4.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Озерские школьники в Бутово

olg-32bВ предрождественские дни это года, 3 января, Бутовский полигон посетила группа школьников из г. Озерска, Челябинской области. В своем городе, одном из центров ядерной промышленности России, в городе в котором до недавнего времени никогда не было храмов, ребята сделали композицию, посвященную убиенной в Бутове мученице Татьяне Гримблит.

Через два дня после их посещения настоятель бутовского храма, протоиерей Кирилл, получил от сопровождавшей ребят по полигону Л.А. Головковой, нашего давнего друга, сотрудницы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, следующее письмо.


Дорогой отец Кирилл!

Спасибо Вам за всегдашнюю отзывчивость и абсолютную надёжность. Это были ребята особенные, первое поколение православных верующих людей в тех "атомно-водородных" страшноватых краях, где за все годы советской и постсоветской власти не было даже проблеска веры, ни (хотя бы разрушенного) храма, ни часовни, ни иконы в каком-либо доме. Неверие и сейчас утверждает там себя и нападает на верующих. Единственный на весь город батюшка не может выйти на улицу в облачении: могут плюнуть или бросить камнем. Не верите? Мы сами убедились в этом. У нас (о.Владимир, о.Александр и я) была встреча с учителями и старшеклассниками у них в Доме культуры. После выступления о.Владимира о том, что наука и вера не противоречат друг другу - с массой примеров - прозвучали слова местного учителя истории: "Я не позволю, чтобы вы всякой чушью забивали головы моим ученикам"; закончил "учитель" словами: "Вот вас большевики гнобили, уничтожали, и мало вас уничтожили". На что молодёжь (очень симпатичная на вид) разразилась радостными восклицаниями и апплодисментами. И вот, представьте, именно в этом городке, через несколько дней после нашего отъезда состоялся вечер, посвященный мц. Татиане Гримблит. Они подарили мне диск с записью, я при случае отдам его Вашим для архива. Ещё раз спасибо, что покормили и согрели.

Поздравляю Вас и всех Ваших с наступающим Рождеством. Л.Ал.
 

Ниже размещаем материалы о прославлении мученицы Татьяны Бутовской в далеком от нас г. Озерске.


 

Цикл мероприятий, посвященных грядущему освящению нижнего придела Свято-Покровского храма Озерска, продолжился литературно-музыкальной композицией, посвященной жизни и творчеству новомученицы Татианы (Гримблит).

 

В зале Духовно-просветительского центра «Первоцвет» яблоку негде было упасть.

 

В создании композиции приняли участие прихожане Свято-Покровского храма всех возрастов: и взрослые, и совсем юные воспитанники воскресной школы.

 


Обращаясь к собравшимся, настоятель храма протоиерей Димитрий Шорин подчеркнул:

 

«Святые нашей Церкви дают нам основание к тому, чтобы наш выбор был не так далек от Истины, а был бы тем путем, который Святые Отцы именуют Царским, который способен привести нас к Богу.

 

Говоря об ужасах, которые Россия пережила в ХХ веке, мы помним, что в общем-то никто не выбирает время, в которое родиться, и Господь Своей волей, Своим промыслом поставляет нас именно в то место, в то время и на то служение, к которому мы бываем призваны. Другое дело: откликаемся ли мы своей свободной волей на волю Божию о нас, на призыв Божий?

 

И сегодня мы с вами вновь будем говорить о людях, которые этот призыв не только услышали, но всей своей жизнью восприняли и исполнили его. Этих людей мы зовем святыми нашей земли, новомучениками и исповедниками Российскими.

 

Сегодня литературно-музыкальная композиция будет посвящена стихам исповедницы ХХ века, мученицы Татианы (Гримблит). Это разговор не только о самой Татиане, но и вообще о судьбах нашей страны, о той России, о которой часто говорят как о той России, которую потеряли, уничтожили… Но ведь в абсолютном смысле Святую Русь невозможно уничтожить, потому что Святая Русь – с Церковью Христа, потому что она с Торжествующей Церковью, потому что она с той Церковью, о которой Господь говорил: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18).

 

И вот об опыте преодоления этих самых врат в земной жизни наших соотечественников и поговорим сегодня…»

 


Заслуженный артист России, актер театра драмы и комедии «Наш дом» Николай Павлович Скрябин, который руководил постановкой представленной композиции сказал:

 

«Пожалуйста, посмотрите нашу импровизацию. И правда, жалко расставаться с этой работой, отправлять ее в свободное плавание…

 

Что получилось – мы не знаем. Не знаем. Но мы старались. Я вот для чего вышел: я хотел сказать спасибо всем участникам, их очень много, за то, что откликнулись, и были все вместе.

 

Может быть, кому-то этот рассказ покажется грустным. Но… таков предмет исследования. После которого обязательно встает вопрос, очень простой вопрос: а ты бы так – смог?»

 


***

 

Композиция рассказала о подвиге той, кого прозвали «Всероссийской благотворительницей»: когда начались репрессии, и вся Сибирь стала местом заключения и ссылок, 17-летняя девушка отдала все силы помощи заключенным, собирая средства, тратя свои деньги на то, чтобы хоть как-то поддержать тех, кто оказался в большевистских застенках. Наверное, с тех времен милосердие отнесли к пережиткам прошлого, к буржуазным предрассудкам.

 

 

Сохранилась тетрадь со стихами мученицы Татианы, содержащая как ранние произведения, начиная с 1920 года, так и более поздние, написанные в тюрьме и лагере. Священник Максим Максимов, говоря об этих стихах подчеркнул: «Не великолепие стихотворного слога влечет к себе читателя этих стихов, а в первую очередь беспредельная, вечная любовь ко Христу, выраженная в слове и засвидетельствованная самой жизнью и смертью святой мученицы».

 


У Креста

 

«Не отвержи мене от лица Твоего…»

 

Умоляю, мой Бог справедливый:

 

Успокой мое сердце: не жду ничего

 

Я от жизни земной, прихотливой.

 

Мне не радость сулит эта жизнь на земле,

 

Я решила идти за Тобой,

 

И в награду за то, что служу Красоте,

 

Мир покроет меня клеветой.

 

Но во имя Твое все готова терпеть,

 

Пусть я только лишь горе найду.

 

За Тебя, мой Господь, я хочу умереть,

 

За Тебя на страданья пойду.

 

Мир не понял меня, и над скорбью святой,

 

Что в своей затаила груди,

 

Посмеется шутя и, смеясь над Тобой,

 

Приготовит мне крест впереди.

 

Но готова служить всей душою Тебе,

 

Пусть враги мне родные мои;

 

Утиши мою скорбь, мир усталой душе

 

Посылай в наши тяжкие дни.

 

Пусть осудят меня, и не будет друзей,

 

Я с Тобою останусь одна, —

 

Только будь неразлучен с душою моей,

 

Помоги выпить чашу до дна.

 

Я отраду нашла у Креста Твоего,

 

И уж в мире от мира ушла,

 

Мой душевный покой отдала за Него,

 

Много слез в тишине пролила

 

Не слезами, а кровью я раны Твои,

 

Мой Спаситель, готова омыть.

 

Я хочу, чтоб скорее настали те дни.

 

Мне бы жизнь за Тебя положить.

 

1922 год

 


Ночь

 

В небе уж яркие звезды горят,

 

Вижу я их из тюрьмы.

 

В камере тихо, и все уже спят,

 

Думу забыли умы.

 

Позднее время; мне сон — избавитель:

 

Глаз не сомкну я, не сплю.

 

Злая тоска, этот демон-мучитель,

 

Душу терзает мою.

 

Узкие двери железом обиты,

 

Тяжестью давят своей,

 

В окнах решетки слезами омыты

 

Много страдавших людей.

 

Больно душа о свободе тоскует,

 

Бьется в груди, как в стенах,

 

А за решеткой неправда ликует,

 

Пляшет, купаясь в слезах,

 

И веселится; в крови, как в кораллах,

 

Весь изукрашен костюм,

 

Жемчуга нити — то слезы в кристаллах,

 

След от настойчивых дум.

 

Стены высокие, вы заглушите

 

Стоны печали людской,

 

Горе, страданье в себе сохраните:

 

Их не слыхать за стеной.

 

1923 год

 

 


Последнее прости

 

Теперь, когда кончаю жить,

 

Смелее мысль моя.

 

Всегда, всегда благодарить

 

В молитве буду я

 

Тебя, Господь, — ведь жизнь прошла

 

Вся под Твоей рукой,

 

И я любила, как могла,

 

Наградой был покой.

 

Но не покой искала я —

 

Запала в сердце мне

 

Святая проповедь Твоя,

 

Распятый на Кресте.

 

Я с детских лет Тебя звала,

 

Спасителю благой.

 

Креста как радости ждала,

 

В тюрьме жила Тобой.

 

Здоровья, силы много дал —

 

Все возвратила их,

 

И Ты Твое как дар принял, —

 

Конец мой будет тих.

 

За все, Господь, благодарю:

 

Крест и Твоя Любовь

 

Всегда светили в грудь мою,

 

Бери всю жизнь, всю кровь.

 

Уж недалеко, в смертный час

 

Ты Ангела пошли:

 

Мне будет жутко — чтоб он спас,

 

Закрыл глаза мои.

 

В последний миг борьбы земной

 

Сомненья, муки, страсть

 

Сбегутся мрачною толпой,

 

Свою почуя власть.

 

Но не давай победы им

 

И дух мой защити,

 

Тоской смертельною томим, —

 

Прости меня, прости.

 

Страданьем много я жила,

 

Любовь Твою склони.

 

Я не припомню в мире зла;

 

Когда умру, прими.

 

1931 год


 

 

 

По материалам городского сайта Озерска