4.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Крестный ход бутовских прихожан по святым местам Смоленщины и Беларуси 2013 (часть 1)

Крестный ход начинаетсяВот уже несколько лет подряд в составе больших групп бутовских прихожан, возглавляемых настоятелем храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиереем Кириллом Каледой, мы совершаем длительные духовные путешествия по святым местам исторической Святой Руси. В них невольно ощущаешь себя духовным наследником равноапостольных князей Владимира и Ольги, преподобной Евфросинии Полоцкой, святых преподобных Сергия Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского…, а также миллионов явленных и неявленных православных новомучеников и исповедников ХХ в., за веру и Церковь Христову в годину лютую от богоборческой власти пострадавших. В эти дни мы не только воскрешаем в памяти страницы православной истории, но и просим великих подвижников веры научить нас молитвам, смирению, мудрости, верности заповедям Христовым. Просим стойкости в исповедании веры православной, к чему нас всякий раз в своем пастырском слове призывает отец Кирилл.


В путь-дорогу помолясь

Бутовский храм после молебна

Наш Неоплан «поднимает пары»Итак, 9 августа с.г. мы отправились в путь по западным землям России и Беларуси. Со святыми местами Украины, которую мы посетили ранее, они связаны общностью истории, православных духовных традиций, теми живыми теплыми молитвами, что ныне (как и встарь) возносятся в храмах и монастырях за людей живых и усопших, за Отечество земное и небесное, за весь мир.

Настроенные на долгую непростую дорогу, этим тихим августовским утром, мы, дружно помолившись в бутовском храме Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских и воспев молитву «Царю небесный…», двинулись в путь.

 

Еще миг-другой и наш туристический автобус знаменитой германской марки Neoplan (Неоплан), ловко управляемый белорусским водителем Михаилом, втиснется-вклинется-вольется в потоки машин на МКАДе. «Слева по ходу, - обращают наше внимание отец Кирилл и Игорь Владимирович Гарькавый, - знаменитая подмосковная усадьба Знаменское-Садки». В XVII в., слушаем мы их рассказ, когда «очередным» владельцем местной деревни Садки стал князь Н.С. Урусов, здесь был выстроен деревянный Знаменский храм. В бытность князей Трубецких имение активно развивалось, перестраивалось. И уже к концу XVIII в. здесь высился двухэтажный главный дом с мезанином в стиле классицизма, была устроена система живописных прудов и водоемов, удачно дополнявших ландшафт, а старая обветшавшая деревянная церковка, еще несколькими годами ранее, сменилась на каменный Знаменский храм в стиле елизаветинского барокко.

В разные годы здесь гостили многие родовитые и талантливые люди, составлявшие цвет образованного русского общества. А в 1787 г. в имении Трубецких даже останавливалась, встречаемая внуками по возвращении из Крыма, императрица Екатерина II.

Обращение к истории этой усадьбы - не дань восхищению днями минувшими, но желание еще лучше понять всю глубину трагедии России XX в., продолжающуюся в том или ином виде до сих пор.

Уже к 1918 г. весь этот удивительный мир, бывший некоей моделью «домашней Академии художеств», где музицировали, писали стихи и эстетические трактаты, коллекционировали редкие произведения искусств, занимались ландшафтной архитектурой…, мир, что возвышал человеческие души, рождая в них любовь к порядку и гармонии, полностью рухнул.

Руководствуясь пролетарскими принципами, новые власти передали главный дом рабочему кооперативу. В усадьбе - разместили совхоз. В 1929 г. «за ненадобностью» снесли Знаменскую церковь. Позднее усадебные здания и земли занял сельхозтехникум с подсобным хозяйством, а в 1959 г. - НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии…

Исследователь М.Ю. Коробко в своей статье «Усадьба Знаменское-Садки: по новым архивным материалам» (2004 г.) отмечал: «В результате деятельности всех этих организаций усадьба понесла значительный ущерб. Многие усадебные постройки были уничтожены, сохранившиеся существенно пострадали, спущены все пруды кроме одного, сильно зарос усадебный парк, в своей значительной части превратившийся в лес. На территории усадьбы начато строительство пансионата Министерства сельского хозяйства, около двух десятилетий остающееся незавершенным, возведены и другие поздние сооружения».

Знаменское-Садки (фрагмент интерьера)

Но рушились не только «дворянские гнезда». Репрессиям подвергались и многие их исследователи. Среди них - человек с показательной судьбой - московский ученый-археолог и историк искусства А.Н. Греч (1899-1938). По происхождению дворянин, он испытывал серьезные притеснения на службе. В 1930 г. вместе с невестой был арестован «при попытке нелегального перехода границы с Латвией». Тогда же Коллегией ОГПУ осужден на 10 лет ИТЛ (ст. 58-11; 72, 84 УК РСФСР). Срок отбывал в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), работал библиотекарем. В марте 1934 г. срок сократили до 5 лет, а в июле он уже был отправлен в ссылку в Воронеж. Протоколом ЦИК от 14 октября 1935 г. судимость снята. По освобождении проживал в Туле, преподавая английский и немецкий языки в Механическом институте. Но в ночь с 22 на 23 ноября 1937 г. во время волны арестов российских немцев был вновь арестован по обвинению в шпионаже в пользу Германии (ст. 58-6, 10, 11). Решением наркома внутр. дел СССР и прокурора СССР от 21 марта 1938 г. приговорен к ВМН. Расстрелян 7 апреля 1938 г. (по этому делу реабилитирован в 1957 г.). Вечная ему память!

По ходу движения – старательно всматриваемся в залитую солнцем даль, пытаясь получше рассмотреть эти места. Некоторое время назад благодарными потомками там были установлены памятник-обелиск жителям деревни Битцы, павшим в боях 1941-45 гг., и поклонный крест в честь воинов-кавалеристов, погибших (по народному преданию) в близлежащих окрестностях в 1812 г.

Вглядываемся в невеселые картины все более распухающего мегаполиса, что грозит уничтожить остатки зеленого защитного пояса города. Здесь, по соседству со старыми поселками, должна возникнуть «новая Москва». В этой связи вспоминаются предупреждения ученых Географического института РАН о грозящей нам всем экологической опасности. Их напоминания о многочисленных местных свалках твердых бытовых отходов, включая крупнейшую по европейским меркам - в Саларьево, о малых речках (с запредельным превышением отравляющих веществ в воде), о могильниках сибирской язвы (на новых территориях их - 7), о тотальном губителе хвойного леса жуке-типографе, метастазами распространяющемся по зеленым легким Подмосковья, и о загрязненных радионуклидами землях… - картины поистине апокалиптические. «На даче, как на войне, главное - остаться в живых!» - таковы откровения многих еще в недавнем прошлом счастливых обладателей местных земельных наделов.

Что происходит с нами, Великий Боже?

Ещё за полгода до нашей поездки на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви говорилось о позиции нашей Церкви по актуальным проблемам экологии. Было напомнено, что все мы несем ответственность за состояние природы – творения Божия. Еще раз объяснено, что переживаемое нами сегодня искажение первозданной природы – следствие грехопадения прародителей, усугубленное нашим эгоистическим и потребительским отношением к природе - дому Божию. И человек - лишь домоуправитель сотворенного мира, призванный поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1:25).

Подчеркивалось, что «экологическая деятельность не достигнет желаемых результатов, если люди не будут стремиться преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по Его заповедям». Что реальной альтернативой потребительству является христианский образ жизни. Раскрывалась связь литургической жизни Церкви с экологической деятельностью: «Церковь, - учат отцы, - призывает благодать Святого Духа не только на человека, но и на весь окружающий его мир. Божественная Евхаристия освящает тварный космос. Плоды земли и творения рук человеческих – хлеб и вино – действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы, освящая верных. Освящение водной стихии, совершаемое на Богоявление, открывает новую перспективу для материального бытия: освященная вода становится святой водой, «приводящей в жизнь вечную».

Церковь призывает нас отказаться от излишеств и научиться проявлять умеренность и воздержанность в удовлетворении жизненных потребностей.


Бережное и целомудренное отношение к окружающей среде мы видим, в частности, в жизни православных церквей и монастырей. Такой пример добрых отношений, складывающихся подчас вопреки картине разорения окружающей природы, является образцом «плодотворного взаимодействия благой воли человеческой и освящающей силы Божией».  

Что ж, всё в «руцех Божиих»! И кто знает, быть может, и впрямь в некие отдаленные, но обозримые времена в ближнем Подмосковье вновь поднимутся в небеса благородные корабельные сосны и ели, тенистые берега речки Битца огласятся благовестом восстановленной Знаменской церкви, а рыбные садки наполнятся кишащей живностью?! Иначе, милое поэтичное название этих мест – Знаменское-Садки будет звучать для наших потомков лишь простой эпитафией.


Бутовский след в жизни новомучеников Можайских

От Москвы мы все более удаляемся на запад по минской автостраде. Пронзающая леса и поля, местами она сближается со старой извилистой Смоленской дорогой, частично сохранившейся, частично необратимо утраченной в лесных чащобах, затопленных низинах и болотах, - дорогой, когда-то соединявшей многие деревни, села и города нашей милой матушки-России. Теперь же этот старинный путь из Москвы в Вильно, во многом утратив свое первоначальное назначение, обрел для нас особое - географическое, историческое и духовное наполнение, «значение которого в истории России еще предстоит оценить следующим поколениям».

Наш «дивный Боян» - Игорь Владимирович Гарькавый рассказывает об истории этих мест, о древних святынях земли Можайской, об их связях с Москвой. И нам вдруг вспомнилось, как несколько лет назад столицу облетела удивительная весть о том, что на Никольской башне Московского Кремля реставраторами открыта икона Николы Можайского. И уже после ее восстановления, когда с Никольских ворот были сняты леса, - 4.10.2010 г., в День народного единства, состоялось торжественное открытие и освящение этой иконы Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Радостно была увидеть на этой церемонии, среди большого числа духовенства и высоких гостей, и нашего батюшку – настоятеля храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове Кирилла Каледу, ежедневно и за каждой Божественной литургией сугубо молящегося Господу о всех невинно убиенных на Бутовском полигоне в 1937-38 гг. новомучениках, среди которых и новомученики Можайские.

Икона Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля

В тот дождливый осенний день на Красной площади собралось свыше тысячи верующих. На освящении надвратной иконы Никольской башни, приуроченном ко Дню народного единства (так как именно через ворота Спасской и Никольской башен народное ополчение Минина и Пожарского вступило в Кремль в 1612 г.), присутствовали и потомки русских эмигрантов — Апраксины, Шаховские, Трубецкие... После Божественной литургии в Казанском соборе в честь праздника Казанской иконы Божией Матери, отслуженной Святейшим Патриархом Кириллом, крестный ход направился к Никольской башне. Как и при освящении Спаса Смоленского, Первосвятитель поднялся на украшенной платформе к иконе и окропил её святой водой: «Благословляется и освящается образ сей окроплением воды сия священныя во имя Отца, и Сына, и Святаго духа. Аминь».

И как-то помимо нашей воли в сознании рождается некий общий образ, связанный с «перекличкой» двух городов русской славы – Москвы и Можайска, объединенных и общностью истории, и интенсивностью молитвенной жизни, протекавшей в их многочисленных церквях и монастырях, и нашими общими святыми и святынями.

Суровый критик России – француз маркиз де Кюстин не без восторга описывал панораму Москвы 1839 г., едва восстановленную после пожара Отечественной войны 1812 г.: «…Огром­ное множество церковных глав, острых, как иглы, шпилей и при­чудливых башенок горело на солнце над облаками дорожной пыли, в то время как самый город и линия горизонта скрывались в дрожа­щем тумане, всегда окутывающем дали в этих широтах. …главы церквей отличаются поразительным разнообразием форм и отделки и напоминают то епископскую митру, то китай­скую пагоду, то минарет, то усыпанную каменьями тиару, то попрос­ту грушу. Они то покрыты чешуей, то усеяны блестками, то позолочены, то раскрашены яркими полосами. Каждая глава увенчана крестом самой тонкой филигранной работы, а кресты, то позоло­ченные, то посеребренные, соединены такими же цепями друг с другом. Постарайтесь вообразить себе эту картину, которую даже нельзя передать красками, а не то, что нашим бедным языком! Игра света, отраженного этим воздушным городом, - настоящая фантасмагория среди бела дня, которая делает Москву единственным городом, не имеющим себе подобного в Европе».

Нет никаких сомнений, что не менее восхитительным и живописным представал когда-то пред взором путников-богомольцев и город Можайск с его 75 церквями и 16 монастырями, подворьями царей, цариц и патриархов и царскими слободами... Все это хорошо видно из плана Колобова XVIII в. и других письменных источников, где Можайск величается «Священным городом русских».

Старинный Можайск (фото Прокудина-Горского)

Воистину трагична и возвышенна судьба этого небольшого, некогда приграничного городка, во все времена бывшего западным форпостом Москвы! Трижды сожженный татарами, не раз осаждавшийся и сжигаемый поляками и литовцами, полностью разрушенный в Смутное время и разоренный в войне 1812 г., а после, в начале Великой Отечественной войны ценою невероятных потерь удерживавший наступление немецких войск на Москву, он не меньше пострадал и в период богоборческих гонений ХХ в.

В 1938 г. город утратил свою главную святыню – резной деревянный образ святителя Николая Можайского (XIV в.), обретенный уже в наши дни в запасниках Третьяковской галереи и готовящийся к возвращению в родные места.

Гонения на Церковь, разрушение в военное и послевоенное время оставшихся городских и сельских церквей и храмов, включая Вознесенский и Троицкий храмы в самом Можайске, привели к тому, что к началу 1980-х гг. на территории района богослужения совершались лишь в двух церквях. И только в наши дни, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, началось восстановление всех церквей Можайского благочиния.

Сщмч. архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов)

Особое духовное родство с этим городом (с 2012 г. – «Город воинской славы») чувствуют бутовские прихожане, ведь из 40 новомучеников Можайских, в годы массовых политических гонений до смерти пострадавших за Церковь и веру Христову, 25 упокоены в бутовской земле. И среди них – сщмчч., расстрелянные на Бутовском полигоне в 1937 г., - архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), священники – о. Петр Петриков, о. Петр Юрков, о. Николай Соколов, о. Василий Агафоников, о. Николай Заболоцкий, о. Николай Сафонов; послушница Князь-Владимирского женского монастыря, преподобномученица Евдокия (Синицына; +1938) и многие другие мученики за веру.

Высокой духовно-поэтической заповедью звучат для нас стихи можайского новомученика о. Николая Кобранова (+1937), расстрелянного и погребенного в безвестной могиле где-то на Севере страны:


                         Молись в день радужного счастья,

                         Пред трудным подвигом  - молись!

                         Молись, когда грозит несчастье,

                         Когда смущаешься – молись!

                         Молись, когда обиду сносишь,

                         Когда в опасности – молись!

                         Молись, когда за милых просишь,

                         За злого недруга молись!

                          Молись, когда слабеют силы,

                         Когда возносишься – молись!

                         Молись у дорогой могилы

                         За жизнь рожденную – молись!

                         Молись в минуту искушенья,

                         Коль победил себя – молись!

                         Молись в печальное мгновенье,

                         Чтоб Бог простил тебя – молись!

 

Святые новомученики Можайские, молите Бога о нас!

 

По дороге на Вязьму

Вглядываемся в указатели по обеим сторонам от Минского шоссе. Что ни название, - то живая страница нашей истории, с которой все мы связаны «кровными токами».

Местечко Бородино. Здесь на обширном поле в 1812 г. состоялось кровопролитное и определяющее сражение между русской армией и французскими войсками, о котором дотоле непобедимый император Наполеон Бонапарт скажет так: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…».

Село Колоцкое, где находится одна из самых древних подмосковных святынь – 600-летний Колоцкий (ныне - женский) монастырь. Переживший две отечественные войны и дважды почти полностью разрушенный, он каждый раз восставал из пепла.

Святая обитель была основана в 1413 г. князем Андреем Можайским, сыном Димитрия Донского недалеко от места, где по преданию, крестьянин Лука обрел чудотворную икону Пречистой Богородицы с Богомладенцем на руках. Она и стала главной святыней основанного монастыря. На протяжении веков жители Можайска, Вереи, Гжатска и многих близлежащих деревень с молитвой и упованием притекали к чудотворному образу. Сохранились сведения о том, что в 1830 г. во время эпидемии холеры в монастыре был устроен карантин, «и все живущие в нем, а равно и окрестные жители заступлением Богородицы остались живы». Подобное же избавление от эпидемии по молитвам Божией Матери произошло еще дважды - в 1871 и в 1892 гг. К сожалению, сама чудотворная Колоцкая икона Божией Матери была утрачена в 1970-х гг. Однако один из наиболее ранних ее списков хранится ныне в Большом Успенском соборе Московского Кремля. В монастыре же - ее современный список.

У истока Москвы-рекиУ истока Москвы-реки У истока Москвы-реки






На истоке Москвы-реки. Наш автобус останавливается на 148 км трассы Москва-Минск. Справа по ходу – на небольшом холмике, радуя глаз, высится изящная часовня в древнерусском стиле, созданная по проекту можайского архитектора Н.Б. Васнецова, известного нам своими храмами и часовнями, построенными им в Колоцком, Спасо-Бородинском монастырях, в Можайске, Москве и других городах России.

Её алые кокошники, белые арочные проемы, вызолоченный купол с крестом – веселят и греют душу. Пересчитываем фонтанчики, изливающиеся из гранитного куба, что под куполом часовни. Оттуда, с высоты, на нас взирают ясноликие святые и выпархивают из своих гнезд в поисках пищи веселые ласточки.

Как и многие наши реки, Москва-река берет начало из болота. Еще десять лет назад каждый из нас мог выбрать любой истекающий из него ручеек и считать его истоком реки. Однако в 2004 г. было официально договорено считать истоком Москвы-реки именно это узкое руслице, ныряющее слева-направо (по ходу от Москвы) под полотно дороги. Здесь-то и была торжественно открыта и освящена архиепископом Можайским Григорием (Чирковым) часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник».

А вот и первый символический мосток, перекинутый через главную реку российской столицы, которой еще только предстоит набрать свою силу. Шутка ли: на берегах этой сравнительно небольшой реки расположились десять городов, множество храмов и древних монастырей, включая Можайский Лужецкий ФерапонтовЗвенигородский Саввино-Сторожевский, Московские - Новодевичий, Андреевский, Новоспасский, Свято-Данилов, Симонов, Николо-Перервинский, и подмосковные - Николо-Угрешский, Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, Бобренев и Старо-Голутвин монастыри.

Именно Москва-река стала завершающей частью водного пути, по которому в 2007 г. из Соловков в Бутово проследовал Большой поклонный Бутовский крест.

Бутовский Соловецкий крест шествует по Москве-реке

Город Гагарин. Это не только родина первого космонавта Ю.А. Гагарина. До 1968 г. он был известен как г. Гжатск. В прошлом - преуспевающий уездный торговый город на реке Гжать. Основанный в начале XVIII в. императором Петром I как пристань для доставки товаров водным путем в Петербург, после разорения французами в 1812 г. пришел в полный упадок. И хотя он был восстановлен в течение последующих пяти лет, но так и не смог набрать прежнюю силу, став обычным провинциальным городком. Однако в нем осталось немало историко-духовных ценностей.

Здесь, в сохранившемся доныне доме купца Церевитинова, в августе 1812 г. останавливался М.И. Кутузов. А в начале Великой Отечественной войны одно время - располагался штаб Западного фронта. И это был последний город Смоленщины на пути врага к Подмосковью.

Старинные храмы Гжатска

В центре города - старинный соборный храм в честь Благовещения Господня (1724 г.), перестроенный в XIX в. Только сейчас его возвращают верующим. А рядам с ним – храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1753 г.), пока используемый также как краеведческий музей.


Игумен Никон (Воробьев)

В последние годы жизни в гжатском кладбищенском храме в часть Вознесения Господня (1791 г.) служил гонимый богоборческими властями игумен Никон (Воробьев; +1963) – один из «великих учителей покаяния последних времен». Книга писем игумена Никона «Нам оставлено покаяние» - настольная книга о духовной жизни для многих православных христиан нашего времени. Памятны последние слова старца: «Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга». Упокой, Господи, раба Твоего игумена Никона во Царствии Твоем!

Мы подъезжаем к древнему городу Вязьма. Где-то позади, по ходу Старой Смоленской дороги, остались Царево-Займище (в августе 1812 г. там принял командование русской армией фельдмаршал М.И. Кутузов) - Успенское – Телепнево – Федоровское – Богородицкое..., -целое ожерелье бывших дворянских усадеб. Богородицкое входит в состав Государственного историко-культурного и природного заповедника «Хмелита», где нам предстоит чуть позже побывать. Во время отступления французской армии, тогдашний владелец Богородицкой усадьбы дворянин Белкин с отрядом своих крестьян отбил у неприятеля на Смоленской дороге обоз с имуществом, вывозимым из Москвы. И в нем, среди найденных вещей, оказалась митра Святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (+1378 г.), хранившаяся затем в местном храме Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» вплоть до его закрытия. Эту и другие интересные истории о святых местах Смоленщины можно найти в исследованиях ученого монаха - настоятеля прихода Казанского храма села Хмелита Вяземского района, и по совместительству настоятеля прихода Одигитриевского храма с. Богородицкое – иеромонаха Даниила (Сычева).

***

Уже этот первый, еще не завершенный день нашего паломничества по святым местам западного Подмосковья и Смоленщины, лишний раз убеждает нас в том, что мы – дети великой страны с ее неразгаданной и необъяснимой историей. Во все времена наши соотечественники созидали и разрушали, непрестанно грешили и каялись, страдали от междоусобиц и собирались в единую несокрушимую силу, что проявлялась только в нашем единстве, которое должно основываться, по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «на верности нашим духовным и нравственным традициям. А значит, на Русскую Церковь возлагается особая ответственность. Церковь, - учит Предстоятель, - не существует изолированно от народа, ведь Православие — это душа России, а разделение души и тела в нашем земном мире означает смерть».

Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу!

 

Николай и Наталья Минины

(продолжение следует)