Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Тихие тверские села.

Александр Ратыня

zast

С 5 по 14 августа в Тверской области прошел четвертый, ставший уже традиционным, молодежный трудовой поход «Святыни нашей Родины». Его можно назвать итогом той работы по восстановлению порушенных святынь, которая проводилась Молодежным движением нашего храма совместно с друзьями из прихода святителя Иннокентия в Бескудникове и другими единомышленниками на протяжении года. Следует отметить, что, по милости Божией, дело это не стоит на месте. На собранные молодежью средства в начале лета был покрыт новой кровлей купол над центральной частью храма Смоленской иконы Божией Матери в с. Пятница-Плот, что позволит защитить его от дальнейшего разрушения. Молебен в этом храме в день его Престольного праздника 10 августа стал одним из главных событий летнего похода. Кроме этого, ребята успели побывать во многих как действующих, так и заброшенных храмах Тверской земли. Каждый вечер, сидя у костра, участники по очереди записывали свои впечатления о прошедшем дне. Нам бы хотелось поделиться с читателями некоторыми фрагментами этих записей.

День второй (6 августа)

«Накануне мы приехали в Рашкино и сегодня, после воскресной службы, на автобусе доехали до храма Смоленской иконы Божией Матери в с. Тысяцкое. Там нам рассказали про отца Павла (Троицкого), про историю храма, упомянули о том, что он был использован как помещение для завода по изготовлению валенок. А еще мы узнали о том, что большинство могил, в которых похоронены священники, были разорены. Рассказали и о том, что появился благотворитель, благодаря которому можно восстановить этот храм. Но по-прежнему все еще нужна всесторонняя финансовая поддержка, без которой ничего не выйдет. Дойдя до места стоянки, поставили палатки, разожгли костер и приготовили поесть. Каждое утро и вечер читаем молитвы…»

День третий (7 августа)

«Доброго времени суток. Сегодня мне поручили крайне важное, ответственное дело – я должен рассказать о том, что произошло за вчерашний день, выплеснуть сюда все свои эмоции. С чего начался тот день? Еще бы вспомнить… Он был такой длинный! Вчера мы проснулись в лесу, на очень приятной полянке. Остановились там накануне вечером, разожгли костер, впечатления от этого места стоянки остались самые приятные. В походе очень быстро восстанавливаются силы – поспишь 4-5 часов и уже восстановился полностью. Просыпались несколько раз, но было еще очень рано. Встали около 8 часов утра. Помолились, девочки приготовили завтрак – рисовую кашу со сгущенкой, которую я вынужден был доедать, потому что ее сварили много, а доедал, как всегда, один я. Потом мы собрали палаточный городок и отправились в путь. Топали-топали и дошли до деревни Ново. Там наш отряд сделал привал, сбросили рюкзаки. Несколько ребят пошли искать источник, который должен был находиться где-то неподалеку. По пути надо было зайти в магазин, чтобы пополнить запасы. Ходили-ходили и источник не нашли. И магазин тоже. Расстроенные, пошли обратно. Вернувшись назад, сообщили эти прискорбные известия оставшимся, решили перекусить – печеньем и сушками – и идти дальше. Когда все уже отправлялись в путь, к нам подошла незнакомая женщина: «Здравствуйте! Что вы делаете? Что за поход у вас?» Мы разговорились. Вдруг она предлагает: «А давайте я вам покажу источник, который тут есть?» Совпадение такое? Не думаю… Пошли к источнику, по пути она рассказала много интересных историй. Мы увидели пещерку, в которой подвизался человек по имени Миша, или Мишенька, как его называли в этом селе. Он был блаженным, юродивым ради Христа. В этих местах его очень любили и уважали как прозорливца, человека глубокой праведной жизни. В лике святых он еще не прославлен, его почитают как местночтимого. Рядом с пещерой, в которой он молился, стоит камень. Рассказывают, что Мишеньке было видение – он увидел, как здесь шла Сама Пречистая Богородица, и на земле оставались огненные следы. Два отпечатка следов видны на этом камне. Это место находится вблизи разрушенного храма. Вернее, от храма не осталось вообще ничего, видны только остатки фундамента. Стоит рассказать немного о том, как этот храм строили, меня это поразило. Когда мастера-строители клали деревянные венцы, очень строго следили за тем, чтобы никто не ругался, не пил, не курил, чтобы ничего греховного не было. Однажды кого-то из рабочих заметили за таким занятием - может, они сквернословили, может курили – так вот, их прогнали, а все венцы, которые они положили, сняли. Наняли новых строителей и продолжили работу. То есть храм ставили на благочестии и чистоте. Говорят, он был очень красивый. В советское время этот храм разобрали на дрова для завода или чего-то подобного. Неподалеку расположен тот самый источник, к которому мы шли. Раньше вода из него поступала прямо в купель храма. В этом источнике мы все искупались. Когда двинулись с нашей спутницей обратно, она нам предложила: «А давайте зайдем ко мне?» Мы попытались отказываться, но это было невозможно. Она убедила пойти к ней в гости. Они живут с мужем и маленькой внучкой. Мы с удивлением посмотрели на огромное хозяйство - кролики, пара собак, большой огород, в саду яблоки, ягоды.... Удивительно, что все это они содержат втроем. Девочки помогли ей приготовить и накрыть на стол. Потом нас кормили… Это было что-то! Внучка нас заранее предупреждала, что раз бабушка начала готовить, то все! Нас не выпустят, пока мы все не умрем от переедания. Еда была действительно очень вкусная и ее было потрясающе много. «Бабушка» - ее зовут Тамара Ивановна - приговаривала, что для нее лучшей благодарностью будет просьба подложить добавки. В общем, накормили нас до отвала. Потом пришел дедушка, мы и с ним познакомились. Было чудесно! Незнакомые люди стали для нас родными. Удивительно, как это быстро может произойти! Тамара Ивановна, конечно, православная, много чего нам рассказала, потом даже дала какие-то советы, наставления. Неожиданно как-то все вышло… Часто такое бывает – все складывается так, как и предположить не можешь. Мы их горячо поблагодарили и отправились дальше. До следующей стоянки оставалось километров пять, но путь почему-то растянулся на несколько часов. Мы шли до деревни Баранья Гора. Не знаю, честно говоря, почему ее называют Бараньей и почему это гора, но суть не в этом. В той деревне расположен очень большой разрушенный храм, в нем, кажется, пять приделов. Абсолютно в разрушенном состоянии, у него вообще нет крыши. Находиться в нем опасно, мы спели внутри тропари тех праздников, которым был посвящен храм и вышли. Все внутри заросло, бурьян, крапива, прискорбное зрелище. Но храм по-прежнему выглядит величественно и мощно. Потом отправились искать место для ночевки, потому что уже темнело. У Тамары Ивановны сидели очень долго, и когда пришли на место стоянки, все переживали, что не успеем устроиться на ночлег. Мы нашли место за деревней в поле, спали на неровной поверхности, куча комаров, но ничего, это все ерунда. Костер разжигать не стали, уже поздно было. Пожевали печенья с чаем, все были сытые, хотя я, несмотря на то, что съел больше всех, уже опять хотел есть… Прочитали вечерние молитвы и сразу разошлись по палаткам, даже никакой посиделки не было. Легли спать рано. Я думал, что не усну, но вырубился моментально. Если говорить об общих впечатлениях… Дни такие насыщенные, объемные получаются, и столько радости! За что я люблю поход – один день всего прошел, а столько событий, тонна впечатлений! И рядом с друзьями… Жду этот поход каждый год. Сегодня, кстати говоря, служили молебен. Но об этом уже кто-нибудь другой расскажет, наверно. Ну все, хватит мне болтать…»

День четвертый (8 августа)

«Сегодня уже четвертый день нашего похода. И сегодня у нас прибавление. Но начнем с самого начала. День начинался солнечный, но, к сожалению, вскоре набежали тучки. Мы встали, собрали палатки и быстрым шагом пошли к храму, где должен был совершиться молебен. Приехали о. Владимир и мама одной из наших спутниц с ее младшим братом. Отслужили молебен, потом пришел дядечка-художник - не помню, как его зовут - рассказал историю храма и вкратце поведал про деревню Баранья Гора. Потом был завтрак. Добродушная тетя Света предложила нам снять рюкзаки и загрузить к ней в машину, чтобы облегчить ношу и не делать путь через лес слишком тяжким. Мы все двинулись налегке через лес по «тропе о. Леонида», современнице Екатерины II. Шли достаточно долго, дорога была тяжелой, было много луж, водоемов. Выйдя из леса, отдохнули у колонки и дошли до деревни Фомино. Тут встретились сразу три группы – из Красного села, из Москвы и наш отряд. Мы пообедали и все вместе пошли в деревню Якшино. Далее было разделение – кто-то пошел купаться, кто-то начал собирать дрова для костра, ставить палатки, готовить и т.д. Когда все было готово, сели ужинать, и после вкусного сытного ужина решили позабавиться всем знакомой игрой – «Тайный друг». Потом было вечернее правило, а напоследок сели вокруг костра и пели песни под гитару. Вот такой был четвертый день…»

День пятый (9 августа)

«Здравствуй, милая, дорогая мамочка! Я пишу тебе из прекраснейшего места – Пятница-Плот. Мы пришли сюда сегодня очень долгим, непростым, но красивым маршрутом. Здесь замечательный храм, крыша на котором покрыта новой голубой кровлей. Было удивительно впервые увидеть такое грандиозное сооружение, храм, в заброшенном состоянии, которым, к сожалению, до ребят никто не занимался. И очень отрадно и приятно, что есть люди, которые взялись за это, кажется, непосильное, непомерно тяжелое и трудное дело и стараются своими и привлекаемыми силами восстанавливать, реставрировать, поддерживать Святыни нашей Родины. Сегодня наш день начался прекрасным солнечным утром, когда природа просыпается, роса лежит на траве, переливаются паутинки, и все, замерзшие такие, вылезают из своих коконов-спальников, желают доброго утра друг другу и идут к ледяному источнику умываться. Сегодня утром мы ели очень вкусную рисовую кашу со сгущенкой, такую я пробовала впервые. Конечно, мы помолились, прочитали утренние молитвы. Затем у нас было время, чтобы собрать свои вещи. Когда все было готово, мы отправились в путь через села. Я не очень хорошо запомнила их названия. Пришли к Казанскому храму (с. Арпачево), спели там тропарь Божией Матери Казанской. На крыше колокольни увидели аиста, который сидел там неподвижно, как будто встречал нас. Затем отправились домой к дедушке по имени Георгий Федорович (Шапошников). Он очень гостеприимный, интересный, жизнерадостный человек, рассказал нам о себе, рассказал о храме, об архитекторе Н. А. Львове, который спроектировал и построил многие замечательные строения в этом и соседнем селах. Провел нам небольшой мастер-класс на развитие памяти, рассказал о своей актерской жизни в советское время. Очень было интересно его слушать, он готов был рассказать еще очень много, но нам нужно было идти дальше, и мы, попросив у него прощения, отправились в путь. Очень меня расстроило, что в пути две наши девочки почувствовали себя плохо. Сделали привал. За них все переживали, было приятно видеть, какая поддержка, какая взаимопомощь у ребят и девчонок друг другу. Когда мы передохнули и девочкам стало лучше, мы отправились в следующую точку нашего похода, она была у магазина, там нас всех накормили очень вкусным мороженым. Затем перешли к храму Воскресения Христова с нижним храмом в честь святителя Николая (с. Никольское). Этот храм тоже был спроектирован Львовым. Очень удивило нас то, что посреди храма стоит металлическая ванночка. Кто-то предположил, что она была поставлена для Крещения, но, скорее всего, ее поставили под течь в крыше. Потом мы, конечно, сфотографировались, сделали общую фотографию и отправились на небольшую экскурсию. Видели флигель, оставшийся от поместья Львова, кузницу, от которой сейчас остались только стены. Нас предостерегли, чтобы мы не ходили по крыше, покрытой кустами, потому что там есть отверстия-дымоходы, в которые можно провалиться. Внутри было очень здорово и интересно, как в пещерах. Затем мы отправились к магазину, чтобы подкрепиться, пообедать. Одна из наших спутниц уговорила нас купить на всех арбуз, мы его тут же съели. Следующий переход был самым длинным за день и одним из самых сложных. Тучи комаров неожиданно ринулись на нас в лесу. Мы шли мимо деревень Сосенка, Дедково и других. Необыкновенной красоты природа, аисты прямо в поле сидели стаями. Захватывающее зрелище. Очень повеселил нас один из наших друзей, который нацепил штаны и куртку на рюкзак и говорил: «Знакомьтесь, это мой друг Рюкзачок, он помогает мне нести палатку!» В сосновому лесу, через который мы двигались, было огромное количество земляники, малины, брусники, черники… Когда вышли на опушку, один из ребят закричал: «Что вы видите?» Мы не поняли – ну, да, деревья, солнышко садится, красиво… Но он имел в виду совсем не это: «Что? Пятница-Плот! Вон там! Синяя крыша! Вы видите это?! И это все? А где же буря радости?» Это были неподдельные эмоции, которыми он заразил всех, кто стоял рядом. На самом деле, было фантастически приятно вместе с ними сопереживать эту радость, это ликование – да, есть какое-то движение, дело двигается, хотя я пока не имела к этому никакого отношения. Но, надеюсь, в дальнейшем и меня Господь сподобит как-то поучаствовать в этом Богоугодном, благом деле. Потом пришли на стоянку в сосновом бору, на опушке поставили палатки. Пошли в храм, там тоже спели тропарь, посмотрели, что нужно будет сделать на следующий день перед молебном, ведь наступил престольный праздник храма Смоленской иконы Божией Матери, должен был приехать о. Глеб (иер. Глеб Седов – священник храма свт. Иннокентия в Бескудникове, прим. ред.), чтобы отслужить молебен. Затем ребята пошли купаться, а дежурные, среди которых была и я, стали готовить ужин. В конце дня мы прочитали вечерние молитвы, затем поужинали и сели вокруг костра. Говорили о том, как прошел день, что было радостного, что кому запомнилось, просили друг у друга прощения и благодарили за все радости, которые принес нам этот день. Сейчас все сидят возле костра, поют песни под гитару и смеются. Слава Богу за все!..»

День шестой (10 августа)

«Здравствуйте, дорогие читатели! Заканчивается десятый день августа. Сегодня, можно сказать, поход наш достиг своей кульминации, того пика, к которому мы шли и готовились. В этот день, в праздник Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, был отслужен молебен в храме с. Пятница-Плот. Сегодня мы никуда не передвигались. Несмотря на это, бездельничать было некогда! Все очень устали и уже разошлись спать, у костра сейчас осталось всего несколько человек.
Утром после подъема мы пошли в храм и начали там убираться. Прервались на завтрак и потом продолжили работу. Ждали о. Глеба, который должен был приехать еще накануне, но, к сожалению, он был завален письменной работой и вчера приехать не смог. Прибыл он сегодня со своей прекрасной матушкой Натальей, у которой, кстати, завтра День рожденья. Мы отслужили водосвятный молебен с крестным ходом. На молебен, помимо нашей молодежи, собралось множество людей. Приехали прихожане храма о. Александра, который находится в с. Рашкино, пришли многие жители с. Пятница-Плот. Это меня очень порадовало, чувствовался единый дух. О. Глеб кропил всех кропилом из собранных веточек с большими листьями, сухим не ушел никто! Пришла на молебен и Светлана Глебовна, которая всегда помогает нам в трудах по храму. А один местный житель, пожилой мужчина по имени Борис, привез на тележке три большие иконы и передал их в дар храму. Иконы старинные, очень красивые! К сожалению, в них были разбиты стекла, но, думаю, это поправимо.
Сегодняшний день был полон радости, она сопровождала меня постоянно. Во всем чувствовалась какая-то особая теплота и душевность. Сколько приятных слов я слышу вокруг! Все ходили и улыбались, в глазах столько радости и света! Были полноценные завтрак, обед и ужин. Перед молебном пошли купаться, и искупались даже те, кто не хотел. Было и свободное время, многие из ребят пошли собирать черничку для друзей. Еще сегодня было занятие по актерскому мастерству – это мероприятие проводила одна из участниц похода. Многие люди начали себя по-настоящему раскрывать. Очень полезный опыт для тех, кто чувствует себя излишне скованно при общении. Еще сегодня очень хорошее событие было – дети и взрослые решили поиграть в футбол. Поставили пенёчки и стали гонять мячик, который один мальчик привез с собой. Этот мальчик очень обрадовался, что его мяч наконец-то пригодился. Никто не стоял в стороне, и маленькие дети и взрослые взяли и сыграли в футбол. Не было проигравших и победивших, все были как одно целое.
Потом поздравляли матушку Наталью с наступающим Днем рождения. Она такая скромная и хорошая, такая же, как и батюшка… Мы собрали для нее тарелочку черники и букет полевых цветов. Она была этому очень рада! Черничку стала всем раздавать, а букет поставили в бутылку, и когда они с батюшкой уезжали, забрали его с собой.
Когда начало темнеть, гости постепенно стали разъезжаться. Прощались очень тепло. Потом проводили совещание под названием «Свечка». Это очень нужное и правильное дело, каждый может высказаться, его все выслушают. Потом сидели вокруг костра и пели песни.
Прошлой ночью мы спали вшестером в четырехместной палатке. Ночью у людей обычно ничего не происходит – на то она и ночь, что может произойти? А в нашей палатке ночью происходит все самое интересное. Бывают ночные пикники и много других мероприятий, которые днем не произойдут. В общем, особый мир такой, своя ночная жизнь. И об этом потом очень здорово вспоминать, с доброй улыбкой. Жители нашей палатки, да и вообще все ребята, которые идут с нами, стали для меня настолько близкими и родными… Это моя вторая семья, и в простой будний день мне их очень не хватает. Не хочется отсюда уезжать. Скоро уже все кончится, и от этого грустно. Нет, не грустно, с Божией помощью это будет продолжаться! Этого похода я жду весь год, эту недельку, которая дает столько приятных моментов и впечатлений...
Те моменты, когда мы собираемся вместе – это, наверно, лучшие моменты моей жизни. Как маленькие паззлы счастья, которые мы собираем в копилку воспоминаний. Поход 2017 года – такая частичка, паззл в моей картинке счастья. Хочу поблагодарить всех ребят и девчат за то, что они есть, что они пошли с нами и создают эту по-настоящему семейную атмосферу. Спасибо всем огромное!..»

День седьмой (11 августа)

«Мы проснулись в Пятнице-Плот. Это село, которое является некоторой кульминационной точкой всего похода. Накануне мы отслужили молебен, был большой-большой праздник. Утром собрались и отправились в Горощино. Это такая небольшая деревушка, в которой живет одна из участниц нашего похода. Мы долго-долго шли по лесу, через каждые пять минут мы останавливались и просились пособирать чернику. И вот наконец-то у нас настал обещанный «черничный привал», набрали много-много ягод. Надо сказать, к тому времени мы уже настолько устали нести рюкзаки, что казалось, будто они стали нашим вторым домом, который мы несем с собой, и не хотелось ничего, лишь бы скинуть его куда-нибудь. Мы набрали черники, и вдруг приехала мама одной нашей участницы на машине и забрала наши рюкзаки. Оттуда мы пошли налегке. Шли и разговаривали. На самом деле, одна из самых больших прелестей похода — это как раз путь, идя по которому, ты немножко преодолеваешь себя, рядом идет человек, который тоже преодолевает себя, и вы о чем-то разговариваете. Эти беседы, вроде бы, ничего особенного из себя не представляют, но они стоят того, чтобы ради них идти в поход.
Мы пришли в Горощино во второй половине дня. Пообедали, чуть-чуть отдохнули, кто-то поиграл в волейбол, кто-то посидел под деревом, кто-то поиграл на гитарке, и отправились собирать поленницу. Когда собираешь поленницу в числе большого количества людей - это интересно, потому что есть такая штука как конвейер, и можно при этом играть в какие-нибудь игры со словами. Ну и вообще, работа в коллективе - это довольно-таки приятная вещь.
После того, как дрова были уложены в поленницу, мы отправились на речку. Я пошла в куртке, а один молодой человек отправился в одном полотенце и в плавках. Когда искупались и собрались идти обратно, заметили, что он весь дрожит от холода. Мы его стали растирать, пытались что-то сделать, пока он в конце концов не согрелся. Когда вернулись – нас ждал чай с блинчиками и вареньем.
Здесь очень-очень красивые места: в Красном, в Торжке… Прекрасные поля, леса, вся природа, и когда идешь к речке или по дороге и понимаешь, что вокруг все наше, родное – это потрясающее чувство.
Один из юных участников похода сделал на своей даче (здесь, в Горощино) приспособление, которое называется тарзанка – толстая веревка, протянутая от верхней части дерева, на котором устроен «штаб», до бани, длиной метров двадцать, а по ней катается ролик с прикрепленной к нему рукояткой. Катание на этой штуке оставило у многих из нас незабываемое впечатление.
После того как все попили чай, поиграли в теннис и вообще порадовались жизни, мы отправились смотреть фильм "Место встречи изменить нельзя". Я немножко устала, до этого как-то так получалось, что мы у костра не спали до двух-трех часов ночи, и я уснула после нескольких первых сцен. Вообще сидеть в хорошей, дружной и веселой компании и смотреть фильм - это очень здорово. Ты знаешь человека, который сидит рядом, знаешь, что он думает о происходящем на экране, потому что уже много раз слышал его комментарии, и разделяешь с ним его чувства...
Мне нравится наш поход. У ребят есть какая-то цель, ведь у молодежи полно энергии и ее надо куда-то девать. Такие дела нужны и важны, ведь у человека остаются какие-то воспоминания, у людей появляется что-то общее. Когда я встречаю человека, с которым мы были в походе, через год, через два, даже если мы все это время не общались, всегда найдется, о чем поговорить и что вспомнить. Человек уже каким-то родным становится. Думаю, такое единение людей очень важно…»

День восьмой (12 августа)

«День осьмый. События этого дня начались в час ночи – к нам приехали еще два участника. Утром после молитвы и плотного завтрака в Горощино у нас было некоторое время, чтобы отдохнуть, и потом мы отправились в село Красное. Там нас ждали труды по хозяйству возле храма. После обеда и окончания работ мы пошли в баню. Это было здорово, просто непередаваемое ощущение. Потом читали молитвы. А вечером был ужин у костра. Это прекрасно – теплая атмосфера среди друзей, костер и пение под гитару. Конец и Богу нашему слава!..»
«День субботний начался рано. В первом часу ночи приехали двое ребят из Москвы. Мы собрались на кухне в доме. Должен признаться, что кухня в этом доме знатная. Такая настоящая русская деревенская кухня, с приятным, теплым, уютным запахом… А пить на этой кухне чай с печеньем в окружении таких светлых людей – одно удовольствие. Так мы и просидели около часа в беседах на разные темы, поделились новостями, событиями, и сердце начало немножко петь. В таком расположении духа мы легли спать.
Утро тоже выдалось довольно интересным. Наверно, все представляют, как выглядит тарзанка. В тот день открыли новый способ ее использования. Все привыкли кататься сверху вниз. От верхней точки крепления полетел вниз. А тут катались наоборот. Если разогнаться по земле, держась за рукоятку, можно почувствовать, как поднимаешься. Скорость развивается достаточная, и можно подняться довольно высоко, при желании - даже зацепиться за помост, к которому прикреплен верхний конец веревки, и таким образом очутиться в «штабе» на дереве. Завтрак тоже был интересным – каша с брусникой! Редко, когда такое поешь, особенно учитывая, что и каша, и брусника натуральная.
Переход был налегке, мама одной из наших участниц проявила великодушие и оказала милость бедным юношам и девушкам – взяла рюкзаки в свою превосходную машину. Пришли в село Красное. Я люблю активный отдых, и здесь получилось это реализовать в полной мере. Мы смогли там не только отдохнуть, но и потрудиться. Подробно описывать не буду, просто скажу, что была возможность потрудиться во славу Божию – помочь храму, помочь батюшке. Дела «в глубинке», конечно, обстоят не очень просто, и тем, кто живет здесь постоянно, приходится довольно тяжело. Поэтому приехать и помочь – думаю, это очень благое дело. За работой провели основную часть дня. После знатного сытного обеда можно было и отдохнуть, сходить на речку. Когда вернулись, нас ждала баня. Баня – это космос, друзья мои! Всем желаю, всем советую!
А потом помолились и сидели до часу ночи с песнями у костра. Я не знаю, что может быть лучше для человека, особенно молодого, чем сидеть у костра с гитарой, рядом – кружка горячего чая, душевные песни… Посмотришь на небо – а там… Даже не знаю, как описать. Вид неописуемый! Тысячи звезд, рассыпанные по всему небесному куполу – это что-то невероятное! Ты просто тонешь в этих звездах, они забирают тебя к себе, когда ты смотришь на них. А еще было очень много падающих звезд. До этого я никогда не видел, чтобы падающие звезды были такими близкими и яркими.

Вот так, вкратце, прошел наш день 12 августа 2017 года. Всем мира!..»

Такими предстают перед нами эти несколько дней похода глазами его участников. Записи получились разными и по продолжительности, и по содержанию, отражая в некоторой степени разнообразие характеров ребят. Возраст участников – от 13 до 27 лет. «Потерянное поколение 90-х», как его называют, «поколение Пепси»… При упоминании о современной молодежи представители старшего поколения, пережившие те сложнейшие годы в сознательном возрасте, устало машут рукой: «Во времена нашей юности все было по-другому… Теперь, глядя на нынешнюю молодежь, мы уже ни на что не надеемся…» Наверно, в их словах много горькой правды. Но, читая эти воспоминания о летнем трудовом походе, простые, бесхитростные, дышащие живой верой и наполненные светлыми мыслями и чистыми устремлениями, невольно задумываешься – а может, не все еще потеряно? А может, наоборот, все только впереди?..