2.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

16 сентября Сщмч. Алексия и Илии пресвитеров, в Бутове пострадавших (1937)

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 1 мар­та 1879 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Зи­но­вье­ва. С 1898 по 1904 год Алек­сей учил­ся в Туль­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, по окон­ча­нии ко­то­рой был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му се­ла Вос­кре­сен­ско­го Черн­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии. В 1914 го­ду он был пе­ре­ве­ден в храм в го­ро­де Еф­ре­мо­ве.
С 1917 го­да отец Алек­сий слу­жил в хра­ме в се­ле Сто­ро­жа Мос­ков­ской гу­бер­нии. За три­на­дцать лет, что про­слу­жил здесь свя­щен­ник, пра­во­слав­ные по­лю­би­ли доб­ро­го и рев­ност­но­го пас­ты­ря. Ко­гда в 1930 го­ду, во вре­мя оче­ред­ных го­не­ний, он был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в том, что буд­то бы со­зда­вал в се­ле ан­ти­со­вет­ские груп­пы, при­хо­жане друж­но вы­сту­пи­ли в за­щи­ту свя­щен­ни­ка – по­чти все жи­те­ли се­ла Сто­ро­жа при­шли к сель­со­ве­ту и по­тре­бо­ва­ли осво­бож­де­ния ни в чем не по­вин­но­го пас­ты­ря. Вла­сти, од­на­ко, не осво­бо­ди­ли от­ца Алек­сия и пре­про­во­ди­ли его под кон­во­ем в тюрь­му в го­род Еф­ре­мов, где он на­хо­дил­ся под стра­жей око­ло пя­ти недель, а за­тем все же был осво­бож­ден, вер­нул­ся в се­ло и стал слу­жить в хра­ме по-преж­не­му.

В на­ча­ле трид­ца­тых го­дов в свя­зи с кол­лек­ти­ви­за­ци­ей, раз­ру­ше­ни­ем кре­стьян­ских хо­зяйств, на­силь­ствен­ным об­ра­зо­ва­ни­ем кол­хо­зов и ото­бра­ни­ем у кре­стьян все­го на­лич­но­го хле­ба кре­стьяне ста­ли его скры­вать, чтобы не уме­реть от го­ло­да. План, по ко­то­ро­му кре­стьяне долж­ны бы­ли сдать хлеб го­су­дар­ству, пре­вы­шал их воз­мож­но­сти и об­ре­кал на смерть от го­ло­да. Ви­дя, что вла­сти в се­ле про­во­дят по­валь­ные обыс­ки с це­лью изъ­я­тия хле­ба, пса­лом­щик Фе­дор Ка­на­ны­хин упро­сил от­ца Алек­сия до вре­ме­ни сло­жить при­над­ле­жа­щее ему зер­но и му­ку на ко­ло­кольне. Свя­щен­ник, хо­тя и пред­чув­ство­вал, что де­ло мо­жет окон­чить­ся для них аре­стом, не смог от­ка­зать.
В 1932 го­ду в ОГПУ ста­ли по­сту­пать све­де­ния, что в се­ле Сто­ро­жа план по хле­бо­за­го­тов­кам вы­пол­нен на 8,9% и буд­то бы ви­но­ва­ты в том свя­щен­ник Алек­сий Зи­но­вьев, пса­лом­щик Фе­дор Ка­на­ны­хин и кре­стьяне, ча­сто по­се­щав­шие храм, – Иван По­пов, Ва­си­лий Ра­зен­ков и Ан­дрей Бе­ре­гов­ский. 2 де­каб­ря 1932 го­да все они бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в го­ро­де Еф­ре­мо­ве.
4 и 6 де­каб­ря вла­сти про­из­ве­ли обыс­ки в церк­ви и об­на­ру­жи­ли два меш­ка ржи, ме­шок пше­на и пят­на­дцать пу­дов му­ки, ко­то­рые и ото­бра­ли в счет хле­бо­за­го­то­вок.
На до­про­се свя­щен­ник, от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, ска­зал, что встре­чал­ся с пса­лом­щи­ком и кре­стья­на­ми и го­во­рил, что еди­но­лич­ни­ков со­вет­ская власть за­ду­ши­ла, не да­ет им жить, что рань­ше жи­лось луч­ше.
Вы­зван­ный на до­прос пса­лом­щик ска­зал: «Об­на­ру­жен­ный в церк­ви хлеб ча­стич­но при­над­ле­жал мне. Пря­тать хлеб ме­ня за­став­ля­ло то, что ви­жу, что при со­вет­ской вла­сти про­хо­дит от­бор хле­ба, и хо­тя мне ни­ка­ко­го за­да­ния не бы­ло, все же хлеб я свой спря­тал. Для ме­ня во­об­ще при со­вет­ской вла­сти но­вое де­ло – чтобы про­из­во­дить у кре­стьян от­бор хле­ба, в преж­нее вре­мя при ца­ре это­го не бы­ло и, во вся­ком слу­чае, хлеб бы ни­кто пря­тать не стал. А сей­час, ко­неч­но, нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го, что кре­стьяне на­чи­на­ют пря­тать хлеб». Кро­ме то­го, он ска­зал, что до­ка­зы­вал кре­стья­нам, что кол­хо­зы – это бар­щи­на и ра­зо­ре­ние и ни­че­го им не да­ют.
По­доб­ные же по­ка­за­ния да­ли и кре­стьяне, за ис­клю­че­ни­ем Ива­на По­по­ва, ко­то­рый ска­зал: «В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю, но не от­ри­цаю то­го, что дей­стви­тель­но встре­чал­ся с ку­ла­ка­ми Бе­ре­гов­ским и Ра­зен­ко­вым, но связь эта бы­ла чи­сто то­ва­ри­ще­ская. Не от­ри­цаю то­го, что хо­зяй­ство мо­е­го от­ца бы­ло ку­лац­кое. Из об­на­ру­жен­но­го в церк­ви хле­ба мне ни­че­го не при­над­ле­жа­ло».
19 фев­ра­ля 1933 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Алек­сия Зи­но­вье­ва к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен на ка­торж­ные ра­бо­ты на стро­и­тель­стве Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла. К трем го­дам за­клю­че­ния бы­ли при­го­во­ре­ны пса­лом­щик Фе­дор Ка­на­ны­хин и кре­стьяне Ан­дрей Бе­ре­гов­ский и Ва­си­лий Ра­зен­ков, ко­то­рые бы­ли от­прав­ле­ны на Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ка­нал. Толь­ко Иван По­пов был при­го­во­рен к од­но­му го­ду при­ну­ди­тель­ных ра­бот и осво­бож­ден из-под стра­жи. Тя­же­лые ра­бо­ты на­столь­ко рас­стро­и­ли здо­ро­вье свя­щен­ни­ка Алек­сия Зи­но­вье­ва, что он был при­знан ин­ва­ли­дом и через пол­го­да пре­бы­ва­ния в конц­ла­ге­ре осво­бож­ден. Он вер­нул­ся в се­ло Сто­ро­жа и стал слу­жить в хра­ме.
В 1935 го­ду вла­сти за­хва­ти­ли храм и на­ча­ли ис­поль­зо­вать его под зер­но­хра­ни­ли­ще; с это­го вре­ме­ни отец Алек­сий стал слу­жить мо­леб­ны в до­мах бла­го­че­сти­вых при­хо­жан. Так про­дол­жа­лось до но­вой вол­ны го­не­ний в 1937 го­ду.
16 ав­гу­ста пред­ста­ви­те­ли НКВД до­про­си­ли од­но­го из лже­сви­де­те­лей, кре­стья­ни­на се­ла Сто­ро­жа. Он по­ка­зал, что свя­щен­ник буд­то бы яв­лял­ся од­ним из ак­тив­ней­ших ор­га­ни­за­то­ров контр­ре­во­лю­ци­он­но­го вос­ста­ния в се­ле Сто­ро­жа и буд­то бы го­во­рил, что в кол­хоз всту­пать не нуж­но, кол­хоз­ное стро­и­тель­ство про­тив­но Бо­гу, в кол­хоз­ном стро­и­тель­стве бу­дет про­цве­тать без­бо­жие, Бо­га за­бу­дут; в еди­но­лич­ном хо­зяй­стве са­ми се­бе хо­зя­е­ва, а там бу­дут под­не­воль­ны­ми, ра­ба­ми. «В ре­зуль­та­те его де­я­тель­но­сти и аги­та­ции ку­ла­ков кол­хо­зы ор­га­ни­зо­вы­ва­лись сла­бо. Имея тес­ную связь с ку­ла­че­ством в се­ле Сто­ро­жа, по воз­вра­ще­нии в се­ло по от­бы­тии на­ка­за­ния Зи­но­вьев вос­ста­но­вил связь с ку­ла­ка­ми, быв­ши­ми участ­ни­ка­ми контр­ре­во­лю­ци­он­но­го вос­ста­ния, и про­дол­жа­ет ее по сие вре­мя. В их до­мах он ча­сто слу­жит мо­леб­ны и все­нощ­ные. Осе­нью 1935 го­да, по­сле по­ста­нов­ле­ния граж­дан о за­сып­ке зер­на в цер­ковь, Зи­но­вьев го­во­рил ве­ру­ю­щим: “Греш­но за­сы­пать зер­но в цер­ковь, для зер­на долж­ны быть зер­но­хра­ни­ли­ща. Цер­ковь – это дом Бо­жий, где про­по­ве­ду­ет­ся сло­во Бо­жие. Нуж­но цер­ковь осво­бо­дить и слу­жить в ней. Гос­подь на­ка­жет вас за бо­го­хуль­ство”. В июне 1936 го­да Зи­но­вьев го­во­рил: “Вот Гос­подь Бог вас на­ка­зы­ва­ет за то, что вы бо­го­хуль­ству­е­те. Нуж­но сей­час устра­и­вать мо­леб­ны, чтобы Гос­подь дал до­ждя”. В ре­зуль­та­те чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та при­шли в сель­со­вет про­сить раз­ре­ше­ния на про­ве­де­ние в по­ле мо­леб­на о до­жде. В июне в од­ном из до­мов в се­ле бы­ло бо­го­слу­же­ние, а по­сле это­го про­ис­хо­ди­ли ан­ти­со­вет­ские раз­го­во­ры о вы­бо­рах в сель­ские со­ве­ты, и поп Зи­но­вьев го­во­рил: “Нуж­но в со­ве­ты вы­би­рать лю­дей бо­го­бо­яз­нен­ных, хо­ро­ших”».
24 ав­гу­ста 1937 го­да отец Алек­сий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. На до­про­се сле­до­ва­тель ска­зал свя­щен­ни­ку:
– След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми о том, что вы в 1935 го­ду си­сте­ма­ти­че­ски про­во­ди­ли цер­ков­ные бо­го­слу­же­ния в до­мах ве­ру­ю­щих.
Отец Алек­сий под­твер­дил, что дей­стви­тель­но он та­кие бо­го­слу­же­ния про­во­дил и на них со­би­ра­лись ве­ру­ю­щие се­ла Сто­ро­жа.
– Вы по­сле бо­го­слу­же­ний ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные раз­го­во­ры? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Цер­ков­ные служ­бы я про­во­дил, но ни­ко­гда ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­ров не вел.
Сле­до­ва­тель об­ви­нил свя­щен­ни­ка в том, что он, устра­и­вая бо­го­слу­же­ния в до­мах ве­ру­ю­щих, вел раз­го­во­ры о со­зда­нии кол­хо­зов и вы­ка­зы­вал недо­воль­ство яв­ле­ни­я­ми окру­жа­ю­щей жиз­ни.
Свя­щен­ник от­ве­тил, что в част­ных до­мах он слу­жил и, оста­ва­ясь по­сле бо­го­слу­же­ния, вел раз­лич­ные раз­го­во­ры и, в част­но­сти, го­во­рил: «Сей­час жизнь тя­же­лая, и осо­бен­но для ме­ня».
15 сен­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Алек­сий Зи­но­вьев был рас­стре­лян на сле­ду­ю­щий день, 16 сен­тяб­ря 1937 го­да, и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Сен­тябрь-Ок­тябрь». Тверь, 2003 год, стр. 10-15.

 

Про­то­и­е­рей Илия Ва­си­лье­вич Ба­жа­нов ро­дил­ся 24 июля 1877 го­да в се­мье пса­лом­щи­ка По­кров­ской церк­ви с. Се­ли­щи Ка­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской Ва­си­лия Алек­се­е­ви­ча Ба­жа­но­ва и его же­ны Та­ти­а­ны Ис­май­лов­ны. За­кон­чил Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию.
В 1900 го­ду Илия Ба­жа­нов по­сту­пил на долж­ность учи­те­ля в цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу д. Ко­че­ма­ры Ка­си­мов­ско­го уез­да, но Прео­свя­щен­ным По­ли­ев­ком (Пяс­ков­ским), епи­ско­пом Ря­зан­ским и За­рай­ским в 1901 го­ду был опре­де­лен во диа­ко­на к Ка­зан­ской церк­ви с. Ма­ла­хо­ва и там же ру­ко­по­ло­жен. В этом же се­ле он был учи­те­лем шко­лы.
По соб­ствен­но­му про­ше­нию, Прео­свя­щен­ным Ар­ка­ди­ем (Кар­пин­ским), епи­ско­пом Ря­зан­ским и За­рай­ским, он был пе­ре­ве­ден на штат­ную диа­кон­скую долж­ность к По­кров­ской церк­ви се­ла Ни­кит­ки­на Его­рьев­ско­го уез­да. Это бы­ло 13 но­яб­ря 1904 го­да. По­чти де­сять лет он про­слу­жил диа­ко­ном в этом хра­ме, по­стро­ен­ном в 1842 го­ду мос­ков­ски­ми куп­ца­ми Се­ме­ном и Хри­сан­фом Ку­ро­вы­ми. 23 июня 1914 го­да он был пе­ре­ве­ден на штат­ное свя­щен­ни­че­ское ме­сто к Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Ксе­но­фон­то­ва, Его­рьев­ско­го уез­да, а 19 июля ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка Прео­свя­щен­ным Ам­вро­си­ем (Смир­но­вым), епи­ско­пом Ми­хай­лов­ским, ви­ка­ри­ем Ря­зан­ским. В его по­служ­ном спис­ке в кли­ро­вой ве­до­мо­сти ука­за­но, что все это вре­мя он со­сто­ял за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем при Ко­че­мар­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле.
Ко­гда до ре­во­лю­ции 1917 го­да отец Илия слу­жил в раз­лич­ных при­хо­дах и цер­ков­но-при­ход­ских шко­лах, о Свя­то-Вла­ди­мир­ской цер­ков­но-при­ход­скм шко­ле с. Ка­ра­мы­ше­ва Ка­си­мов­ско­го уез­да мно­го го­во­ри­ли и пи­са­ли. Эта шко­ла бы­ла дей­стви­тель­но гор­до­стью не толь­ко при­хо­да, но и всей епар­хии. Здесь за­бо­ти­лись о де­тях: учи­ли, да­ва­ли бес­плат­ные кни­ги, про­во­ди­ли ин­те­рес­ные встре­чи. В 1892 го­ду там бы­ла от­кры­та бес­плат­ная сто­ло­вая на сред­ства неиз­вест­но­го бла­го­тво­ри­те­ля из Моск­вы. День­ги ин­ког­ни­то бы­ли по­сла­ны на имя вра­ча А.О. Афи­но­ге­но­ва, ко­то­рый вме­сте со свя­щен­ни­ком хра­ма и на­чаль­ни­ком шко­лы за­нял­ся от­кры­ти­ем сто­ло­вой для де­тей. Это бла­гое на­чи­на­ние мно­гих по­двиг­ло на хо­ро­шие де­ла. Шко­ла бы­ла об­раз­цо­вой.
И вот через мно­го-мно­го лет от­цу Илие, при­шлось слу­жить в этом се­ле. Здесь он за усерд­ную мно­го­лет­нюю служ­бу Церк­ви Хри­сто­вой удо­сто­ен са­на про­то­и­е­рея. Со вре­ме­нем не ста­ло этой пре­крас­ной шко­лы, и на­ча­ла оску­де­вать и ве­ра. В 1919 го­ду бла­го­чин­ный За­рай­ско­го окру­га пи­сал: «Бла­го­че­стие на­ро­да, его при­вер­жен­ность к Церк­ви Бо­жи­ей, мо­лит­ве и ис­пол­не­нию хри­сти­ан­ских обя­зан­но­стей в на­сто­я­щее ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя под­вер­га­ет­ся тя­же­ло­му ис­пы­та­нию. За­ме­ча­ет­ся па­де­ние ве­ры и нрав­ствен­но­сти, осо­бен­но сре­ди мо­ло­до­го по­ко­ле­ния. От­ри­ца­тель­ное от­но­ше­ние пра­ви­тель­ства к Церк­ви как к куль­тур­ной си­ле, из­гна­ние пре­по­да­ва­те­лей За­ко­на Бо­жия, св. икон и мо­лит­вы из школ, на­саж­де­ние во всех де­рев­нях так на­зы­ва­е­мых куль­тур­но-про­све­ти­тель­ных круж­ков мо­ло­де­жи, рас­про­стра­не­ние в на­ро­де бо­го­хуль­ных книг и бро­шюр, – все это де­мо­ра­ли­зу­ю­ще дей­ству­ет на мо­ло­дое по­ко­ле­ние, вы­трав­ли­ва­ет из него по­след­ние остат­ки от­цов­ской ве­ры, раз­нуз­ды­ва­ет и раз­вра­ща­ет мо­ло­дежь».
Ду­хо­вен­ство бы­ло от­стра­не­но от пре­по­да­ва­ния в тех шко­лах, ко­то­рые бы­ли от­кры­ты в свое вре­мя свя­щен­ни­ка­ми. Но мно­гие ба­тюш­ки про­дол­жа­ли встре­чать­ся с мо­ло­де­жью, го­во­рить про­по­ве­ди. Это де­лал и отец Илия. Мест­ные вла­сти неод­но­крат­но за­ста­ва­ли его во вре­мя бе­сед с ре­бя­та­ми, ко­то­рым он про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие и го­во­рил о поль­зе уче­ния.
Про­то­и­е­рея Илию Ва­си­лье­ви­ча Ба­жа­но­ва аре­сто­ва­ли 20 ав­гу­ста 1937 го­да. Отец Илия при­знал ви­ну ча­стич­но. Под­твер­дил, что не толь­ко сре­ди мо­ло­де­жи «про­во­дил ре­ли­ги­оз­ную про­па­ган­ду», но и «сре­ди осталь­но­го на­се­ле­ния». Его воз­му­ща­ло то, что в се­ле за­пре­ще­но бы­ло хо­дить с ико­на­ми крест­ным хо­дом, за­пре­ща­лось кре­стить и вен­чать. Был слу­чай, ко­гда его хо­те­ли аре­сто­вать, но жен­щи­ны не поз­во­ли­ли это­го сде­лать. За­сту­па­лись за него при­хо­жане и то­гда, ко­гда его вы­се­ли­ли из соб­ствен­но­го до­ма.
След­ствен­ное де­ло бы­ло пе­ре­да­но на рас­смот­ре­ние «трой­ки» при УНКВД Мос­ков­ской об­ла­сти, ко­то­рая при­го­во­ри­ла его 15.09.37 к рас­стре­лу. 16 сен­тяб­ря 1937 го­да при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние.
За­хо­ро­нен вбли­зи пос.Бу­то­во Ле­нин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти на ого­ро­жен­ной тер­ри­то­рии быв­ше­го по­ли­го­на НКВД СССР. Ре­а­би­ли­ти­ро­ван по ука­зу Пре­зи­ди­у­ма Вер­хов­но­го Су­да (да­лее – ПВС) СССР от 16.01.1989 г.
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Илия Ва­си­лье­вич Ба­жа­нов был стар­шим бра­том свя­щен­но­му­че­ни­ка про­то­и­е­рея Кон­стан­ти­на Ва­си­лье­ви­ча Ба­жа­нов, ка­но­ни­зи­ро­ван­но­го Де­я­ни­я­ми Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 13-16 ав­гу­ста 2000 го­да. Свя­щен­но­му­че­ник Илия рас­стре­лян 16 сен­тяб­ря 1937, а Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин – 23 де­каб­ря 1937 го­да.
За­се­да­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 12 мар­та 2002 го­да про­то­и­е­рей Илия Ба­жа­нов про­слав­лен как свя­щен­но­му­че­ник.

 

Источник