1.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА НИКИТЫ (ПРИБЫТКОВА) ЕПИСКОПА БЕЛЕВСКОГО (память 3 января)

Епископ Никита (в миру Прибытков Николай Григорьевич) родился на Алтае в селе Елбанки Бийского уезда 6 декабря 1859 года. Отец его был пономарем. По-видимому, в семье были ещё священники. Так, в справочной книге Томской Епархии за 1911 год значатся три священника Прибытковых: Василий, Семен и Михаил Григорьевичи. Вполне вероятно, что это братья Священномученика Никиты. Там же назван и священник Николай Николаевич Прибытков, 1882 года рождения. Скорее всего, это его сын. В анкете, заполненной в 1932 году в Барнаульской тюрьме со слов епископа Никиты, сказано, что он "вдов, братья и дети все умерли". Возможно, владыка и в самом деле был одинок к началу 30-х годов. Однако не исключено, что он не назвал родных по простой причине – желая спасти их от ареста.

   Дореволюционная биография Священномученика Никиты известна лишь в общих чертах. Он окончил Духовное училище в Барнауле, потом Семинарию. С 1884 года служил диаконом, с 1888 года – иереем. Иерей Николай Прибытков принимал активное участие в общественной жизни своего края, с 1896 года состоял сотрудником Попечительства о бедных духовного звания, с 1899 по 1918 год был действительным членом Алтайского Православного миссионерского общества. С 1910 года отец Николай служил в Бийском Тихвинском женском Монастыре. В 1912 году он пережил смерть супруги и, как большинство вдовых священников тех лет, принял монашество с именем Никита в 1918 году. В 1920 году стал игуменом, в 1921 (22?) – архимандритом. За время служения Церкви епископ Никита удостоился награждения набедренником, скуфьей, камилавкой и наперсным Крестом, темнобронзовой медалью на Владимирской ленте в 1897 году за участие в Первой Всероссийской переписи населения.

   Во время обновленческого раскола отец Николай заявил о себе как об убежденном "тихоновце". В 1924 году Святейшим Патриархом Тихоном он был рукоположен во епископа Кузнецкого, затем Рубцовского, затем Бийского, назначен викарием Алтайской Епархии и стал фактическим главой всех "тихоновских" приходов на Алтае. Противостояние обновленцам было непростым – лишь к 1927 году епископу Никите удалось восстановить единство Епархии и зарегистрировать епархиальное управление в Бийске.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и Пророков, бывших прежде вас.

                                               (Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 10-12)

Подробнее...

Состоялись традиционные Бутовские историко-краеведческие чтения

29 декабря 2019 года в мемориальном научно-просветительском центре «Бутово» и фонде поддержки культурных и научно-просветительских инициатив «Родное наследие» прошли Бутовские историко-краеведческие чтения.

Первая часть конференции была посвящена увековечению памяти пострадавших в годы политических репрессий, вторая часть — вопросам изучения культурного наследия Бутова и ближайших окрестностей.

В форуме приняли участие представители Русской Православной Церкви, директора и преподаватели воскресных школ, историки, краеведы, дети и молодежь Москвы и Подмосковья.

С докладами выступили:

  • директор МНПЦ «Бутово» И.В. Гарькавый — «Проекты Мемориального научно- просветительского центра "Бутово" в 2019 году»;
  • к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики Гжельского государственного университета В.В. Никонов — «Издательский проект "За Христа претерпевшие. Церковь и политические репрессии 1920-1950-х годах на территории Раменского района Московской области"»;
  • старший научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Л.А. Головкова — «Неизвестное Бутово»;
  • историк Л.Р. Вайнтрауб — «Тюремная "одиссея" Бетти Глан. 1937-1954»;
  • Д.С. Фомичева (дом-музей священномученика Александра Парусникова в городе Раменское Московской области) — «История одной семьи в письмах. Парусниковы. Раменское»;
  • председатель Культурно-просветительского центра Ардашевых Е.Ю. Суслова — «Протоиерей Александр Ардашев. Возвращение»;
  • историк, краевед А.А. Спивак — «Филокартия с изображением Софьи Друзякиной как корпус источников по творчеству актрисы»;
  • президент Фонда «Родное наследие» А.С. Никулин «Бутово. В тени Леонида Андреева»;
  • директор воскресной школы при храме Новомучеников и исповедников Российских в Бутове В.Б. Артамонов — «Редкие и охраняемые виды животных и растений на территории памятника истории "Бутовский полигон"».

Подробнее...

МОЩИ, ВЕРА, ЧУДЕСА СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО

Мощи святителя Спиридона Тримифунтского в Керкире

Ксения Гринькова

Отношение к мощам у христиан разное. В Бари, например, тело святителя Николая Чудотворца лежит под спудом в католическом храме. У католиков не принято прикладываться к мощам. И не только у католиков, кстати. У православных грузин тоже. В Бодбийском монастыре Кахетии я с удивлением не обнаружила главной святыни – мощей святой Нины. Оказалось, что они лежат под мраморной плитой в полу и к ним не прикладываются даже монахини. А один грузин с возмущением рассказывал мне об открытых мощах в пещерах Киево-Печерской Лавры. Я так и не смогла объяснить ему, как ценны для нас, русских, эти мощи, почему мы не предаем прах святых земле, как дорого нам каждое к ним прикосновение. И не только для русских. У греков схожее отношение. Я никогда не побываю на Афоне, но мне довелось видеть костницу Иоанно-Богословского монастыря в Рязани, устроенную по афонскому обычаю. Это очень мощное духовное переживание. Его не передать. В отдельном помещении лежат аккуратной горкой черепа и кости усопших монахов, которые даже не назовешь в прямом смысле мощами. Но память смертная в таком месте ощущается очень сильно…

Подробнее...