6.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Мемориальная акция "Крестный путь"

 В 2007 году, когда исполнилось 70 лет сначала Большого террора, была проведена мемориальная акция Крестный путь. Её главная идея заключалась в том, чтобы изготовить на Соловках по заказу Бутовского прихода и перевести в Бутово большой поклонный крест, изготовленный по традициям Русской Православной ставрографии в память о всех пострадавших за Веру. Этот большой поклонный крест был изготовлен мастером Георгием Кожокарем в традициях символических или как их еще называли Богоименных крестов Русского Севера. Видимо, это самый большой резной православный поклонный крест в мире. Его высота по вертикали 12 м, по горизонтали его ширина 7,5 м. От момента зарождения идеи до воплощения прошло около трех лет. Сам процесс изготовления креста можно разделить на два этапа. Подготовка древесины заняла около двух лет. А процесс резьбы — около полугода.
в процессе подготовки акции по благословению патриарха Московского всея Руси Алексея II было принято решение совершить крестный ход, чтобы крест как символ нашей общей памяти привлёк к себе внимание всего российского общества. Поскольку транспортировка Креста в собранном виде по дорогам была связана с колоссальными техническими сложностями, было принято решение доставить крест в Москву водным путем. Однако это тоже была непростая задача, почти не имевшая аналогов в российской истории. перенесение святыни по воде на кораблях на расстоянии более 1.000 км происходило в истории России всего лишь два раза. В 1652 году похожим путем будущий Патриарх Никон доставил мощи Святителя Митрополита Филиппа из Соловков в Москву. В начале XVIII века По воле Петра I из Владимира в Санкт-Петербург были доставлены мощи Святого благоверного князя Александра Невского.
Было принято решение разместить крест на специальном подиуме, который был установлен на барже, приводимой в движение буксирами. Причем буксиры несколько раз менялись по пути следования. За буксиром шёл корабль сопровождения. Таким образом, Крестный ход представлял собой Караван судов, которые должны были отправившись большого Соловецкого острова по Белому морю войти в систему Беломорско-балтийского канала, далее пройти через Онежское озеро, преодолеть Белое озеро, часть Волго Балтийской системы по рекам Вытегре, Ковже, Шексне и через Рыбинское водохранилище пройти по Северной Волге до города Дубны. Караван судов с крестом проследовал по Белому морю, Беломоро-Балтийскому каналу, Онежскому и Волге.От Дубны до Москвы Крестный ход шёл по каналу имени Москвы, когда то носившему название канала имени Сталина, и построенному руками заключённых Дмитлага в 1935-1937 годах. Далее Крестный ход должен был пройти через центр Москвы до Южного Речного порта. Большую помощь приходу и Мемориальному центру в подготовке и проведении крестного хода оказал фонд "Андреевский флаг".
Важно отметить, что путь Креста прошёл через каналы, созданные заключенными, при этом мы запланировали остановки в тех местах, где находились когда-то управления ГУЛАГа и лагпунты. Приходилось учитывать также требования графика и технические условия плавания каравана судов. Начиная от могил узников Соловецкого лагеря особого назначения у подножия Секирной горы на Соловках и до рвов Бутовского полигона мы старались совершать панихиды или литии на всех доступных местах захоронений. Сильное впечатление произвела на участников крестного хода поездка из Повенца в урочище Сандормох. Там в 1937 году были расстреляны соловецкие этапы и многие местные жители — всего около семи тысяч человек. Рядом город Медвежьегорск — столица Беломорско-Балтийского комбината ГУЛАГ НКВД.
Обычно все шло по следующему распорядку. Мы швартовались. На берегу нас уже ждали верующие, просто зрители, духовенство, представители местных властей, журналисты. Начиналось богослужение: молебен с акафистом Кресту или Новомученикам, панихида или лития о всех убиенных. После этого народ прикладывался к кресту, и начиналась экскурсия по выставке, развернутой здесь же на барже. На одном из шлюзов Беломоро-Балтийского канала нас в час ночи встречали прихожане местного храма, и, поскольку подойти к кресту было невозможно, они бросали на палубу полевые цветы. Кстати, во все время пути крест украшался цветами из тех мест, где совершили свой подвиг Новомученики и исповедники Российские. К кресту приносили детей. Приезжали инвалиды. Некоторых из них мы переправляли на баржу, некоторые поклонялись с берега. В Калязине группа смельчаков ночью забралась на колокольню в затопленной части города и встретила наш караван фейерверком. Самые теплые воспоминания остались о встрече креста в Рыбинске — городе, которому в 30-е годы суждено было стать столицей Волголага.

Первыми нас встречали активные прихожане, они уже знали о крестном ходе из сообщений православных СМИ, ждали и готовились. Потом, в течение дня, этот поток постепенно разбавлялся за счет людей далеких от церковной жизни. Услышав о прибытии креста, в любую погоду к нему спешили родственники пострадавших, люди, опаленные тем страшным временем. "А мой отец...", "А мой брат ..." — продолжался вполголоса этот сдавленный плач по невинным жертвам репрессий. Приезжали и совсем юные, знающие о трагедии только по книгам.
По словам руководителя крестного хода настоятеля храма Новомучеников и Исповедников российских в Бутове священника Кирилла Каледы, "ощущение трагизма и жертвы, которая была принесена, было очень глубоко".
Кульминацией крестного хода стало прохождение 6 августа у стен Московского Кремля, храма Христа Спасителя и Дома на набережной. Разрешение на проход через город каравана судов было получено буквально за несколько дней до окончания крестного хода.
После 14 дневного плавания, крестный ход, отправившийся 25 июля с Соловецких островов, наконец, прибыл к месту назначения. В Южном речном порту крест был поставлен на специальную автомобильную платформу. На ней он был доставлен к стенам Новоспасского монастыря, бывшему когда-то одним их первых московских концлагерей, где была совершена Божественная литургия. Около двух часов ночи, сопровождаемый несколькими десятками машин, он начал движение вокруг Москвы. По Варшавскому шоссе он был вывезен на МКАД, а потом, чтобы совершить еще один крестный ход, снова выехал на Варшавское шоссе и к 7-ми часам утра был доставлен на Бутовский полигон и установлен вручную по средневековой технологии с использованием канатов под руководством Георгия Кожокаря. 8 августа в день семидесятилетия с начала массовых казней в Бутове панихиду у креста совершил архиепископ Истринский Арсений.
О крестном ходе рассказывал директор Мемориального научно-просветительского центра "Бутово" Гарькавый И. В.