2.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Архимандрит Лука (Анич): «Мученики получают от Бога такой мир, что страдание за Христа для них — это радость»

main luka27072012

Беседа с архимандритом Лукой (Анич)

- Хочется поговорить с Вами о мученике Харитоне, Вы ведь его знали… 

- Все мы знали о. Харитона, как и многих других монахов Рашко-Призренской епархии. Недавно о нем вышла книга. Единственное, что я могу рассказать об о. Харитоне — это о его мученической кончине и о том, как я с ним познакомился. Во время косовской войны о. Харитон был монахом в г. Призрене на Косово.

Он пытался охранить людей от жестокости албанцев, спрятать их, спасти от смерти. Албанцы узнали об этом и схватили его, и следующих лет семь-восемь, не помню точно, мы ничего о его судьбе не знали. В конце концов, специалисты Международного контингента нашли его тело, и мы похоронили о. Харитона в монастыре Црна Река.

О. Харитон недолго был монахом, он принял монашество всего за год до мученичества. Но со мной произошло одно событие, о котором я хочу рассказать.

Со мной случилось что-то, чего я тогда не понял и к чему готов не был. Это произошло на хиротонии владыки Захумско-Герцеговинского Григория в г. Требинье. После хиротонии был прием, трапеза. Для нас, игуменов больших монастырей, отвели место во главе стола. Но один из игуменов почему-то не пришел, и на его место случайно посадили о. Харитона, для которого не нашлось другого места. Его посадили между игуменами, а ведь он всего год как стал монахом. Однако, как только он сел рядом со мной, от него распространилось такое ощущение мира, что я был просто изумлен.

«Как это возможно, — думал я, — чтобы всего только за год монашеской жизни человек приобрел такой мир». Это был полный мир, который переходит и на других и который вдохновляет. Помню, что его руки были покрыты какими-то мелкими царапинами. Он выглядел так, что создавалось ощущение, будто он был монахом 30-40 лет. Я чувствовал себя перед ним малым ребенком, как перед старшим братом, который за собой имеет десятилетия монашеской жизни, прошел все ее тяготы и искушения и сподобился мира. Такой мир я уже чувствовал рядом с некоторыми людьми, великими подвижниками, и тот же мир распространялся от о. Харитона. Я был потрясен. Мы с ним даже и не разговаривали особо во время той трапезы, таким миром сиял он. Через несколько дней о. Харитон мученически погиб.

- Готовится ли канонизация о. Харитона?

- Народ уже молится о. Харитону, как святому, составлена одна песня, напоминающая тропарь: «И когда душа моя в море бед тонет, помоги мне, помоги мне, святой Харитоне». Я говорил с некоторыми епископами. «Ты можешь молиться ему, как святому. Он святой, он принял мученическую смерть за то, что хотел защитить других», — сказали мне они. Полный и всеобъемлющий мир, исходящий от него, был таким, что очевидно: он достиг вершин духовной жизни и был готов окончить свой земной путь.

- В Сербской Православной Церкви, как и в Русской, много новомучеников…

- Да, много людей, принявших смерть. Кто из них мученик? Мученики и те, кто погиб во время бомбежек (1999 г.): маленькая Милица Ракич, которую осколок бомбы рассек пополам, чей лик уже пишут в церквях, как фреску. Пишут и священника Миливоя из Варварина. Когда после праздничной Литургии на праздник Пятидесятницы прямо на улице взорвался «Томагавк» и ранил одну девочку, Санью, он в свои 70 лет бросился помогать ей, и следующая ракета убила его. Их мы определенно можем считать святыми.

Канонизация этих людей: маленькой Милицы, солдата Саши, который был первой жертвой бомбежек («Томагавк» убил его на входе в казарму в Даниловграде), детей из исправительного дома для малолетних преступников, — всех без исключения погибших под бомбами НАТО, произойдет. Всего под бомбами погибло около 2500 человек, и все они в каком-то смысле мученики. Когда произойдет их прославление, трудно сказать.

Церковь канонизировала мучеников Второй мировой войны, принявших смерть в сербских землях. Примерно 700 000 человек заколото в страшных концлагерях Ясеновац, Стара Градишка и других, и они канонизированы, как святые. На днях прославлены 40 детей и 2 священника, которых турки заживо сожгли еще в XIX веке.

Ожидается канонизация мучеников из Превлаки в Черногории. Мощи этих мучеников благоухают сильнее, я думаю, чем мощи всех других мучеников Православной Церкви. Они приняли мученичество еще в XVI веке, и в сознании Церкви они — святые, но случилось так, что не было фактической канонизации. Это непременно произойдет, но Церковь не спешит, мы ждем, когда Архиерейский собор объявит их мучениками.

Мы помним и новомученицу Яглинку времен Второй мировой войны. Немецкие солдаты подожгли дом, куда согнали всю ее семью, кроме нее самой — ее солдаты держали для забавы. Чтобы спасти свою девственность, она вырвалась из их рук и бросилась в огонь. Церковь считает ее новомученицей, как и одну девушку из Крушевца, которая, чтобы защитить свою девственность от разбойников, спрыгнула с 11 этажа. Они еще не канонизированы, но считаются мучениками, которые страдали за свою веру. Но больше всего, после Второй мировой войны, мучеников, погибших под бомбами НАТО, на Косово и в других сербских землях.

- Есть такое высказывание: «Кровью новомучеников спасемся». Это значит, что новомученики молятся за народ, и народ за их молитвы спасается, так?

- Это так. Нас спасает молитва новомучеников. Сербский народ проходил через невыносимые испытания. Например, в Первой мировой войне погиб каждый третий мужчина, во Второй мировой войне погибло больше миллиона человек. Это огромные потери для народа, чья численность тогда составляла около 6 миллионов. Так что единственное, на что мы надеемся, — это молитвы новомучеников.

Мы часто употребляем термин «Небесная Сербия», подразумевая под ним именно новомучеников, пострадавших за свою веру. Мы надеемся, что сейчас они молятся за нас, в этот тяжелый для нашего народа период. Надеемся, что они помогут нам обелиться их кровью и стать христианами, как завещали святой князь Лазарь и мученики косовские, еще в XIV веке пострадавшие за Христа. Им было предложено принять ислам, перейти на сторону турок и сохранить жизнь или погибнуть, но сохранить веру и сподобиться Царствия Небесного.

- Похож ли жизненный путь новомучеников Русской Церкви и Сербской?

- Вероятно. Мне очень понравилось большое почитание новомучеников, которое присутствует в Беларуси. В одном месте я видел портреты всех священномучеников, пострадавших за веру. Это замечательно, это настоящая память Церкви и этому нужно учить детей. Еще, проезжая по автостраде, я заметил возле нее кресты, там, где были убиты люди. Знаете, так может поступать только народ, который понимает важность новомучеников. В Европе и Америке сегодня этого не делают. Они забывают, для них мертвый человек — мертв навсегда, а для нас новомученик — не умерший человек, а человек, более живой, чем все мы, живые.

Иеромонах Василий Нассара

Иеромонах Василий Нассара

Например, 2-3 месяца назад в Сирии был убит иеромонах Василий. Об этом не говорят, между тем этот человек пострадал за веру, и в сознании Церкви он должен быть новомучеником, как и о. Даниил Сысоев, также отдавший жизнь за веру. Но ежедневная канитель нашей жизни захватывает нас и не позволяет нам запомнить важные моменты в истории, которые служат указателями на пути в Царствие Небесное.

- Странно, что все это происходит в так называемом цивилизованном мире. Наверное, сейчас идет война на каком-то другом уровне?

Есть один интересный рассказ индуса по имени Сундар Синг. Он давно умер. Этот человек пришел к христианству чудесным образом. Он не был православным, тогда в Индии вообще не было православных. Но он нашел тайных христиан в Тибете и вступил в их общину. Он рассказывал о том, как буддисты схватили одного христианина и осудили на смерть.

Его привязали к дереву, намазали медом и пустили пчел, шершней и ос. Если вы отречетесь от веры, то вас не убьют, но если вы веру сохраните — вас ждет неминуемая смерть. Много народу собралось посмотреть на казнь. Тогда мученик сказал им: «Вы сегодня пришли посмотреть, как умирает христианин. Вы этого не увидите. Вы увидите, как умирает смерть». Это настоящий христианский мученик.

- Что движет таким человеком?

Мы кое-что забываем. Когда речь идет о новомучениках и вообще о мучениках, мы думаем только о мучениях, о том, как они страдали. Но мы забываем о том, что Бог в тот момент дает им такую благодать, которая делает их полностью готовыми к мученичеству. Как, например, о. Харитон, носивший в себе такой мир, что, действительно, он был готов к Царствию Небесному. Бог дает мученикам благодать почувствовать Царствие Небесное еще здесь, и муки им в радость, их муки — не только то, что мы видим.

Есть одна история времен Второй мировой войны, когда в Ясеновце была резня сербских заключенных. Между усташескими палачами даже организовалось соревнование, кто заколет больше сербов за одну ночь. Один заколол в ту ночь 1800 сербов, а другой 1200. Один из них после сошел с ума и в припадке безумия рассказал о содеянном. Он рассказал, что в той резне дошел до человека по имени Вукашин из села Клепцы.

Палач предложил ему отречься от Православия и спасти жизнь. Вукашин отказался, и палач отсек ему ухо. Затем опять предложил отречение — снова отказ, палач отсек ему другое ухо, затем нос, выколол глаза… Но, рассказывал палач в припадке безумия, тот человек, Вукашин, распространял вокруг себя неизмеримый мир и только повторял: «Дитя мое, делай свое дело». Мученики получают от Бога такой мир, что страдание за Христа для них — это радость. Внешний, физический человек страдает, но внутренний человек радуется, обновляется и встречается со Христом.

- Но ведь мучителей и их детей ожидает наказание Божие, почему люди не думают об этом?

- Знаете, в тот момент, когда мученик принимает венец, не так уж и важно наказать убийцу. В первую очередь, сами мученики совсем не желают того. Святой архидьякон Стефан в момент своего мученичества сказал: «Боже, не сочти им за грех, прости им, ибо не ведают, что творят». Сам Господь на Кресте сказал: «Прости им, ибо не ведают, что творят».

Прекрасно говорит об этом святой владыка Николай (Велимирович) в одной церковно-народной песне о том, как Пресвятая Богородица, стоя под Крестом, спросила у Господа, болят ли его раны. А он ответил: «Все Мои раны болят, но больше того болею Я за судьбу тех, кто внизу, тех, кто Меня мучил. То, что они сделали, отведет их в ад, и об том Я болею, ибо не хочу лишать их Царства, хочу спасти, хочу, чтобы Бог простил им». Так что, если говорить о наказании, оно, конечно, существует, но мученики не думают об этом, а просто радуются Лицу Господнему.

Во время Второй мировой войны немецкие солдаты расстреливали людей, и когда вывели на расстрел учителя с учениками, как потом запечатлел поэт, учитель не просил отпустить его, он сказал: «Стреляйте! Я и сейчас провожу урок, урок не этого мира, но Царствия Небесного».

 

 

ПРАВОСЛАВИЕ И МИР