7.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

02.12

 

В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали: 

сщмч. Сергий (Махаев), прот.;

прмч. Иоасаф (Крымзин), игумен;

прмч. Петр (Мамонтов), иером.;    

сщмч. Иаков (Бриллиантов), свящ.;

мч. Тимофей (Кучеров);

священник Кирилл (Чмель);

монахиня Пантелеймона (Гончарова);

Елисавета (Виноградова);

Анастасия (Кулева)

и иже с ними расстрелян 201 человек

подробнее

france Spain

Последний день приговоренного к смерти

Митрополит Волоколамский Иларион

Памяти священномученика Константина Любомудрова,
расстрелянного на Бутовском полигоне 19 ноября 1937 года

 

Священник Константин Павлович Любомудров

Священник Константин Павлович Любомудров
Источник: база данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX в.» 

 

Сколько ему оставалось жить? Несколько дней? Сутки? Несколько часов? Он потерял счет часам, сидя в подземной одиночной камере.

Последние трое суток были особенно мучительными.

Днем — неотлучное пребывание в камере без дневного света, на хлебе и безвкусной баланде, без возможности присесть или прилечь, кроме как на холодном бетонном полу, поскольку единственная откидная койка рано утром приковывалась цепью к стене до позднего вечера.

Ночью — многочасовые допросы, попытки следователя добиться от него «чистосердечного признания» в преступлениях, которые он не совершал, заставить выдать сообщников, которых не было, угрозы, избиение резиновой дубинкой по спине.

Допросы начинались вскоре после отбоя, когда можно было прилечь на откинутую лавку и успеть сомкнуть глаза на несколько минут. А заканчивались за час или два до того, как оглушительно лязгнет дверной замок и с криком «Подъем!» войдет охранник, чтобы сбросить заключенного с койки на пол, если он не успел соскочить сам, и снова приковать койку к стене.

Но сегодня с утра тишина. Не лязгает замок, не входит охранник. И заключенному вдруг становится совершенно ясно, что расстрельный приговор ему уже вынесен.

Удивительно, но на душе у него полное спокойствие. Казалось бы, мысль о грядущей казни должна тревожить, приводить в смятение. Но она даже скорее радует. Раньше, пока он находился на свободе, пугала постоянная опасность ареста. В лагере и ссылке пугала неизвестность. А сейчас все позади. Остается только дождаться последней минуты.

«Господи, помоги», — вздохнул он.

Подробнее...

"Свидетели любви"

«Чтобы пойти на мученичество и смерть за веру, человек, действительно, должен почувствовать реальность иного мира и реальность бытия Божия», - так считают пот омки тех, кто принял мученическую кончину за православную веру в середине 20-го века. Кого-то из этих убиенных Церковь уже причислила к лику святых как Новомучеников и исповедников российских. Их дети и внуки пытаются разобраться , как их святые родственники относились к основным вопросам Бытия: взаимоотношениям мужчины и женщины, таинству брака, воспитанию детей, к смерти, жертве, болезни, страданиям.»

Автор, режиссер, продюсер – Наталия Гугуева

Память Пермских новомучеников

Отец Кон­стан­тин Юр­га­нов и отец Ана­ний Ари­стов и в жиз­ни, и в свя­той му­че­ни­че­ской кон­чине ока­за­лись тес­но свя­за­ны друг с дру­гом. Уро­жен­цы се­ла Сер­га Перм­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии, они оба бы­ли ру­ко­по­ло­же­ны свя­щен­ни­ка­ми в Кре­сто­воз­дви­жен­скую цер­ковь сво­е­го се­ла. Мож­но пред­по­ло­жить, что так ба­тюш­ки мир­но и чест­но и про­слу­жи­ли бы вме­сте до пре­клон­ных лет, на­став­ляя и ду­хов­но окорм­ляя од­но­сель­чан, но на­сту­пи­ли ли­хие го­ды ре­во­лю­ции.
Оба свя­щен­ни­ка бы­ли аре­сто­ва­ны 16 июня 1918 го­да. Че­ты­ре с по­ло­ви­ной ме­ся­ца они про­ве­ли в за­клю­че­нии, за­тем их об­ви­ни­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и при­го­во­ри­ли к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние 2 но­яб­ря.

От­ца Кон­стан­ти­на и от­ца Ана­нию от­вез­ли в Пермь и рас­стре­ля­ли в са­ду Ду­хов­ной се­ми­на­рии.

Эти Перм­ские но­во­му­че­ни­ки бы­ли про­слав­ле­ны в ли­ке свя­тых Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 20 ав­гу­ста 2000 го­да. Мы мо­лим­ся и ве­рим, что свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин со свя­щен­но­му­че­ни­ком Ана­ни­ей и сей­час пре­бы­ва­ют в Небес­ных оби­те­лях вме­сте, где хо­да­тай­ству­ют за свою стра­ну и за свой на­род пе­ред Твор­цом всех.

По ма­те­ри­а­лам: Да­мас­кин (Ор­лов­ский), иером. Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия: Жиз­не­опи­са­ния и ма­те­ри­а­лы к ним. Тверь. 1996. Кн.2. С.132.

Ис­точ­ник: http://pstgu.ru