2.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

13.11

В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали: 

сщмч. Василий (Архангельский), прот.;

сщмч. Петр (Воскобойников), прот.;

сщмч. Всеволод (Смирнов), прот.;

прмч. Евфросин (Антонов), иером.;

сщмч. Александр (Воздвиженский), свящ.;

сщмч. Василий (Колоколов), свящ.;

сщмч. Сергий (Розанов), свящ.;

прмч. Иннокентий (Мазурин), иеродиак.;

мч. Иаков (Блатов);                          

иеромонах Иоанн (Бобрик);

иеромонах Савва (Борисов);

священник Самуил (Бубенцов)

и иже с ними расстреляны 174 человека

подробнее
france Spain

Память священномучеников Иоанна Восторгова и иже с ним и 100 лет красного террора.

«В общей борьбе добра и зла, непрерывно совершающейся в мире, бывают особые времена и сроки, когда такая борьба наиболее усиливается и обостряется, когда мы наблюдаем как бы некоторые особо напряженные духовные битвы, необыкновенно ожесточенные духовные сражения…

И если борцам за правое дело, за Бога и Его закон, за религиозно-нравственные устои и основы жизни сынам воинствующей на земле православной Христовой Церкви нужен теперь ободряющий призыв, поднимающий дух… то мы можем найти его именно в словах нынешнего Евангелия: “Не бойся, только веруй!” О, не бойся, не бойся, верный!.. Брось малодушие и страх пред врагами истины, взявшими засилье только потому, что кругом их не видится отпора, нет смелого сопротивления… Наше дело – бороться со злом, в окрылении веры и любви; наше дело – творить свой долг. А победу даст Сам Господь. Таково Его обетование. Его сила в нашей немощи совершается (2 Кор. 12, 10). Не бойся, малое стадо: Отец благоизволил даровать вам царство (Лк. 12, 32). Аминь».

Эти слова из проповеди протоиерея Иоанна Восторгова проникнуты особой силой, — силой Веры и безграничной Любви к Богу и ближнему. Произнесенные в предчувствии гонений на Церковь они проникнуты пророческим духом. Отцу Иоанну предстояло пройти через клевету и злобу, которая и раньше изливалась на ревностного пастыря со страниц либеральной печати. Свою верность Христу даже до конца, отец Иоанн доказал своей смертью от пули палача на Ходынском поле. 5 сентября 1918 года, помолившись вместе с Владыкой Ефремом Кузнецовым, с которым его связывала долгая дружба и совместные труды на миссионерском поприще, и подойдя к Владыке за благословением, отец Иоанн стал на краю смертного рва. Палач выкрутил его левую руку за поясницу и одновременно выстрелил мученику в затылок из револьвера, толкнув батюшку в могилу. Владыка Ефрем так же мужественно встретил смерть. Эта дата ознаменовала собой начало красного террора. Их казнили во внесудебном порядке, просто за то, что они считались людьми из враждебного революции лагеря, а, следовательно, согласно идеологии большевизма, подлежали уничтожению. Последние месяцы жизни они провели в Бутырской тюрьме. С ними вместе был арестован ещё один миссионер, тоже много потрудившийся на поприще проповеди Православия. Его имя, — Николай Варжанский. Он был расстрелян позже, на Калитниковском кладбище в декабре 1918 и также во внесудебном порядке, как классовый враг нового режима.

С той поры прошло уже сто лет. 5 сентября 2018 года Церковь чтила их память. В этот день в Москве по распоряжению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было совершены архиерейские богослужения в четырех местах, связанных с памятью новомучеников. В Бутырской тюрьме Литургию возглавил епископ Красногорский Иринарх, глава Синодального отдела по тюремному служению. В этот же день в Епархиальном доме, что в Лиховом переулке была проведена конференция, посвященная памяти первых новомучеников. Особое внимание докладчиков было уделено священномученику Иоанну Восторгову.

Жития мучеников были раскрыты с разных сторон их деятельности. Однако менее всего изученным остаётся последний период их жизни, — лето 1918 года, которое они провели в Бутырской тюрьме. Известно, что за страдальцев ходатайствовали различные общественные организации, и даже сам Патриарх Тихон, так мы узнаём, что условия содержания будущих мучеников были весьма суровыми. Известно, что заключённых вывозили копать могилы для будущих жертв красного террора, и, если представить каково это, рыть могилы, зная, что завтра сам будешь погребён в одной из них, становится жутко, хотя это, всего лишь крупица тех испытаний, выпавших на долю страдальцев. Все три первых Бутырских мученика были в своей жизни миссионерами, талантливыми проповедниками, «Златоустами», как выразился об отце Иоанне Восторгове святой Иоанн Кронштадтский. Можно предположить, что, оказавшись в заключении, эти люди проповедовали Веру Христову уже одной своей жизнью и стойкостью. Новомученики вызвали уважение даже у палачей, толкавших их в могилу. Вслед за ними через стены Бутырского замка прошли тысячи верующих, из которых выявлено уже 234 прославленных Церковью мученика. Эти люди продолжали тюремную миссию изнутри, находясь в одной камере с ворами и убийцами. Церковь тогда изгнали ото всюду. Тюремная миссия была уничтожена, но тем сильнее стала её проповедь, идущая от сердца страдальцев. В разговоре с Владыкой Иринархом, начальник изолятора, особенно подчеркнул ту роль, которую исполняет тюремный храм в наше время. Открытый и благоукрашенный после десятилетий запустения, храм воздействует на душу приходящих, среди которых подследственные, осуждённые, сотрудники изолятора, гости из разных уголков России и всего мира.

И, глядя на приходящих с фресок на стенах храма, Новомученики продолжают своё миссионерское служение…

 

Источник