6.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

История деревянного храма на Бутовском полигоне

Деревянный храм«Сними обувь твою с ног твоих:

ибо место, на котором стоишь,

есть земля святая».

 

(Исх.3,5)

 

Бутовский полигон — место святое и историческое, здесь расположена одна из самых крупных и известных точек массовых расстрелов и захоронений жертв «большого террора». В страшные 30-е 40-е годы на Бутовском полигоне были убиты десятки тысяч людей, согласно приказу НКВД №00447 от 30 июля 1937 года, который положил начало массовым репрессиям, унёсшим жизни десятков миллионов наших соотечественников. Около тысячи человек, священники и миряне, пострадали на Бутовском полигоне за исповедование православной веры. Как сказал ныне покойный Святейший Патриарх Алексий II: « К 1937 году была поставлена задача искоренить веру, чтобы имя Божие больше не произносилось в Советском Союзе. Но Бог поругаем не бывает, и мы видели, как в тяжелейший период истории нашего Отечества исполнились слова Спасителя: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». (Мф.16,18).


Здесь, в Бутово, это наиболее ощутимо. Нигде по всей России нет такого количества святых, почивших в одном месте. В настоящее время в « Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века» включены имена 330 человек. Ранее проклятое место превращается в святое.

 

Собрав воедино рассказы настоятеля храма отца Кирилла Каледы и других очевидцев событий начала 90-х годов, хочется написать об истории деревянного храма, построенного на территории захоронений в память святых Новомучеников и Исповедников Российских.

 

История деревянного храма начинается с 1994 года, когда Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II передали список из 250 расстрелянных на Бутовском полигоне священнослужителей и мирян. По его благословению в глубине полигона водрузили большой Поклонный Крест работы архитектора и скульптора Дмитрия Михайловича Шаховского, сына расстрелянного в 1937 году в Бутово священника Михаила Шика, служившего вместе с Владимиром Амбарцумовым (дедом настоятеля современного храма в Бутово). Чтобы расчистить площадку для установки Креста, пришлось с помощью топора пробиваться сквозь непроходимые заросли кустарников и борщевика. В основание Креста—Голгофы вмонтирована белокаменная плита с высеченными на ней словами Святейшего Патриарха Алексия II: "На месте сем будет сооружён храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских, в память об иерархах, клириках, монашествующих и мирянах, за веру и правду жизнь свою положивших и мученическую кончину здесь приявших». Таким образом, первоначально идея создания храма принадлежит ныне покойному Московскому Патриарху. Эту идею поддержали многие родственники пострадавших на Бутовском полигоне.

 

После освящения Креста (8 мая 1994 года) в Бутово стало приезжать московское и подмосковное духовенство и совершать панихиды. Приехал сюда и протоиерей Глеб Каледа с супругой и детьми, чтобы помолиться об упокоении души убиенного в Бутово тестя и первого духовника, иерея Владимира Амбарцумова. По окончании панихиды к ним подошла пожилая женщина по имени Татьяна, потерявшая в годы гонений на Полигоне мужа, достала из сумки цветастый женский платок и сказала: «Это вам на храм». Не взять его было невозможно. Стало ясно, что на этом месте нужно строить храм. Сейчас этот платочек хранится в алтаре деревянного храма. Члены общины, возникшей и зарегистрированной осенью 1994 года, обратились к Патриарху с прошением благословить это начинание. Резолюция Его Святейшества была следующая: «Благословляется строительство храма на этой Русской Голгофе».

 

В 1995 году по московским храмам был сделан сбор средств на строительство приходского храма в Бутово.

 

Проектировать храм пригласили Дмитрия Михайловича Шаховского. Он вдохновился созданием деревянной церкви на месте гибели многих тысяч человек. В результате осенью 1995 года в Солигалическом лесхозе (Костромская область) по его проекту и чертежам был срублен деревянный храм. Крышу венчает крытая лемехом луковичная главка. Изначально небольшой храм был приспособлен для зимнего времени, хотя до сих пор отапливается дровами. Чтобы не повредить и не затронуть мест последнего упокоения тысяч пострадавших на этом святом месте, сруб установили не в центральной, а в западной части территории захоронения. С трёх сторон храм опоясывает П-образный погребальный ров. Деревянный храм легкий, и поэтому был достаточен неглубокий ленточный фундамент.

 

Внутреннее убранство храма имеет свои особенности. Конструкция иконостаса не характерна для традиционных иконостасов Руси: он как бы выдвинут внутрь храма за счёт небольшого выступа. Это сделано для того, чтобы увеличить размер алтаря для торжественных богослужений. Необычен и светло-зелёный тон иконостаса. Зелёный цвет употреблялся в школах Средней Руси: Тверской и Ростово-Суздальской. На столбах Царских Врат изображены творцы Литургии: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст. Ниже изображены первые русские святые мученики Федор Варяг и его сын Иоанн, пострадавшие в Киеве при князе Владимире (983год), до того времени, когда князь принял христианство, и в Киеве еще приносили человеческие жертвы. В самой нижней части столпов образы священномученика Лукиана Киево-Печерского (ок. 1243г.) и преподобномученика Лукиана Антиохийского (312г.).

 

С первых дней строительства храма осознавалось особое покровительство к этому деланию владыки Серафима (Чичагова) — митрополита Петроградского, расстрелянного на полигоне в Бутово 11 декабря 1937 года. К тому времени митрополит ещё не был канонизирован, но его святая помощь чувствовалась буквально во всём.

 

11 декабря 1995 года над храмом был водружён крест, а ровно через год, в день расстрела митрополита Серафима и ещё 126 людей, приговоренных к смерти Тройкой УНКВД , был освящён деревянный храм. Активной устроительницей храма была внучка митрополита, игуменья воссоздаваемого в то время Новодевичьего монастыря – матушка Серафима (в миру Варвара Васильевна Чичагова-Чёрная, известный химик, доктор наук, профессор). Со дня освящения в храме начались регулярные богослужения, сначала по субботам и воскресеньям, а после рукоположения во иереи Кирилла Каледы по всем праздникам и важным памятным датам.

 

Время строительства объединило множество людей, которые старались внести свою посильную лепту в создание и содержание храма, где почитались новые мученики. Родственники приносили личные вещи, документы и фотографии погибших на полигоне священнослужителей и мирян. Местные жители трудились на благоустройстве прилегающих земель и внутреннего убранства церкви. В храм были переданы хранившиеся в сундуках и на чердаках иконы и святыни - свидетельницы православной жизни наших предков и безбожных гонений большевиков. Важным этапом в жизни общины стало проведение по благословению Святейшего Патриарха Алексия археологического раскопа одного из расстрельных рвов. То что увидели на глубине 5 метров антропологи без сомнений подтвердило, что Бутовский полигон, именно то трагическое место, где погребены более 20000 наших соотечественников, павших жертвами политических репрессий.

 

В храме благоговейно хранится память о жизни, подвигах исповедничества и мученической кончине иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян, засвидетельствовавших во время гонений свою веру в Воскресение Христово.

 

«Они явили духовную силу в испытаниях недавнего прошлого. Терпя великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов, стали светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей. По ночам этих невинных людей сбрасывали во рвы, но души их возносились вверх, на небо, где они молятся за нас».

 

Мы помним, что именно в зеленом облачении и среди зеленого убранства празднуется День Святой Троицы. Светло-зелёный тон иконостаса деревянного храма святых Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне, перекликаясь с вечностью Троического Союза, символизирует вечную жизнь, вечное цветение. Это цвет надежды. Надежды на то, что 1937-й год и страшные гонения на Православую церковь больше никогда не повторятся.

 

Прошло более 15 лет, рядом с Бутовскими погребальными рвами появился красавец –белоснежный Воскресенский собор, освященный в год восстановления канонического общения между двумя разделенными историко-политическими событиями ветвями Русской церкви – Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Но мы по-прежнему с трепетом и любовью приходим на богослужения в наш уютный деревянный храм, в котором возносятся молитвы к новомученикам Бутовским и всем святым, угодившим Богу. Наш деревянный храм всегда на посту, и как и в конце полного скорбей и радостей ХХ века служит делу сохранения памяти и прославления всех новых мучеников за Веру пострадавших.

 

Святые новомученики и исповедники Российские молите Бога о нас!