1.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

02.10

В этот день в 1938 на Бутовском полигоне за веру пострадал:  

псаломщик Александр (Корольков)

              и иже с ним расстреляно 73 человека

 

подробнее

france Spain

ПРЕСС-РЕЛИЗ

25 октября 2019 года в Москве, в  Мемориальном комплексе  «Бутовский полигон», состоится заседание  «круглого стола» на тему: «Традиции семей новомучеников живы в семьях их потомков».  Мероприятие посвящено памяти иерея Александра Платоновича Ардашева.

Приглашаем к участию в проекте, направленном на укрепление позиций Русской духовности, истории и культуры: «Семья - исток Отечества»!

Организаторы мероприятия: Региональная общественная организация «Культурно-просветительский центр имени Ардашевых» (руководитель Елена Суслова); храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне (настоятель протоиерей Кирилл Каледа); храм Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Черемушках города Москвы (настоятель протоиерей Виктор Алипичев).

Соорганизаторы мероприятия: общественная организация «Русский мир и зарубежье: диалог культур» (руководитель Наталия Меситова).

Участники мероприятия: представители федеральных и региональных государственных структур, Русской православной церкви,  общественных организаций, деятели российской науки и культуры, студенты и воспитанники духовных учреждений, представители СМИ.  Участниками и гостями мероприятия станут жители Москвы, Московской, Тверской, Тульской областей и Удмуртской Республики (г. Ижевск, с. Якшур-Бодья).

В настоящее время, когда происходит масштабное искажение исторических реалий и подмена истинных понятий о развитии человечества, неуклонно возрастает значение живых семейных традиций, основанных на тысячелетнем опыте многонационального народа России. Именно сейчас остро возникла необходимость возрождения традиций духовно-патриотического служения Родине. Священство, просветительство в сфере образования и медицины, уникальный жизненный путь семейства Ардашевых, проживавших на территории Удмуртии, а затем Московской области, смогли стать образцом возрождения духовных, культурных, семейных ценностей и народных традиций в самом высоком смысле этих понятий. Примечательно, что день 14 сентября 2020 года станет датой 150-летия со дня рождения священника, учителя, просветителя Александра Ардашева, который принял мученическую смерть в 1937 г. Именно Бутовский полигон стал местом его трагической гибели. 

Заседание «круглого стола» проходит в рамках юбилейного года памяти Александра Ардашева, старт которому был дан на территории села Якшур-Бодья (его малой Родине) в сентябре 2019 года.

Региональная общественная организация «Культурно-просветительский центр имени Ардашевых» (Москва), основу деятельности которой составляет концепт «Корни малой Родины питают большое Отечество», реализует свои проекты в сфере развития духовности, исторического наследия и культуры нашего общества, опираясь на позиции воссоздания уникальной истории многонационального государства, в том числе,  наших предков-новомучеников (сайт http://ardashevfond.ru). Учредителями организации являются потомки священников Ардашевых и профессионалы, активно работающие на поприще воспитания новых поколений на основе благородных традиций прошлого.

Приглашаем к участию в проекте, направленном на укрепление позиций Русской духовности, истории и культуры: «Семья - исток Отечества»!

ardashevfond.ru                 +7 (903)-509-60-81              ardashevpotomki@gmail.com

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Последний год своей жизни священник Александр Ардашев прожил в селе Барановское Виноградовского (впоследствии Воскресенского) района Московской области. В его паспорте стоит штамп о прописке в деревне Усадище (это фактически «пригород» Барановского) с датой «14 октября 1936 года».  Отцу Александру оставалось жить чуть больше года. 31 октября1937-го его расстреляли на печально известном Бутовском полигоне НКВД. Жизнь завершилась, точнее - оборвалась.

         Даты жизни Александра Платоновича Ардашева таковы: 14.09.1870 – 31.10.1937. 14 сентября старого стиля соответствует 27-му сентября нового (григорианского) календаря. Т.е. о. Александр прожил 67 лет, один месяц и три дня…

         В день, когда он родился, Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Воздвижение Креста Господня. Видимо, новорожденному на роду было написано стать священнослужителем и пострадать за веру…

         В те далекие годы XIX  века ничего не предвещало бурных событий века XX-го. На престоле Российской империи находился царь-реформатор Александр II  (годы царствия 1855-1881). Недавно отменено крепостное право, проведена земская реформа, судебная реформа, военная, развивалась промышленность, осваивались просторы Сибири, строились железные дороги, фабрики, заводы.

         Представителями семьи Ардашевых написаны одни из лучших страниц истории Удмуртии, связанные с развитием образования, организацией школьного обучения, повышением культурного уровня населения, благотворном влиянии Православной Церкви.

         Это семья, из которой вышли просветители, священники, учредители школ и первых больниц конца 19 - начала 20 в. села Якшур-Бодья Ижевской области.

Ардашев Василий Захарович служил дьяконом в приходах Вятской губернии. Участвовал ополченцем в Отечественную войну  1812 года. Его сын - Ардашев Платон Васильевич родился в 1828 году. Был первым настоятелем Первого храма (Св. Николая) в селе Бодьинском Сарапульского уезда Вятской губернии. Основоположник народного училища в селе и создатель интерната при церковно-приходской школе, где могли бы учиться дети из отдалённых сел. Хорошо образованный, по тем временам, человек прогрессивных взглядов, священник о. Платон Ардашев не раз был награждён по Указам Его Императорского Величества грамотами и наградами.

         Сын священника о. Платона Ардашева - Александр родился 14 сентября 1870 года. Сын полностью разделял просветительские взгляды отца и с удовольствием работал учителем. Учительницей была и его жена - Мария Николаевна.

Платон Васильевич хотел, чтобы  сын продолжил его дело. И, исполняя волю отца, Александр Ардашев закончил духовную семинарию и посвятил себя служению.

Понятие "служение" определило мировоззрение и всю жизнь Александра Ардашева.

         В 1903 году в официальном документе по поводу открытия в Якшур-Бодьинской школе учительского класса он напишет идущие от сердца слова:

"... служить до жертвы своими интересами, здоровьем и даже жизнью и через это стараться исполнить одну из величайших заповедей Христа: "Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя ".

         Для него самого сложение означало активную гражданскую позицию - стоит перечислить целый список его общественных должностей, которые он не занимал, а исполнял: Александр Платонович был заведующим библиотекой - читальней при Николаевской церкви, заведующим и законоучителем Якшур-Бодьинской двухклассной церковно-приходской школы и заведующим её читальней, членом  переводческой комиссии округа. 17 лет (с 1 августа 1895 года по 1912 год) состоял членом Сарапульского Вознесенского братства. Оба священника - отец и сын - были заинтересованы в возведении храмов, а потому активно содействовали их строительству: Александр был председателем Строительного комитета по постройке Якшур-Бодьинского храма, в той же должности отслеживал строительство храмов в деревне ИжЯкшур-Бодьинского прихода и в Больших Ошворцах.

         Кроме этого он исполнял должность председателя Совета Якшур-Бодьинского Кредитного Товарищества. Он же - председатель Попечительского совета по призрению семейств мобилизованных и военнослужащих запаса. В дни первой мировой войны - с 15 ноября 1914 года возглавил Якшур-Бодьинской отдел общества Красного Креста.

         У зрелого священника, на плечах которого и своя многодетная семья, на всё хватает времени, сил и душевной отзывчивости. В марте 1916 года его выбирают на должность председателя ревизионной комиссии Якшур-Бодьинского общества потребителей. В том же году его назначают заведующим сельским приютом-яслями. С его любовью к библиотекам и опытом работы в них он ещё и член Якшур-Бодьинского библиотечного Совета. Обширные связи, многочисленные контакты с разными людьми по разным вопросам позволили ему эффективно действовать в решении проблем охраны здоровья, культуры и просвещения. Он был ярым поборником санитарной культуры и охраны здоровья населения. На эту тему он публикует статьи в Вятских епархиальных ведомостях. И какие  - яркие публицистические, страстные, способные "пробить" сочувствием даже самую грубую душу!

         Но священник - публицист не ограничивается вопросами риторическими и предлагает решения сугубо практические:

"Почему бы, например, священникам на первый раз не завезти недорогие гомеопатические аптеки... Приобрести их легко на средства церковно - приходских попечительств (кстати сказать, попечительства-то наши при многих сельских церквах ровно ничего не делают для прихода), а учителям - на счёт земства. Посылают  же земства (напр., Сарапульское) пятирублёвые библиотеки в такие деревни, где всего - то 2-3 полуграмотных грамотея, и где поэтому, ни книг, ни газет не читается, - почему бы не разослать пятирублёвые аптечки, вверив заведование ими священникам и учителям.

         Затем почему бы не ввести преподавания популярной медицины и гигиены, как в народных, так и особенно учительских школах? Почему бы, например, не устроить в инородческих волостях какие-нибудь общества, комитеты, исключительной заботою которых была бы тщательнейшая охрана народного здравия путем оказания помощи и советов по популяризации элементарных сведений медицины, гигиены и т. п. Много, много можно сделать доброго в этом направлении при желании сделать.

         По моему глубокому убеждению, в решении вопроса об обеспечении народа и глухих углов медицинской помощью главная забота наша должна заключаться не в том только, чтобы увеличить число больниц и аптек, а и в том, чтобы необходимые знания гигиены и медицины, наравне с грамотностью и просвещением, делались достоянием массы народной ".  Села Бодьи, Сарап. у., Свящ. А. Ардашев

         Учитель и наставник по призванию, Александр Платонович не только раздел об открытии школ для деревенских детей - он активно в этом участвовал.

Церковно-приходская женская школа в Бодье открылась в 1897 году, высшее начальное училище - в 1915 году. (В этот промежуток времени появилось и несколько земских начальных школ в деревнях: Иж - 1898, Большие Ошворцы - 1902, Выжоил - 1910, в починках: Патраки - 1909, Ишем - в 1912, Бабашур – 1914 г.)

         13 декабря 2006 года в Якшур-Бодье отметили 110 лет со дня начала строительства в селе здания первой в волости женской школы. Инициатором и организатором строительства стал священник Александр Ардашев. В 1896 году средств на строительство школы не было, и отец Александр решил пожертвовать для этих целей свой собственный, громадный по тем временам, 12-стенный дом. Но сразу разместить в нем школу было нельзя – он не отвечал тогдашним требованиям, и Ардашев решил его расширить и возвести второй этаж. Для этого был организован сбор благотворительных средств.

         Школу строили всем миром: Бодьинским сельским обществом было собрано и пожертвовано 300 рублей, Забегаловским – 30, строительных материалов собрано на 570 рублей. Отец Михаил Шерстенников  из Старых Зятцев пожертвовал 250 рублей, отец Александр Ардашев – 190 рублей. Но главными помощниками в сём важном деле стали для отца Александра купец Николай Константинович Бахтияров и знаменитый тогда на всю Россию Иоанн Кронштадтский. Этот знаменитый религиозный деятель, позже канонизированный, пожертвовал на строительство Бодьинской школы 100 рублей и как бы освятил её строительство своим именем. Видимо, Александр Платонович, имеющий горячий слог и дар убеждения писал не только в местные газеты. И не только писал – священник создал и возглавил Строительный комитет школы. Её здание было готово в декабре 1901 года, на его строительство было потрачено до 4000 рублей. Красивое и добротное, оно простояло потом около 100 лет.

 При школе имелось две десятины земли, местное общество пожертвовало ей хлебозапасный магазин, стоимостью до 3000 рублей.

         В 1903-1904 гг. при церковно-приходской школе, как наиболее благоустроенной, был открыт дополнительный класс. В нем готовили учительниц из своих же выпускниц после 2-классов для женских и смешанных начальных церковных школ. Священник А.Ардашев так писал о значении учительского класса в докладной записке: «Сеять семена первоначальной грамотности и христианского просвещения в грубой, невежественной, но родной ей среде будет для неё (учительницы) делом дорогим и близким, а знание родного языка даст ей возможность глубже внедрять эти семена в сердцах своих учеников; нет сомнения в том, что вотячка-учительница… будет оказывать благотворное влияние и на взрослое население. Жизнь вотяков, родных ей по плоти, не должна быть ей чуждою. Школа воспитала в ней (школа должна это делать непременно) стремление служить, по мере сил, благу ближних…завещала ей не отрываться, не чуждаться родной ей среды (одна из главнейших обязанностей школы), а иметь духовное общение и единение с нею, служить благу ей преданно и бескорыстно».

         Александр Платонович всесторонне глубоко проникся жизнью прихожан и был в курсе всех событий прихода. Он умел глубоко сострадать. Случай, произошедший с заболевшим четырнадцатилетним мальчиком, учеником церковно-приходской школы, который умер у него на глазах, так как в селе не было больницы, ближайшая находилась в 12 километрах в селе Кекоран. Смерть ученика глубоко поразила Ардашева, и свое состояние он выразил в письме (11 марта 1905 года), адресованном Его Преосвященству Михею, епископу Сарапульскому, обращенном людям XX века, часть письма  написана в стихах. Следует заметить, что фельдшерский пункт появился в селе только в 1913 году.

         Заботясь о воспитании и образовании молодого поколения, Александр Ардашев много сил вложил в дело организации школ. К 1915 году в Бодьинском приходе было открыто девять школ.

         Размеренный, устоявшийся образ жизни был прерван и разрушен революционными событиями. Материалы личных архивов потомков Александра Платоновича Ардашева рассказывают о скитаниях священника  в годы революции и Гражданской войны. Город Ижевск несколько раз переходил то к белым, то к красным, «братская кровь залила родную землю». Погромы и расстрелы докатились до Якшур-Бодьи.

         Интеллигенция покидала село.

         Так начались скитания священника Ардашева – Урал, Сибирь, Алтай… 

Затем Москва, куда он приехал по приглашению дочери.

         Александр Ардашев был арестован 3 октября 1937 года в подмосковной Кашире. А «дело» было начато еще раньше, 25 сентября 1937 года, и продолжалось 18 дней. Дело содержит постановление об аресте, ордер на арест и обыск, анкету арестованного, протокол допроса, обвинительное заключение, выписку из протокола судебной «тройки» и последний листок -  выписка из акта о приведении приговора в исполнение.

         В постановлении об аресте значилось: «Приняв во внимание, что гр. Ардашев Александр Платонович, 1870 года рожд., служитель религиозного культа, урож. с. Бодья Кировского края, достаточно изобличается в том, что среди населения проводит к-р (контрреволюционную) деятельность, проводит антисоветскую агитацию, привлечь в качестве обвиняемого по ст.58 п.10 УК и мерой пресечения избрать содержание под стражей в Каширской тюрьме (ст. лейтенант Гос. Безопасности Чесноков». Одновременно 3 октября был выписан и ордер (№618) «Об аресте гр-на Ардашева А. П.». При допросе  подозреваемому предлагалось ответить на вопросы «Анкеты арестованного». Она содержит 22 пункта. И начались бесконечные допросы, на которых вновь и вновь повторялись те же самые анкетные вопросы, но более подробные.

         Материалы протокола восстанавливают некоторые подробности биографии о. Александра.  До 1928 года Ардашев проживал в Бийске, служил священником в городском соборе. В этот период здесь «находилась колчаковская власть», затем Бийск был занят красными войсками. ОГПУ «за раскрытие государственной тайны» вынуждает Ардашева покинуть Бийск.

         Материалы допросов раскрывают «тайну» его «преступления»: «Я признаю, что у меня была причина выезда из Бийска другая: за то, что я рассказал одному купцу Панову о работниках ОГПУ о том, что я с ними имел беседу и что они, т.е. сотрудники ОГПУ, должно быть и верующие люди, но по должности им приходится и не верить. Бийским ОГПУ я до этой встречи с купцом Пановым вызывался по ряду вопросов. После о моей болтовне с купцом Пановым стало известно ОГПУ. Меня вызвали, указали мне на это и предложили быть секретным осведомителем ОГПУ, но я на это не согласился, так как выдавать своих товарищей было против моих убеждений, тогда мне предложили уехать и я уехал».  Таких отказов ОГПУ (затем НКВД и т.д.) не прощало. Отцу Александру на первый раз предложили пока просто уехать из Бийска. По предложению старшей дочери Александр Платонович переезжает к ней в Москву, где «служит священником». Однако здесь он снова долго не задерживается (восемь месяцев), его вынуждают «переехать в село». Он поселяется в Кашире, где его арестовывают и выносят обвинительное заключение. Оно было составлено (12 октября) сотрудником Каширского РО УНКВД политруком Поваровым. Четыре странички машинописного текста. Вердикт был следующим:

         «Рассмотрев дело по обвинению…  3) попа Ардашева Александра Платоновича, 1870 г.р., в 1930 году судим и выслан органами ОГПУ из Бийска за раскрытие государственной тайны, установил следующее:

         привлеченный  в качестве обвиняемого, находящийся без определенных занятий, показал: что он будучи в г. Бийске, умышленно рассказал одному из социально чуждых элементов государственную тайну известных ему от органов бывш. ОГПУ, за что он до сих пор не был привлечен к судебной ответственности. Также показал, что он отказался при вербовке быть секретным осведомителем, так как это против его «убеждений» - выдавать своих товарищей.

         Следствие в лице политрука Поварова и старшего лейтенанта Чеснокова  вынесло постановление о передаче дела №4245 «на рассмотрение тройке НКВД при Упр. НКВД МО». 19 октября тройка НКВД заслушала  указанное «дело» (в ряду сотен других) и «постановила: Ардашева Александра Платоновича - расстрелять».

         На последнем листке «дела» находится выписка из акта: «Постановление тройки УНКВД от 19.10.1937 о расстреле Ардашева Александра Платоновича приведено в исполнение 31.10.1937». Подпись. Текст акта распечатан стандартно, в виде бланка, от руки  вписывались только имена жертв и даты «приведения в исполнение».

         В тот последний день октября 1937 года вместе с о. Александром были расстреляны еще 17 священников и священнослужителей, а также 266 «врагов народа», то есть оборвались 284 жизни. За один день. Все они, а с ними еще тысячи и тысячи таких же безвинных жертв расстреляны на печально знаменитом полигоне НКВД в Бутово, что под Москвой. Патриарх Алексий II назвал это скорбное место «нашей национальной Голгофой»: «Здесь были уничтожены люди более шестидесяти национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий и профессий - и безграмотные крестьяне, и профессора, студенты, рабочие, служащие, врачи, учителя, интеллигенция, священнослужители и миряне, мужчины и женщины, молодые и глубокие старцы, и, в конце концов, сами же палачи».

         30 июня 1989 года Комиссией по реабилитации жертв политических репрессий рассмотрено «Дело № 4245» и вынесено решение о полной реабилитации Ардашева Александра Платоновича согласно Указу  Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х – начала 50-х годов».

         Таков сложный, тернистый, исполненный страданий путь отца Александра Ардашева. Пройдя через все «жернова» энкаведешного ада, он сумел до последней минуты своей жизни сохранить веру в Бога, в свое Отечество. Его судьба – это урок для всех последующих поколений и не только его семьи, но всех жителей села Якшур-Бодья.

         Жизнь и судьба о. Александра Ардашева – всего одна капля в океане человеческих судеб множества поколений нашей многострадальной родины. И все они достойны нашей памяти, ибо память – это звенья той исторической цепочки, которая связывает воедино поколения, делает нас народом, нацией, а не разрозненным «населением».

         Восстанавливая храмы, мы должны восстановить и память о людях, живших до нас. Быть может потом, через много десятилетий наши потомки вспомнят и о нас, и о наших делах. Добрая ли это будет память – зависит от нас.