2.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

13.11

В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали: 

сщмч. Василий (Архангельский), прот.;

сщмч. Петр (Воскобойников), прот.;

сщмч. Всеволод (Смирнов), прот.;

прмч. Евфросин (Антонов), иером.;

сщмч. Александр (Воздвиженский), свящ.;

сщмч. Василий (Колоколов), свящ.;

сщмч. Сергий (Розанов), свящ.;

прмч. Иннокентий (Мазурин), иеродиак.;

мч. Иаков (Блатов);                          

иеромонах Иоанн (Бобрик);

иеромонах Савва (Борисов);

священник Самуил (Бубенцов)

и иже с ними расстреляны 174 человека

подробнее
france Spain

Священномученик Иоа́нн Лебедев

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 9 ок­тяб­ря 1869 го­да в се­ле Во­рон­цо­во Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Фе­до­ра Ле­бе­де­ва.
По­сле окон­ча­ния в 1892 го­ду Ря­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем в Па­жин­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу Его­рьев­ско­го уез­да. В 1896 го­ду Иван Фе­до­ро­вич же­нил­ся на до­че­ри быв­ше­го на­сто­я­те­ля хра­ма в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва се­ла По­по­ви­чи (впо­след­ствии Про­ню­х­ло­во) За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии свя­щен­ни­ка Мар­ти­на Самп­со­но­ви­ча Ли­пя­го­ва На­деж­де. Вско­ре епи­скоп Ми­хай­лов­ский По­ли­евкт ру­ко­по­ло­жил Иоан­на Ле­бе­де­ва во свя­щен­ни­ка к это­му хра­му.


Цер­ковь в се­ле су­ще­ство­ва­ла с XVI ве­ка. К на­ча­лу XIX ве­ка зда­ние хра­ма силь­но об­вет­ша­ло. По пре­да­нию, кре­стья­на­ми се­ла чу­дес­ным об­ра­зом был об­ре­тен крест. Это бы­ло ис­тол­ко­ва­но как по­ве­ле­ние воз­об­но­вить цер­ковь. В 1839 го­ду боль­шая ка­мен­ная Хри­сто­рож­де­ствен­ская цер­ковь с при­де­лом в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая бы­ла освя­ще­на. Об­на­ру­жен­ный чу­до­твор­ный крест хра­ни­ли в хра­ме на свя­том пре­сто­ле, а у кре­стьян утвер­дил­ся бла­го­че­сти­вый обы­чай со­вер­шать мо­леб­ны Жи­во­тво­ря­ще­му Кре­сту Хри­сто­ву.
В се­ле Про­ню­х­ло­во отец Иоанн пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в мест­ной цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле, а так­же в Се­ки­рин­ском и за­тем Мен­дю­кин­ском зем­ских учи­ли­щах.
В 1910 го­ду за­рай­ское ду­хо­вен­ство из­бра­ло от­ца Иоан­на чле­ном Прав­ле­ния За­рай­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща. За усерд­ное мно­го­лет­нее слу­же­ние Церк­ви отец Иоанн был удо­сто­ен са­на про­то­и­е­рея.
С при­хо­дом к вла­сти боль­ше­ви­ков на­ча­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Пред­чув­ствуя на­дви­га­ю­щи­е­ся тя­же­лые ис­пы­та­ния для ве­ру­ю­щих, отец Иоанн ча­сто по­вто­рял сво­им ду­хов­ным ча­дам: «Толь­ко не от­ре­кай­тесь!»
Без­бож­ная власть об­ло­жи­ла его боль­шим на­ло­гом. Де­нег у об­щи­ны не бы­ло. Чтобы храм не за­кры­ли, отец Иоанн хо­дил по се­лу и сам со­би­рал по­жерт­во­ва­ния ве­ру­ю­щих для упла­ты на­ло­га. 31 де­каб­ря 1929 го­да по­мощ­ник про­ку­ро­ра Ко­ло­мен­ско­го окру­га «за про­из­вод­ство сбо­ров с граж­дан» пред­ло­жил на­чать уго­лов­ное де­ло в от­но­ше­нии от­ца Иоан­на. Вы­зван­ные сви­де­те­ли под­твер­ди­ли факт сбо­ра. На­шлись лже­сви­де­те­ли, ко­то­рые об­ви­ни­ли свя­щен­ни­ка в про­во­ди­мой им ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции.
Свя­щен­ник Се­лез­нев, вы­зван­ный в ка­че­стве сви­де­те­ля, дал та­кие по­ка­за­ния сле­до­ва­те­лю: «К чис­лу ре­ак­ци­он­но-мо­нар­хи­че­ско­го ду­хо­вен­ства я от­но­шу сво­е­го кол­ле­гу, аре­сто­ван­но­го по мо­е­му де­лу свя­щен­ни­ка Ле­бе­де­ва, имев­ше­го креп­кое хо­зяй­ство, че­ло­ве­ка, близ­ко­го к Ря­зан­ско­му епи­ско­пу Бо­ри­су, дол­го и упор­но бо­ров­ше­му­ся с со­вет­ской вла­стью, а Ле­бе­дев был его по­сле­до­ва­те­лем».
Вме­сте с дру­ги­ми свя­щен­ни­ка­ми За­рай­ско­го рай­о­на про­то­и­е­рей Иоанн Ле­бе­дев был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в Ко­ломне. 4 ян­ва­ря 1930 го­да он был до­про­шен и дал сле­ду­ю­щие по­ка­за­ния:
– С бла­го­чин­ным про­то­и­е­ре­ем Пет­ром Успен­ским как с со­се­дом на­хо­жусь в дру­же­ских от­но­ше­ни­ях, я из­ред­ка бы­ваю у него. От­че­тов о со­сто­я­нии сво­е­го при­хо­да я ему не по­сы­лал со дня ре­во­лю­ции. Цир­ку­ля­ров умер­ше­го епи­ско­па Бо­ри­са (Со­ко­ло­ва) я от Успен­ско­го не по­лу­чал, толь­ко чи­тал у него на до­му, ка­ко­вые, по мо­е­му мне­нию, ан­ти­со­вет­ско­го ни­че­го не име­ли, – ска­зал свя­щен­ник сле­до­ва­те­лю.
3 фев­ра­ля 1930 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Иоан­на к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край.
По от­бы­тии ссыл­ки отец Иоанн вновь стал слу­жить в хра­ме в се­ле Про­ню­х­ло­во. 30 но­яб­ря 1933 го­да про­то­и­е­рей Иоанн был на­зна­чен ис­пол­нять свя­щен­ни­че­ские обя­зан­но­сти и в хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ра­ду­ши­но, где до него слу­жил его друг про­то­и­е­рей Петр Успен­ский. Та­ким об­ра­зом, он стал окорм­лять при­хо­ды двух хра­мов.
На­ка­нуне празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва в де­каб­ре 1936 го­да отец Иоанн об­ра­тил­ся к пред­се­да­те­лю сель­со­ве­та за раз­ре­ше­ни­ем со­вер­шить по прось­бам ве­ру­ю­щих в празд­ник Рож­де­ства мо­леб­ны в до­мах кол­хоз­ни­ков. Со­слав­шись на име­ю­щи­е­ся в окру­ге слу­чаи эпи­де­ми­че­ских за­боле­ва­ний, пред­се­да­тель сель­со­ве­та в прось­бе свя­щен­ни­ку от­ка­зал. В ав­гу­сте 1937 го­да пред­се­да­тель сель­со­ве­та был до­про­шен в ка­че­стве сви­де­те­ля сле­до­ва­те­лем НКВД. На до­про­се он рас­ска­зал, что свя­щен­ник в от­вет на от­каз, про­зву­чав­ший с его сто­ро­ны, ска­зал: «“Со­вет­ские за­ко­ны из­да­ют­ся для то­го, чтобы за­тем­нять го­ло­вы на­ро­ду, в за­коне пи­шут о сво­бод­ном ве­ро­ис­по­ве­да­нии, а в дей­стви­тель­но­сти это­го нет, и пра­во­слав­ных под ви­дом все­воз­мож­ных при­чин ли­ша­ют пра­ва на от­прав­ле­ние ре­ли­ги­оз­ных треб. На­род тре­бу­ет, чтобы я хо­дил с мо­леб­на­ми по до­мам пра­во­слав­ных. Я дол­жен вас пре­ду­пре­дить, что вы этим са­мым ста­ви­те се­бя про­тив на­се­ле­ния, я все им рас­ска­жу, как вы нас при­тес­ня­е­те. Я с мо­леб­на­ми как хо­дил, так и бу­ду хо­дить. Про­тив на­ро­да вы бес­силь­ны, на­род идет и пой­дет за на­ми, вы толь­ко и дер­жи­тесь за счет на­си­лия, ко­то­ро­му неиз­беж­но при­дет ко­нец. За ва­ши бес­чин­ства при­дет­ся рас­пла­чи­вать­ся”. Дей­стви­тель­но, поп Ле­бе­дев по до­мам на­ше­го се­ле­ния с мо­леб­на­ми хо­дил и го­во­рил: “Я как пас­тырь свой долг пе­ред ва­ми вы­пол­няю чест­но, несмот­ря ни на ка­кие про­ти­во­дей­ствия и ка­ры вла­сти; мы уве­ре­ны в том, что этой ан­ти­хри­сто­вой вла­сти при­дет ко­нец, тер­пе­нию на­ро­да то­же на­станет ко­нец, они за все и за нас му­че­ни­ков рас­пла­тят­ся”».
В раз­гар оче­ред­ных го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь про­то­и­е­рей Иоанн Ле­бе­дев был аре­сто­ван и 20 ав­гу­ста 1937 го­да за­клю­чен в од­ну из тю­рем Ко­ло­мен­ско­го рай­о­на.
– След­ствию из­вест­но, что вы, по­се­щая граж­дан, ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. При­зна­е­те ли вы это? – спро­сил сле­до­ва­тель во вре­мя до­про­са.
– По­се­щая граж­дан, я го­во­рил сре­ди кол­хоз­ни­ков, что в кол­хо­зе ра­бо­тать тя­же­ло, так как кол­хоз­ни­ки ра­бо­та­ют без пе­ре­ры­ва.
– След­ствию так­же из­вест­но, что вы при­зы­ва­ли на­се­ле­ние ор­га­ни­зо­вать­ся и вы­сту­пить про­тив со­вет­ской вла­сти. При­зна­е­те ли вы это?
– Нет, я это от­ри­цаю, так как это­го я не го­во­рил.
29 ав­гу­ста от­ца Иоан­на до­про­сил сле­до­ва­тель од­ной из мос­ков­ских тю­рем, ку­да его пе­ре­ве­ли из Ко­лом­ны.
– Ко­гда вы вер­ну­лись из ссыл­ки?
– В 1933 го­ду, срок ссыл­ки от­был пол­но­стью.
– Вы об­ви­ня­е­тесь в рас­про­стра­не­нии сре­ди кре­стьян ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным?
– Нет, не при­знаю.
– Вы бы­ли у пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та в де­каб­ре 1936 го­да, по ка­ко­му во­про­су вы хо­ди­ли к нему?
– Я хо­дил к нему по во­про­су раз­ре­ше­ния хо­дить с мо­леб­на­ми по до­мам кре­стьян в свя­зи с празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­сто­ва.
– Что вы го­во­ри­ли пред­се­да­те­лю по­сле от­ка­за вам хож­де­ния по до­мам?
– Он мне от­ка­зал в хож­де­нии, и я ему на это ни­че­го не от­ве­тил.
8 сен­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Иоанн Ле­бе­дев был рас­стре­лян 9 сен­тяб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.
По­сле аре­ста от­ца Иоан­на храм в се­ле за­кры­ли. Ко­гда об этом ста­ло из­вест­но, лю­ди за­бра­ли ико­ны, ка­кие смог­ли, по до­мам. При­хо­жан­ка Пе­ла­гия Ко­стю­хи­на бе­реж­но хра­ни­ла у се­бя до­ма хра­мо­вую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри «Взыс­ка­ние по­гиб­ших» и чу­до­твор­ный на­пре­столь­ный крест. В 1960-х го­дах она пе­ре­да­ла эти свя­ты­ни в Бла­го­ве­щен­скую цер­ковь го­ро­да За­рай­ска.

 

Источник