2.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

О наших новомучениках, память которых празднуем сегодня

KoklinСвященномученик Василий (Коклин). Память 23 марта (5 апреля).

Священномученик Василий родился 20 января 1883 года в Москве в семье купца Павла Коклина, владельца посудохозяйственного магазина.
Окончив четырехклассное городское училище, он стал помогать отцу. Во время Первой мировой войны с 1915 по 1918 год служил в армии рядовым. По возвращении с фронта Василий Павлович снова стал помогать отцу в торговле – в 1922-1927 годах они имели палатку на Зацепском рынке.
В 1927 году Василий был рукоположен во священника и служил в Знаменской церкви в селе Перово (ныне район Москвы).

Священник Василий Коклин был арестован 21 января 1938 года вместе с группой духовенства, служившего в храмах Ухтомского района Московской области. Сразу же после ареста власти допросили священника.

– Следствием установлено, что вы, состоя членом контрреволюционной организации, руководителем которой являлся благочинный Воздвиженский, вели активную контрреволюционную деятельность. Признаете ли вы это?
– Нет, это я отрицаю.
– Следствием установлено, что вы выражали пораженческие настроения по отношению к советской власти. Признаете ли вы это?
– Нет, это я отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю.

Поскольку отец Василий отказывался признать себя виновным, ему устроили очную ставку со священником церкви, где он служил, – Сергием Сахаровым, согласившимся давать показания, нужные следствию.

– Сергей Николаевич Сахаров подтверждает, что вы являетесь членом контрреволюционной группы духовенства, руководителем которой был Владимир Федорович Воздвиженский, и вели активную борьбу против советской власти. Признаете ли вы это?
– Нет, это я отрицаю, – ответил священник.

На этом допросы и очные ставки были закончены.

15 марта 1938 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу.

Священник Василий Коклин был расстрелян 5 апреля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март».
Тверь. 2006. С. 217-219

 

 *****

 

Vyatlin

Преподобномученик Илия (Вятлин). Память 23 марта (5 апреля).

Преподобномученик Илия родился 24 февраля 1867 года в селе Каринское
Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Ивана
Вятлина, воспитавшего сына в вере и благочестии. Придя в возраст, Илья
Иванович женился, и в 1892 году у них с женой родился сын Павел. Илья
Иванович работал долгое время на ткацкой фабрике в городе Александрове
ткачом и прислуживал в церкви.

Когда сын вырос, горе постигло семью:
скончалась супруга Ильи Ивановича. В 1920 году он поступил в Лукианову
Рождества Богородицы пустынь, находившуюся в двенадцати километрах от
Александрова, и был здесь пострижен в монашество; вопросы спасения, молитвы
и веры стояли у него на первом месте, и для него казалось неважным, что
произошла революция и начались гонения на Церковь.

В 1932 году монашеское общежитие было безбожной властью разорено;
монах Илия был рукоположен во иеромонаха и стал служить в одном из храмов в
городе Александрове. Летом 1937 года храмы в Александрове были закрыты, а
священство арестовано. Отец Илия не был тогда арестован, вероятней всего
потому, что в НКВД сочли его слишком старым, а указ о массовых арестах еще не
был принят.

27 июня 1937 года он поселился в селе Еремеево Истринского района
Московской области и стал здесь служить в храме Вознесения Господня. Однако
волна арестов не миновала и это село.
12 февраля 1938 года сельсовет выдал для НКВД справку, что священник
Илия Вятлин «по социальному положению является человеком чуждым.
Вследствие изменения материальных жизненных условий, питает недоверие к
советской власти. Во время религиозных служб отвлекает некоторых колхозниц
от работы в колхозах».

16 и 20 февраля были допрошены жители села, и в частности хозяин дома,
где жил священник, но ничего компрометирующего они сказать не смогли,
ссылаясь на то, что слишком мало его знают, так как он живет в их местах чуть
более полугода. 20 февраля 1938 года местный оперуполномоченный НКВД
отправил начальству рапорт с ходатайством арестовать священника – «как
отъявленного врага народа».

25 февраля была выдана справка на арест отца Илии, в которой писалось,
что он говорил: «Советская власть всех крестьян загнала в колхоз и мучает их, а
нас, священников, советская власть совсем задушила. Большевики здесь нас не
забирают – вот где я раньше служил священником, там всех забрали и посадили в
тюрьму».

28 февраля 1938 года отец Илия был арестован и 1 марта допрошен.

– Что вас заставило в 1920 году стать монахом, а затем священником? –
спросил следователь.
– Мои религиозные убеждения и то, что мне уже было тогда пятьдесят лет, –
ответил отец Илия.
– Следствию известно, что вы среди населения в селе Еремеево проводили
контрреволюционную агитацию и говорили: «Советская власть всех крестьян
загнала в колхоз и их мучает, а нас, священников, совсем задушили большевики.
Вот скоро фашисты расправятся с Испанией, а потом будут расправляться с
большевиками. Крестьяне мало стали посещать церковь, и нет дохода
священникам, это потому, что большевики агитируют против религии». Дайте на
этот счет показания.

– Поскольку я человек, убежденный в вере, то мне действительно не
нравится политика советской власти, которая агитирует против религии, поэтому
я действительно говорил прихожанам, что советская власть окончательно
задушила религию и нас, священников; и крестьян в колхозах мучают и не дают
веровать в Бога. Но в отношении расправы фашистов над коммунистами я ничего
никогда не говорил, и даже не понимаю, что за фашисты.

После допроса отец Илия в ожидании приговора был заключен в
волоколамскую тюрьму. 2 марта тройка НКВД приговорила его к расстрелу, и он
был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве.

Иеромонах Илия (Вятлин) был расстрелян 5 апреля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на
полигоне Бутово под Москвой.


«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март».Тверь. 2006. С. 220-222

 

 

 *****

 

 

Послушница Анастасия Бобкова. Москва. Тюрьма НКВД. 1938 годПрмц. Анастасия (Бобкова). Память 23 марта (5 апреля).

Преподобномученица Анастасия родилась 16 декабря 1890 года в селе Кузяево Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Степана Бобкова. В 1920 году родители Анастасии умерли, и она поступила в Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь, находившийся вблизи деревни Акатово Клинского уезда Московской губернии. В монастыре Анастасия пробыла до его закрытия в 1927 году, после чего переехала в деревню Занино Волоколамского района. Она прислуживала при храме в селе Шестаково, а также по приглашению верующих ходила читать Псалтирь по умершим.
В 1930 году власти вознамерились закрыть храм в селе Шестаково. По поводу закрытия храма было собрано приходское собрание, где обсуждался вопрос о незаконности закрытия церкви. Во время собрания пришли
комсомольцы, женщины стали энергично их выгонять, так что один из них упал. За «сопротивление представителям власти» были арестованы пять человек, из них три монастырские послушницы, и среди них Анастасия. Она была приговорена к трем месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Вернувшись из заключения, Анастасия поселилась в том же селе. 13 февраля 1938 года сотрудники НКВД допросили председателя Покровского сельсовета Шустову. Она дала о послушнице Анастасии следующие показания: «В декабре 1937 года я в селе Покровском Волоколамского района проводила агитационную работу по выборам в Верховный Совет СССР в доме гражданки Василисы Будкиной. В это время в дом пришла Анастасия Бобкова и
стала вести среди нас контрреволюционную и антисоветскую агитацию, говоря:

“Советская власть ни за что забирает попов, так как последние трудятся только для народа и по конституции они равны. Где же тут справедливость? У советской власти она только на бумаге”. На заданные ей вопросы по выборам в Верховный Совет она меня обругала, заявив: “Вы ничего не понимаете. Вас закружила
советская власть”.

В тот же день был допрошен секретарь Шестаковского сельсовета, который показал, что Анастасия Бобкова имеет связи с монахинями, они собираются вместе, у них в доме бывают неизвестные люди, и «последние, по его мнению, проводят контрреволюционную антисоветскую деятельность».

2 марта 1938 года послушница Анастасия была арестована и заключена в тюрьму в Волоколамске. Сразу же начались допросы, которые продолжались непрерывно в течение трех дней.
– Следствие располагает достаточным материалом, который уличает вас в контрреволюционной антисоветской деятельности. Дайте показания по этому вопросу.
– Контрреволюционной антисоветской деятельности я не вела.
– В декабре 1937 года в доме Василисы Будкиной вы проводили контрреволюционную антисоветскую деятельность?
– Действительно, в доме Будкиной я была. Это было в начале декабря 1937 года. Там же была председатель Покровского сельсовета Шустова, которая принесла какие-то листки по части выборов в Верховный Совет. Шустова стала ругать попов. Тогда мною на это ей было сказано: «Советская власть ни за что сажает попов, они плохого никому ничего не делают; были попы – мы жили хорошо, а сейчас, при советской власти, мы живем плохо». Эти слова были сказаны мною, и я их подтверждаю. Кроме того, по части выборов в Верховный Совет в доме Будкиной я говорила: «Нам не нужна советская власть. Кому она нужна, тот пускай и голосует. Нам выборы не нужны». Одновременно я ей заявила: «У нас есть своя, Небесная власть».

9 марта 1938 года тройка НКВД приговорила Анастасию к расстрелу. Послушница Анастасия Бобкова была расстреляна 5 апреля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Источник

 

 

 *****


KonkinaПреподобномученица Варвара (Конкина). Память 23 марта (5 апреля).

Преподобномученица Варвара (Конкина) родилась в 1868 году в Рязанской губернии в деревне Сушки Спасского уезда Кирицкой волости в крестьянской семье. В 1887г. была подстрижена в монахини.

Монахиня Варвара (Конкина) проходила по делу священника Александра Коринфского, который обвинялся в создании «контрреволюционной группы церковников» в селе Мамонтово Ногинского района Московской области. Матушке в ту пору было уже 69 лет. 36 лет провела она в Сушкинском монастыре на родной Рязанщине. После закрытия монастыря она поселилась в подмосковной деревне, ходила молиться в храм соседнего села Мамонтова, помогала в уборке и украшении церкви.

В конце сентября 1937 года весь причт и те, кто трудились при храме, были арестованы: священник, диакон, староста, председатель церковного совета и сторож церкви, два регента, певчие. Следствие проведено было с грубейшими нарушениями законности: арест произведен без санкции прокурора, обвинительный акт никем не утвержден и не подписан.


Монахиня Мария (Конкина),
тюремная фотография, 21 февраля 1938г.

Из семерых подследственных двое «полностью признали свою вину», четверо – «частично»; одна монахиня Варвара не только не признала себя виновной, но вообще отказалась отвечать на вопросы следователя. Все подсудимые «по делу Коринфского» были приговорены к десяти годам заключения и вскоре этапированы. Все, кроме монахини Варвары.

По прошествии четырех месяцев она без какого-либо дополнительного расследования и нового обвинения решением тройки была приговорена к высшей мере наказания и 5 апреля 1938 года расстреляна в Бутово и погребена на "Бутовском полигоне" . Объясняется это одной справкой, подшитой в деле: медкомиссия тюрьмы № 3 г. Москвы, куда перед этапированием перевели заключенных, признала Варвару (Конкину) непригодной к труду («найдены» склероз сердца и сосудов, эмфизема легких, гипертония). А это было как раз время, когда с санкции властей и высшего начальства НКВД началась расправа с инвалидами.

Источник

 

 *****

Skorobogatov

Мученик Алексий Скоробогатов). Память 23 марта (5 апреля).

Мученик Алексий родился в 1889 году в селе Середниково Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Семена Скоробогатова. Получив начальное образование, Алексей был назначен учителем в церковноприходскую школу в селе Воронцово Рузского уезда. В 1909 году он сдал экстерном экзамены за курс специального педагогического образования и был назначен преподавателем в церковноприходскую школу в селе Ащерино. В 1911 году он был переведен в школу в селе Алексино. В 1915 году Алексей Семенович был мобилизован в армию и служил в чине поручика до окончания войны. В 1918 году он был мобилизован в Красную армию и служил в ней до 1921 года сначала писарем, а затем делопроизводителем при штабе. Вернувшись из армии, он стал служить псаломщиком в Иоанно-Предтеченском храме в селе Ащерино Рузского района. В 1935 году он переехал в село Иваново того же района и был назначен заведующим начальной школой.

22 января 1938 года Алексей Семенович был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Один из дежурных свидетелей показал, что Скоробогатов «распространял контрреволюционные разговоры – он говорил: “надоели с этими выборами, только и говорят, что у нас самая широкая демократия, а на самом деле заставляют голосовать за того, кого партия выдвигает, – какая же это демократия?”»[1].

Будучи допрошен, Алексей Семенович виновным себя не признал, отказался оговаривать и других. 8 марта 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Алексей Семенович Скоробогатов был расстрелян 5 апреля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.


«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март».
Тверь. 2006. С. 225-227