5.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры

Архимандрит Кронид (Любимов), монах Макарий (Моржов), иеросхимонах Алексий (Соловьёв)

 

17 февраля 1938 года – особенный день в истории Троице-Сергиевой лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.

Вот их имена:

  • Священномученик ИОАНН Артоболевский, протоиерей
  • Преподобномученица РАФАИЛА (Вишнякова), схимонахиня
  • игумен ЕПИФАНИЙ (Авдеев)
  • иеромонах ИЕРОНИМ (Киселев)
  • иеромонах МИТРОФАН (Преображенский)
  • иеромонах НЕСТОР (Балашов)
  • иеромонах САВВАТИЙ (Григорьев)
  • иеродиакон АФФОНИЙ (Вишняков)
  • протоиерей ВЛАДИМИР (Страхов)
  • монахиня ЛИДИЯ (Иванова)
  • монахиня СОФИЯ (Тучкова)
  • мирянин Андрей Куркин
  • мирянин Иоанн Зайцев
  • мирянин Фома Богуцкий
  • иеромонах НИФОНТ (Мамаев) – расстрелян 21 февраля 1938 г.

После закрытия Троице-Сергиевой лавры в 1920-м году молитвенная жизнь в Сергиевом Посаде (Загорске) не прекращалась. Монахи совершали богослужения в Пятницкой и Введенской церквях, расположенных неподалеку от Святых врат обители, – Пятницкое подворье тогда стали называть «малой лаврой».

Православные христиане Загорска и его окрестностей в 1920–1930-х годах объединились вокруг последних лаврских духовников: архимандрита Кронида (Любимова), Наместника обители перед ее закрытием (прославлен в лике преподобномучеников), иеросхимонаха Зосимовой пустыни Алексия (Соловьева; прославлен в лике преподобных) и игумена Ипполита (Яковлева). Верующие заботились о сохранении святынь и могилок почивших наставников, о поминовении почившей и убиенной братии, оказывали материальную помощь друг другу и гонимому духовенству. Некоторые из них собирались тайно на квартирах и проводили богослужения. Неудивительно, что в рамках проводимой в то время борьбы с религией эту деятельность сочли «антисоветской и направленной на свержение советской власти».

В хронологии развернувшихся в ХХ веке репрессий на Радонежской земле можно выделить несколько основных дел, сфабрикованных против духовенства и верующих. Это «Дело архимандрита Кронида и др., г. Загорск, 1937 г.», дело «Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиево Московской области» 1928 года, дело «Истинных православных христиан» и «Дело Хотьковского монастыря» 1931 года, дело «Духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием» 1935 года и, наконец, «Дело бывших монахов Троице-Сергиевой лавры» 1938 года.

По этому делу проходило 11 человек, некоторые из них даже не были знакомы друг с другом. Все подследственные были монашествующими – кроме одного мирянина, Ф. Я. Богуцкого. Дело создавалось по образцу «Дела архимандрита Кронида» и являлось его логическим продолжением.

Следствие велось необычайно жестокими методами (что было подтверждено даже самими следственными органами в 1939-м году). В обвинительном заключении говорилось:

«В процессе по делу контрреволюционной церковно-монархической группы активными участниками являлись бывшие монахи Троице-Сергиевой лавры, которые организовали тайный монастырь и проводили нелегальные богослужения на дому, <…> систематически проводили среди окружающих контрреволюционную агитацию и распространяли клеветнические слухи о гонении на религию и духовенство, о войне и скорой гибели советской власти».

Трое из 11 человек не признали своей вины. Среди них – монахиня София (Тучкова). На следствии, которое, как было сказано выше, велось очень жестокими методами, она проявила необыкновенное мужество, заявив:

«Я уже пострадала за свои убеждения, но я готова на всё. Пусть меня снова мучают в лагерях, я всё равно везде буду говорить о том, что советская власть замучила и разорила весь русский народ, но всё равно придет время: русский народ расплатится со своими угнетателями...».

Проходившая по делу преподобномученица Рафаила даже не проживала в Загорске – она лишь несколько раз приезжала в лавру для поклонения святыням. Возможно, она была знакома с некоторыми лаврскими монахами и оказывала им материальную помощь, – в деле указан факт помощи духовенству в местах лишения свободы. Однако доподлинно не известно, были ли это насельники Сергиевой обители, – на единственном допросе схимонахине даже не задали вопрос о возможной связи с ними.

Следственные действия провели в кратчайшие сроки. Практически все обвиняемые были допрошены только один раз. 19 января 1938 года были арестованы первые подозреваемые – иеромонах Нестор (Балашов) и иеродиакон Аффоний (Вишняков), 9 февраля уже было готово обвинительное заключение, 14 февраля на заседании судебной тройки УНКВД МО все 11 человек были проговорены к высшей мере наказания – расстрелу, а 17 февраля приговор был приведен в исполнение. 10 осужденных были казнены и захоронены на территории Бутовской спецзоны НКВД. Иеромонах Нифонт (Мамаев) был единственным из приговоренных, кого расстреляли там же, но чуть позже – 21 февраля.

Еще 4 человека, расстрелянных 17 февраля, проходили по другим делам: это преподаватели Московской духовной академии священномученик Иоанн Артоболевский и протоиерей Владимир Страхов, а также проживавшие в Загорске миряне Андрей Куркин и Иоанн Зайцев.

Как известно, 10 декабря празднуется Собор новомучеников и исповедников Радонежских. Это день, когда на Бутовском полигоне были расстреляны последний Наместник лавры преподобномученик Кронид и несколько человек лаврской братии и посадского духовенства. 17 февраля можно по праву считать вторым днем празднования Собора.

Игумен Епифаний (Авдеев)

 

Иеродиакон Аффоний (Вишняков)

 

Иеромонах Иероним (Киселев)

 

Иеромонах Митрофан (Преображенский)

 

Иеромонах Нестор (Балашов)

 

Иеромонах Нифонт (Мамаев)

 

Иеромонах Савватий (Григорьев)

 

Монахиня Лидия (Иванова)

 

Монахиня София (Тучкова)

 

Фома Богуцкий

 

   

Игумен Ипполит (Яковлев)

 

Священномученик Иоанн Артоболевский, протоиерей

 

 Молебен Радонежским новомученикам и заупокойная лития у памятника в Сергиевом Посаде

По материалам сайта https://pravoslavie.ru