2.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Паломничество Великого поста: Фаустово и Раменское

3 апреля, в Неделю преп. Иоанна Лествичника, воскресная школа храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово совершила паломническую поездку по местам служения Новомучеников в Воскресенском и Раменском районах Московской области.

Бутово и Соловки

Первым местом нашего посещения стало подворье Соловецкого монастыря в с. Фаустово. С Соловецким монастырём нас связывает многое. Соловки, также как и Бутово, называют «Русской Голгофой». Узниками Соловецкого лагеря были священномученики Аркадий (Остальский) и Сергий Голощапов, пострадавшие на Бутовском полигоне. Сщмч. Сергию Голощапову удалось вывезти с Соловков частицы мощей Соловецких преподобных: Зосимы, Савватия, Германа и Иринарха. Впоследствии они были переданы потомками о. Сергия в наш храм, и в трапезной части нижнего храма можно видеть их общую икону со святыми мощами. А в верхнем храме, в приделе Святых Новомучеников и Исповедников Российских, где в специальном киоте собраны иконы с мощами Новомучеников, есть и образы Соловецких Новомучеников: сщмч. Петра (Зверева) и сщмч. Илариона (Троицкого).

В Фаустово сохранился замечательный храмовый комплекс конца 17 века. Храмы, выстроенные в стиле московского барокко, стоят на высоких подклетях, украшены полихромными и муравлеными изразцами. Древность чувствуется и в аскетичном интерьере храмов, и в сводчатых потолках трапезной, где нас гостеприимно накормили постным обедом. После знакомства с храмами мы посетили воскресную школу подворья. Она находится в отремонтированном доме священномученика Сергия Кедрова, многие годы прослужившего в Фаустово и расстрелянного на Бутовском полигоне. Директор воскресной школы Ольга Валерьевна Плюснина рассказала нам об отце Сергии и о жизни воскресной школы. Мы со своей стороны пригласили их приехать на Бутовский полигон. В Бутово пострадал и уроженец Фаустово о. Александр Зверев (на его сестре Людмиле был женат о. Сергий Кедров). Промыслом Божиим о. Александру и о. Сергию было суждено встретиться перед расстрелом в Бутово 16 ноября 1937 года. На Бутовском полигоне в музее хранятся некоторые личные веще о. Сергия Кедрова (например, скрипка, на которой он играл), а принадлежащая ему икона Спасителя в киоте помещена над царскими вратами в центральном иконостасе нижнего храма.

Раменские Новомученики

Вторым пупктом в нашем путешествии стал город Раменский, где мы вначале посетили Троицкий собор. Здесь особенно почитают память Новомучеников Раменских: сщмч. Александра Парусникова и сщмч. Сергия Белокурова. В храме есть их иконы и информационный стенд об этих замечательных пастырях, расстрелянных в 1938 году на Бутовском полигоне. Дома, в которых жили о. Александр и о. Сергий, сохранились до наших дней, и вместе с домами других священнослужителей Троицкого собора они составляют заповедный уголок города Раменского. Нас очень тепло приняли в доме сщмч. Александра Парусникова: его потомки бережно хранят о нём память и организовали домашний музей. В семье сохранилось немало писем и воспоминаний о жизни как до 1917, так и при советской власти во время гонений за веру. Чрез все испытания семья прошла с твёрдым упованием на Бога. Вот один из таких примеров: когда власти увели у многодетной семьи о. Александра корову, он вместе с детьми отслужил благодарственный молебен Николаю Чудотворцу, после чего на крыльце каждый день чудесным образом стала появляться корзина с молоком и хлебом, что позволило семье лишенцев выжить в тех трудных условиях.

Всем глубоко запало в душу то, с чем мы познакомились в поездке, к чему прикоснулись. Многие впервые открыли для себя эти замечательные святые места, и мы с благодарностью приняли предложения посетить их снова.

ФОТОГАЛЕРЕЯ