5.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии на Бутовском полигоне

 



13 мая 2023 года, в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы служили по уставу этого места, и Евангельское и Апостольское чтения были соответствующие (Рим. 8:28-39, Лк. 21:12-27). Но, готовясь к богослужению, я прочитал рядовое апостольское чтение из книги Деяний (Деян. 12:1-11) и подумал, что нужно непременно что-то сказать о написанном в этом отрывке, потому что служение в Бутово и повествование книги Деяний перекликаются и, более того, свидетельствуют о чем-то совершенно неизменном, о том, что сопутствует Церкви от самого ее основания апостолами.

А речь в книге Деяний идет об убийстве святого апостола Иакова. Он первым из апостолов принял мученическую смерть в Иерусалиме, от рук тех, кто увидел в христианстве некий духовный, нравственный вызов всему, что было близким, понятным для людей того времени, что вошло в их образ жизни и с чем они никак не хотели расставаться. Проповедь о Христе была для них сильным вызовом, потому что каждый, кто принимал эту проповедь, мог спросить у них — первосвященников, мудрецов, князей: почему же вы не живете так? А они жили совсем не так, как учил Христос.

Осознав принципиальное расхождение между искаженным ветхозаветным благочестием, не имевшим ничего общего с подлинным благочестием святых праотцев, эти люди, несомненно, увидели в христианской общине некую опасность. Действительно, новая община призывала жить по закону, который принес Моисей, но исполнять его не формально, а по духу, и выразителем такого толкования был, в том числе, и святой апостол Иаков.

Конечно, его убийство стало потрясением для всей христианской общины. Иаков был человеком святым по жизни, он был исполнен любви по закону Нового Завета, он не представлял опасности ни для кого, кроме как для тех, кто желал сохранить свою власть над общиной Иерусалима и вообще над иудейским миром, кто хотел силой удержать избранный народ от принятия Христа и Его спасительных заповедей.

А сколько же потом пролилось крови! И как замечательно, что повествование книги Деяний о мученическом подвиге апостола Иакова положено по церковному календарю на сегодняшний день, когда мы совершаем богослужение здесь, на Бутовском полигоне, где лежат тысячи и тысячи ни в чем не повинных людей, уничтоженных по большей части лишь потому, что они сохраняли в сердце своем веру в Господа и Спасителя и не шли на поводу безбожной власти!

Поэтому особое чувство наполняет душу, когда молишься у этих могил. Ведь нас от этих мучеников отделяет не такое уж большое время, если сравнить со столетиями, которые прошли после мученической кончины апостола Иакова. В каком-то смысле погребенные здесь — почти наши современники, а значит, их страдания, их мужество, их верность Господу, их смерть, должны быть и для нас очень ясным призывом к тому, чтобы мы сохраняли такую же верность. Несмотря на все те вызовы, несмотря на все те трудности, с которыми сталкивается христианская вера в противостоянии безбожным секулярным ценностям, которые сегодня возводятся в ранг цивилизационных ценностей и в соответствии с которыми принимаются законы, совершенно расходящиеся с христианским пониманием жизни.

Поэтому и от нашего поколения требуются и мужество, и, самое главное, верность Христу. Мы не должны покупаться ни на какие сладкие речи, ни на какие политизированные штампы, которые связывают устройство общества с материальным процветанием, но не содержат в себе ничего, что было бы связано с христианской верой, с великой традицией, в которой был воспитан наш народ, его лучшие представители, засвидетельствовавшие верность Господу своей жизнью и своей смертью.

Каждый раз совершение здесь Божественного богослужения актуализирует все то, что происходило с нашей Церковью на протяжении всей ее истории. И ведь в центре этой истории — исповедание Христа даже до смерти. Еще раз хотелось бы подчеркнуть: сегодня никто не требует от нас отречения от веры, никто не говорит, что мы будем лишены каких-то прав, если не откажемся от веры, как это было еще совсем недавно. Но сам уклад жизни, само развитие цивилизации потребления страшнее всяких приказов сверху, страшнее всяких законодательных норм, ведь оно проникает в сознание людей, для которых стремление к комфорту, к благополучию чаще всего затмевает любые высокие идеи.

Мы не можем сравнивать себя с новомучениками, и никто не знает, как бы мы себя повели в тех условиях. Но, судя по образу жизни большинства современных христиан, как же мы далеки от тех героев духа, которые в момент смертельного испытания не дрогнули, но остались вместе со Христом! Их пример учит нас духовному бодрствованию. Как бы ни было нам легко и просто, какой бы комфортной ни становилась наша жизнь, мы с вами обязаны помнить о нашем призвании быть верными Христу даже до смерти. А если ослабевают эти мысли, это стремление быть такими, как они, то нужно вспоминать о реальных примерах мученичества и исповедничества. И не только того, что запечатлел апостол Иаков, но и того исповедничества и мученичества, которые запечатлены на страницах нашей недавней истории и видимыми знаками которых являются надгробные холмы здесь, на Бутовском полигоне.

А потому, обращаясь сегодня к мученикам и исповедникам Церкви Русской, мы должны просить их укрепить нашу веру. Укрепить настолько, чтобы вера не отождествлялась лишь с обычаями и традициями, но чтобы вера была живой, сознательной, способной реально оплодотворять нашу жизнь, реально вдохновлять нас на подвиги, в том числе на подвиг служения ближним своим, который в условиях даже относительного комфорта нередко становится невозможным для многих из нас.

Дай Бог, чтобы по крайней мере в малом мы могли походить на тех верных сынов и дочерей Церкви нашей, которые не убоялись принять и скорби, и страдания, сохраняя верность Своему Господу и Учителю, подобно тому, как сохранили верность первые апостолы, в том числе святой апостол Иаков, память которого мы сегодня прославляем. Их молитвами да хранит Господь народ наш, Отечество наше, Церковь нашу и каждого из нас, кто стал на путь служения Господу и исполнения Его Божественных заповедей. Аминь. Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси