12 ноября 2022 года, на 81-м году жизни, после продолжительной болезни скончался Михаил Юрьевич Кеслер, архитектор-храмоздатель, член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, человек глубокой веры, много сделавший для воссоздания и развития храмовой архитектуры в годы церковного возрождения. В общей сложности за свою жизнь он построил 16 храмов (в их числе и наш каменный храм), и спроектировал еще сорок!
Михаил Юрьевич родился в г. Москве 31 января 1942 г. Он воспитывался в семье своего дедушки ‑ протопресвитера Иоанна Соболева, в 1970-х гг. настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы. После обучения в 1959-1965 гг. в МАРХИ работал в различных проектных институтах. В 1972-1973 гг. был главным архитектором института Росгипроместпром. Уже в 1976 г. вступил в Союз архитекторов. А в 1982 г. по благословению своего духовника, в то время тайного священника, отца Глеба Каледы он начал интересоваться вопросами храмоздательства, которому посвятил позже свою жизнь, не только практически занимаясь строительством церквей, но и глубоко разрабатывая теорию православной церковной архитектуры. Михаил Юрьевич был автором множества статей и нескольких монографий, вел большую педагогическую деятельность. С 2014 г. — председатель Экспертного совета Гильдии храмоздателей.
Одной из своих главных работ он считал создание нашего каменного храма Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской в Бутове. Уникальный проект, включивший в себя двухэтажную композицию пятишатрового храма-памятника, был им разработан в развитие раннехристианских и древнерусских традиций церковной архитектуры, при этом став самостоятельным архитектурно-смысловым и инженерным решением и одним из лучших достижений церковно-архитектурной мысли XXI века.
Царствие Небесное, рабу Божию Михаилу!
«Создание каждого православного храма это процесс сотворчества человека с Богом. Православный храм должен создаваться с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личном аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу – Царству Божию». Михаил Кеслер