2.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Паломническая поездка молодежи в Троице-Сергиеву Лавру

2Февральское солнце неторопливо, как бы нехотя показалось на небосводе, помедлило немного и залило все вокруг нежным, ласковым светом. День обещал быть теплым и по-весеннему ярким. Мимо окна электрички промелькали милые подмосковные пейзажи — леса, поля, небольшие загородные домики... Все еще погружено в сон. Народу в вагоне было совсем немного. На нескольких сиденьях разместилась довольно большая и шумная группа молодежи. Куда собрались эти ребята в такую рань в воскресенье утром? Электричка полным ходом двигалась по направлению к Сергиеву Посаду.

Вот и пункт назначения. Сойдя на платформу, ребята быстрым шагом направились к самому сердцу города и всей России — Троице-Сергиевой Лавре. Поворот, узкая улочка — и вдруг с холма открылась дивная панорама, позволившая охватить взглядом древнюю обитель. Сердце радостно забилось. Самый вид монастыря отзывается в душе чем-то бесконечно родным и близким. С разных сторон к Святым воротам стекались люди. Вспомнились слова Ключевского: «Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда издалека, когда жил преп. Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из нас даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос, что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно...»

Успенский собор почти полностью заполнен богомольцами. Уже началась Литургия. От мощного пения двух хоров захватывало дух. Ребята встали на свободное место и постарались сосредоточиться на молитве.

После службы на некоторое время остались в храме. Приложились к мощам великих святителей-миссионеров Иннокентия и Макария Московских.

На лестнице у выхода друзей встретил приятный молодой человек, хороший знакомый некоторых из ребят.  Представившись, он предложил всем пройти вместе с ним по обители и послушать его рассказ. Сначала отправились к Святым воротам, расписанным событиями из жития преподобного Сергия Радонежского. Рассказав о подвигах Преподобного, экскурсовод повел ребят в усыпальницу, где похоронены Патриархи Алексий I и Пимен. Затем вернулись в Успенский собор, где услышали рассказ о его дивных росписях. Дальше путь лежал в древний Троицкий собор, где покоятся мощи преподобного Сергия. К мощам стояло множество богомольцев. Чтобы не нарушать очереди, решили придти сюда позже и через старинные боковые двери, пробитые польским ядром в Смутное время, попали в Никоновский храм. Здесь ребята сподобились приложиться к мощам преподобного Никона Радонежского, второго игумена обители, и множеству святынь, хранящихся в Серапионовой палате. Потом молодежь отправилась в трапезный храм Преподобного Сергия, где покоятся мощи преподобных Антония Радонежского и Максима Грека. Большой притвор этого храма, где раньше стояли кающиеся, расписан событиями Ветхого Завета. Здесь экскурсовод закончил свой рассказ отрывком из прекрасной поэмы Н. Мельникова «Русский Крест». Поблагодарив его за интереснейший рассказ, друзья направились в город, отчего-то вспомнив милого мишку Винни-Пуха и его фразу «А не пора ли нам подкрепиться?»

3После обеда в небольшой уютной столовой путешественники вернулись в обитель и подстроились к очереди в Троицкий собор, начинавшейся на улице. Вдруг подошел волонтер и подарил всем книжечки с акафистом преподобному Сергию, что было очень радостно и приятно.

Вошли в полутемный собор. Заканчивался молебен с акафистом, здесь их служат весь день без перерыва. Каждый день по этим старинным плитам, стертым тысячами ног, нескончаемым потоком идут и идут богомольцы к преподобному Сергию, в горе и в радости, со слезами припадают к раке со святыми его мощами, «яко сосуду благодати полному и преизливающемуся»... И отходят утешенными, ободренными, с надеждой, потому что знают, что Игумен земли Русской слышит их и не оставляет в своем ходатайстве перед Господом...

Приложившись, остались на начавшийся акафист. Дежурный священник служил не спеша, молебен продолжался довольно долго. Когда вышли на улицу, уже начинало смеркаться. Пора было двигаться в обратный путь. Прикупив разных вкусностей на дорожку в монастырской трапезной лавочке, друзья пошли на станцию. В воздухе разливался мерный благовест к вечерне.

На холме перед спуском последний раз обернулись, чтобы взглянуть на святую обитель. На фоне темнеющего неба сияли величественные купола Успенского собора. Русь родная! Храни это сокровище, этот оплот веры и благочестия, и дети твои всегда найдут здесь опору и великое утешение.

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

Егор Моисеенко