наместника Лавры архимандрита Леонида (Кавелина), известного церковного историка.
28 марта 1888 в Гефсиманском скиту Лавры его постригли в монашество с наречением имени Кронид. Позднее после рукоположения в сан иеромонаха, отец Кронид был назначен смотрителем литографий и фотографий Лавры, а с 1896 года состоял смотрителем епархиального училища иконописания. Ещё несколько лет он трудился на Санкт-Петербургском подворье Лавры. За свои ответственное служение он был возведён в сан игумена, а позднее 9 мая 1908 года – в сан архимандрита.
9 января 1915 года Святейший Синод Русской Православной Церкви назначил его наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Архимандрит Кронид был не только талантливым хозяйственником, но опытным духовным наставником и прежде всего для братии Лавры. Он с любовью, пастырской ревностью и настойчивостью часто проповедовал. Мудрый старец, искусный в духовной жизни, он делился своим духовным опытом, приобретенным в монашестве. Отличительной чертой поучений отца Кронида были простота в изложении духовных истин и сердечность. Основное внимание он обращал на внутреннюю сторону человека, на его сердце, на исправление греховных недостатков. Одной из важнейших и основополагающих добродетелей отец Кронид считал смирение. В эти годы он был особенно близок к известному духовному наставнику иеросхимонаху Алексею (Соловьеву), духовнику знаменитой Зосимовой пустыни.
В 1917 году начинается крестный путь отца Кронида.
11 апреля 1919 года по распоряжению Ленина происходит вскрытие мощей Преподобного Сергия. А 3 ноября ночью лаврских монахов и вовсе выселяют из обители . Все храмы и келлии в Лавре опечатывают. 26 марта 1920 г. выходит постановление президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в московский музей». 7 мая 1920 года Лавру официально закрывают.
Часть монахов в том числе и архимандрит Кронид, поселилась в городе на частных квартирах, он также с 1929 года и до ареста жил у Кукуевского кладбища в Загорске. При этом отец Кронид продолжал оказывать поддержку инокам, руководил их духовной жизнью, заботился о окормлении своих духовных чад из мирян. С 1935 года подвижник стал быстро слепнуть.
11 октября 1937 года сотрудниками Загорского райотдела НКВД на архимандрита Кронида было заведено уголовное дело. 20 ноября был выдан ордер на его арест и проведен обыск в квартире по улице Штатно-Садовой в доме № 3. В описи конфискуемого имущества ничего не числилось.
21 ноября 1937 года отец Кронид был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
Дело по обвинению архимандрита Кронида носило название «Ипполит». Это было связано с тем, что в доме, где на момент ареста жил наместник, более десяти лет проживал девяностотрехлетний старец, лаврский духовник и библиотекарь, много лет стоявший у святых мощей преподобного Сергия, «гробовой монах», игумен Ипполит, почитаемый как человек высокой духовной жизни. Хотя старец и не был арестован, но связь с ним вменялась в вину всем проходившим по делу архимандрита Кронида. В дни, когда шло следствие, игумен Ипполит скончался.
Дело вели в ускоренном порядке с применением пыточных методов следствия.
Архимандрит Кронид обвинялся в том, что фактически оставался наместником Троице-Сергиевой Лавры, владел и пользовался печатью наместника. По его благословению благочинный округа назначал вернувшихся из ссылок и заключений монахов Лавры на приходы округа (им были устроены на приходы более пятидесяти иеромонахов). Пожертвования, которые приносили верующие архимандриту Крониду и игумену Ипполиту, посылались священнослужителям, находящимся в ссылках и тюрьмах. Дом, где нашел приют отец Кронид, в следственном деле называется «домашним монастырем», «продолжением Лавры».
О цели посещения его квартиры монахами он сказал: «Мою квартиру в городе Загорске периодически посещали монахи бывшей Лавры, которые приходили меня навещать как бывшего Наместника, руководителя и за советами». На требование следователя назвать лиц, его посещавших, он ответил: «Меня до последнего времени посещали в Загорске мои почитатели, назвать которых я отказываюсь. Быстро забываю имена и фамилии».
На вопрос следователя о его отношении к советской власти архимандрит Кронид сказал: «Я по своим убеждениям являюсь монархистом, последователем истинной Православной Церкви и существующую советскую власть признаю как верующий: [она] послана народу как испытание верующих в Промысел Божий».
7 декабря 1937 года на заседании тройки архимандрит Кронид был приговорен к высшей мере наказания. 10 декабря, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», он был расстрелян. Вместе с ним были казнены ещё 11 человек, проходивших по этому делу: игумены, иеромонахи и монахи Лавры Преподобного Сергия. Все они погребены в общей могиле на территории спецзоны НКВД Бутово, мученически закончив свой жизненный путь.
Вот небольшой фрагмент из его проповеди:
Отчего мы не всегда прощаем, а чаще предаемся взрывам гнева, досады и негодования? Думаю, от невнимания к цене прощения.
Из самолюбивого сердца выходит помышление: из-за чего прощать? Мы и не прощаем.
Простим – и прощены будем, простим еще – и еще прощены будем и так без конца. Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, в объятиях Божия милосердия и любви.
В августе 2000 года отец Кронид был причислен к лику святых, как преподобномученик.
Об о. Крониде рассказывал митрополит Каширский Феогност