2.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

03.12

В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали: 

сщмч. Алексий (Аманов), прот.;

сщмч. Владимир (Медведюк), прот.;

сщмч. Алексий (Никатов), прот.;

сщмч. Александр (Сахаров), прот.;

прмч. Евтихий (Качур), игумен;

прмч. Иларион (Писарец), иером.;

сщмч. Иоанн (Заболотный), свяш.;

сщмч. Николай (Зеленов), свящ.;    

священник Симеон  (Демыгин);

священник Николай (Евлампиев);

священник Михаил (Рождествин);

диакон Виктор (Акимов);

Георгий (Денисов);

Василий (Костенецкий)

и иже с ними расстреляно 119 человек           

подробнее

france Spain

Соловецкий Поклонный крест

Рядом с местом захоронений на территории, которая примыкает к новому каменному храму, находится  Большой Поклонный Соловецкий крест.  Идея его установки появилась в 2004 году в связи со строительством нового каменного храма. Крест изготовлен в традиции "Богоименных крестов" Русского Севера. Эта традиция была возрождена в Соловецкой Кресторезной мастерской мастером Георгием Кожокарем. Православные "Богоименные кресты" не имели, иконографического, лицевого изображения Страстей Господних.  Разнообразное богословское содержание было передано на них традиционными символами (прежде всего обозначающими имена Божии, например ИС ХС ЦС – Иисус Христос Царь Славы) и богослужебными текстами, вырезанными мачтовой вязью. Такие кресты могли быть тематическими, их часто воздвигали в память о том или ином событии. В духовной культуре Русского Севера они выполняли и сакральную, и мемориальную функцию. В основу концепции креста был положен образ Церкви Христовой. Лицевая сторона посвящена Церкви Торжествующей, Церкви Мучеников и Исповедников. Божественную природу Спасителя открывает явленное в трёх лучах крестчатого нимба имя Сущий. На соединение во Христе Божественной и человеческой природы указывают первая и последняя буквы греческого алфавита α и ω. Рядом на титле надпись Царь Славы. От хризмы расходятся лучи Божественного Света. Они осеняют Чашу, которая символизирует одновременно и чашу страданий, испитую новомучениками и исповедниками Российскими, и чашу Евхаристии, чашу причастия Божественной Жизни. В лучах вязью вырезаны слова Христа, обращенные к ученикам: «мою, юже пию чашу, пийте, яко да во Царствии Отца моего со мною прославитеся…» На слове «прославитеся» текст переходит в образ венца славы, украшенный многочисленными изображениями венцов мучеников: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). В лучах, которые расходятся из центра, пересекая венец, слова кондака Новомученикам и Исповедникам Российским: « Днесь радостно ликует Церковь Русская,  яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя:  святители и иереи,  царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены  и вся православныя христианы,  во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия  и кровьми Истину соблюдшия.  Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,  страну нашу в Православии сохрани  до скончания века». По лицевой стороне причелин вязью вырезаны слова тропаря: «Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь». Оборотная сторона Креста посвящена Церкви Земной – воинствующей и страдающей. Поэтому вокруг средокрестия на другой стороне венца славы,  находится изображение тернового венца Спасителя, в который вплетаются узлы колючей проволоки, напоминающие о страданиях узников ГУЛАГа. Вся поверхность обратной стороны украшена множеством крестов. Здесь это память о многочисленных жертвах  массового террора  погребенных в безвестных могилах на территории бывшего СССР. Крест имеет уникальные размеры. Его высота с голубцом составляет 12.5 м, ширина - 7, 5 м. До сих пор – это самый большой резной православный крест в России.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II крест был доставлен в Москву на корабле, особой процессией - крестным ходом, который  прошел по каналам, которые  строили заключенные. Уникальный крестный ход 6 августа 2007 года прошел мимо Дома на набережной, мимо Храма Христа Спасителя и мимо самого Кремля. Ночью, установленный на автомобильную платформу, Крест был обвезён вокруг столицы,  к 7-ми часам утра 7.08.2007 г. был доставлен на Бутовский полигон. Он был установлен на специальном возвышении ("Голгофе"), склоны которого образуют куски белого камня,  взятого из фундамента, разрушенного в советское время собора Зачатьевского монастыря в Москве.