1.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

27.11

В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали: 

сщмч. Николай Виноградов, прот.;

сщмч..Георгий Извеков, прот.;

сщмч. Сергий Знаменский, прот.;

сщмч. Димитрий Лебедев, прот.;

сщмч. Василий Лихарев, прот.;

сщмч. Василий  Никольский, прот.;

сщмч. Сергий Руфицкий, прот.;

сщмч. Александр Быков, свящ.;

сщмч. Димитрий Рудаков, свящ.;

сщмч. Сергий Спасский, свящ.;

мч. Гавриил Безфамильный;

мц. Анна Зерцалова;

протоиерей Александр Покровский;

протоиерей Сергий  Сахаров;

священник Николай Вознесенский;

священник Иоанн Cадиков;

священник Владимир Филонов;

диакон Иоанн Мухин;

монах Филипп (Попов);

ктитор Иосиф  Нестеров;

Феодор Киселев;

и иже с ними расстреляно 138 человек

подробнее

france Spain

"Свидетели любви"

«Чтобы пойти на мученичество и смерть за веру, человек, действительно, должен почувствовать реальность иного мира и реальность бытия Божия», - так считают пот омки тех, кто принял мученическую кончину за православную веру в середине 20-го века. Кого-то из этих убиенных Церковь уже причислила к лику святых как Новомучеников и исповедников российских. Их дети и внуки пытаются разобраться , как их святые родственники относились к основным вопросам Бытия: взаимоотношениям мужчины и женщины, таинству брака, воспитанию детей, к смерти, жертве, болезни, страданиям.»

Автор, режиссер, продюсер – Наталия Гугуева

Память Пермских новомучеников

Отец Кон­стан­тин Юр­га­нов и отец Ана­ний Ари­стов и в жиз­ни, и в свя­той му­че­ни­че­ской кон­чине ока­за­лись тес­но свя­за­ны друг с дру­гом. Уро­жен­цы се­ла Сер­га Перм­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии, они оба бы­ли ру­ко­по­ло­же­ны свя­щен­ни­ка­ми в Кре­сто­воз­дви­жен­скую цер­ковь сво­е­го се­ла. Мож­но пред­по­ло­жить, что так ба­тюш­ки мир­но и чест­но и про­слу­жи­ли бы вме­сте до пре­клон­ных лет, на­став­ляя и ду­хов­но окорм­ляя од­но­сель­чан, но на­сту­пи­ли ли­хие го­ды ре­во­лю­ции.
Оба свя­щен­ни­ка бы­ли аре­сто­ва­ны 16 июня 1918 го­да. Че­ты­ре с по­ло­ви­ной ме­ся­ца они про­ве­ли в за­клю­че­нии, за­тем их об­ви­ни­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и при­го­во­ри­ли к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние 2 но­яб­ря.

От­ца Кон­стан­ти­на и от­ца Ана­нию от­вез­ли в Пермь и рас­стре­ля­ли в са­ду Ду­хов­ной се­ми­на­рии.

Эти Перм­ские но­во­му­че­ни­ки бы­ли про­слав­ле­ны в ли­ке свя­тых Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 20 ав­гу­ста 2000 го­да. Мы мо­лим­ся и ве­рим, что свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин со свя­щен­но­му­че­ни­ком Ана­ни­ей и сей­час пре­бы­ва­ют в Небес­ных оби­те­лях вме­сте, где хо­да­тай­ству­ют за свою стра­ну и за свой на­род пе­ред Твор­цом всех.

По ма­те­ри­а­лам: Да­мас­кин (Ор­лов­ский), иером. Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия: Жиз­не­опи­са­ния и ма­те­ри­а­лы к ним. Тверь. 1996. Кн.2. С.132.

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru

НА КАЗАНСКУЮ

Ничто и никто на Земле не живет без воды – озерной, речной, дождевой, родниковой. Нужная всем без изъятия, вода все же бывает разной. Иногда Бог дает источникам целебную силу, и тогда вода не просто питает, но обновляет силы и возвращает здоровье. Эти целебные родники и ключи могут быть горячими, могут обладать особым вкусом, цветом и химическим составом. Зверь – чутьем и человек – умом находят эту воду, а с нею – и милость Создателя. Почему одни родники обычны, а другие чудотворны, знает Тот, Кто создал небо и землю и все, что в них.

То же самое видим и в отношении икон. Их много. В храмах и жилищах, большие и маленькие, древние и новые, они смотрят на нас глазами Христа, Богоматери, святых угодников. И через некоторые из них Бог благоволит творить чудеса и являть милость. Так он решил, и это Он Сам совершил избрание. Почему этот образ, а не иной, и почему сейчас, а не раньше или не позже, тоже – Его воля. Такова икона Казанская.

Ее почитание связывает нас с личностями и событиями. Главная личность – Патриарх Ермоген, защитник Отечества и мученик. Будучи еще просто священником, он стал очевидцем чудес от новоявленной иконы. Стал описателем этих чудес и творцом тропаря Богородице. Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…

Подробнее...

«ЗЛОДЕЯНИЯ НАДО НАЗЫВАТЬ ЗЛОДЕЯНИЯМИ, А НЕ ГОВОРИТЬ, ЧТО “ВРЕМЯ ТАКОЕ БЫЛО”»

Беседа с Анатолием Разумовым, руководителем центра «Возвращенные имена»

30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий в СССР. Руководитель центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке, редактор Книги памяти «Ленинградский мартиролог» Анатолий Яковлевич Разумов составил указатель всех книг памяти о репрессированных в России и ближнем зарубежье. Книги эти, как правило, издаются маленькими тиражами, с трудом, их создание и издание держится на одном-двух энтузиастах по региону. Свою работу Анатолий Яковлевич описывает так: «Моя задача – добывать сведения, приносить людям известия, обнаруживать имена». Эта беседа – о сложившейся в нашей стране ситуации вокруг памяти о наших репрессированных согражданах.

 

– Анатолий Яковлевич, как, с вашей точки зрения, изменилось за последние годы отношение общества к теме большевистских репрессий?

– Отношение общества мы не знаем – полной картины не видим, так как нет свободного общественного диалога. Да, кто-то что-то обсуждает в интернете, в социальных сетях. Но для большой части людей, не живущих в этом пространстве, был бы важен другой диалог. Это в первую очередь касается тех, кто смотрит центральные каналы телевидения и пользуется другими подобными средствами массовой информации.

А так происходят вещи прямо противоположные. Можно поставить памятник жертвам репрессий, а можно сказать, что Сталин сделал много хорошего. Такого рода «каша» преподносится в качестве нормы и в достаточно серьезных изданиях.

Мы начали работу над «Ленинградским мартирологом» во «вторую оттепель», которую еще называют «перестройкой». Тогда мы думали, что вот сейчас откроется правда и обратного хода не будет – все узнают, поймут, правда будет частью той памяти, от которой нельзя избавляться. Ведь речь идет о согражданах, о которых десятки лет вообще нельзя было говорить, места захоронений многих из них мы до сих пор не знаем. Однако «второй оттепели» хватило приблизительно лет на десять.

Подробнее...