3.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Патриаршая литургия на Бутовском полигоне

 G107781Закон жизни – это закон любви.

Нынешний, 2014-й, год необычен во всех отношениях. Ранняя и теплая весна, прерываемая «вторжениями» арктических ветров и снежными залпами. Чувство щемящей радости от возвращения в объятия матери-России утерянных на время соотечественников – мужественных и верных крымчан. Триумфальная Олимпиада в Сочи. Празднуемый в борениях с «восстающим из ада» фашизмом День Победы…

Еще недавно незыблемо священный в каждом русском сердце Киев - колыбель православия, «мать городов русских» - в наши дни ассоциируется чуть ли не с логовом прозападных русофобских сил – городом, откуда звучат нынче демонические братоубийственные приказы и куда «на пушечный выстрел» не подпускают русских православных священнослужителей… Злая ли это насмешка судьбы? Цикличность ли исторических процессов? Кара ли Божия за сознательный отказ от любви и верности к изначальным духовно-историческим ценностям? Кто знает?

Но как бы то ни было, ясно одно – нам нельзя уходить со стезей Заповедей Божиих, одна из которых гласит: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга…» (Иоан. 13:34). Ибо только один закон в состоянии гармонично управлять миром – это закон Божественной любви.


Мужество и верность во Христе

 G107730  G107727Как подчеркнул в своей проповеди в тот день на Бутовском полигоне  Святейший Патриарх Кирилл, «естественным проявлением любви является верность… Отсутствие верности разрушает любовь, разрушает фундаментальный Божественный закон жизни». И это Патриаршее богослужение в преддверии дня памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, прошедшее на лоне входящей в силу после зимнего сна юной и хрупкой природы, было воспринято нами как яркий символ преодоления «внутреннего разброда и шатания» нашего духа и сознания, нашего пробуждения от сна, навеянного ранее во многом чуждыми ценностями и иллюзиями.



 G107612 G107628  G107622
                   

 G107754

 G107718Стоя среди молящихся, мы буквально впитывали благозвучие жизнеутверждающей песни весенней природы, утопавшей в то солнечное утро в волнах благовонного ладана, густых ароматах черемухи, трав, первоцветов и нежной клейкой листвы. Как и все - тихо внимали словам и звукам Божественной литургии, переживали миг высокого молитвенного единения. Способность к подобной благоговейно-сосредоточенной молитвенности в русском человеке когда-то тонко подметил религиозный философ и публицист И.В. Киреевский: «Молясь…, он [русский человек] не кричит от восторга, не бьет себя в грудь, не падает без чувств от умиления; напротив, во время подвига молитвенного он особенно старается сохранить трезвый ум и цельность духа… Слезы его льются незаметно, и никакое страстное движение не смущает глубокой тишины его внутреннего состояния».

 А под дивное звучание Херувимской песни, в проникновенном исполнении хора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (регент - Т.И. Королева), наши души, приуготовляя себя к достойному участию к Евхаристии, вновь пережили то возвышенное состояние, о предвкушении которого когда-то писал поэт Е. Баратынский:

 

Болящий дух врачует песнопенье,
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.

 
В поисках духовной опоры мы вновь и вновь обращаемся к опыту жизни бутовских новомучеников, за веру Христову до смерти пострадавших. Об этом Святейший Патриарх говорит следующее: «Мы знаем, что учение Христа Спасителя в центре своем имеет заповедь о любви к ближним. Но в какой трагический и скорбный контекст поставлены эти слова: «Заповедаю вам, да любите друг друга». И затем следуют слова, поражающие сердце: «Как Меня ненавидели, так и вас будут ненавидеть. Как Меня гнали, так и вас будут гнать».

Почему же Господь связывает это с гонениями на Него, на Его последователей? А в каких еще обстоятельствах может обнаружиться подлинная любовь человека к Богу, ко Христу, как не в обстоятельствах стесненных, связанных с гонениями и даже с ненавистью и злобой, о которой говорит Спаситель?».

 G107741 Бутовский полигон - место многозначное. Трагическое и святое, таинственно хранит оно в себе память о разных людях, их делах, подвигах и падениях, страхе и величии,  G107732захлестывающей ненависти и всепрощении. Первосвятитель сказал об этом так: «Не все, кто претерпел страдания и смерть в Бутово, святые — даже из христиан и даже из священнослужителей. Потому что не у каждого хватило силы… быть верными Христу даже до смерти и любовь в сердце сохранить к Нему и к ближним своим, к окружающему миру».

О примирительной, молитвенной и врачующей роли Церкви в обществе Святейший сказал: «Мы никого не осуждаем… Мы сегодня молимся за всех и всех оплакиваем, но прославляем в числе святых лишь тех, кто любовь ко Христу сохранил до смерти, верность Ему сохранил несмотря на страшные обстоятельства жизни и на саму смерть, кто закон любви не растоптал под тяжестью внешней ненависти и злобы».

 

Велика роль Бутовского полигона и других, подобных ему, Русских Голгоф, для становления души и сознания современного христианина. По словам Первосвятителя, «наши молитвенные собрания здесь, на этой действительно святой земле, исполняются огромным смыслом, если мы не только вспомним о подвиге новомучеников и исповедников Церкви нашей, если мы с состраданием и молитвой вспомним о невинных жертвах, здесь убиенных, но если мы через свой ум и через свое сердце пропустим этот страшный и кровавый опыт мученичества и исповедничества Церкви нашей в лихолетье XX века».

Святейший Патриарх призвал всех нас исполниться доверием к словам Божиим о любви и гонениях за веру Христову и понять, что «любовь и верность навсегда соединяют нас с Богом — и тогда, когда эта любовь и верность непосредственно обращены к Нему, и тогда, когда любовь и верность становятся законом нашей человеческой жизни».

 

Приветственное слово протоиерея Кирилла Каледы

После Божественной литургии и панихиды со словом приветствия к Святейшему Патриарху Кириллу обратился настоятель храма Новомучеников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа.

- Благословите приветствовать Вас на сим святом и скорбном месте в этот торжественный день – в день памяти святых новомучеников, в Бутове пострадавших. Более 75 лет тому назад здесь в ночной тишине были убиты тысячи наших соотечественников. Многие из них пострадали за исповедание веры православной. И ныне более трехсот из них прославлены в лике святых.

По милости Божией и, несомненно, предстательством этих святых, почивающих мощами в этой святой земле, ровно 20 лет тому назад – 8 мая 1994 года – здесь был освящен Поклонный крест. И с этого времени на этом месте совершается регулярная молитва, молитва ко святым новомученикам, в Бутове пострадавшим, молитва за Церковь Русскую.

За эти 20 лет многое здесь изменилось: построены 2 храма, территория захоронения благоустроена, погребальные рвы обозначены в виде могильных холмов... Но самое главное, что это место, освященное молитвой новомучеников и исповедников Церкви Русской, стало действительной святыней нашей Церкви и приобрело всемирную известность.

Мы благодарны Вам, что Вы ежегодно приезжаете на это святое место и совершаете эту торжественную Божественную литургию прямо на мощах новомучеников.      

 G107723В заключении своего приветственного слова, испросив благословения Святейшего Патриарха, протоиерей Кирилл Каледа преподнес в дар Его Святейшеству предметы архиерейского облачения: епитрахиль – символ особой благодати Божией, пребывающей на Предстоятеле; поручи, символизирующие особую силу Божию, крепость и мудрость, и омофор, что уподобляет Святейшего, как Архиерея Божия, Самому Пастыреначальнику – Христу в попечении о спасении словесного стада.

 

Уже перед отъездом с Бутовского полигона Святейший Патриарх Кирилл высказал слова сердечной благодарности отцу-настоятелю Кириллу Каледе «за его труды по обустройству Бутовского полигона, по превращению его действительно в святое место. Всем, кто помогал и помогает нам: и представителям власти, и представителям общественности, тем людям, которые имеют здесь, среди погибших, своих родственников, которые окружают это место своей любовью и благодарной памятью к тем, кто сохранил веру, несмотря на гонения».

Святейший Патриарх поблагодарил бутовский приход и за замечательный дар - пасхальное малое облачение, сказав: «Буду облачать сии святые епитрахиль, омофор и поручи, когда буду совершать малые пасхальные богослужения». В память же о нынешнем богослужебном торжестве Святейший преподнес отцу-настоятелю Пасхальное яйцо с Пасхальным приветствием: Христос Воскресе!   

 ---

 G107759Уже позже, сидя за поминальной трапезой со своими прихожанами, родственниками пострадавших и гостями из разных мест – Воронежа, Западной Украины, Польши, ближнего и дальнего Подмосковья…, порядком уставший, но внутренне удовлетворенный отец Кирилл подвел итоги дня минувшего и обратился с теплым благодарственным словом к немало потрудившимся прихожанам. «Я думаю, - сказал батюшка, - что для большинства приходов задача приема такого количества гостей – дело непосильное. Слава Богу, что в очередной раз это богослужение совершилось, и все прошло хорошо. Казалось бы, вы в эти дни делали работу заурядную: готовка салатов, уборка помещений или территории полигона, перевозка туда и обратно просфор, посадка цветов и тому подобное. Но этим, как может показаться, заурядным трудом мы создаем традицию поминовения, прославления новомучеников и увековечивания памяти пострадавших в те страшные годы. И я это говорю совершенно ответственно.

Та практика, которая создалась на нашем приходе, предложена решением Архиерейского собора нашей Церкви для всей нашей Поместной Церкви - поминовение местных Соборов новомучеников в каждой епархии с выездом и совершением богослужения на местах их страдания и погребения.

 G107758И, может быть, не все у нас еще получается. Может быть, другие сделают подобные богослужения гораздо ярче и значимее. Я надеюсь, что будут построены и храмы более величественные, чем тот, что выстроен здесь, на Бутовском полигоне, в честь Новомучеников и исповедников Российских. Но труд, что мы совершаем, - это труд первопроходцев. Помнится, что даже поминальный стол после первого архиерейского богослужения был устроен нами на верстаках в вагончике столярной мастерской. А самая первая трапеза после первой Божественной литургии у Поклонного креста на Бутовском полигоне и вовсе - на траве между березами.

Я надеюсь, что труд, который мы совершаем с вами, в чем-то не столь заметный, заурядный, будет увиден Господом, и Господь каждому воздаст в тот момент, когда нам понадобится, чтобы Он сказал нам, что мы потрудились ради Него, каждый на своем месте. Многая и благая вам лета!».

 

Святые Новомученики Бутовские, молите Бога о нас!

 

Материал подготовили Николай и Наталья Минины