Вот уже несколько лет подряд в составе больших групп бутовских прихожан, возглавляемых настоятелем храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиереем Кириллом Каледой, мы совершаем длительные духовные путешествия по святым местам исторической Святой Руси. В них невольно ощущаешь себя духовным наследником равноапостольных князей Владимира и Ольги, преподобной Евфросинии Полоцкой, святых преподобных Сергия Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского…, а также миллионов явленных и неявленных православных новомучеников и исповедников ХХ в., за веру и Церковь Христову в годину лютую от богоборческой власти пострадавших. В эти дни мы не только воскрешаем в памяти страницы православной истории, но и просим великих подвижников веры научить нас молитвам, смирению, мудрости, верности заповедям Христовым. Просим стойкости в исповедании веры православной, к чему нас всякий раз в своем пастырском слове призывает отец Кирилл.
В путь-дорогу помолясь
Итак, 9 августа с.г. мы отправились в путь по западным землям России и Беларуси. Со святыми местами Украины, которую мы посетили ранее, они связаны общностью истории, православных духовных традиций, теми живыми теплыми молитвами, что ныне (как и встарь) возносятся в храмах и монастырях за людей живых и усопших, за Отечество земное и небесное, за весь мир.
Настроенные на долгую непростую дорогу, этим тихим августовским утром, мы, дружно помолившись в бутовском храме Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских и воспев молитву «Царю небесный…», двинулись в путь.
Еще миг-другой и наш туристический автобус знаменитой германской марки Neoplan (Неоплан), ловко управляемый белорусским водителем Михаилом, втиснется-вклинется-вольется в потоки машин на МКАДе. «Слева по ходу, - обращают наше внимание отец Кирилл и Игорь Владимирович Гарькавый, - знаменитая подмосковная усадьба Знаменское-Садки». В XVII в., слушаем мы их рассказ, когда «очередным» владельцем местной деревни Садки стал князь Н.С. Урусов, здесь был выстроен деревянный Знаменский храм. В бытность князей Трубецких имение активно развивалось, перестраивалось. И уже к концу XVIII в. здесь высился двухэтажный главный дом с мезанином в стиле классицизма, была устроена система живописных прудов и водоемов, удачно дополнявших ландшафт, а старая обветшавшая деревянная церковка, еще несколькими годами ранее, сменилась на каменный Знаменский храм в стиле елизаветинского барокко.
В разные годы здесь гостили многие родовитые и талантливые люди, составлявшие цвет образованного русского общества. А в 1787 г. в имении Трубецких даже останавливалась, встречаемая внуками по возвращении из Крыма, императрица Екатерина II.
Обращение к истории этой усадьбы - не дань восхищению днями минувшими, но желание еще лучше понять всю глубину трагедии России XX в., продолжающуюся в том или ином виде до сих пор.
Уже к 1918 г. весь этот удивительный мир, бывший некоей моделью «домашней Академии художеств», где музицировали, писали стихи и эстетические трактаты, коллекционировали редкие произведения искусств, занимались ландшафтной архитектурой…, мир, что возвышал человеческие души, рождая в них любовь к порядку и гармонии, полностью рухнул.
Руководствуясь пролетарскими принципами, новые власти передали главный дом рабочему кооперативу. В усадьбе - разместили совхоз. В 1929 г. «за ненадобностью» снесли Знаменскую церковь. Позднее усадебные здания и земли занял сельхозтехникум с подсобным хозяйством, а в 1959 г. - НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии…
Исследователь М.Ю. Коробко в своей статье «Усадьба Знаменское-Садки: по новым архивным материалам» (2004 г.) отмечал: «В результате деятельности всех этих организаций усадьба понесла значительный ущерб. Многие усадебные постройки были уничтожены, сохранившиеся существенно пострадали, спущены все пруды кроме одного, сильно зарос усадебный парк, в своей значительной части превратившийся в лес. На территории усадьбы начато строительство пансионата Министерства сельского хозяйства, около двух десятилетий остающееся незавершенным, возведены и другие поздние сооружения».
Но рушились не только «дворянские гнезда». Репрессиям подвергались и многие их исследователи. Среди них - человек с показательной судьбой - московский ученый-археолог и историк искусства А.Н. Греч (1899-1938). По происхождению дворянин, он испытывал серьезные притеснения на службе. В 1930 г. вместе с невестой был арестован «при попытке нелегального перехода границы с Латвией». Тогда же Коллегией ОГПУ осужден на 10 лет ИТЛ (ст. 58-11; 72, 84 УК РСФСР). Срок отбывал в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), работал библиотекарем. В марте 1934 г. срок сократили до 5 лет, а в июле он уже был отправлен в ссылку в Воронеж. Протоколом ЦИК от 14 октября 1935 г. судимость снята. По освобождении проживал в Туле, преподавая английский и немецкий языки в Механическом институте. Но в ночь с 22 на 23 ноября 1937 г. во время волны арестов российских немцев был вновь арестован по обвинению в шпионаже в пользу Германии (ст. 58-6, 10, 11). Решением наркома внутр. дел СССР и прокурора СССР от 21 марта 1938 г. приговорен к ВМН. Расстрелян 7 апреля 1938 г. (по этому делу реабилитирован в 1957 г.). Вечная ему память!
По ходу движения – старательно всматриваемся в залитую солнцем даль, пытаясь получше рассмотреть эти места. Некоторое время назад благодарными потомками там были установлены памятник-обелиск жителям деревни Битцы, павшим в боях 1941-45 гг., и поклонный крест в честь воинов-кавалеристов, погибших (по народному преданию) в близлежащих окрестностях в 1812 г.
Вглядываемся в невеселые картины все более распухающего мегаполиса, что грозит уничтожить остатки зеленого защитного пояса города. Здесь, по соседству со старыми поселками, должна возникнуть «новая Москва». В этой связи вспоминаются предупреждения ученых Географического института РАН о грозящей нам всем экологической опасности. Их напоминания о многочисленных местных свалках твердых бытовых отходов, включая крупнейшую по европейским меркам - в Саларьево, о малых речках (с запредельным превышением отравляющих веществ в воде), о могильниках сибирской язвы (на новых территориях их - 7), о тотальном губителе хвойного леса жуке-типографе, метастазами распространяющемся по зеленым легким Подмосковья, и о загрязненных радионуклидами землях… - картины поистине апокалиптические. «На даче, как на войне, главное - остаться в живых!» - таковы откровения многих еще в недавнем прошлом счастливых обладателей местных земельных наделов.
Что происходит с нами, Великий Боже?
Ещё за полгода до нашей поездки на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви говорилось о позиции нашей Церкви по актуальным проблемам экологии. Было напомнено, что все мы несем ответственность за состояние природы – творения Божия. Еще раз объяснено, что переживаемое нами сегодня искажение первозданной природы – следствие грехопадения прародителей, усугубленное нашим эгоистическим и потребительским отношением к природе - дому Божию. И человек - лишь домоуправитель сотворенного мира, призванный поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1:25).
Подчеркивалось, что «экологическая деятельность не достигнет желаемых результатов, если люди не будут стремиться преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по Его заповедям». Что реальной альтернативой потребительству является христианский образ жизни. Раскрывалась связь литургической жизни Церкви с экологической деятельностью: «Церковь, - учат отцы, - призывает благодать Святого Духа не только на человека, но и на весь окружающий его мир. Божественная Евхаристия освящает тварный космос. Плоды земли и творения рук человеческих – хлеб и вино – действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы, освящая верных. Освящение водной стихии, совершаемое на Богоявление, открывает новую перспективу для материального бытия: освященная вода становится святой водой, «приводящей в жизнь вечную».
Церковь призывает нас отказаться от излишеств и научиться проявлять умеренность и воздержанность в удовлетворении жизненных потребностей.
Бережное и целомудренное отношение к окружающей среде мы видим, в частности, в жизни православных церквей и монастырей. Такой пример добрых отношений, складывающихся подчас вопреки картине разорения окружающей природы, является образцом «плодотворного взаимодействия благой воли человеческой и освящающей силы Божией».
Что ж, всё в «руцех Божиих»! И кто знает, быть может, и впрямь в некие отдаленные, но обозримые времена в ближнем Подмосковье вновь поднимутся в небеса благородные корабельные сосны и ели, тенистые берега речки Битца огласятся благовестом восстановленной Знаменской церкви, а рыбные садки наполнятся кишащей живностью?! Иначе, милое поэтичное название этих мест – Знаменское-Садки будет звучать для наших потомков лишь простой эпитафией.
Бутовский след в жизни новомучеников Можайских
От Москвы мы все более удаляемся на запад по минской автостраде. Пронзающая леса и поля, местами она сближается со старой извилистой Смоленской дорогой, частично сохранившейся, частично необратимо утраченной в лесных чащобах, затопленных низинах и болотах, - дорогой, когда-то соединявшей многие деревни, села и города нашей милой матушки-России. Теперь же этот старинный путь из Москвы в Вильно, во многом утратив свое первоначальное назначение, обрел для нас особое - географическое, историческое и духовное наполнение, «значение которого в истории России еще предстоит оценить следующим поколениям».
Наш «дивный Боян» - Игорь Владимирович Гарькавый рассказывает об истории этих мест, о древних святынях земли Можайской, об их связях с Москвой. И нам вдруг вспомнилось, как несколько лет назад столицу облетела удивительная весть о том, что на Никольской башне Московского Кремля реставраторами открыта икона Николы Можайского. И уже после ее восстановления, когда с Никольских ворот были сняты леса, - 4.10.2010 г., в День народного единства, состоялось торжественное открытие и освящение этой иконы Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Радостно была увидеть на этой церемонии, среди большого числа духовенства и высоких гостей, и нашего батюшку – настоятеля храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове Кирилла Каледу, ежедневно и за каждой Божественной литургией сугубо молящегося Господу о всех невинно убиенных на Бутовском полигоне в 1937-38 гг. новомучениках, среди которых и новомученики Можайские.
В тот дождливый осенний день на Красной площади собралось свыше тысячи верующих. На освящении надвратной иконы Никольской башни, приуроченном ко Дню народного единства (так как именно через ворота Спасской и Никольской башен народное ополчение Минина и Пожарского вступило в Кремль в 1612 г.), присутствовали и потомки русских эмигрантов — Апраксины, Шаховские, Трубецкие... После Божественной литургии в Казанском соборе в честь праздника Казанской иконы Божией Матери, отслуженной Святейшим Патриархом Кириллом, крестный ход направился к Никольской башне. Как и при освящении Спаса Смоленского, Первосвятитель поднялся на украшенной платформе к иконе и окропил её святой водой: «Благословляется и освящается образ сей окроплением воды сия священныя во имя Отца, и Сына, и Святаго духа. Аминь».
И как-то помимо нашей воли в сознании рождается некий общий образ, связанный с «перекличкой» двух городов русской славы – Москвы и Можайска, объединенных и общностью истории, и интенсивностью молитвенной жизни, протекавшей в их многочисленных церквях и монастырях, и нашими общими святыми и святынями.
Суровый критик России – француз маркиз де Кюстин не без восторга описывал панораму Москвы 1839 г., едва восстановленную после пожара Отечественной войны 1812 г.: «…Огромное множество церковных глав, острых, как иглы, шпилей и причудливых башенок горело на солнце над облаками дорожной пыли, в то время как самый город и линия горизонта скрывались в дрожащем тумане, всегда окутывающем дали в этих широтах. …главы церквей отличаются поразительным разнообразием форм и отделки и напоминают то епископскую митру, то китайскую пагоду, то минарет, то усыпанную каменьями тиару, то попросту грушу. Они то покрыты чешуей, то усеяны блестками, то позолочены, то раскрашены яркими полосами. Каждая глава увенчана крестом самой тонкой филигранной работы, а кресты, то позолоченные, то посеребренные, соединены такими же цепями друг с другом. Постарайтесь вообразить себе эту картину, которую даже нельзя передать красками, а не то, что нашим бедным языком! Игра света, отраженного этим воздушным городом, - настоящая фантасмагория среди бела дня, которая делает Москву единственным городом, не имеющим себе подобного в Европе».
Нет никаких сомнений, что не менее восхитительным и живописным представал когда-то пред взором путников-богомольцев и город Можайск с его 75 церквями и 16 монастырями, подворьями царей, цариц и патриархов и царскими слободами... Все это хорошо видно из плана Колобова XVIII в. и других письменных источников, где Можайск величается «Священным городом русских».
Воистину трагична и возвышенна судьба этого небольшого, некогда приграничного городка, во все времена бывшего западным форпостом Москвы! Трижды сожженный татарами, не раз осаждавшийся и сжигаемый поляками и литовцами, полностью разрушенный в Смутное время и разоренный в войне 1812 г., а после, в начале Великой Отечественной войны ценою невероятных потерь удерживавший наступление немецких войск на Москву, он не меньше пострадал и в период богоборческих гонений ХХ в.
В 1938 г. город утратил свою главную святыню – резной деревянный образ святителя Николая Можайского (XIV в.), обретенный уже в наши дни в запасниках Третьяковской галереи и готовящийся к возвращению в родные места.
Гонения на Церковь, разрушение в военное и послевоенное время оставшихся городских и сельских церквей и храмов, включая Вознесенский и Троицкий храмы в самом Можайске, привели к тому, что к началу 1980-х гг. на территории района богослужения совершались лишь в двух церквях. И только в наши дни, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, началось восстановление всех церквей Можайского благочиния.
Особое духовное родство с этим городом (с 2012 г. – «Город воинской славы») чувствуют бутовские прихожане, ведь из 40 новомучеников Можайских, в годы массовых политических гонений до смерти пострадавших за Церковь и веру Христову, 25 упокоены в бутовской земле. И среди них – сщмчч., расстрелянные на Бутовском полигоне в 1937 г., - архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), священники – о. Петр Петриков, о. Петр Юрков, о. Николай Соколов, о. Василий Агафоников, о. Николай Заболоцкий, о. Николай Сафонов; послушница Князь-Владимирского женского монастыря, преподобномученица Евдокия (Синицына; +1938) и многие другие мученики за веру.
Высокой духовно-поэтической заповедью звучат для нас стихи можайского новомученика о. Николая Кобранова (+1937), расстрелянного и погребенного в безвестной могиле где-то на Севере страны:
Молись в день радужного счастья,
Пред трудным подвигом - молись!
Молись, когда грозит несчастье,
Когда смущаешься – молись!
Молись, когда обиду сносишь,
Когда в опасности – молись!
Молись, когда за милых просишь,
За злого недруга молись!
Молись, когда слабеют силы,
Когда возносишься – молись!
Молись у дорогой могилы
За жизнь рожденную – молись!
Молись в минуту искушенья,
Коль победил себя – молись!
Молись в печальное мгновенье,
Чтоб Бог простил тебя – молись!
Святые новомученики Можайские, молите Бога о нас!
По дороге на Вязьму
Вглядываемся в указатели по обеим сторонам от Минского шоссе. Что ни название, - то живая страница нашей истории, с которой все мы связаны «кровными токами».
Местечко Бородино. Здесь на обширном поле в 1812 г. состоялось кровопролитное и определяющее сражение между русской армией и французскими войсками, о котором дотоле непобедимый император Наполеон Бонапарт скажет так: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…».
Село Колоцкое, где находится одна из самых древних подмосковных святынь – 600-летний Колоцкий (ныне - женский) монастырь. Переживший две отечественные войны и дважды почти полностью разрушенный, он каждый раз восставал из пепла.
Святая обитель была основана в 1413 г. князем Андреем Можайским, сыном Димитрия Донского недалеко от места, где по преданию, крестьянин Лука обрел чудотворную икону Пречистой Богородицы с Богомладенцем на руках. Она и стала главной святыней основанного монастыря. На протяжении веков жители Можайска, Вереи, Гжатска и многих близлежащих деревень с молитвой и упованием притекали к чудотворному образу. Сохранились сведения о том, что в 1830 г. во время эпидемии холеры в монастыре был устроен карантин, «и все живущие в нем, а равно и окрестные жители заступлением Богородицы остались живы». Подобное же избавление от эпидемии по молитвам Божией Матери произошло еще дважды - в 1871 и в 1892 гг. К сожалению, сама чудотворная Колоцкая икона Божией Матери была утрачена в 1970-х гг. Однако один из наиболее ранних ее списков хранится ныне в Большом Успенском соборе Московского Кремля. В монастыре же - ее современный список.
На истоке Москвы-реки. Наш автобус останавливается на 148 км трассы Москва-Минск. Справа по ходу – на небольшом холмике, радуя глаз, высится изящная часовня в древнерусском стиле, созданная по проекту можайского архитектора Н.Б. Васнецова, известного нам своими храмами и часовнями, построенными им в Колоцком, Спасо-Бородинском монастырях, в Можайске, Москве и других городах России.
Её алые кокошники, белые арочные проемы, вызолоченный купол с крестом – веселят и греют душу. Пересчитываем фонтанчики, изливающиеся из гранитного куба, что под куполом часовни. Оттуда, с высоты, на нас взирают ясноликие святые и выпархивают из своих гнезд в поисках пищи веселые ласточки.
Как и многие наши реки, Москва-река берет начало из болота. Еще десять лет назад каждый из нас мог выбрать любой истекающий из него ручеек и считать его истоком реки. Однако в 2004 г. было официально договорено считать истоком Москвы-реки именно это узкое руслице, ныряющее слева-направо (по ходу от Москвы) под полотно дороги. Здесь-то и была торжественно открыта и освящена архиепископом Можайским Григорием (Чирковым) часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник».
А вот и первый символический мосток, перекинутый через главную реку российской столицы, которой еще только предстоит набрать свою силу. Шутка ли: на берегах этой сравнительно небольшой реки расположились десять городов, множество храмов и древних монастырей, включая Можайский Лужецкий Ферапонтов, Звенигородский Саввино-Сторожевский, Московские - Новодевичий, Андреевский, Новоспасский, Свято-Данилов, Симонов, Николо-Перервинский, и подмосковные - Николо-Угрешский, Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь, Бобренев и Старо-Голутвин монастыри.
Именно Москва-река стала завершающей частью водного пути, по которому в 2007 г. из Соловков в Бутово проследовал Большой поклонный Бутовский крест.
Город Гагарин. Это не только родина первого космонавта Ю.А. Гагарина. До 1968 г. он был известен как г. Гжатск. В прошлом - преуспевающий уездный торговый город на реке Гжать. Основанный в начале XVIII в. императором Петром I как пристань для доставки товаров водным путем в Петербург, после разорения французами в 1812 г. пришел в полный упадок. И хотя он был восстановлен в течение последующих пяти лет, но так и не смог набрать прежнюю силу, став обычным провинциальным городком. Однако в нем осталось немало историко-духовных ценностей.
Здесь, в сохранившемся доныне доме купца Церевитинова, в августе 1812 г. останавливался М.И. Кутузов. А в начале Великой Отечественной войны одно время - располагался штаб Западного фронта. И это был последний город Смоленщины на пути врага к Подмосковью.
В центре города - старинный соборный храм в честь Благовещения Господня (1724 г.), перестроенный в XIX в. Только сейчас его возвращают верующим. А рядам с ним – храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (1753 г.), пока используемый также как краеведческий музей.
В последние годы жизни в гжатском кладбищенском храме в часть Вознесения Господня (1791 г.) служил гонимый богоборческими властями игумен Никон (Воробьев; +1963) – один из «великих учителей покаяния последних времен». Книга писем игумена Никона «Нам оставлено покаяние» - настольная книга о духовной жизни для многих православных христиан нашего времени. Памятны последние слова старца: «Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга». Упокой, Господи, раба Твоего игумена Никона во Царствии Твоем!
Мы подъезжаем к древнему городу Вязьма. Где-то позади, по ходу Старой Смоленской дороги, остались Царево-Займище (в августе 1812 г. там принял командование русской армией фельдмаршал М.И. Кутузов) - Успенское – Телепнево – Федоровское – Богородицкое..., -целое ожерелье бывших дворянских усадеб. Богородицкое входит в состав Государственного историко-культурного и природного заповедника «Хмелита», где нам предстоит чуть позже побывать. Во время отступления французской армии, тогдашний владелец Богородицкой усадьбы дворянин Белкин с отрядом своих крестьян отбил у неприятеля на Смоленской дороге обоз с имуществом, вывозимым из Москвы. И в нем, среди найденных вещей, оказалась митра Святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (+1378 г.), хранившаяся затем в местном храме Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии» вплоть до его закрытия. Эту и другие интересные истории о святых местах Смоленщины можно найти в исследованиях ученого монаха - настоятеля прихода Казанского храма села Хмелита Вяземского района, и по совместительству настоятеля прихода Одигитриевского храма с. Богородицкое – иеромонаха Даниила (Сычева).
***
Уже этот первый, еще не завершенный день нашего паломничества по святым местам западного Подмосковья и Смоленщины, лишний раз убеждает нас в том, что мы – дети великой страны с ее неразгаданной и необъяснимой историей. Во все времена наши соотечественники созидали и разрушали, непрестанно грешили и каялись, страдали от междоусобиц и собирались в единую несокрушимую силу, что проявлялась только в нашем единстве, которое должно основываться, по словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «на верности нашим духовным и нравственным традициям. А значит, на Русскую Церковь возлагается особая ответственность. Церковь, - учит Предстоятель, - не существует изолированно от народа, ведь Православие — это душа России, а разделение души и тела в нашем земном мире означает смерть».
Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу!
Николай и Наталья Минины
(продолжение следует)