2.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Памяти Святейшего Патриарха Алексия

Alexij«Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных, и создателех
святаго храма сего»
            (Прошение сугубой ектении)

Прошение на сугубой ектении «о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных, и создателех святаго храма сего» приобрело ныне в храмах на Бутовском полигоне особый смысл и значение: приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II явился создателем храмов на этом святом месте и, никто не сделал для сохранения этой Русской Голгофы столько, сколько сделал покойный Первосвятитель Русской Церкви.

15 лет тому назад, 10 февраля 1994 г., Святейший Патриарх Алексий получил от Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, материалы по убиенным на Бутовском полигоне священнослужителях. Владыке Митрополиту эти данные передала Варвара Васильевна Черная, внучка Митрополита Серафима Чичагова, впоследствии принявшая монашество с именем Серафима и ставшая первой игуменьей воссозданного Ново-Девичьего монастыря. Незадолго до этого Варваре Васильевне, благодаря трудам группы по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, стало известно, что ее дедушка расстрелян в Бутово, и ей были предоставлены сведения о почти  двухстах священнослужителях расстрелянных на полигоне в период с августа 1937 по октябрь 1938 года.  

Внимательно ознакомившись с полученными материалами, Святейший Патриарх положил свою резолюцию.  

« 10.II.1994. Спасибо Вашему Высокопреосвященству и В.В.Черной за списки пострадавших и расстрелянных в Бутове – на одной из многих российских Голгоф.
С содроганием сердца я прочитал имена, звания, сан и надуманные обвинения, выдвинутые против этих исповедников и мучеников, начиная от митрополита и кончая неграмотной монахиней или схимницей.
Необходимо в этом году построить часовню-храм на месте их подвига для молитвенного поминовения многих тысяч пострадавших за веру Христову и правду»
(Резолюция Его Святейшества, канц. № 326 от 11 февраля 1994 г.)

Святейший Патриарх Алексий II принадлежал к поколению священнослужителей исповедников. Большая часть его служения Церкви прошла в годы богоборческой власти. Сейчас нам стали хорошо известны факты, как будущий Патриарх спасал от закрытия Пюхтицкий монастырь, спасал от закрытия храмы, а из его детства известно, как семейство Редигеров чудом избежало ареста, предоставив свой дом приехавшим родственникам. Получив сведения об обнаружении на окраине Москвы массового захоронения пострадавших за Православную веру, Святейший сразу назвал это место «одной из российских Голгоф» и благословил строительство здесь храма.

Зимой 1994 года Бутовский полигон еще не был общеизвестен и доступен широкой общественности. Узнав о полигоне, Святейший Владыка выразил желание посетить это место. Было решено организовать это посещение весной, после того как сойдет снег. Подготовку первосвятительского визита взял на себя Свято-Тихоновский Православный Богословский Институт во главе с ректором, протоиереем Владимиром Воробьевым. К приезду Патриарха в южной части территории захоронения был установлен Поклонный Крест. Когда отец Владимир, обратился к Его Святейшеству с вопросом, какую надпись сделать под этим крестом, то Святейший Патриарх продиктовал по телефону:

 “На месте сем будет сооружен храм в честь новомучеников и исповедников Российских, в память об иерархах, клириках, монашествующих и мирянах за веру и правду жизнь свою положивших и мученическую кончину здесь приявших”.

 Эту надпись и сейчас можно увидеть под Поклонным Крестом на Полигоне.
 
И те события, которые в последствии происходили, стали исполнением этого благословения Святейшего Патриарха.

Участие Патриарха Алексия в жизни этого святого места не ограничилось только благословением на строительство храма, а затем на создание общины, обращениями в соответствующие структуры по вопросам выделения земли для строительства храма, организацию сбора пожертвований на это строительство и т.д.

В 1996 году в непосредственной близости от территории захоронений началось строительство жилого поселка. На месте бывшего полигоновского поселка, построенного в послевоенное время, должно было возведено около десяти многоэтажных домов. Крайние дома предполагалось разместить буквально в 20-ти метрах от захоронений. Часть коммуникаций предполагалось провести через территорию захоронений, а рядом с нынешним каменным храмом планировалось возвести высотный дом.

Светская общественность и община храма сделали попытку остановить это строительство, но это было практически невозможно: работы уже начались, открыто финансирование и, более того, некоторые силы, заинтересованные в этом проекте, понимая, что им противодействуют, стали ускорять строительство.

И вот тогда Святейший Патриарх обратился к Юрию Михайловичу Лужкову (работы велись на средства города Москвы) и указал, что на таком месте возведение жилого поселка недопустимо. В результате строительство было остановлено, не смотря на то, что уже был сооружен цоколь одного из домов. Иначе, чем чудом, это назвать нельзя.  Если бы этот жилой поселок был бы построен, ни о каком памятнике истории, ни о каком мемориале на этом месте, даже говорить не имело бы смысла.

Вслед за остановкой строительства жилого поселка, в 1997 г., по благословению Патриарха в Бутове были проведены исследования погребальных рвов. В то время еще находились люди, которые говорили, что на полигоне не было никаких расстрелов и здесь никого не хоронили. Чтобы опровергнуть эти высказывания, было необходимо получить прямые доказательства того, что это место является местом массовых захоронений, необходимо было обнаружить сами захоронения и доказать, что захороненные умерли насильственной смертью.  Когда я, как Председатель Приходского Совета, обратился к Патриарху Алексею за благословением на проведение этих исследований, он спросил: «Предполагается ли проведение идентификации останков?»  Получив ответ, что в планы работ не входят не только идентификация, но даже и эксгумация останков, Святитель благословил проведение этих исследований, объяснив свое осторожное отношение к идентификации тем, что обнаружение даже одних идентифицированных останков вызовет у многих родственников пострадавших желание во чтобы то не стало найти останки своих близких, а это крайне затруднительно и приведет  к совершенно не нужному человеческому напряжению.

В конце августа 1997 г., когда был вскрыт один из погребальных рвов и в нем были обнаружены останки, имеющие следы огнестрельных ранений,  Святейший принял меня и внимательно ознакомился с полученными данными и ходом работ.

Во время этого приема, я был поражен памятью Святейшего Патриарха и его вниманием к происходящему на полигоне. Я принес в подарок Первосвятителю недавно вышедший из печати «Бутовский мартиролог, список лиц расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово». Публикация была подготовлена и осуществлена общиной Бутовского храма совместно с Группой по увековечению памяти жертв политических репрессий. Целью издания было обнародование списка пострадавших на полигоне, составленного по актам о приведении в исполнение приговоров.  В начале 1997 г. община обращалась к Патриарху с просьбой благословить это издание. Так как издание носило светский характер, то не предполагалось выделение лиц пострадавших за Веру. Святейший обратил на это внимание и в своей резолюции указал, что «необходимо в отношении священнослужителей и монашествующих указывать сан, имя в монашестве и, если возможно, занимаемая должность» (Резолюция Его Святейшества от 23.III.1997 г.,  канц. № 1185 от 24 марта 1997 г.). Это указание было учтено, но, когда я дарил эту книгу Патриарху, он, к моему удивлению, вспомнил о своей резолюции и спросил: «Это самая книга, где требовались исправления?»

Через два года я представил Святейшему статью, посвященную результатам проведенных исследований погребальных рвов. «Прочитал с душевным содроганием,» - написал Патриарх, ознакомившись с ней, и  благословил ее публикацию. (Резолюция Его Святейшества от 12.VI.1999 г.,  канц. № 3322 от 16 июня 1999 г.).

С 2000 года Святейший Патриарх ежегодно под открытым небом совершал Божественные Литургии на Бутовском полигоне. Традиция совершения этих богослужений родилась воистину соборно. В конце 1999 г., в день празднования памяти сщмч. Серафима (Чичагова) во время праздничной трапезы одним из отцов было предложено накануне прославления Собора новомучеников Российских на Юбилейном Соборе 2000 года отслужить на полигоне заупокойное богослужение обо всех пострадавших в годы гонений, пригласив на него всех «мучениколюбцев». В тот момент не было ясно какое количество новомучеников будет прославлено и кто конкретно, но понимание важности этого грядущего события было очевидным. Поскольку деревянный бутовский храм имеет небольшие размеры, то было предложено  совершить это богослужение под открытым небом. Такой опыт уже был, так как первая Божественная Литургия на полигоне была совершена летом 1995 г. в походном храме. Присутствующие отцы поддержали это предложение и просили меня, как настоятеля храма, испросить на это благословение у Патриарха. На праздник иконы Божией Матери «Нечаянной Радости» в храме Илии Обыденного я подошел к Его Святейшеству и рассказал о предложении отцов. Святейший благосклонно отнесся к этой идее, и я из вежливости попросил его возглавить это богослужение. Неожиданно для меня он спросил: «Когда?»

Обсуждая с отцами возможное время этого богослужения, мы пришли к выводу, что его надо назначить на одну из пасхальных суббот: во время поста совершить его сложно, да и полигон будет сырым, а летом народ разъедиться из Москвы; в воскресные дни все отцы служат у себя на приходах, а в будни прихожане заняты на работе – остается суббота, тем более, что суббота по уставу - особый поминальный день. Стали выбирать в какую субботу: оказалось, что возможно или во вторую, или в четвертую, так как на остальные выпадали какие-то праздники. Эти две субботы я и предложил Святейшему.

- Во вторую субботу я буду в Японии, а в четвертую можно послужить в Бутове. Пишите рапорт, – благословил он. Так и определился день первого патриаршего богослужения на Бутовском полигоне, в который затем по благословению Патриарха стало совершаться общецерковное празднование Собора новомучеников в Бутове пострадавших (Резолюция Его Святейшества от 3.IХ.2003 г.,  канц. № 4680 от 04 марта 2003 г.).

Патриаршие богослужения под открытым небом на этом естественном антиминсе, коим является Бутовский полигон, совершались и под знойными лучами солнца, и под проливным дождем. Сама природа как бы участвовала в этих службах: каплями дождя оплакивая убиенных; прорвавшимися сквозь тучи при пении «Иже херувимы» лучами солнца свидетельствуя о благодати Божией, пребывающей на сем месте; пением птиц прославляя Всевышнего. Тысячи молящихся, сотни священнослужителей, а в центре Богослужения –сосредоточенный в молитве Святейший Патриарх. По отпусте Литургии перед молебном и литией слово Его  Святейшества.

«Собратья архипастыри, всечестные отцы, матушки игумении, дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Стало традицией в эти Пасхальные дни, когда мы «смерти празднуем умервщление, адово разрушение, иного Жития Вечного начало» (Канон Пасхи, 7 песнь), собираться сюда для общей молитвы. Мы совершаем молитвенное поминовение тех, кто принял мученическую смерть на этом трагическом и святом месте.

Многие из принявших здесь страдания и смерть ныне прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских. Мы верим, что они молятся за нашу святую Церковь, за наше земное Отечество, за всех почитающих их память.

Мы должны помнить о том, что кровью мучеников утверждается Святая Церковь, что духовное возрождение нашего Отечества после десятилетий богоборчества, гонений и атеистической пропаганды, совершается по молитвам тех, кто свидетельствовал свою веру до мученической кончины.

Сейчас мы молитвенно обратимся к святым мученикам и исповедникам, в Бутове пострадавшим, дабы они и впредь укрепляли нашу Церковь, наше земное Отечество, сынами и дочерьми которого мы являемся, и всех нас в стоянии за правду и веру, в созидании будущего. Фундамент, который мы заложим по молитвам святых новомучеников и исповедников Церкви Христовой, станет основой будущего России, будущего нашего народа.

Вместе с тем мы будем молиться и о тех, кто не был прославлен Церковью, но также принял страдание и смерть за веру и правду Христову здесь, на Бутовском полигоне. Помолимся же о том, чтобы Господь упокоил их души там, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная» (Чин литии, кондак, глас 8). Молитвами подвижников веры и благочестия, новомучеников и исповедников Российских да упокоит Господь их души с праведными!

Приветствуя друг друга радостным, пасхальным приветствием «Христос воскресе!» и слыша в ответ жизнеутверждающее «Воистину воскресе!», мы свидетельствуем о нашей вере в Воскресшего Господа и Спасителя, о нашем уповании на Его неисчислимые милости. Да подаст Он нам мужество и силы совершать, взирая на подвиг новомучеников Российских, свое служение нашему земному Отечеству и народу земли нашей.

Христос Воскресе!»

(Слово Святейшего Патриарха Алексия в День памяти новомучеников, в Бутове пострадавших 5 мая 2007 г., Патриархия.ru)

Приезжая в Бутово, Святейший Патриарх Алексий интересовался жизнью этого места: порядком богослужений; количеством молящихся; организацией паломнической деятельности; устройством печи «Буллерьян», которой отапливается деревянный храм и т.д..

Ежегодные посещения полигона Главой Русской Православной Церкви значительно подняло значение этого исторического места. Перед службами в Бутове Патриарх всегда обращался к мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову и губернатору Московской области Б.В. Громову с просьбой о содействии в проведении этих многолюдных богослужений и об оказании помощи в благоустройстве этого памятника. Городские, областные и районные власти с ответственностью относились к обращениям Святейшего, и во время подготовки Патриарших богослужений был проведен большой объем благоустроительных работ.

Особая страница связана со строительством и освящением каменного храма.

Многое в этом храме: от выбора его места до посвящения престолов было определено самим Святейшим.

Закладка храма была совершена 15 мая 2004 года, в день памяти первых русских святых, благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба, после традиционного патриаршего богослужения в честь Собора Новомучеников, в Бутове пострадавших. Накануне в Россию впервые с официальным визитом приехала делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с ее Первоиерархом, Митрополитом Лавром. Святейший Патриарх пригласил зарубежных гостей помолиться на предстоящем богослужении в Бутове, и  на Бутовском полигоне официальные представители Русской Зарубежной Церкви впервые молились с полнотой Матери Церкви во главе с её Предстоятелем, Святейшим Патриархом Алексием. После богослужения под открытым небом Святейший Патриарх Алексий совершил чин закладки нового храма, в котором принял участие и Митрополит Лавр.

Это событие оставило яркое впечатление на всех принявших в нем участие, и через два года в своем Послании IV Всезарубежному Собору Русской Православной Церкви за границей Святейший Патриарх Алексий писал:

«Промысел Божий позволил нам пройти большой путь. Нам было дано по-настоящему встретиться, посмотреть друг другу в глаза и узнать друг друга лучше. Вспоминается многое, но особенно, может быть, первая встреча с Владыкой митрополитом Лавром и большой делегацией Русской Зарубежной Церкви. Литургия на Бутовском полигоне. Живое ощущение, что почивающие в этой священной земле новомученики молятся с нами и молятся о нас, о нашем единении. В те дни по-особенному звучали слова пасхальных песнопений: Пасха! радостию друг друга обымем. О, Пасха! избавление скорби…

Храм святых Новомучеников, закладку которого мы тогда совершили при участии Владыки Лавра, теперь уже вырос, увенчан куполом и крестом. Выросло и общее понимание прежде спорных вопросов.»

Освящение соборного каменного храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Российских в Бутове состоялось 19 мая 2007 года, в день памяти  праведного Иова Многострадального, в день рождения Царя-страстотерпца Николая. За два дня до этого в праздник  Вознесения Христова в храме Христа Спасителя был подписан акт о восстановлении канонического общения внутри Поместной Русской Православной Церкви, и освящение бутовского храма было совершено в рамках программы богослужений, связанных с воссоединении Русской Зарубежной Церкви с матерью Церковью.

Возглавил освящение храма Святейший Патриарх Алексий. Ему сослужил сонм архипастырей и священнослужителей ныне единой Русской Церкви, а также представители других Поместных Церквей. Присутствие последних сделало эту службу воистину вселенской, так в ней приняли участие и молились архиереи, священники и миряне семи Поместных Церквей: Русской, Константинопольской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Болгарской и Американской.  
Святейший Патриарх Алексий освятил престол центрального придела во имя Воскресения Христова. Освящение левого  придела во имя Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси было совершено Первоиерархом Русской Православной Церкви за рубежом Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Правый придел во имя Святых новомучеников и исповедников Российских был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, Председателем Синодальной Комиссии по канонизации святых.

В своем слове после освящения храма Святейший Патриарх Алексий сказал:

«Три года прошло с того дня, когда мы вместе с Владыкой митрополитом Лавром молились при основании этого величественного дома Божия. Господь так судил, чтобы закладка храма в честь новомучеников стала нашим первым совместным деянием.

В течение последних лет и те, кто находился в России, и те, кто оказался в эмиграции, осознали, что есть нечто высшее, чем наши разногласия. Нас объединяла молитва к новомученикам и исповедникам Российским — тысячам архипастырей и пастырей, монахов и мирян.

Духовное возрождение России — во многом плод молитвы тех, кому посвящен сей храм, ставший памятником церковного единения.»

31 мая 2008 г.  Святейший Патриарх Алексий последний раз посетил Бутово и совершил традиционное богослужение под открытым небом. После Божественной Литургии Первосвятитель Русской Церкви произнес слово, в котором он особо отметил следующее:

«Бутовский полигон является местом молитвы, где постоянно совершается молитва, обращенная и к святым новомученикам и исповедникам и молитва о тех, кто пострадал здесь невинно за правду и веру. Вознесем же наши молитвы ко Господу и новомученикам и исповедникам Российским, прося их, чтобы они и нас научили стойкости в вере, преданности Церкви Христовой, стоянию за веру, и чтобы Господь, даровавший всем жизнь вечную, даровал бы вечное упокоение  всем, кто пострадал здесь на этом трагическом, и вместе с тем, святом, по прославленным новомученикам, месте».

Господу было угодно, чтобы одними из последних распоряжений, которые дал в своей земной жизни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, были благословения на совершение богослужений в храмах на Бутовском полигоне. 4 декабря, очевидно после служб в Успенском соборе Кремля и в Донском монастыре. Святейший  благословил совершение в храмах на этой Русской Голгофе архиерейских богослужений 10 и 11 декабря, в дни памяти прмч. Кронида (Любимова) и сщмч. Серафима (Чичагова).

Покидая последний раз Бутово, уже простившись с сослужащими ему архиереями и садясь в машину, Святейший Владыка вдруг сказал мне (я, как настоятель храма, провожал его до машины): «Батюшка, я хотел подарить вам пасхальное яйцо и забыл его привезти, но я вам его обязательно передам». Мне было очень приятно услышать о намерении Его Святейшества оказать мне такую честь, но у меня даже досадной мысли не промелькнуло по поводу того, что он забыл этот подарок. Я прекрасно понимал, какая у Святейшего нагрузка, и что таких священников как я под его святительским омофором много. Я  почувствовал благодарность Святейшему Патриарху уже за одно его желание, но был совершенно уверен, что он сейчас уедет и среди множества забот, которые возложены на него, не вспомнит ни обо мне грешном, ни об этом яйце. Каково же было мое удивление, когда в понедельник (а наш разговор состоялся в субботу) мне позвонили из Патриархии и сказали: «Отец Кирилл, Вы где? Вам Святейший Патриарх просил передать пасхальное яйцо и просил сделать это срочно, потому что в среду уже отдание Пасхи».

Яйцо – это символ жизни, пасхальное яйцо – это символ жизни вечной. Даря пасхальное яйцо, христианин свидетельствует о  вере в жизнь вечную.

Благословляя освятить центральный предел новосооруженного в Бутове каменного храма в честь Воскресения Христова, почивший Предстоятель Русской Церкви говорил, что вера в Воскресение Христово, вера во Всеобщее Воскресение была тем основанием, которое дало возможность новомученикам Российским совершить их подвиг.

Вера в Воскресшего Спасителя стала и основанием того подвига, который совершил в своей земной жизни приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и мы верим, что он вошел в жизнь вечную и услышал от Нелицеприятного Судии призыв: «Рабе благий и верный, вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25,21)

Протоиерей Кирилл Каледа