2.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

26 декабря память священномучеников Василия (Покровского) и Емилиана (Киреева)

Андрей Кострюков
доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
 
Беседы с чекистами превращал в проповедь. На этой неделе память священномученика Василия Покровского († 26 декабря 1941).
История священномучеников Василия Покровского и Емилиана Киреева интересна прежде всего своим контекстом. На фоне катастрофы 1941 г. государство находило и силы для нелепых обвинений, и пули для расстрелов невиновных...
Священномученик Василий Покровский родился в 1879 г. в семье протоиерея Андрея Покровского в Симбирской губернии. По окончании семинарии Василий вступил в брак и был рукоположен во диакона и священника. В 1917 г. местом его служения стало село Промзино Алатырского уезда.
В годы коллективизации одним из способов борьбы с Церковью было непомерное налогообложение священнослужителей. Часто приход был не в состоянии собрать деньги на налог, что становилось основанием для ареста священника. Отец Василий разделил судьбу многих пастырей, в 1929 г. за неуплату налогов он был приговорен «народным судом» к 2 годам лишения свободы.
В 1930-е гг. отца Василия постоянно вызывали в НКВД, но разговоры с чекистами святой превращал в проповедь.
- Почти каждый день вызывают, - рассказывал отец Василий своей дочери. - Они хотят, чтобы я публично отрекся от Бога. Они меня агитируют, а я их. Я им сказал: «Если вы мне докажете, что Бога нет, я отрекусь прямо сейчас, а если нет, я остаюсь верующим».
С 1938 г. протоиерей Василий служил настоятелем церкви в г. Алатырь. В 1940 г. пастырь был арестован за неуплату налогов вместе со священником Емилианом Киреевым, однако оба были оправданы.
В своих проповедях отец Василий прямо обличал безбожие:
- Говорят, что Бога нет, что нет Матери Божией и нет никаких угодников. Заблудились эти люди, позволяют ругать Бога и святых апостолов. Не поддавайтесь соблазну этих врагов и диаволов!
Согласно показаниям свидетелей, народ после проповедей громогласно отвечал:
- Веруем!
В 1941 г. алатырские власти решили закрыть последний в городе храм. Начавшаяся война планам не мешала. В июле отец Василий и отец Емилиан были арестованы. Поводом вновь стала неуплата налогов, однако следствие тут же добавило и обвинение в контрреволюционной агитации.
Священномученик Василий обвинение отверг, сказав, что в проповедях говорил только о Боге, а на исповеди прямо советовал людям не выступать против властей.
Доказать антисоветскую агитацию не удалось. Тогда 11 сентября 1941 г. был арестован местный пенсионер Подрезов. Запуганный следствием старик заявил, что священники В. Покровский и Е. Киреев являются «руководителями контрреволюционной организации». Подрезов вскоре раскаялся, отказался от показаний и стал просить, чтобы осудили его одного, а священников отпустили. Однако эти слова никого не спасли.
Священномученики Василий и Емилиан были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны 26 декабря 1941 г.