3.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Об архимандрите Крониде (Любимове)

Составлено на основании материалов: Георгий (Тертышников), архим. «Жизнеописание Архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» // Альфа и Омега. 1998. № 2 (16). C. 146-163.

 

Архимандрит Кронид (Любимов) родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии. В Святом Крещении он был назван Константином. Родители мальчика – пономарь Петр и Агафия – отличались благочестием и глубокой верой в Промысл Божий, направляющий все случаи в жизни христианина к благим последствиям.

Константин Любимов обучался в Волоколамском духовном училище, но курса не окончил и в 1878 г. поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где в течение испытательного срока исполнял различные послушания.

В 1880 г. Константин Петрович Любимов был призван к исполнению воинской повинности, но по Промыслу Божию был избавлен от военной службы. Он вернулся в Троицкую обитель, подал прошение о принятии его в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в феврале 1883 года он был принят в число послушников и назначен келейником наместника Лавры архимандрита Леонида.

26 января 1888 г. Учрежденный собор Лавры ходатайствовал о пострижении послушника Константина в монашество. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий ходатайство удовлетворил, и 28 марта того же года соборный иеромонах Авраамий в Гефсиманском скиту Лавры совершил постриг послушника Константина в монашество с наречением имени Кронид.

23 мая 1892 года митрополит Московский и Коломенский Леонтий рукоположил иеродиакона Кронида в сан иеромонаха. Отец Кронид был назначен смотрителем литографий и фотографий, а с 1896 года состоял смотрителем епархиального училища иконописания, находящегося при Лавре. Благодаря его неустанной заботе училище иконописи «совершенно переменилось к лучшему как в нравственном отношении и учебной части, так и по самому содержанию оного”. Вместе с тем отец Кронид состоял членом экзаменационной Комиссии по испытанию братии при представлении к рукоположению в священнослужительский сан.

17 января 1905 года в Духовный собор Лавры поступил указ митрополита Московского и Коломенского Владимира о назначении иеромонаха Кронида экономом Санкт-Петербургского Троицкого подворья. Отец Кронид переехал в Петербург, где развернул активную деятельность по восстановлению сильно запущенного к тому времени Троицкого подворья. Его труды были столь полезными, что к концу года Духовный собор Лавры счел возможным ходатайствовать о возведении отца Кронида в сан игумена.

За Божественной литургией в Троицком храме Санкт-Петербургского Троицкого подворья 11 мая 1906 года Иеромонах Кронид был возведен митрополитом Московским и Коломенским Владимиром в сан игумена, а 9 мая 1908 года – в сан архимандрита.

9 января 1915 года Святейший Синод Русской Православной Церкви назначил архимандрита Кронида наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вместо уволенного на покой архимандрита Товии (Цимбала)Архимандрит Кронид был не только талантливым хозяйственником, но опытным духовным наставником своей паствы и прежде всего братии Лавры. Он с любовью, пастырской ревностью и настойчивостью часто проповедовал. Мудрый старец, искусный в духовной жизни, он делился своим духовным опытом, приобретенным в монашестве. Отличительной чертой поучений отца Кронида были простота в изложении и сердечность. Основное внимание он обращал на внутреннюю сторону человека, на его сердце, на исправление греховных навыков и недостатков. Одной из важнейших и основополагающих добродетелей отец Кронид считал смирение.

В 1917 году начинается крестный путь отца Кронида к его Голгофе. Он участвует в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, переезжает в Москву, где живет всю осень и зиму.

Осенью 1918 года началась конфискация имущества, принадлежащего Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

11 апреля 1919 года происходит вскрытие мощей Преподобного Сергия.

Ночью 3 ноября 1919 года лаврских монахов выселяют в Гефсиманский скит. Все храмы и келлии в Лавре опечатывают. 26 марта 1920 г. выходит постановление президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в московский музей». 7 мая 1920 года Лавру закрывают.

После закрытия Лавры часть монахов осталась жить в Гефсиманском скиту, а другие, в том числе и архимандрит Кронид, поселились в Сергиевом Посаде на частных квартирах.

В 1920–1922 годах архимандрит Кронид жил в селе Братовщина у старосты храма, в 1922–1926 годах – в Гефсиманском скиту, в 1926–1929 годах – в Параклитском скиту, с 1929 года до кончины – у Кукуевского кладбища в Сергиевом Посаде. Он продолжал оказывать поддержку инокам, заботился и о духовном окормлении своих духовных чад из мирян. С 1935 года отец Кронид стал быстро слепнуть.

11 октября 1937 года органами государственной безопасности на архимандрита Кронида было возбуждено дело. 20 ноября был выдан ордер на его арест и обыск в квартире по улице Штатно-Садовой в доме № 3. Во время обыска изъяли «паспорт на имя Любимова Константина Петровича за № БУ35894». В описи конфискуемого больше ничего не числилось.

21 ноября 1937 года отец Кронид был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

Дело по обвинению архимандрита Кронида носило название «Ипполит». Это было связано с тем, что в доме, где на момент ареста жил наместник, более десяти лет проживал девяностотрехлетний старец, лаврский духовник и библиотекарь, много лет стоявший у святых мощей преподобного Сергия, «гробовой монах», игумен Ипполит, почитаемый как человек высокой духовной жизни. Хотя старец и не был арестован, но связь с ним вменялась в вину всем проходившим по делу архимандрита Кронида. В дни, когда шло следствие, игумен Ипполит скончался.

Архимандрит Кронид обвинялся в том, что фактически оставался наместником Троице-Сергиевой Лавры, владел и пользовался печатью наместника. По его благословению благочинный округа назначал вернувшихся из ссылок и заключений монахов Лавры на приходы округа (им были устроены на приходы более пятидесяти иеромонахов). Пожертвования, которые приносили верующие архимандриту Крониду и игумену Ипполиту, посылались священнослужителям, находящимся в ссылках и тюрьмах. Дом, где нашел приют отец Кронид, в следственном деле называется «домашним монастырем», «продолжением Лавры».

О цели посещения его квартиры монахами он сказал: «Мою квартиру в городе Загорске периодически посещали монахи бывшей Лавры, которые приходили меня навещать как бывшего Наместника, руководителя и за советами». На требование следователя назвать лиц, его посещавших, он ответил: «Меня до последнего времени посещали в Загорске мои почитатели, назвать которых я отказываюсь. Быстро забываю имена и фамилии».

 На вопрос следователя о его отношении к советской власти архимандрит Кронид сказал: «Я по своим убеждениям являюсь монархистом, последователем истинно Православной Церкви и существующую советскую власть признаю как верующий: [она] послана народу как испытание [его] веры в Промысл Божий».

7 декабря 1937 года на заседании судебной «тройки” архимандрит Кронид был приговорен к высшей мере наказания. 10 декабря, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», отец Кронид был расстрелян, на Бутовском полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле, мученически закончив свой жизненный путь.

 

Автор: Галина Хижнякова

 

Стих патр. Пимена о прмч. Крониде (Любимове)

***
В Параклите жил Лавры наместник,
Архимандрит всечестнейший Кронид,
Был молитвы келейной учитель,
Простотою он был знаменит.

А величье и важность в осанке
Не мешало ему всех любить,
И кто встретившись с ним хоть однажды,
Никогда уж не смог-бы забыть.

Эти очи горевшие верой,
Эту ласку ко всем и всегда,
Ежедневное служб посещенье,
Не забыть никогда, никогда!

Не забыть и тот толстый помянник,
Что всегда был в руках у него,
Что читал Он за каждой обедней,
Обливая слезами всего.

Его нет уж теперь! ... Не живет Он!
Верю также с надеждой в глазах,
Богу молится в Царстве Небесном,
О всех тех, кто живет здесь в слезах.

1949 г.

Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов) / Монастырский вестник

В Новосибирске открылась мультимедийная выставка "Русская Голгофа"

8 декабря в историческом парке "Россия - моя история" состоялось торжественное открытие выставка "Русская голгофа", призванной рассказать о подвиге новомучеников и исповедников XX века. В открытии выставки принял участие митрополит Новосибирский и Бердский Никодим. 

 

В Новосибирске открылась мультимедийная выставка "Русская Голгофа"

Миссия выставки – восстановить историческую справедливость путем максимально возможного сохранения для будущих поколений духовных, научных и эстетических ценностей, созданных людьми, погибшими в годы репрессий за Веру и Церковь, показать подвиг новомучеников и исповедников в контексте истории ХХ века.
Выставка «Русская Голгофа» органично дополнит залы экспозиции «ХХ век: от великих потрясений к Великой Победе», а так же на выставке будут представлены уникальные экспонаты музея Новосибирской епархии Русской православной церкви.

Выставка организована при поддержке Новосибирской митрополии Русской Православной Церкви, исторического парка «Россия – моя история», прихода храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове, депутата ГД РФ Иванинского Олега Ивановича, генерального директора АО «Маслодельный комбинат Чановский» Игумного Дмитрия Владимировича.

Приветствуя организаторов и гостей выставки митрополит Новосибирский и Бердский Никодим отметил значимость этой темы для современного общества. "Казалось бы, прошли те времена, когда совершались страшные гонения на Русскую Православную Церковь, на русский народ, на всех тех, кто отстаивал духовно-нравственные ценности, присущие нашей стране. Но сегодня мы вновь видим, как в угоду каким-то политическим решениям вновь идет гонение на людей, которые верны духовно-нравственной традиции, которые исповедуют себя членами Русской Православной Церкви на Украине. Мы видим, как архипастырей Украины, священников, простых людей за исповедание веры подвергают страшным гонениям: аресты, заключения, конфискации имущества, лишение гражданства - всё это нам напоминает о том, что происходило некогда, когда людей за исповедание веры у нас арестовывали. 

Тогда люди нашей страны явили духовный подвиг – подвиг верности духовно-нравственным ценностям, православной вере. Исповедуя свою веру, они готовы были принять не просто мучения, но и саму смерть. И сейчас важно вспомнить об этом, о том, как должно отстаивать свою веру, как быть верным духовно-нравственным традициям. Эта выставка повествует о простых людях, о священнослужителях, об архипастырях, о всех тех, кто несмотря ни на что, был верен престолу, был верен Русской Православной Церкви. Надеюсь, что те, кто придёт на эту выставку, ознакомятся с её экспонатами, немного задумаются о том, что же передано им – тем, кто живёт сегодня, в наши дни, как важно сохранить веру, как важно быть верным духовно-нравственной традиции и как важно не просто быть верным, но и передать эти традиции будущим поколениям". 

В заключение своего приветственного слова митрополит Никодим поблагодарил организаторов выставки за огромный исследовательский труд и работу в деле просвещения общества. 


Проект  «Русская Голгофа» – начало работы над созданием Общероссийского мемориального музея подвига и исповедничества в ХХ веке «Русская Голгофа». Он будет создан на территории бывшей спецзоны НКВД «Бутово» под Москвой. В центре музейного повествования будет стоять человек, совершающий свой нравственный выбор в исключительно сложных обстоятельствах времени. 

Выставка «Русская Голгофа» будет работать до 24 декабря, а потом пополнит ряд тематических экскурсий Исторического парка «Россия – моя история».

 

Источник: https://nskmi.ru/metropole/news/9762/

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВИЧА СОЛУЯНОВА

2 декабря 2023 года скончался ветеран Воздушно-десантных войск и войны в Афганистане, Герой Советского Союза генерал-майор Александр Петрович Солуянов.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов Александр Петрович проживал в районе Южное Бутово на 2-й Мелитопольской улице, был прихожанином и благотворителем нашего храма.

 

 

Родился Александр Петрович на Праздник Свт. Николая 19 декабря 1953 года в р.ц. Пономарёвка Оренбургской области в семье, происходившей из донских казаков. Во святом Крещении носил имя благ. кн. Александра Невского.

Среднюю школу в родном селе, Казанское суворовское военное училище, а затем и Рязанское воздушно-десантное училище окончил с золотой медалью.

С 1980 по 1982 год был командиром парашютно-десантного батальона в Закавказском военном округе.

 

С января 1982 по июнь 1984 года служил в Афганистане, где также командовал парашютно-десантном батальоном. Здесь на долю Александра Петровича выпало немало сложных военных задач, которые он неизменно решал с изобретательностью и мужеством. Операции его батальона вошли в отечественные военные учебники. Вот одна из них. В 1982 г. капитан Солуянов с бойцами десантировался в горах прямо на командный пункт моджахедов. С нашей стороны было 20 человек, у противника – 70. Десантники смогли уничтожить 46 душманов и ещё 15 взять в плен. С 17 мая по 10 июня 1982 года батальон Солуянова принимал участие в боевой операции по уничтожению крупных банд мятежников в районе населённого пункта Дидак, провинция Парван. В ходе боя капитан А. П. Солуянов принял верное решение, умело организовал взаимодействие с авиацией и артиллерией. Поставленная задача была выполнена без потерь личного состава и боевой техники. Было захвачено в плен 320 моджахедов, 260 единиц оружия, 3 склада с продовольствием и боеприпасами. В феврале 1984 года во время проведения операции в Ниджбарском ущелье батальон под командованием майора Солуянова штурмовал господствующие высоты, занятые противником. В ходе боевых действий Солуянов умело руководил подразделениями, находясь на самых опасных участках. Несмотря на сильное сопротивление противника и плотный огонь, неприятель с высот был выбит. За те два с половиной года, что Солуянов командовал в Афганистане парашютно-десантным батальоном, он потерял меньше десятка бойцов. И это счастливый рекорд той войны. А заслужить на войне солдатское спасибо значит не меньше Звезды Героя.

Звание Героя Советского Союза Александру Петровичу присвоено 23 ноября 1984 года за мужество и героизм, проявленные в Афганистане (медаль «Золотая Звезда» № 11521).

В Афганистане он лично участвовал в 70 военных операциях, шёл впереди бойцов и не раз мог погибнуть. Александр Петрович вспоминает: «В один из боёв в горах я отчётливо услышал за спиной голос: «Оглянись!» Повернулся и увидел в пяти метрах от себя моджахеда, который из-за камня целился мне в голову из автомата, но почему-то не стрелял. Мой снайпер Мархотин, воспользовавшись паузой, уложил этого моджахеда. После боя мы осмотрели его оружие – оказалось, что у душмана заклинил патрон в патроннике, хотя это был наш знаменитый АК – самый надёжный автомат в мире. А голос, сказавший: «Оглянись!», до сих пор в моей памяти: нас спасал Бог и молитвы близких. Когда я был ранен в бедро и руку, но благодаря своим десантникам выжил, то уже в госпитале обнаружил: бабушка зашила мне в комбинезон пояс с текстом 90-го псалма «Живый в помощи Вышняго…» и маленькую иконку святителя Николая Чудотворца. Недавно был на Святой горе Афон, подошёл ко мне монах, обнял: «Здравствуй, командир!» Оказалось, он один из бойцов моего афганского батальона».

Звание генерал-майора присвоено Александру Петровичу в 1992 году. Когда в середине 1990-х гг. песня группы «Любэ» «Комбат» стала хитом, режиссер Никита Михалков решил снять для неё клип. На главную роль пригласил Героя Советского Союза генерала Александра Солуянова. Именно его в один голос назвали десантники, когда в армии стали искать реального «Батяню-комбата», того, «кто не прятал сердце за спины солдат». Впрочем, вспоминает Александр Петрович, «до монтажа дело не дошло – Никите Сергеевичу пришлось переключиться на фильм «Сибирский цирюльник». Я был этому только рад. Образ комбата-батяни должен остаться собирательным. Сколько достойных офицеров было и в Афгане, и в Чечне. И сейчас, во время СВО!»

 

В 2003 г. генерал Солуянов в Лондоне на конференции по противодействию терроризму встретился с английским генералом Шпунером: «В то время Шпунер командовал воздушно-десантной бригадой Великобритании, находившейся в Афганистане. И он заявил: «Я могу констатировать: 80% жителей этой страны считают десятилетие пребывания в Афганистане советских войск золотым временем. К русским у них нет претензий. Ну, а то, как воевали русские десантники в горах, – это фантастика. Мы так воевать не умеем».

 

В интервью интернет порталу Православие.ру Александр Петрович говорил: «У МЕНЯ ОДНА МЕЧТА – К КОНЦУ ЖИЗНИ ЗАСЛУЖИТЬ ЗВАНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА».

Вечная ему память!