7.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

«Поминайте наставников ваших»: к 100-летию со дня рождения протоиерея Глеба Каледы

В Соборной палате прошла конференция «Жизнь Русской Церкви в эпоху скрытых гонений», приуроченная к 100-летию со дня рождения протоиерея Глеба Каледы (1921–1994), профессора геологии и тайного священника, ставшего «образом эпохи» – периода 1970–1980-х годов.

Конференция была организована Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и приходом храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове (настоятель – протоиерей Кирилл Каледа) при поддержке фонда «Православная инициатива». Ведущим конференции стал декан факультета церковных художеств протоиерей Александр Салтыков. Особенностью конференции стало обилие личных воспоминаний и комментариев от тех участников конференции, которые были современниками и участниками рассматриваемых событий.

«Образом эпохи» назвал протоиерей Александр Салтыков протоиерея Глеба Каледу во вступительном слове к участникам конференции. Ученый-геолог, профессор, незаурядный церковный пастырь, первый ректор Катехизаторских курсов, впоследствии преобразованных в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, отец Глеб, по словам отца Александра, был еще и героической личностью. Его книга «Записки рядового», отражающая военный период в жизни отца Глеба, – нетипичный для этого времени опыт осмысления войны с позиции христианина.

Обращаясь к участникам конференции, доктор церковной истории священник Александр Мазырин отметил, что в отличие от предыдущего «хрущевского периода», представленный период остается малоизученным, но, безусловно, очень важным для понимания хода церковной истории. «Белые пятна» в историографии связаны, прежде всего, не только с труднодоступностью документов и источников, дающих сведения о периоде, но и с опасением исследователей описывать события, исторически близкие современникам и не получившие однозначную церковно-историческую оценку. Обрисовывая общие черты рассматриваемой эпохи, отец Александр отметил, что в ней очевидно явлены перемены, которые затрагивают общественно-религиозную жизнь: от смены поколения епископата, изменений взаимоотношений внутри церковных общин до пробуждения религиозности в обществе.

Протоиерей Георгий Харин, сотрудник Общецерковной аспирантуры и доктурантуры, в своем докладе предпринял попытку анализа численности, состава и типологизации русского епископата 1970–1980-х годов. Ориентируясь на характерные черты их служения, отец Георгий выделил несколько групп архиереев и в каждой из них указал наиболее яркого представителя. Общая численность епископата Русской Церкви в период 1970–1988 год составила 86 человек; 18 из них подверглись различным формам преследования со стороны советской власти.

Доктор исторических наук Андрей Александрович Кострюков обратил внимание участников встречи на канонические вопросы, связанные с совершением внутри такого сложного явления, как катакомбное движение, священнических хиротоний. Эти вопросы проявились во всей остроте во взаимоотношениях Московской патриархии и Русской православной Церкви за границей. Не имея ясного представления о церковной жизни в советской России, иерархи русского зарубежья поддерживали незаконно поставленных священнослужителей-катакомбников. Уже после прекращения гонений на Русскую Церковь это замедлило процесс объединения и возобновления общения между Русской Церковью и РПЦЗ.

В докладе старшего научного сотрудника ИВИ РАН Надежды Алексеевны Беляковой было представлено многообразие источников, которые характеризуют церковно-государственные и общественно-религиозные отношения 70-80-х годов прошедшего столетия. Как и в предыдущие периоды, для исследователя остается открытым вопрос, насколько материалы надзорных и судебных органов власти можно рассматривать как сведения о церковной жизни. Вместе с тем следственные и надзорные дела в указанный период остаются наиболее репрезентативно представленным источником сведений о характере государственной политики в отношении Церкви. Благодаря отчетам становится очевидным, что в указанный период любая активность священнослужителя, выходящая за рамки «удовлетворения культовых потребностей общества», оказывается областью пристального внимания со стороны проверяющих инстанций. Поэтому сугубое внимание в отчетах уделяется праздничным проповедям духовенства, отслеживаются любые контакты священнослужителей с молодежью.

Стоявший у истоков создания ПСТГУ настоятель храма святителя Николая в Толмачах протоиерей Николай Соколов в начале своего сообщения отметил замечательную и деятельную позицию отца Глеба, который, выйдя на открытое церковное служение в начале 1990-х, сразу оказался включен сам и смог включить близких ему людей в важнейшие направления жизни Церкви – духовное образование, миссию и социальное служение. Основная часть доклада отца Николая была посвящена церковным писателям эпохи скрытых гонений – Николаю Евграфовичу Пестову (дедушке отца Николая), нередко подписывавшему свои тексты аббревиатурой ГРБ («грешный раб Божий), Сергею Иосифовичу Фуделю и поэту Александру Александровичу Солодовникову.

Если отец Николай рассказал о тех, кто в период гонений был служителем слова, то сообщение доцента кафедры иконописи протоиерея Николая Чернышева было посвящено иконописцам ХХ века: отец Николай рассказал о трудах монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой) и ее ученицы Ирины Васильевны Ватагиной, до своей кончины преподававшей в ПСТГУ. Обе они старались восстановить традиции русской иконописной школы, и это было крайне непросто как по причине угнетенного положения церковного искусства в советский период, так и из-за отсутствия единой иконописной концепции в дореволюционный период. Влияние западной религиозной живописи в синодальную эпоху привело к утрате традиций древнерусского самобытного иконописания. Вершиной утверждения древнего иконописного образа и знаком его возвращения в жизнь Русской Церкви является икона «Образ всех святых, в земле Русской просиявших», написанная монахиней Иулианией по благословению святителя Афанасия Ковровского (Сахарова).

При всех сложностях изучения ближайшего исторического периода у современного исследователя есть уникальная возможность прикоснуться к живому свидетельству эпохи. Директор Мемориального центра «Бутово» и организатор конференции Игорь Владимирович Гарькавый поделился достижениями многолетней работы проекта «Экспедиция по сбору устной истории и свидетельств «Русское Православие в XX веке»», поддержанного конкурсом Православная инициатива и Фондом Президентских грантов. Игорь Владимирович рассказал, что в результате многочисленных поездок по стране участниками экспедиции было записано более двухсот видеоинтервью с потомками пострадавших в годы гонений, членами церковных общин и многими другими свидетелями ушедшей эпохи. Игорь Владимирович подчеркнул, что, несмотря на свою кажущуюся научную необъективность, документы устной истории не только имеют научное значение, но содержат церковно-исторический и богословский аспекты - на протяжении многих веков устная форма была частью Церковного Предания, а научение от старших к младшим остается частью церковной традиции.

Заведующий кафедрой общей и русской церковной истории и канонического права священник Александр Щелкачев в своем сообщении выделил общие черты в жизни общин московских храмов Илии Обыденного и святителя Николая в Кузнецах – стремление сохранить традиции духовной (покаяльной) семьи, пастырства и общения в любви. Отец Александр отметил духовное преемство этих общин с маросейской общиной, созданной праведным Алексеем Мечевым, и поделился интересными личными воспоминаниями о Святейшем Патриархе Пимене и протоиерее Всеволоде Шпиллере.

О епископах и священниках, несших старческое служение в период скрытых гонений на Церковь, рассказал профессор ПСТГУ Андрей Борисович Ефимов. Он назвал более двадцати имен духовных наставников, разных по происхождению, воспитанию и положению, но с общим опытом исповедничества – архимандрит Павел (Груздев), протоиерей Николай (Гурьянов), архимандрит Серафим (Тяпочкин), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), иеромонах Павел (Троицкий) и другие.

Эльвира Леонидовна Меженная, духовная дочь митрополита Иоанна (Вендланда) и автор нескольких книг о нем, в завершение встречи рассказала о сокровенном времени общения с владыкой Иоанном и протоиереем Глебом Каледой, близким другом владыки. Эльвира Леонидовна вспоминает, как после смерти митрополита Иоанна его близким было разрешено забрать из квартиры вещи владыки и отец Глеб Каледа собрал рюкзачок, который оставил у Эльвиры Леонидовны. Забрать вещи отцу Глебу не удалось, через некоторое время он преставился ко Господу. И тогда Эльвира Леонидовна вместе с монахиней Елизаветой, лечащим врачом отца Иоанна, открыли рюкзак. В нем были книги по геологии и большая пачка писем, которые усилиями духовных дочерей отца Иоанна вскоре были изданы. Таким удивительным образом отец Глеб Каледа благословил дело сохранения памяти о добром пастыре и наставнике, дело, которое имеет значение не только для церковно-исторической науки, но и для преемства церковной традиции и исполнения апостольского напутствия: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).

Запись конференции можно посмотреть по ссылке.

Источник