4.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

15.12

 

 

В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали: 

священномученик Николай Виноградский, протоиерей
священномученик Николай Заболотский, протоиерей
священномученик Константин Некрасов, протоиерей
преподобномученик Данакт (Калашников), иеромонах
священномученик Феодор Алексинский, священник
священномученик Иоанн Державин, священник
священномученик Владимир Проферансов, священник
священномученик Сергий Фелицин, священник
мученица Матрона Конюхова
протоиерей Николай Сафонов
священник Павел Понятский
священник Александр Херсонский
монахиня Мария (Журавлева)
монахиня Анна (Степанова)

И иже с ними расстреляны 123 человека

подробнее

france Spain

ДНИ ПАМЯТИ. Священномученик Михаил Рыбин, пресвитер.

Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 26 ок­тяб­ря 1877 го­да в се­ле Мо­ло­ди По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Ры­би­на. Окон­чив сель­скую шко­лу, он кре­стьян­ство­вал; впо­след­ствии, осво­ив ре­мес­ло гра­ве­ра, за­ни­мал­ся че­кан­кой окла­дов для икон. Ра­но ов­до­вев, он сам вос­пи­ты­вал сы­на и дочь. Ко­гда де­ти вы­рос­ли, Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич при­нял ре­ше­ние по­слу­жить свя­той Ма­те­ри Церк­ви и с 1919 го­да стал слу­жить в хра­ме пса­лом­щи­ком, за­тем был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и в 1925 го­ду — во свя­щен­ни­ка ко хра­му Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го в род­ном се­ле Мо­ло­ди. За рев­ност­ное слу­же­ние отец Ми­ха­ил был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом.

19 ян­ва­ря 1938 го­да со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли долж­ност­ных лиц и де­жур­ных сви­де­те­лей се­ла Мо­ло­ди. Пред­се­да­тель сель­со­ве­та по­ка­зал, что отец Ми­ха­ил, «неод­но­крат­но при­хо­дя в сель­со­вет по вы­яс­не­нию на­ло­гов, в при­сут­ствии кол­хоз­ни­ков, на­хо­дя­щих­ся в по­ме­ще­нии сель­со­ве­та, вы­ска­зы­вал свои контр­ре­во­лю­ци­он­ные убеж­де­ния о пло­хой жиз­ни при со­вет­ской вла­сти... го­во­рил: “Со­вет­ская власть не счи­та­ет­ся ни с чем, толь­ко зна­ет об­кла­ды­вать на­ло­га­ми да при­тес­нять ду­хо­вен­ство”».

Вы­зван­ный на до­прос пред­се­да­тель кол­хо­за ска­зал: «Ры­бин, про­жи­вая в се­ле Мо­ло­ди, груп­пи­ру­ет во­круг се­бя ак­тив­ных цер­ков­ни­ков из контр­ре­во­лю­ци­он­но на­стро­ен­ных лиц и про­во­дит сре­ди них контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность... В ре­зуль­та­те... сре­ди кол­хоз­ни­ков рас­про­стра­ня­лись слу­хи о го­ло­де и пло­хой жиз­ни в кол­хо­зе. Так, в 1936 го­ду вслед­ствие за­суш­ли­вой по­го­ды был низ­кий уро­жай. Ры­бин сов­мест­но с цер­ков­ни­ка­ми рас­про­стра­нил слух сре­ди на­се­ле­ния о том, что ес­ли кол­хоз­ни­ки не от­слу­жат мо­ле­бен, то все по­гибнет и бу­дет го­лод. В ре­зуль­та­те часть кол­хоз­ни­ков не вы­хо­ди­ла на ра­бо­ту и убор­ка уро­жая за­дер­жи­ва­лась».

Сви­де­те­ли так­же по­ка­за­ли, что свя­щен­ник кре­стил школь­ни­ков-под­рост­ков по прось­бе ма­те­рей без со­гла­сия их му­жей.

25 ян­ва­ря 1938 го­да отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Сер­пу­хо­ве. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, свя­щен­ник, зная, что каж­дый от­вет лю­тым без­бож­ни­кам мо­жет при­не­сти бе­ду не толь­ко ему са­мо­му, но и дру­гим, сра­зу же при за­пол­не­нии ан­ке­ты ска­зал: «Сам оди­но­кий, свя­зи ни с кем не имел. И точ­ных адре­сов не знаю». Отец Ми­ха­ил был до­про­шен все­го один раз, в день аре­ста. Сле­до­ва­тель спро­сил свя­щен­ни­ка:
— Ко­го из слу­жи­те­лей куль­та в По­доль­ском рай­оне вы хо­ро­шо зна­е­те и с кем име­ли связь и зна­ком­ство? На­зо­ви­те их фа­ми­лии и где они сей­час на­хо­дят­ся.

— Из свя­щен­ни­ков я хо­ро­шо знаю слу­жив­ших и про­жи­вав­ших в По­доль­ском рай­оне: свя­щен­ни­ка Пет­ра Во­ро­ну, свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла из се­ла Ва­ли­ще­во, свя­щен­ни­ка Ев­ге­ния из се­ла Про­хо­ро­во, свя­щен­ни­ка Сер­гия из се­ле­ния Сер­тя­ки­но и бла­го­чин­но­го про­то­и­е­рея Ни­ко­лая Ага­фо­ни­ко­ва. Все они в дан­ное вре­мя аре­сто­ва­ны ор­га­на­ми НКВД.

— Вы сре­ди на­се­ле­ния про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, вы­ска­зы­вая недо­воль­ство про­тив по­ли­ти­ки со­вет­ской вла­сти и ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
— Я не от­ри­цаю, что, бу­дучи свя­щен­ни­ком в се­ле Мо­ло­ди, с ря­дом сво­их при­хо­жан, фа­ми­лии при­пом­нить не мо­гу, имел бе­се­ды по ря­ду во­про­сов по­ли­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра. При­хо­див­шие ко мне при­хо­жане об­ра­ща­лись за со­ве­том по во­про­су, быть ли им в кол­хо­зе или ид­ти на про­из­вод­ство, вы­ска­зы­вая недо­воль­ство яко­бы необес­пе­чен­но­стью в кол­хо­зе и до­ро­го­виз­ной жиз­ни. В бе­се­дах с при­хо­див­ши­ми ко мне при­хо­жа­на­ми я ни­ко­гда не вы­ска­зы­вал­ся про­тив ме­ро­при­я­тий, про­во­ди­мых со­вет­ской вла­стью, и ви­нов­ным се­бя в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не при­знаю.

В тот же день след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 2 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ми­ха­и­ла к рас­стре­лу. Свя­щен­ник был пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве, где с него 8 фев­ра­ля бы­ла сня­та фо­то­гра­фия для па­ла­ча. При­го­во­рен­ных к рас­стре­лу бы­ло в то вре­мя так мно­го, что ис­пол­не­ния при­го­во­ра отец Ми­ха­ил ждал еще неде­лю. Впро­чем, то­гда ни­ко­му из осуж­ден­ных не объ­яв­ля­ли, к че­му они при­го­во­ре­ны, за­чи­ты­вая при­го­вор толь­ко пе­ред каз­нью. Свя­щен­ник Ми­ха­ил Ры­бин был рас­стре­лян 17 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Фев­раль».
Тверь. 2005. С. 110-113

 

МОЛИТВЫ

Тропарь священномученику Михаилу Рыбину, глас 4

 Днесь радуется земля Московская,/ восхваляющи священномученика пресвитера Михаила,/ во дни гонений небоязненно Христа исповедавшаго/ и многия люди в Православней вере укрепившаго./ Мы же, страдания того почитающе,/ с верою и любовию вопием:/ о, пастырю верный и мучениче,/ молися о нас ко Господу,// да помилует и спасет нас по велицей Своей милости.Перевод: Сегодня радуется земля Московская, прославляя священномученика пресвитера Михаила, в дни гонений безбоязненно о Христе свидетельствовавшего и многих людей в Православной вере укрепившего. Мы же, страдания его почитающие, с верой и любовью взываем: «О пастырь верный и мученик, молись о нас ко Господу, чтобы помиловал и спас нас по великой Своей милости».

Кондак священномученику Михаилу Рыбину, глас 2

 Яко верный служитель Божественных Таин,/ Михаиле мучениче добропобедный,/ ты усердно людем послужил еси/ и, Христа Воскресшаго исповедуя,/ даже до крове пострадал еси./ Ныне же, в селениих Небесных пребывая,/ моли Человеколюбца Бога,// спастися душам нашим.Перевод: Как верный служитель Божественных Тайн, Михаил, мученик прославленный, ты смело людям служил и, Христа Воскресшего исповедуя, даже до крови пострадал. Сейчас же, в селениях Небесных пребывая, моли Человеколюбца Бога о спасении душ наших.