7.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Каким был Император Николай II в детстве?

19 мая исполняется 155 лет со дня рождения императора Николая II. По случаю праздника публицист Андрей Мановцев подготовил лекцию и обширную статью о детстве и юности царя, в которой в том числе размышляет о покаянном смысле художественной повести Ильи Сургучева «Детство Императора Николая II».

 
Достоверных свидетельств (подтверждаемых документами) о детстве Императора Николая II немного. Обыкновенно, говоря о начальном периоде жизни Царя-мученика, прибегают к повести Ильи Сургучева «Детство Императора Николая II», даже не оговаривая, что это – художественное произведение. Но прежде чем обратиться к этому материалу, скажем два слова о Государе в детстве, в связи с вышедшей недавно книгой об Императрице Александре Федоровне, в которой, естественно, идет речь и об Императоре. Книга носит (спорное, мягко говоря) название «Алиса в русском зазеркалье» и достойна отдельного обсуждения, ее авторы – Павел Басинский и Ксения Барбаняга, книга именована ими как «роман-диалог». Цель ее – сообщить читателю представление о значимых исторических фигурах как о живых личностях. Авторы держатся «общих человеческих ценностей», но они далеко не свободны от общественных мнений-клише. Так Басинскому, очевидно, хотелось бы считать Государя «слабым царем», и он в детстве Николая II отыскивает истоки его «слабости»: считает, что личность отца действовала на мальчика Ники «подавляюще». Однако, мне думается, всякий любящий русскую литературу и непредвзятый читатель согласится с тем, что в повести Сургучева Ники предстает как живая самостоятельная личность, живая (прежде всего, сострадательная) душа, живущая собственной насыщенной жизнью, в ней подавленности вовсе не чувствуется. И нужен нарочитый акцент на отдельных сценах с Государем Александром III, чтобы «выловить» оную подавленность. Не обходится и без явных передержек: по Басинскому, к примеру, Ники был пойман будто бы отцом на курении и малодушно факт отрицал, но такого эпизода в повести просто НЕТ, а есть лишь общего характера рассказ Владимира Олленгрена:

«Шалун он был большой и обаятельный, но на расправу — жидок. Я был влюблен в него, что называется, по-институтски: не было ничего, в чем бы я мог отказать ему. И когда Александр ловил нас в преступлениях, я всегда умолял его:

— Ники — не виноват.

— Ты не виноват? — спросил однажды Александр.

— Я не виноват, — ответил Ники, прямо глядя в глаза.

— Ах, ты не виноват? — рассердился Александр. — Так вот это тебе лично, а это — за Володю.

— Почему за Володю? — со слезами спрашивал Ники, почесывая ниже спины.

— Потому что Володя за других не прячется. Володя — мальчик, а ты — девчонка.

— Я не девчонка, — заревел Ники. — Я мальчик.

— Ну, ну, не реви, — ответил отец и, в утешение, дал нам по новенькому четвертаку».

Вот и вся подавленность: «на расправу — жидок».

Нужна специальная настроенность на выискивание скверного (малодушия, подавленности) в повести, изобилующей отсутствием скверны! Это отнюдь не «взыскание правды», которое Николай Бердяев считал присущим русской интеллигенции, но какая-то априорная искаженность, выдающая авторов «с головой», как и ерническое название книги.

В чем же «контекст»?

Будущий царь Николай II с отцом Императором Александром III

Ниже вниманию читателя предлагается видеозапись лекции «Детство Императора Николая II и его исторический контекст». Благодаря фотографиям тех давних лет, слушатель в какой-то мере погружается в жизнь России второй половины ХIХ века, но контекст не в этом погружении. Николай II родился 6 мая (ст.ст.) 1868 года, т.е. в России, уже несколько лет как пореформенной. «Геологический сдвиг» уклада российской жизни был чреват серьезными сдвигами и в сознании наших соотечественников, вот эти-то сдвиги и рассматриваются мной как «исторический контекст». Отход от веры в Живого Бога и расположение, как бы взамен, к вере в «светлое будущее» – вот что, думается, имеют в виду слова о «мерзости растления» второго кондака акафиста Царю-мученику: «Видяще Всеблагая Богомати страну нашу мерзостию растления оскверняему, избратя от рождения яко чистейшего, Руси бо очищение». Ясно, что лишь гениальное художественное слово может в полной мере передать чистоту души героя, так (недостаточно по сей день оцененное) слово Ильи Сургучева передает чистоту души мальчика, который должен стать страстотерпцем, Царем-жертвой, на что и избран. И сама (редчайшая!) уморительность этой повести служит этой передаче: уморительно – значит, непритязательно, а чистота и может быть только непритязательной. Но вот лекция.

Слово «покаяние» не должно отпугивать

Для человека, стороннего Церкви, представление о покаянии заведомо не может быть содержательным. Но для человека православного, живущего церковною жизнью, хорошо известно, что на исповеди ты говоришь о себе просто правду. Однако то же и в общем историческом плане: нам нужна о себе просто правда. Мы еще толком назад и не оглядывались. А «за спиной», при всем нашем разномыслии и всей разобщенности, одно есть общее у нас, и это не «что», а «кто»: убиенный Царь-мученик. И, по слову святителя Иоанна Шанхайского, Россия не возродится, покамест не покается в цареубийстве. «Что же, - задавала вопрос одна женщина в прямом эфире радио «Радонеж» перед прославлением Царской Семьи, – мы должны все выйти на Красную площадь и встать на колени?» - «Да нет, что Вы, - ответил ведущий, - дело-то сердечное». Дело сердечное, и, на мой взгляд, состоящее в следующем: был ты ленив или нет, «ленив и нелюбопытен», удосужился или нет узнать правду о Царской Семье (а не только детей пожалеть), и прежде всего – о Царе. Если дорога тебе его «во всем виноватость» («сам отрекся, сам и виноват, ну достойно держал себя, ну мученик, мне-то что»), и если ты под него лишь подыскиваешься, чтобы только подтверждение найти его виноватости, то какая же в этом правда? – только скверна.

Признаюсь, повесть Ильи Сургучева так «уловляла» меня, так насыщала «того самого уровня» русской прозой, так радовала светом и любовью, что ее покаянный смысл – заслонялся. И вдруг – «дошло»… А дошло ли верно, предлагаю судить читателю по моей статье  «Покаянный смысл повести Ильи Сургучева «Детство Императора Николая II»».  В этой статье обсуждаются также анахронизмы повести и их неслучайность.

Еще признание: тут «без молитвы не разберешься». Я очень долго не мог решиться признать святость Царя Николая II, это было в начале 1990-х годов. Не стану здесь рассказывать подробно, какие были у меня мысленные борения, но это были борения и вправду. Все встало на свои места, все стало для меня совсем по-другому, когда («дошло») я вдруг сообразил, что надо попробовать им помолиться, и помолился – вначале только детям… Православный читатель меня поймет, ибо знает, что значит «действие благодати». Без него не то.

Источник: Молодежный интернет-журнал МГУ 
"ТАТЬЯНИН ДЕНЬ"
https://taday.ru/text/2350932.html

16 годовщина освящения храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Российских в Бутове

 


19 мая 2007 г. в день памяти праведного Иова Многострадального и день рождения Святого Царя-страстотерпца Николая Александровича Его Святейшеством, Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, и Высокопреосвященным Лавром, Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йорским, Главой Русской Зарубежной Церкви был освящен храм Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове.
Освящение было совершено через два дня после восстановления канонического общения между двумя Церквами.

В память об этом событии помещаем галерею фотографий Владимира Ходакова.


Фотогалерея

Традиционное посещение Бутовского полигона родственниками жертв политических репрессий при поддержке Мэрии Москвы


17 мая на Бутовский полигон Мэрия Москвы привезла по традиции родственников жертв политических репрессий.
В этом году людей собралось особенно много.
Такие поездки проводятся с 1995 г.
От лица Правительства Москвы участников поездки приветствовал заместитель руководителя Комитета общественных связей А. В. Белов и секретарь Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий г. Москвы  М. Н. Суслова.
С приветственным словом к ним обратился и директор Мемориального центра "Бутово" Игорь Владимирович Гарькавый.