6.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

21.10

В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали: 

сщмч. Димитрий (Добросердов), архиеп.;

сщмч. Иона (Лазарев), еп.;

прмч. Амвросий (Астахов), архим.;

прмч. Серафим (Щелоков), архим.;

сщмч. Петр (Никотин), прот.;

сщмч. Павел (Преображенский), прот.;

прмч. Пахомий (Туркевич), игумен;

сщмч. Василий (Озерецковский), свящ.;

сщмч. Петр (Озерецковский), свящ.;

сщмч. Владимир (Сперанский), свящ.;

сщмч. Иоанн (Хренов), диакон;

прмц. Татиана (Бесфамильная), монахиня;

мц. Мария (Волнухина);

мц. Елисавета (Куранова);

мч. Николай  (Рейн);

мч. Иоанн (Рыбин);

мч. Виктор (Фролов);

архимандрит Прокопий (Соснин);

протоиерей Феодор (Богословский);

протоиерей Александр (Владыченский);

протоиерей Николай (Лавров);

игумен Аполлоний (Хлебников);

иеромонах Андрей (Алексеев);

иеромонах Акакий (Бачурин);

иеромонах Моисей (Доброхотов);

священник Василий (Александров);

священник Василий (Виноградов);

священник Сергий (Левшин);

священник Василий (Мрежин);

священник Владимир (Отрадинский);

священник Николай (Покровский);

священник Иоанн (Прокопчик);

священник Александр (Рождествин);

священник Николай - (Соколов);

священник Сергий (Соколов);

священник Сергий (Цветков);

диакон Иоанн  (Дубовицкий);

ктитор Александр (Беляев);

ктитор Михаил (Карпихин);

ктитор Поликарп (Крезов);

псаломщик Василий (Глухов);

псаломщик Илия (Кирпичев);

Анастасия (Жумаева);

Анна   (Заволгина);

Владимир Оболенский;

Николай (Сопов);

Николай (Темников);

Иоанн (Чурбанов);

Фока (Шнырук)

    и иже с ними расстреляно 298 человек

подробнее
france Spain

7 октября день памяти: священномученика пресвитера Андрея Быстрова, и мучеников Василия Виноградова, Сергия Михайлова и Спиридона Савельева

3 июля 1937 го­да Ста­лин рас­по­ря­дил­ся по­слать сек­ре­та­рям об­ко­мов и край­ко­мов ЦК ком­пар­тии сле­ду­ю­щую те­ле­грам­му: «ЦК ВКП(б) пред­ла­га­ет всем сек­ре­та­рям об­ласт­ных и кра­е­вых ор­га­ни­за­ций и всем об­ласт­ным, кра­е­вым и рес­пуб­ли­кан­ским пред­ста­ви­те­лям НКВД взять на учет всех воз­вра­тив­ших­ся на ро­ди­ну ку­ла­ков... с тем, чтобы наи­бо­лее враж­деб­ные из них бы­ли немед­лен­но аре­сто­ва­ны и бы­ли рас­стре­ля­ны в по­ряд­ке адми­ни­стра­тив­но­го про­ве­де­ния их дел через Трой­ки...

 

ЦК ВКП(б) пред­ла­га­ет в пя­ти­днев­ный срок пред­ста­вить в ЦК со­став Тро­ек, а так­же ко­ли­че­ство под­ле­жа­щих рас­стре­лу, рав­но как и ко­ли­че­ство под­ле­жа­щих вы­сыл­ке».

Уже 22 июля на­чаль­ник Плос­кош­ско­го рай­он­но­го от­де­ла НКВД Твер­ской об­ла­сти По­пов со­ста­вил справ­ку на арест свя­щен­ни­ка Ан­дрея Быст­ро­ва и кре­стья­ни­на Ва­си­лия Ви­но­гра­до­ва. По справ­ке они об­ви­ня­лись в том, что ра­нее ли­ша­лись из­би­ра­тель­ных прав, аре­сто­вы­ва­лись, зна­ли друг дру­га, по­се­ща­ли один дру­го­го, а кро­ме то­го, Ан­дрей Быст­ров был свя­щен­ни­ком.

По тре­бо­ва­нию НКВД Жи­ду­лин­ский сель­со­вет, в ли­це пред­се­да­те­ля и сек­ре­та­ря, со­ста­вил на свя­щен­ни­ка ха­рак­те­ри­сти­ку. В ней они пи­са­ли, что свя­щен­ник имел до ре­во­лю­ции «зем­ли сто пять­де­сят гек­та­ров, ско­та имел: ко­ров во­семь штук, ло­ша­дей три шту­ки, овец де­сять штук, сви­ней че­ты­ре шту­ки. При­ме­нял на­ем ра­бо­чей си­лы. По­сле ре­во­лю­ции в 1930 го­ду был за­бран по ли­нии НКВД и вы­слан в Ар­хан­гельск на три го­да за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, то есть за вы­ступ­ле­ние про­тив со­вет­ской вла­сти и кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства. По воз­вра­ще­нии из ссыл­ки в 1934 го­ду Быст­ров так­же по­вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту, как-то: в 1935-36-37 го­дах со­зы­вал ку­ла­ков Ви­но­гра­до­ва и дру­гих на квар­ти­ру Ни­кан­дро­ва, где де­ла­ли тай­ные за­се­да­ния о под­го­тов­ке контр­ре­во­лю­ци­он­ных дей­ствий на ме­стах внут­ри кол­хо­зов, о раз­ло­же­нии кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства, в ре­зуль­та­те че­го в кол­хо­зе Пер­во­май­ский в 1936 го­ду окон­ча­тель­но раз­ва­ли­ли тру­до­вую дис­ци­пли­ну и вы­ве­ли семь бед­няц­ких хо­зяйств из кол­хо­за, а так­же ста­ви­ли во­прос о под­го­тов­ке к но­вой войне, аги­ти­руя сре­ди кол­хоз­ни­ков, что вой­на в ско­ром бу­ду­щем долж­на быть, что бу­дет уни­что­же­на со­вет­ская власть и все кол­хоз­ное стро­и­тель­ство, а бу­дет вос­ста­нов­ле­на власть ка­пи­та­лиз­ма, а так­же ве­ли раз­ла­га­тель­скую ра­бо­ту сре­ди кол­хоз­ни­ков о том, что все изъ­ятое иму­ще­ство им воз­вра­тят об­рат­но и кол­хоз­ни­ков по­го­нят из ку­лац­ких до­мов не в дверь, а в ок­на».

По то­му вре­ме­ни та­кой справ­ки бы­ло вполне до­ста­точ­но для аре­ста; 23 июля 1937 го­да был аре­сто­ван Ва­си­лий Ви­но­гра­дов, на сле­ду­ю­щий день НКВД аре­сто­вал свя­щен­ни­ка Ан­дрея Быст­ро­ва, и они бы­ли за­клю­че­ны То­ро­пец­кую тюрь­му.

Свя­щен­но­му­че­ник Ан­дрей ро­дил­ся в 1873 го­ду в се­ле За­ле­сье Пе­чер­ской во­ло­сти Псков­ско­го уез­да в се­мье свя­щен­ни­ка Пет­ра Быст­ро­ва. Окон­чил Псков­скую учи­тель­скую се­ми­на­рию и ра­бо­тал учи­те­лем. В 1897 год был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а через два го­да — в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в Твер­ской гу­бер­нии в хра­ме се­ла Зу­е­ва. В 1930 го­ду о. Ан­дрей был аре­сто­ван и при­го­во­рен к двум го­дам за­клю­че­ния в ла­герь и пя­ти го­дам ссыл­ки на Урал. Вер­нул­ся он до­мой в 1935 го­ду.

Сра­зу же по­сле аре­ста упол­но­мо­чен­ный УГБ Плос­кош­ско­го рай­он­но­го От­де­ла НКВД до­про­сил свя­щен­ни­ка.

— След­ствию из­вест­но, что вы ве­де­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?

— Я контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции не вел про­тив со­вет­ской вла­сти, по сво­ей же ли­нии я про­во­жу, что мне нуж­но, то есть в от­но­ше­нии ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов, так как но­вая кон­сти­ту­ция нам предо­став­ля­ет пра­во. Ес­ли бы кто и го­во­рил про­тив вла­сти, то ска­зал бы, что вла­сти долж­ны под­чи­нять­ся, ибо вся­кая власть есть от Бо­га. Ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.

В тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил кре­стья­ни­на Ва­си­лия Ви­но­гра­до­ва.

Му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся в 1891 го­ду в де­ревне Иван­це­во Плос­кош­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Кор­ни­лия Ви­но­гра­до­ва. Окон­чил цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу. Всю жизнь про­жил в род­ном се­ле, по­ка не был в 1931 го­ду аре­сто­ван и вы­слан. По­те­ряв свой дом в се­ле, жил на ху­то­ре Бор в несколь­ких ки­ло­мет­рах от се­ла.

— След­ствию из­вест­но, что вы ве­де­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом?

— Я аги­та­ции ни­ка­кой не ве­ду и ви­нов­ным в этом се­бя не при­знаю.

— Зна­е­те ли вы граж­да­ни­на де­рев­ни Пи­ка­чи Са­ве­лье­ва Спи­ри­до­на и ка­ко­вы ва­ши с ним вза­и­мо­от­но­ше­ния?

— Граж­да­ни­на де­рев­ни Пи­ка­чи Са­ве­лье­ва Спи­ри­до­на знаю, в на­сто­я­щее вре­мя он еди­но­лич­ник. Вза­и­мо­от­но­ше­ния с ним хо­ро­шие, ссор и лич­ных сче­тов у ме­ня с ним нет. Я ино­гда бы­вал у него, но сей­час дав­но не был. Он так­же ино­гда за­хо­дил ко мне по де­лам, был он у ме­ня на про­шлой неде­ле, то есть неде­лю то­му на­зад; он за­шел, по­про­сил у ме­ня га­зе­ту с таб­ли­цей зай­ма, ко­то­рую я ему вы­дал, и он по­шел неиз­вест­но ку­да. А боль­ше ни­ка­ких раз­го­во­ров с ним не имею.

— Зна­е­те граж­да­ни­на Ни­кан­дро­ва Се­ме­на из де­рев­ни Иван­це­во?

— Ни­кан­дро­ва Се­ме­на, что про­жи­ва­ет в де­ревне Иван­це­во, знаю хо­ро­шо, по­то­му что я ро­дил­ся в де­ревне Иван­це­во и жил там до мо­мен­та рас­ку­ла­чи­ва­ния, то есть до 1933 го­да. Он в на­сто­я­щее вре­мя в кол­хо­зе.

— Ча­сто вы по­се­ща­е­те Ни­кан­дро­ва Се­ме­на?

— У Ни­кан­дро­ва Се­ме­на не был дав­но, то есть с 1931 го­да.

— Ка­кие раз­го­во­ры ве­ли с Ни­кан­дро­вым Се­ме­ном?

— Раз­го­во­ров с ним не бы­ло ни­ка­ких. Все­гда, встре­тив­шись, по­кло­нишь­ся — и боль­ше ни­че­го. Боль­ше по­ка­зать ни­че­го не мо­гу.

3 ав­гу­ста на­чаль­ник Плос­кош­ско­го рай­он­но­го от­де­ла УГБ по­дал по­мощ­ни­ку на­чаль­ни­ка Управ­ле­ния НКВД Ли­стен­гур­ту со­став­лен­ную на кре­стьян Се­ме­на Ни­кан­дро­ва, Сер­гея Ми­хай­ло­ва и Спи­ри­до­на Са­ве­лье­ва справ­ку, про­ся дать раз­ре­ше­ние на их арест.

Се­мен Ни­кан­дро­вич Ни­кан­дров ро­дил­ся в 1870 го­ду в де­ревне Иван­це­во Плос­кош­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Се­мья Се­ме­на Ни­кан­дро­ви­ча бы­ла боль­шая, весь­ма тру­до­лю­би­вая, и по по­ня­ти­ям са­мо­го Се­ме­на до ре­во­лю­ции они жи­ли хо­ро­шо. По­сле ре­во­лю­ции у них оста­лись из­ба, два хле­ва, два са­рая, гум­но, ба­ня, две ко­ро­вы, од­на ло­шадь, плуг и те­ле­га. А ко­гда Се­мен Ни­кан­дро­вич всту­пил в кол­хоз, то из иму­ще­ства оста­лись из­ба, два хле­ва, тел­ка и ов­ца.

Му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся в 1882 го­ду в де­ревне Юри­но Плос­кош­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Ми­хай­ло­ва. Окон­чил цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу. В 1903 го­ду он был при­зван в ар­мию и слу­жил ря­до­вым до 1905 го­да. В 1931-1932 го­дах был ста­ро­стой хра­ма, где слу­жил о. Ан­дрей. Сер­гей Ми­хай­ло­вич имел боль­шую се­мью и хо­зяй­ство — из­бу, ам­бар, са­рай, хлев, ве­ял­ку, два плу­га, те­ле­гу, три ко­ро­вы, три ло­ша­ди, три ов­цы. В 1932 го­ду всту­пил в кол­хоз, и часть хо­зяй­ства при­шлось от­дать, оста­лись ко­ро­ва и две ов­цы. В кол­хо­зе он ра­бо­тал бри­га­ди­ром. В 1935 го­ду он был при­го­во­рен к од­но­му го­ду ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей за то, что, ко­гда был жи­вот­но­во­дом, у него па­ли три те­лен­ка.

Му­че­ник Спи­ри­дон ро­дил­ся в 1875 го­ду в де­ревне Пи­ка­чи Плос­кош­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Са­ве­лия Са­ве­лье­ва. В Первую ми­ро­вую вой­ну он был при­зван в ар­мию и про­слу­жил в ней 1916-1917 го­ды ря­до­вым. По­чти все иму­ще­ство Спи­ри­до­на Са­ве­лье­ви­ча бы­ло изъ­ято вла­стя­ми, ему оста­ви­ли лишь из­бу и ба­ню. В 1935 го­ду вла­сти при­го­во­ри­ли его к ше­сти го­дам за­клю­че­ния за невы­пол­не­ние пла­на се­ва.

8 ав­гу­ста та­кое раз­ре­ше­ние бы­ло по­лу­че­но, и 11 и 12 ав­гу­ста они бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в То­ро­пец­кую тюрь­му. Сра­зу же по­сле аре­ста на­ча­лись до­про­сы. След­ствие бы­ло уско­рен­ным, и до­про­сы кре­стьян бы­ли недол­ги­ми.

Сле­до­ва­тель спра­ши­вал Се­ме­на Ни­кан­дро­ва:

— В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным? Вам предъ­яв­ля­ет­ся об­ви­не­ние по ста­тье 58 пункт 11 УК.

— Ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Я ни­где, ни­ко­гда не вел аги­та­ции, а так­же ни­ка­ко­го уча­стия не при­ни­мал. То, что мне предъ­яв­ле­но, счи­таю, все на­пи­са­но лож­но.

Тот же во­прос был за­дан и Сер­гею Ми­хай­ло­ву, на что он от­ве­тил:

— Ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии се­бя не при­знаю, так как я ни­где ни­ка­кой аги­та­ции не вел, а так­же ни­ка­ких со­ве­ща­ний тай­ных я не по­се­щал.

— Ча­сто вы по­се­ща­ли дом Лоз­га­че­ва Ани­си­ма, что про­жи­ва­ет в де­ревне Иван­це­во?

— Дом Лоз­га­че­ва Ани­си­ма не по­се­щал с 1932 го­да, встре­чал­ся один раз в пер­вых чис­лах июня се­го го­да в вос­кре­се­нье, в ко­опе­ра­ции. Раз­го­во­ров тут у ме­ня с ним ни­ка­ких не бы­ло, толь­ко по­здо­ро­вал­ся.

— А квар­ти­ру Ни­кан­дро­ва Се­ме­на сколь­ко раз по­се­ща­ли и ко­гда?

— На квар­ти­ре Ни­кан­дро­ва Се­ме­на, что про­жи­ва­ет в де­ревне Иван­це­во, был ра­за два, ку­да хо­дил за под­се­дел­ком в июне ме­ся­це, чис­ла не при­пом­ню ка­ко­го, так как Ни­кан­дров в кол­хо­зе яв­ля­ет­ся шор­ни­ком. Раз­го­во­ров у ме­ня с Ни­кан­дро­вым ни­ка­ких не бы­ло.

Сле­до­ва­тель спро­сил Спи­ри­до­на Са­ве­лье­ва:

— Ва­ше иму­ще­ствен­ное по­ло­же­ние как до ре­во­лю­ции, так и по­сле?

— Из иму­ще­ства я имел до ре­во­лю­ции один дом, два са­рая, хлев, ам­бар, из ско­та — од­ну ло­шадь, две ко­ро­вы, од­ну-две тел­ки, од­но­го по­ро­сен­ка, зем­ли шесть де­ся­тин, то же са­мое имел и по­сле. В 1932 го­ду был об­ло­жен твер­дым за­да­ни­ем, за что ото­бра­ли од­ну ко­ро­ву. В 1935 го­ду за непо­сев льна бы­ли взя­ты ло­шадь и ко­ро­ва, а так­же са­рай. В 1937 го­ду взят ам­бар за неупла­ту на­ло­га, сей­час имею кур од­них.

— Вы ча­сто по­се­ща­ли квар­ти­ру Ни­кан­дро­ва Се­ме­на, де­рев­ня Иван­це­во Жи­ду­лин­ско­го сель­со­ве­та?

— Квар­ти­ры Ни­кан­дро­ва Се­ме­на Ни­кан­дро­ви­ча, что про­жи­ва­ет в де­ревне Иван­це­во Жи­ду­лин­ско­го сель­со­ве­та, я ни­ко­гда не по­се­щал, так как он от ме­ня про­жи­ва­ет за че­ты­ре ки­ло­мет­ра.

— След­ствию из­вест­но, что вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом?

— Ни­где, ни­ко­гда я не вел и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.

По­сле до­про­сов кре­стьян след­ствие в се­ре­дине сен­тяб­ря вер­ну­лось к до­про­сам свя­щен­ни­ка и ра­нее аре­сто­ван­но­го Ва­си­лия Ви­но­гра­до­ва. До­про­сы вел на­чаль­ник рай­он­но­го от­де­ле­ния По­пов.

— Граж­да­нин Быст­ров, вы до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни утвер­жда­ли, что ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не ве­ли, но сви­де­те­ли по­ка­за­ния да­ют об­рат­ные, ука­зы­вая на фак­ты ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным и бу­де­те ли вы от­кро­вен­но с ор­га­на­ми след­ствия раз­го­ва­ри­вать?

— Я все вре­мя с ор­га­на­ми го­судар­ствен­ны­ми раз­го­ва­ри­ваю от­кро­вен­но и еще раз за­яв­ляю, что ни­ко­гда ни­че­го про­тив со­вет­ской вла­сти я не го­во­рил, тем бо­лее что, на­хо­дясь пол­то­ра го­да в за­клю­че­нии и два с по­ло­ви­ной го­да в ссыл­ке, пе­ре­нес все стра­да­ния, и мне еще их пе­ре­но­сить не хо­те­лось, а по­это­му ве­сти ка­кой-ли­бо раз­го­вор, а тем бо­лее контр­ре­во­лю­ци­он­ный, я был не на­ме­рен...

— Граж­да­нин Ви­но­гра­дов, ка­кое хо­зяй­ство у вас и ва­ше­го от­ца бы­ло до ре­во­лю­ции и по­сле, ка­ким вы ре­прес­си­ям под­вер­га­лись?

— Хо­зяй­ство на­ше как до, а так­же по­сле ре­во­лю­ции бы­ло ку­лац­кое, за что бы­ли ли­ше­ны из­би­ра­тель­ных прав... В 1931 го­ду хо­зяй­ство бы­ло рас­ку­ла­че­но (изъ­ято), но вы­сы­лать ме­ня не вы­сы­ла­ли. О том, что ме­ня су­ди­ли, я не знаю, а по­это­му ни­ка­ко­го сро­ка на­ка­за­ния я не от­бы­вал.

— Вы, граж­да­нин Ви­но­гра­дов, ко­гда хо­ди­ли в дом Ни­кан­дро­ва или в дом Лоз­га­че­ва, при­сут­ство­ва­ли ли там в то же вре­мя Лоз­га­чев, Быст­ров, Ми­хай­лов?

— С то­го мо­мен­та, как ме­ня пе­ре­се­ли­ли из де­рев­ни Иван­це­во за пять ки­ло­мет­ров на ху­тор, я ни­ко­гда ни к ко­му не за­хо­дил и вме­сте с Лоз­га­че­вым, Быст­ро­вым и Ми­хай­ло­вым ни­где не был.

— Вы мне от­ве­ча­ли, что вас по­сле рас­ку­ла­чи­ва­ния ни­ку­да не вы­сы­ла­ли, а те­перь го­во­ри­те, что пе­ре­се­ля­ли; как это по­лу­чи­лось и за что пе­ре­се­ля­ли?

— Го­да через пол­то­ра, при­мер­но в кон­це 1932 или на­ча­ле 1933 го­да, мне бы­ло пред­ло­же­но со всем се­мей­ством вы­ехать из де­рев­ни Иван­це­во и ука­за­но ме­сто для жи­тель­ства от Иван­це­ва в пя­ти ки­ло­мет­рах, там, где ко­гда-то бы­ла мель­ни­ца, к это­му вре­ме­ни раз­ва­лив­ша­я­ся. Вот там я по­се­лил­ся и жил до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни. Зи­мой мы за­ни­ма­лись ле­со­за­го­тов­ка­ми, ле­том же­на и дочь со­би­ра­ли яго­ды, вот все мои за­ня­тия.

— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы со­би­ра­лись сов­мест­но с по­пом Быст­ро­вым, ку­ла­ком Лоз­га­че­вым, Ми­хай­ло­вым и Ни­кан­дро­вым и ве­ли ан­ти­со­вет­ские раз­го­во­ры. Под­твер­жда­е­те вы это?

— Я уже ска­зал, что ни­где, ни­ко­гда не со­би­рал­ся и ни­ка­ких раз­го­во­ров не вел.

— Мы име­ем дан­ные, что вы бы­ли в 1931 го­ду су­ди­мы и осуж­де­ны на два го­да и сро­ка на­ка­за­ния не от­бы­ва­ли.

— Ни­ко­гда я не су­дил­ся, и ме­ня не осуж­да­ли, и по­это­му ни­ка­ких сро­ков не от­бы­вал.

20 сен­тяб­ря по­мощ­ник опер­упол­но­мо­чен­но­го УГБ Плос­кош­ско­го рай­он­но­го от­де­ле­ния НКВД Ли­ва­нов со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние по «де­лу» свя­щен­ни­ка и кре­стьян. Несмот­ря на то что до­ка­за­тельств пре­ступ­ле­ния не бы­ло ни­ка­ких, «де­ло» со­чли за­кон­чен­ным и на­пра­ви­ли на рас­смот­ре­ние Трой­ки НКВД с пред­ва­ри­тель­но­го раз­ре­ше­ния Осташ­ков­ской опер­груп­пы НКВД.

3 ок­тяб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Ан­дрея Быст­ро­ва и ми­рян Ва­си­лия Ви­но­гра­до­ва, Сер­гея Ми­хай­ло­ва и Спи­ри­до­на Са­ве­лье­ва к рас­стре­лу. Они бы­ли рас­стре­ля­ны 7 ок­тяб­ря 1937 го­да.

При­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

Ше­сти­де­ся­ти­се­ми­лет­ний Се­мен Ни­кан­дров был при­го­во­рен к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.


Игу­мен Да­мас­кин. «Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви XX сто­ле­тия». Тверь, Из­да­тель­ство «Бу­лат», т.1 1992, т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.

Ис­точ­ник