7.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

21.02

 

 

В этот день в 1938 на Бутовском полигоне за веру пострадали: 

сщмч. Петр (Марков),   прот.;

сщмч. Симеон (Кульгавец), свящ.;

сщмч. Сергий (Любомудров),свящ.;

сщмч. Сергий (Соловьев), свящ.;

протоиерей Григорий (Богословский);

иеромонах Нифонт (Мамаев);

священник Герасим  (Демин);

священник Александр (Лавров);

священник Григорий (Цветков);

Николай   (Ильин)

и иже с ними расстреляно 360 человек

подробнее

france Spain

К деду на могилу

Станция Фосфоритная

Андрей Орехов

В 2005–2006 годах я получил последовательно несколько ответов из различных организаций на свои запросы о судьбе дедушки, священника Орехова Дмитрия Ивановича. В них, на мой взгляд, довольно ясно было указано место его смерти и захоронения. Что я имел?

    В письме из Управления ФСБ РФ по Рязанской области (г. Рязань, апрель 2005 г.) указано:

«…наказание Орехов Д.И. отбывал в Вятлаге, ст. Яр. Фосфоритная Горьковской ж.д. Умер 1 июня 1942 года».

    В архивной справке из Управления исполнения наказаний по Кировской области (Верхнекамский р-н, пгт Лесной, август 2005 г.) сообщено, что Орехов Д.И.

«находился в 1, 4, 2 лагерных пунктах Вятлага Умер 1.06.1942 года в лазарете 2 лагпункта. Место захоронения – кладбище 2 лагпункта».

3) В пространном письме из ГКУ Государственный архив Рязанской области (г. Рязань, 2006 г.) приведены такие факты:

«наказание о. Димитрий отбывал в Вятлаге, на ст. Яр Фосфоритная Горьковской железной дороги. Прибыл туда Димитрий Орехов из Рязанской тюрьмы. По имеющимся архивным данным, он находился в 1, 4, 2 лагерных пунктах. Что это были за пункты, мы знаем из воспоминаний тех, кто прошёл лагеря, выдержал непосильный труд и вернулся. Сердце о. Димитрия не выдержало. Он умер 1 июня 1942 года в лазарете 2 лагпункта. Смерть последовала от паралича сердечной деятельности. О. Димитрий захоронен на кладбище этого лагерного пункта. По истечении времени точное место захоронения установить не смогли».

Подробнее на сайте ПРАВОСЛАВИЕ.РУ...

Дом новомучеников снесли. Улица Урицкого осталась. Послесловие к сносу Дома Малышевых.

Дмитрий Михайлов

Немного предыстории


В начале февраля 2018 года на сайте «Православие.Ру» была опубликована статья «Нам – Голгофа… Дом-храм Малышевых в Вышнем Волочке и его обитатели». Комментарии читателей пошли сразу. Идея сохранить дом как музей Новомучеников ни у кого не вызывала сомнений:

    «Безусловно, дом-храм надо отстоять от уничтожения. И хранить память о новомучениках».
    «Дом-храм должен быть сохранен. Помоги, Господи!»
    «Настоящие герои! Светлая им память! Спаси Господи!»
    «Помоги, Господи, сохранить дом-храм!!!»
    «Помоги Господи! Пусть стоит дом, пусть будет музей. Хватит разрухи. Пусть будет память для наших детей и внуков, которые о своей истории так мало знают. Раньше молчали, теперь перевирают».
    «Вот на таких подвижниках Церковь и выстояла. Но, что удивительно: даже среди людей, именующих себя православными, всё чаще встречаются люди, тоскующие по “славному советскому прошлому”. Что за каша у людей в головах. Святые новомученики, молите Бога о нас!»
    «Святые новомученики, молите Бога о нас! Как бы хотелось сохранить этот дом».
    «На земле праведника преподобного Иосифа Волоцкого должен быть памятник новомученикам. Нужен он русским людям всех поколений. Святой новомученик протоиерей Петроградский Михаил Чельцов, моли Бога о нас. Внук, Анатолий Чельцов».

На сегодня счетчик показывает более 42 тысяч просмотров. Интересно, что всё население Вышнего Волочка немногим больше – около 48 тыс. чел. на 2017 г. Наверное, какая-то часть вышневолочан посмотрела публикацию о доме Малышевых.

Публикация заканчивалась вопросом: «Услышат ли городские власти голос Церкви в защиту этого пространства памяти, или дом-храм пойдет под снос?..» В 2011-м году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников.

В истории с домом Малышевых на улице Урицкого получилось наоборот. Память XX века оказалась увековеченной в имени палача-чекиста, а имена людей, которые противостояли безбожию и пали жертвой государственного бандитизма, преданы забвению. Пора подвести итоги, извлечь уроки и задуматься.

Подробнее...

«Стою на правде в интересах Церкви»

14 января 2019 года исполнилось 100 лет со дня мученической кончины первого эстонского епископа Платона (Кульбуша) и вместе с ним двух священномучеников – протоиерея Николая Бежаницкого и протоиерея Михаила Блейве.

 В Петербурге


Невинно замученный епископ Платон (в миру Павел Кульбуш), эстонец по происхождению, родился 13 июля 1869 года. По окончании Рижской духовной семинарии он, как лучший ее воспитанник, в 1889 году был послан для получения высшего богословского образования в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую и окончил со степенью кандидата богословия.

Еще будучи студентом, он снискал любовь проживавших в столице и работавших на петербургских заводах православных эстонцев, не имевших в то время своего храма и живших разрозненно. Павел Кульбуш проводил с ними духовно-нравственные беседы, создал эстонский любительский хор, исполнявший церковные песнопения, организовал занятия по Закону Божию для детей и взрослых, объединил их в один приход, а по окончании академии был назначен первым его настоятелем и занимал эту должность в течение 23 лет.

Заботы о больных и престарелых, помощь приютским детям, благотворительность – все это сплотило ранее чувствовавших себя изолированными православных эстонцев. Со временем приход отца Павла вырос в православное эстонское братство во имя священномученика Исидора, пострадавшего в 1472 году в г. Юрьеве.

Подробнее...

О ЛЮБВИ БОЛЬШОЙ И НЕПОБЕДИМОЙ

13 января 1901 г.  родился   выдающийся христианский мыслитель,
замечательный писатель, автор множества религиозно-философских и
богословских книг Сергей Иосифович Фудель. В память об этом
удивительном человеке помещаем его письмо к сыну Николаю, написанное в
1945-1946 годах в Загорске.

Подробнее...

Когда террор становится законом


Исповедник Досифей (Васич) митрополит Загребский был канонизирован Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в мае 2000 года в числе других сербских новомучеников, пострадавших в середине XX века от рук хорватских усташей и террора коммунистов. Страдания Сербской Церкви по своим масштабам и жестокости вполне сопоставимы с тем, что пришлось перенести в минувшем столетии Церкви Русской, но, к сожалению, сведений об исповедничестве и жизненном пути сербских новомучеников в России до сих пор крайне мало.

После поражения Югославии в апреле 1941 года в Загребе было провозглашено Независимое Государство Хорватия (Независна Држава Хрватска — НДХ). На территории, вошедшей в его состав, до войны проживало около 5 млн. католиков — в основном хорватов, почти 2 млн. православных сербов и около 750 тысяч мусульман.

13 апреля 1941 года, после вхождения в Загреб немецких войск, встреченных цветами и песнями, сюда приехал и вождь хорватских фашистов-усташей Анте Павелич. На следующий день его посетил Загребский католический архиепископ Алоизий Степинац, который приветствовал и благословил главу нового государства. В это же время в газетах публикуются распоряжения, согласно которым все православное сербское население должно покинуть столицу Хорватии в течение 12 часов, а всякому, кто укроет православного, грозит арест.

Подробнее...