4.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Крестный ход бутовских прихожан по Бутовско-Соловецкому меридиану (часть 6)

 Сандармохская и Бутовская Голгофы – единая скорбь По  Беломорско-Балтийскому каналу

Очередная швартовка: город Повенец. Мы идем по причальным плитам, рассматривая окрестности. Отсюда на автобусе нам предстоит выехать в карельское местечко Сандармох. Мы еще не бывали там, но слышали о нем от своих друзей: пять лет назад (летом 2007 г.) также водным путем они сопровождали с Соловков на Бутовский полигон Большой Поклонный Соловецкий крест, молитвенно соединивший с тех
пор две Русские Голгофы, – Соловецкий архипелаг и подмосковное Бутово – места страданий и мученической кончины многих новомучеников и исповедников Российских.

 

Наши дни не похожи один на другой. Вот и сегодня: те же чайки, небо, деревья, вода… Но в душе отчего-то возникают какие-то новые… неясно-тревожные чувства. Где их исток? В чем причина? Не в «безлюдстве» же и не в обшарпанности видимых нами строений всё дело? Так в чем? Страшно осознавать итоги архи-тяжких трудов и чудовищных потерь ХХ века, к которым пришел наш многострадальный «народ-гегемон», оплативший эти нынешние «сюрреалистические картины» Русского Севера столь неимоверно-дорогой ценой. («O fallācem hominum spem!» - «О, обманчивая надежда человеческая!»).


П
о пути в Сандармох

На повенецкой пристаниНаш историк, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый, по пути к автобусу коротко рассказывает нам о трагических событиях, произошедших в карельском Сандармохе около 75 лет назад. История сандармохского расстрела, говорит он, не оставляет равнодушными даже видавших виды людей. И дело не только в числе погибших – 9,5 тысячах человек 58-ми национальностей – спецпоселенцев, заключенных с Беломоро-Балтийского канала (ББК, каналоармейцев) и Соловецких лагерей, жителей окрестных сел.

Не столько  цифры поражают здесь: на Бутовском полигоне и в Левашове (Ленингр. обл.) погибло, как минимум, вдвое больше в каждом из этих мест. Но поражает то, как это все происходило.

На самом деле, замечает Игорь, когда говорят о погибших в Сандармохе, то чаще всего вспоминают не обо всех этих многих тысячах жертвах, имена большинства из которых уже затерялись в истории, а о тех 1111 страдальцах-узниках Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), кто уже до Сандармоха прошел свой крестный путь и был расстрелян здесь.

В 1937 году, продолжает он, Соловецкий лагерь готовили к ликвидации. Тогда, одновременно с проведением массовой операции по уничтожению «врагов народа», готовилась и широкомасштабная война против сопредельной Финляндии, граница с которой проходила по тем временам на сотню километров ближе к Повенцу. И здесь нужно было подготовить плацдарм, поскольку Беломорско-Балтийский канал и Соловки, в случае какого-либо неблагоприятного развития событий, могли попасть в зону боевых действий. Так было принято политическое решение: «завершить соловецкий эксперимент». И СЛОН, официально открытый в 1923 году, был также официально закрыт в 1937-м.

К этому времени туда уже перестали поступать новые заключенные. Их там становилось все меньше. Тех же, кто еще оставался, разделили на несколько партий и начали вывозить. Но «как» и «куда»? Так возникла одна из самых больших загадок того времени: «люди исчезали, а куда – неизвестно». Говорили, что некоторых из них ранее встречали в вагонах на железной дороге, но куда они делись потом? Ведь ни в одном из лагерей они так и не появились.

Люди догадывались, что их могли расстрелять. В народе даже бытовала легенда, что их погрузили на баржу и утопили в море. Такая версия была особенно распространена в эмигрантской литературе в Европе. Но открывшаяся действительность, говорит историк, оказалась еще ужаснее, чем та легенда, что возникла в русских изданиях заграницей.

Игорь Владимирович напоминает о том, что 30 июля 1937 года наркомом внутренних дел Н. Ежовым был подписан печально знаменитый приказ под №00447, положивший начало массовым арестам и казням по «лимитам». Кроме того – вскоре начнутся расстрелы заключенных по лагерям на всей территории тогдашнего Советского Союза, где также будут свои списки и жертвы. Так трагическим образом совпадет «разгрузка лагерей» с ликвидацией Соловецкого лагеря. Т.е. от этих з/к было проще избавиться и заполнить статистику.

Первый Соловецкий этап заключенных был доставлен на станцию Медвежья гора (близ Повенца). Туда же из Ленинграда прибыл ответственный работник Наркомата Внутренних Дел капитан госбезопасности Михаил Матвеев, уполномоченный Административно-хозяйственным управлением по Северо-Западу руководить расстрелами заключенных этого этапа. И хотя людей не хватало (в октябре 1937 года в Ленинграде также шли массовые казни), одного из самых опытных палачей – М. Матвеева отправили именно в Карелию. По сохранившимся показаниям самого Матвеева (позже также арестованного), ему выделили в помощь сотрудников местной милиции, но рядовой милиционер – не обязательно палач. Надо было иметь хоть какой-то опыт убийства. Поэтому М. Матвеев сетовал на то, что местные кадры были либо недееспособны, либо не оказывали ему должной поддержки и понимания. И, в конце концов, ему, если верить его отчетам 1937 года, замечает Игорь, пришлось все делать самому.

Местная милиция, ВОХРовцы помогали конвоировать заключенных, но и «этих сил все равно не хватало». Никто не ожидал, что сразу пригонят 1116 человек. Как малой группе милиционеров было справиться с таким количеством людей? Но М. Матвеев, будучи профессионалом своего дела, не растерялся и стал наводить порядок своими методами, за что потом его и привлекли к уголовной ответственности. Кроме того, он был известным человеком ежовского времени, а Л.П. Берия, придя к власти, уничтожал ежовских выдвиженцев. М. Матвееву инкриминировали жестокое отношение к заключенным. В то время это означало – просто зверство. Все остальное: когда людей морили голодом, забивали до смерти, уничтожали непосильными работами…, - зверством не считалось, ибо было практикой трудовых лагерей. В этом же случае это означало что-то из ряда вон выходящее. Но что?

По показаниям карельских милиционеров, сопровождавших капитана Матвеева, он отличался поистине страшными качествами. Желая сломить волю этой тысячи заключенных, к тому времени прошедших Соловки и знавших «как это все устроено», и которые не боялись «простых приемов» (как стояние, голод и т.д.), он изготовил дубину с набитыми гвоздями и бил ей людей, забивая почти до смерти. Он измывался над ними разными способами: загонял под ногти иголки, сажал в октябре полуобнаженных на свежевыпавший снег…

В итоге, при помощи местных милиционеров было найдено пустое лесное урочище Сандармох, где было выкопано свыше 230 огромных ям-могильников. И была продумана процедура казни (которую, как полагает Игорь Владимирович, можно также считать неким вкладом капитана госбезопасности М. Матвеева в развитие темы массовых политических репрессий). Если верить показаниям, которые были даны на капитана Матвеева его сотоварищами, он придумал совершенно страшный способ. Ямы копались, возможно, руками самих заключенных, и казнь, судя по всему, происходила следующим образом. Матвеев спускался вниз, два ВОХРовца подводили измученных, избитых людей к краю могильника и сталкивали вниз. Матвеев же производил выстрел в упор в затылок, клал тело человека, постепенно укладывая все тела штабелями, и буквально, как по ступеням, поднимался по ним наверх. Когда же оставался метр до поверхности, все это засыпалось землей. И так переходили от ямы к яме.

В память первого Соловецкого этапаЕсть совершенно страшные документы, говорит Игорь. Это рапорт самого капитана М.Р. Матвеева, где он пишет буквально следующее: мною произведен расстрел таких-то и таких-то заключенных, прибывших по этапу оттуда-то и оттуда-то, в количестве 1111 человек. И далее поясняет: из 1116 человек, прибывших ранее, один умер, не дождавшись казни, еще четверых он был вынужден отправить в другие места, как того требовали какие-то следственные действия. Можно предположить, что капитан Матвеев, как старший, мог просто руководить всем этим. Но в рапорте сказано прямым текстом, что именно он «привел в исполнение приговор», а это значит, что он лично расстрелял все 1111 человек.

И если вспомнить  все обстоятельства, что милиция  не очень хорошо ему во всем этом содействовала, то он, чтобы не нарушить приказ, все это сделал действительно сам. В этом, говорит Игорь Владимирович, и заключается весь ужас того, что произошло в Сандармохе. Здесь мы сталкиваемся со страшным садизмом, проявленным группой сотрудников не без мрачной чекистской фантазии.

Конечно, были и попытки побегов заключенных. Но, видимо, то, что сделал М. Матвеев, вызвало внутреннее содрогание и потрясло даже самих чекистов. Второй Соловецкий этап (509 человек) уже не направили в Сандармох. Его повезли дальше, и, как нам рассказывал А.Я. Разумов, этот этап, возможно, был расстрелян в Лодейном Поле на территории к тому времени уже заброшенного лагеря Свирьстрой. Этот этап ликвидировали в декабре 1937 года, видимо, тоже по причине приближения войны. Пустые же бараки бывшего Свирьлага и его освободившиеся площади могли быть использованы для приведения в исполнение задуманного. В то время туда, согласно документам, выезжал тов. Шалыгин (возможно, близко знавший Матвеева) с предписанием: прибыть в Лодейное Поле для проведения специальных мероприятий. Можно предположить, что и там случилось нечто подобное.

Третий же, неотправленный этап (198 человек), не успели вывезти с Соловков. Этому воспрепятствовали сложная ледовая обстановка на Белом море и завершившееся судоходство между Соловками и Большой землей. И этот этап, как теперь считается, был расстрелян в феврале 1938 года на Соловках под Секирной горой.

Примечание. По-разному сложились судьбы участников расстрелов. Многих из них позже постигла судьба их жертв. Кто-то был осужден и расстрелян, кто-то сам свел счеты с жизнью, а кто-то… Комендант УНКВД Ленинградской области А. Поликарпов, чья подпись стоит под всеми предписаниями на расстрел, узнав об аресте М.Р. Матвеева, застрелился.

Главный исполнитель расстрелов Соловецкого  этапа в Сандармохе М.Р. Матвеев с санкции Л.П. Берии был арестован в марте 1939 года. Его судьба, в отличие от многих других, сложилась достаточно благополучно. И хотя Военным трибуналом войск НКВД ЛВО он был осужден по ст. 193-17«а» УК РСФСР на 10 лет ИТЛ, при пересмотре дела Военной коллегией Верховного суда СССР срок был снижен до 3 лет. Наград лишен не был. Срок отбывал в Волголаге и был освобожден досрочно.

Во  время Великой Отечественной войны занимал должность начальника внутренней тюрьмы УНКГБ. Был награжден орденом Ленина. В 1971 году умер своей смертью уже при Л.И. Брежневе. По воспоминаниям людей, знавших его в последние годы жизни, это был «запойный старик с трясущимися руками».

Больших дел без искушений не бываетСлушая шокирующий рассказ Игоря Владимировича, нам невольно подумалось о том, что такие поездки, как нынешняя, не могут проходить гладко, как простые экскурсии. И искушение не заставило себя долго ждать. Едва лишь взглянув в сторону нашего автобуса, «промахнувшегося» задними колесами мимо бетонной дорожной плиты и «севшего на брюхо», мы почувствовали всю глубину переживаний водителя, попавшего в «форс-мажор» прямо на ровном месте. А ведь у него расписана каждая минута пути, связанного с движением нашего теплохода по каналу и шлюзам! …Мобилизуем все силы. Воззвав ко Господу, готовимся тянуть-толкать! К счастью, невесть откуда подоспевший трактор добавил к 250-ти автобусным лошадиным силам недостающие свои и вывел его на «правильный  путь». Как важно вовремя вспомнить нам заповеданное: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2)!


Где сон
? Где явь?

Подъезжаем к урочищу Сандармох. Каждый шаг по этой земле, напитанной людской кровью, доставляет душевную боль и страдание. И эти чувства здесь столь ощутимы, материализованы и образны, что даже окружающие сосны (выросшие на крови, как на топком болоте) представляются бледными тенями мучеников. Помните:

Земную  жизнь пройдя до половины,

                      Я очутился в сумрачном лесу…, -

писал в первой главе «Божественной комедии» - Ад средневековый поэт Данте.

По направлению к урочищуВстретивший нас в Сандармохе настоятель храма пророка Илии города Медвежьегорска (в 30-е гг. XX в. - «столица русской интеллигенции») протоиерей Георгий Соболев рассказывает о событиях 30-х гг. и о том, что ему довелось увидеть здесь в 1997 году во время раскопок.

«Недалеко от этого урочища, - говорит он, - находилась деревня Сандармох, ныне уже не существующая. А тогда там жили люди. НКВДэшники не случайно выбрали это место, - считает священник. - Здесь был лесок на легкой песчаной почве, в которой и выкапывались в шахматном порядке шахты-могильники. Исполнителей расстрелов было двое: один спускался вниз, другой сверху сталкивал людей. В затылок стреляли 1-2 раза, пока не убеждались, что человек убит. И прямо по трупам стрелявший выбирался из этой шахты наверх. Точной цифры расстрелянных в Сандармохе, - говорит о. Георгий, - не знает никто. Принято говорить о 7-10 тысячах здесь убиенных. Шахты, заполненные телами убитых, засыпались землей, и на них высаживались сосны. Поэтому это место было очень трудно отыскать. Когда же поисковики все-таки нашли его, мне довелось присутствовать при раскопках. Я видел останки убиенных, черепки с дырочками в затылках, на некоторых из них сохранились даже волосы. Ровно 15 лет назад, когда это место было обнаружено, к нему сразу же провели дорогу, возвели мемориал».

В Сандармохе погибли и были погребены не только русские православные люди, но и представители иных национальностей, конфессий и вероисповеданий, а потому здесь не стали ставить крестов, а поставили памятные столбики с двускатными маленькими крышами.

«Такие памятники в Центральной России называют голубцами, а на Севере – голбцами, - комментирует Игорь Владимирович. – В старообрядческой среде на Севере и в Сибири такие голбцы было принято ставить либо над могилами людей, которые «не вымолили себе креста», либо там, где члены старообрядческой общины похоронены на общем кладбище, где кроме старообрядцев упокоены еще «никониане», а также представители других религий». И здесь мы наблюдаем подобное: эта традиция оказалась возрождена и, как считает Игорь Владимирович, - очень уместна.

 

Памятный камень в Сандармохе В память о погибших немцах  …и о поляках

Люди, приходящие сюда, часто сами ставят кресты в память о своих близких, здесь убиенных. Приносят цветы, прикрепляют к крестам и деревьям фотографии, ухаживают за местами погребений, украшают их ленточками и флажками, продолжает свой рассказ о. Георгий. Ежегодно 5 августа мы, православные, идем Крестным ходом от съезда с шоссе к урочищу Сандармох. Проводим богослужения. Люди разговаривают, общаются, участвуют в митингах… Представители других конфессий отмечают этот день памяти по-своему.

     

На поминальной  поляне у Поклонного православного  креста наши батюшки служат литию. Мы участвуем в богослужении, молитвенно переживая здесь случившееся; думаем о своих детях и предках, о нашей общечеловеческой судьбе, об истории своего земного отечества.

Отец Кирилл делится с нами своими мыслями  и чувствами. По мнению нашего батюшки, Сандармох отличается от подобных мест, таких как Бутово и Левашовская пустошь, где все-таки ощущается суета земная. Здесь же, в стороне от поселений, говорит он, как-то особенно проникаешься и содрогаешься от того, что происходило в те страшные годы и что пришлось претерпеть нашим близким, нашим соотечественникам. Здесь еще и еще раз хочется сказать о том, что человек без памяти – это уже не человек. И народ без памяти – это уже не народ. И мы должны помнить эти святые места, мы должны помнить слова, которые высечены на монументе при входе на это скорбно-святое место: «Люди, не убивайте друг друга».

Лития в Сандармохе Слово батюшки КириллаМы же, грешные, стоя в этом сумрачном сандармохском лесу, до самой глубины своей души прочувствовали, что такие места, как это, нельзя посещать без пастырской поддержки, соборной молитвы и вразумления Словом Божиим. Слишком тонка грань между достойным, верным и греховным осознанием случившегося, когда в нас разгораются страсти, взывающие к отмщению. Что значат, например, такие слова: «Не забудем! Не простим!»? Как они (а особенно вторая их часть) соотносятся с православным миропониманием, что все происходит с нами по Промыслу Божию?..

Помни заповедь Христову!И, быть может, в первый раз в жизни именно в этом карельском урочище мы ощутили неодолимую потребность в духовном водительстве, в исповеди и причастии! В нас будто разверзлось осознание того, что в Сандармохе и в местах, подобных ему, и по сей день не прекращается схватка разнонаправленных сил за душу человеческую. Активны сегодня и те, кто призывает словом и делом: «Люди, не убивайте друг друга», и те, кто своим вандализмом продолжает дело отцов-«зверей». Вот и с Соловецкого камня, поставленного здесь в 1997 году в память об убиенных в сандармохском лесу, уже через год «таинственно исчез» 700-килограммовый барельеф Ангела, сострадающего жертвам террора.

Много ли выручили в охоте за цветметом генетические наследники гонителей?  

 


Уроки Сандармоха

4 июня 2010 года  побывавший в Сандармохском урочище  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

- Вечная память всем, на сем месте невинно умученным, убиенным, которые сегодня незримо, но реально вместе с нами возносят молитву Богу.

Когда посещаешь такие места, как Сандармох, то понимаешь, что человек может  быть святым и может быть страшным — невозможно сказать просто злым — чудовищем, зверем, хуже зверя. Человеческая природа наделена разумом, волей, чувствами, и возникает вопрос: а почему же люди становятся чудовищами? Что происходило в сознании, в сердцах тех, кто расстреливал здесь людей себе подобных, что чувствовали они, глядя в глаза этих несчастных, что переживали они, видя море крови и тысячи трупов, — человеку с нормальной психикой трудно себе представить. Но ведь все это было. А разве родились те, кто давал приказ о расстреле невинных, и те, кто приводил эти страшные приказы в жизнь, зверями, чудовищами? Все они были маленькими детьми, их гладили по головке, им давали пряники, они росли. Что же произошло с этими людьми?

А произошло  вот что. Когда человек отказывается от Бога — ему все дозволено. Это не мои слова — это слова великого Достоевского. Эти расстрельные ямы, эти расстрельные урочища являются величайшим памятником безбожию.

Когда нам говорят, что неверующий человек  может быть хорошим, мы соглашаемся с этим. Но неверующий человек может стать зверем, а верующий — никогда, если он сохраняет веру в Бога, потому что он верит в бессмертие, он понимает, что предстанет пред лицом Божиим, он осознает, что за порогом земной жизни — предстояние Богу и ответ за все дела. Верующий человек тоже может быть грешником, и лукавым, и лживым, и похотливым, и слабым, но у него есть некая грань, перейти которую, не разрушив внутри себя веру, он не может.

Находясь  у этих могил, у этих памятников воинствующему, страшному безбожию, породившему чудовищ из тех самых мальчиков и девочек, которых гладили по головке, мы все должны сделать важнейший мировоззренческий вывод. Мы должны крепко держаться за свою веру как за путеводную нить, как за канат во время шторма, чтобы никогда и ни при каких условиях народ наш больше не впал в это безумие — в богоотступничество, когда человеку становится все возможно и все доступно, и нет никаких границ, и нет никаких преград.

И сегодня  совершаются преступления, часто  очень жестокие. Нельзя сказать, что просвещение, наука, общественное развитие так смягчают нравы, что исключают возможность повторения этих страшных событий. Никакие внешние факторы не способны изменить внутреннего состояния человека. Вот почему, размышляя о будущем, мы говорим: будущее человечества - не только страны нашей - возможно только тогда, когда люди соединят веру со своей жизнью. Именно через это соединение и может быть определен мирный и радостный для людей путь исторического развития.

<…> Я радуюсь…, что вы вместе со мной разделили эту молитву и выслушали мои размышления вслух. Пусть Господь нам поможет покинуть это место с ясным пониманием того, что означает вера для личной и общественной жизни людей. Пусть Господь укрепит нас в следовании Его воле, Его закону, что и преобразует во благо все человеческие отношения. Храни вас Господь!



Повенец.
В церкви Николая Чудотворца

Сквозь струи дождя и неутихающие громы и молнии едем на окраину Повенца, где на самом берегу канала, между 2 и 3 шлюзами, высится непривычный для нашего восприятия храм. Он воздвигнут в 2004 году из дерева и бетона на средства жертвователей в память о строителях Беломорканала и возвышается на насыпном «кургане» из дикого камня, как на Голгофе.

Свято-Никольский храм в ПовенцеПовенец, - поселок городского типа с населением чуть более 2,5 тысяч человек, - расположен на берегу Повенецкого залива Онежского озера в месте впадения в него реки Повенчанки. И потому семь местных шлюзов, идущих от этого начального пункта ББК вверх до водораздела, люди называют «Повенецкой», а чаще - «Повенчанской лестницей». Вся эта «цепь» близко отстоящих друг от друга гидросооружений образует южный склон канала, с водоразделом - между 7 и 8 шлюзами (выс. - 103 над уровнем Белого моря). И если в 5-м шлюзе обернуться назад и внимательно всмотреться вдаль, то в светлое время суток при хорошей погоде можно увидеть весь этот гидро-каскад, соединяющийся почти у самого горизонта с Онегой-озером.

Встретивший нас  местный батюшка – иерей Роман Соболев, настоятель Никольского храма, коротко и со знанием дела рассказывает нам о непростой истории Повенца, о его прежней и нынешней православной жизни, об архитектуре и убранстве этого необычного храма, призванного, по словам отца-настоятеля, «стилистически сочетаться с обликом гидротехнических сооружений канала».

Впервые Повенец, узнали мы, упоминается в Писцовой книге Заонежских погостов Обонежской пятины 1563 года. В XVI-XVII вв. через него к Соловецкому монастырю пролегала «тропа богомольцев», а само это поселение представляло собой торговую слободу.

Рассказ отца Романа СоболеваВ 1702 году Повенец стал конечным пунктом «Осударевой дороги» (волоковый путь, которым в ходе Северной войны всего за 8 дней были доставлены из Белого моря в Онежское озеро 2 военных фрегата, с помощью которых русская армия в дальнейшем взяла шведские крепости Кексгольм (ныне – г. Приозерск на Ладоге) и Нотебург (Шлиссельбург - «ключ-город», открывавший дорогу к овладению устьем Невы, более известный нам как Орешек).

И вот теперь, в августе 2012 года, по традиции, в нашем поселке, рассказывает о. Роман, пройдет традиционный международный военно-исторический фестиваль «Осударева дорога…», посвященный 310-летию перехода русских войск от берегов Белого моря к Повенцу. Этот поход был совершен во время Северной войны (1700-1721 гг.), в ходе которой Русское государство боролось за выход к Балтийскому морю.

 

Летом 1702 года, напомнил о. Роман, отряд солдат и матросов под командованием Петра I высадился в районе с. Нюхчи и совершил этот тяжелый 160-верстный переход по малонаселенной, покрытой лесами и болотами местности до Повенца. Около 5 тысяч крестьян поморских селений - Кемского городка, Шуерецкой, Сорокской и других волостей, а также - Олонецкого, Белозерского и Каргопольского уездов, рубили лес, мостили гати, наводили мосты… И много позже «Осудареву дорогу» использовали для доставки пушек и снарядов к побережью Белого моря.

Считается, что «Осударева дорога» стала своеобразным прологом к основанию в 1703 году Царем Петром I новой столицы на Балтике – города Санкт-Петербурга.

Тогда же Петр I основал в Повенце железоделательный завод, на котором изготавливались пушки, ядра, шпаги и такелаж для молодого Российского флота. Однако этот завод, работавший на местной руде, уже в 1736 году, как и многие другие олонецкие заводы, был закрыт.

К концу XVIII в. в Повенце насчитывалось лишь 62 двора. А в XIX в. этот поселок стал местом ссылки.

Отец Роман не без сожаления замечает, что сегодняшнее руководство не очень любит вспоминать о новомучениках, видимо, полагая, что это «не красит нашу историю». Но дело Церкви, считает священнослужитель, – помогать людям хранить молитвенную память о них, ибо нельзя человеку жить без веры, без памяти. Об этом же чуть ранее в Сандармохе сказал и наш батюшка Кирилл.

Ознакомившись со святынями храма, вслед за о. Кириллом воспеваем тропарь Новомученикам и Исповедникам Российским: Днесь радостно ликует Церковь Русская, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

В дар повенецкому храму

И уже на прощание (напомнив о. Роману о том, что это уже не первое посещение бутовскими прихожанами их святых мест), отец Кирилл Каледа преподнес в дар Никольскому храму икону – «Собор Новых Мучеников и Исповедников Российских». Этот образ, отметил настоятель храма Святых Новомучеников в Бутове, изготовлен в память о восстановлении канонического общения внутри Поместной Русской Православной Церкви по благословению приснопамятного Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси (4/17 мая 2007 г.). Тогда же водным путем из Соловков в Москву, мимо Повенца, прошествовал Большой Соловецкий Поклонный крест, соединивший две Русские Голгофы – Бутовскую и Соловецкую, обагренные кровью Новых Мучеников за Веру и Церковь Христову пострадавших в период безбожных гонений.



Беломорканал 
- место массовой «перековки» людей,

или несколько слов о гибельных высях «преображающего» труда

Ночью в жертву человеки

Приносились, стон стоял,

Мчались огненные реки, – 

Утром был готов канал.

В. Гете «Фауст»

(ч.II, д.5)

Беломорско-Балтийский канал, по которому мы теперь движемся, – место, где наши деды и отцы вынужденно совершили в 30-е гг. прошлого века, казалось бы, невозможное. Теперь никого из них уже нет в живых. Люди не вечны. И сегодня, в год 80-летия со дня открытия этого действующего канала-памятника, мы можем сказать: «Светлая память строителям-мученикам!» Среди заключенных каналоармейцев - з/к, как их тогда называли, были разные люди: рабочие, крестьяне, интеллигенция; осужденные безвинно, воры и злые разбойники... И кто по правую руку, кто по левую руку от Христа теперь стоит, нам не ведомо.

Именно на ББК в 30-е гг. ХХ века появился на свет, прижился и сразу же облетел всю страну термин - «перековка», ставший достоянием и обыденной жизни, и идеологических сфер. Способствовала ли тому новая художественная литература с ее «поэзией рабочего удара» или так трансформировалась в советской культуре фраза из Ветхозаветного пророчества Исайи о Втором пришествии Христа: «И будет Он судить народы, и обличит многие племена;  и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». (Ис. 2:4)? Нам сие не известно. Но этот советский кузнечно-прессовый сленг в интерпретации ГУЛАГовских «авторитетов» запечатлелся в обновленном революционно-общественном сознании масс всерьез и надолго.

«Перековка», как метод исправительно-трудовой педагогики, была рассчитана на кардинальное изменение образа мыслей и поведения з/к. А тяжкий физический труд стал ее главным «инструментом». В результате достигался самый широкий спектр «положительных результатов», вплоть до летального исхода.    

Для освещения  процесса превращения человека «прежней формации» в «героя советского времени» предназначался, в частности, выпуск одноименных местных газет – «Перековка», а также - целой серии книг: «История фабрик и заводов», первой из которых стала книга: «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства…» под редакцией М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. - М., ОГИЗ, 1934 г. Позже она исчезнет с полок библиотек (тираж будет изъят и почти полностью уничтожен), что не в последнюю очередь можно объяснить преувеличенно положительным показом в ней роли ответственного за строительство ББК Г. Ягоды, осужденного и расстрелянного в марте 1938 года в Москве.

Но были на то, очевидно, и иные причины. Могли ли талантливые писатели тех лет (36 известных авторов), создавая столь тенденциозный исторический документ, не понимать, что они выступают в этом своем литературном труде не просто как свидетели строительства канала и «перековки» сознания масс, но и как прямые сподвижники тогдашнего руководства ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД, осуществлявшего свои «прогрессивные преобразования» в системе ГУЛАГа  на костях человеческих? Конечно же, нет. Так что для разлучения этой книги с широким читателем было, действительно, немало причин.

На строительстве ББК На строительстве ББК На строительстве ББК ББК, выстроенный  в небывало короткие сроки (1931-33 гг.), стал не просто объектом строительства, но и «полигоном», на котором отрабатывались новые подходы в советской пенитенциарной системе. Один из главных – массовое привлечение з/к с максимальным удешевлением их содержания, как и самого строительства. Большое внимание было уделено снижению себестоимости всех сооружений, доведению до минимума расхода дефицитных привозимых материалов, экономии валюты (ее выделено не было), а люди, как оказалось, и вовсе в счет не шли: эшелоны с з/к поступали непрерывно.

Кураторами строительства стали будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Начальником строительства назначается Лазарь Коган. Особая роль принадлежала  «экономическому идеологу» ББК, бывшему соловецкому заключенному Натану Френкелю.

Весной 1932 г. Генрих Ягода, тогда еще зампред. ОГПУ, и зам. прокурора Верховного суда СССР Рубен Катанян утвердили «Положение об особых правах начальника ГУЛАГа тов. Когана Л.И. и помощника начальника ГУЛАГа тов. Раппопорта Я.Д. на строительстве Беломоро-Балтийского водного пути, выполняемого силами заключенных», согласно которому им предоставлялось право в административном порядке единолично увеличивать срок заключения в лагерях лицам, нарушающим установленный распорядок и дисциплину. И такое решение об увеличении срока заключения обжалованию не подлежало.

Так, ББК стал местом великой скорби и страданий для многих тысяч подневольных и бесправных советских людей (к 1 мая 1932 г. там было занято около 100 тыс. человек). Лишенные должной строительной техники, почти «голыми руками», не имея достаточного материального обеспечения и пищи, они были вынуждены выполнять нормы выработки, на многих объектах ББК превышающие единые всесоюзные нормы.

Правда, по окончании строительства многие строители-з/к были освобождены, получив различные правительственные награды и даже ордена. Однако высший орден - орден Ленина получили лишь  восемь человек, среди которых - Генрих Ягода, нарком НКВД; Матвей Берман, начальник ГУЛАГа; Семен Фирин, начальник БелБалтлага (к моменту награды — уже начальник Дмитлага); Лазарь Коган, начальник строительства (до авг. 1936 г. – начальник строительства канала Москва-Волга); Яков Раппопорт, зам. начальника строительства; Нафталий Френкель, начальник работ Беломорстроя.

Одной из причин столь успешного развития лагерной «экономики», сделавшей ее рентабельной, стало внедрение нового почина, известного как: «фундаментальное изменение системы выдачи питания…».

Еще ранее на Соловках, а затем и повсеместно была введена «система дифференцированных пайков», под которую перестраивалась теперь вся система исполнения наказаний в стране. А сам труд заключенных начинал расцениваться как глобальный экономический ресурс.

Изобретателем этой схемы стал з/к - Нафталий Френкель. И суть его метода до боли проста: отныне питание строителей-з/к ставилось в зависимость от выполнения ими нормы выработки. Для этого устанавливалось 5 видов продовольственных пайков: гарантированный (за 75-99 % нормы), трудовой (за 100-124 %), усиленный (за 125-149 %), «стахановский» (за 150 % и более) и штрафной паек для провинившихся и тех, кто выполнял менее 3/4 нормы.

Система питания, сложившаяся уже на ББК и получившая дальнейшее развитие в масштабах страны, была настолько порочна, что даже Л.П. Берия в письме на имя В.М. Молотова (от 17 апреля 1939 г.) замечал: «Существующая в ГУЛаге НКВД СССР норма питания в 2000 калорий рассчитана на сидящего в тюрьме и не работающего человека. Практически и эта заниженная норма снабжающими организациями отпускается только на 65-70%. Поэтому значительный процент лагерной рабочей силы попадает в категории слабосильных и бесполезных на производстве людей. На 1 марта 1939 г. слабосильных в лагерях и колониях было 200 000 человек, и поэтому в целом рабочая сила используется не выше 60-65 процентов» (8ГА РФ ф. 5446, оп. 23 а, д. 121, л. 8-9) .

Лучше всего суть метода Нафталия Френкеля охарактеризовал один из страдальцев системы: «Лагерный паек — пайка, как говорят арестанты, — это главный вопрос арестантской жизни. С двадцатых годов начальство хочет получить давлением на желудок управление человеческой душой в самом таком грубом смысле. Именно конец двадцатых годов, перековка доказали, что увеличение тюремного пайка, умелое управление всей этой довольно сложной пищевой гаммой приносит невиданные результаты. Вместе с зачетами рабочих дней пайка служит самым эффективным инструментом общества в борьбе за план. Градации в питании родились перековкой на Беломорканале. Конечно, блатари обманули, как всегда, начальство. Пайки и освобождение приносила справка, которую можно было добыть простой угрозой, пригрозить десятнику, и ты уже ударник, стахановец, и ты уже на воле». (См.: В.Шаламов «О Колыме»).

И без того страдая  от  антисанитарии, эпидемий и болезней (в частности, от пеллагры и цинги), не получая необходимых лекарств, продуктов и теплой одежды, нередко терпя издевательства со стороны охраны и блатных, слабеющие люди еще больше мучились от хронического недоедания. Так что «экономически выгодный» метод Френкеля (не путать с одноименным методом в медицине. - Авт.) сыграл исключительную роль в росте смертности заключенных-строителей ББК. Но именно этому методу и его автору мы во многом обязаны «успехами», достигнутыми при строительстве Беломорско-Балтийского канала. Сам же ББК, и это вполне очевидно, ни по каким параметрам не подлежит сравнению с Панамским или Суэцким каналами, как то у нас еще любят делать «беспристрастные исследователи». Впрочем, это было замечено еще самим вождем, чье имя канал носил в те годы.

---

Тема труда  – это поистине «вечная тема» мирового искусства и мировой литературы, взывающих к нам из глубины веков. А потому столь важно вспомнить, как она трактуется в Священном Писании.

Обрекая каналоармейцев на рабский труд, «инженеры» и «технологи» человеческих душ – отцы ГУЛАГа не сильно грешили перед Истиной. И псалмопевец Давид, окидывая взором Богом отпущенные ему годы земной жизни, сокрушался: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь…» (Пс. 89, 10).

И в Книге Екклезиаста сказано о человеке: «… все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета!» (Еккл. 2, 23).

А пророк Иеремия, сетуя на дни, в которые зачат  и рожден, с горечью вопрошает: «Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии?» (Иер. 20, 18).

Священное Писание  говорит о труде человека как о страдании, скорби и болезнях, как о скорбной тяготе человека в его земном странствии. Осмелимся предположить, что и сами руководители ГУЛАГа работали не меньше и не легче, чем их «подопечные», ежеминутно рискуя потерять свою жизнь. Так в чем же подмена?

Она в том, что, пообещав людям «рай на земле», строители новой жизни-богоборцы ввергли их в состояние безблагодатной твари. Лишив ведомое большинство людей (вставших на путь атеизма) богообщения и веры в Него, они обрекли их на утрату богостремительной вертикали, уподобив ползающему по земле проклятому змею. Они также, как и доктор Фауст у В.Гете, заменили библейское: «В начале было Слово» на материалистически-земное: «В начале было Дело» (см.: В.Гете «Фауст», ч.1, сцена 3). И как появившийся в этот момент перед Фаустом демон - Мефистофель стал душеприказчиком известного ученого, точно также дух зла сопровождал и руководителей безбожного советского государства во всех их деяниях.

Воинствующие  атеисты отторгли людей от Церкви Христовой, организующей пространство человеческого бытия, подающей человеку благодать Божию, устремляющей к Небесам человечество, пребывающее в скорби хлеба и рода (См.: Бытие 3: 14-19), заменив в человеке божественное на тварное. Ибо даже и скорбный труд, освященный Божественным благословением, позволяет человеку пребывать в Христоподобном состоянии, идти по пути преображения, обожения, когда в нем «неслиянно и неразлучно пребывает божественное и тварное». И этот труд должен начинаться и завершаться молитвами с призыванием не имени земных «чудотворцев-вождей», но животворящего Духа Божия, чем освящаются плоды труда, а первенцы из них отделяются для Бога, становясь святою жертвою. И в этом жертвоприношении «скорбного хлеба», как учит нас Святая Апостольская Церковь, заключен знак и напоминание о райском сотворчестве человека и Бога.

Труд без  благословения от Господа – напрасен, а часто и вовсе несет разрушение и скорбь, запечатленные, в какой-то мере, и в увиденных нами при сходе на повенецкий причал «сталкеровских пейзажах», и во многих полуразрушенных местных поселках, и в безлико-серой архитектуре многих российских городов…

Так, убоявшись рабства Господу во Иисусе Христе и встретив «освобождающую трудящихся» революцию как Пасху, люди ввергли себя в рабство земным богам, узурпировавшим Христову власть судить нас и решать нашу судьбу. Но: «Горе тому, кто… заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его…» (Иер. 22, 13).

А потому в обширной монографии об ударном труде строителей ББК мы видим не столько примеры трудового горения, подвижничества, как было представлено создателями книги «Беломорско-Балтийский канал…», сколько оправдание гибели, увечий и растления многих тысяч рабов-тружеников в глазах самого руководства и мира.

С позиции Церкви, «отказ в оплате честного труда - не только преступление против человека, но и грех перед Богом». А значит, такая практика, как и сама эта деятельность, основанная на приемах, внедренных на ББК, не созидали нового человека, но развращали трудящихся и общество в целом на всей территории тогдашнего «архипелага».

Таковы печальные духовно-нравственные итоги деятельности руководителей ГУЛАГа и их единомышленников. И это еще одна из причин не только для того, чтобы задуматься о судьбе изъятой из обращения книги, но и о более широкой нашей истории.

Кстати, не сам  ли М. Горький писал в газете «Новая Жизнь» №198, 10 (23) декабря 1917 года: «Мне безразлично, как меня назовут за это мое мнение о «правительстве» экспериментаторов и фантазеров, но судьбы рабочего класса и России – не безразличны для меня. И пока я могу, я буду твердить русскому пролетарию:

- Тебя ведут  на гибель, тобою пользуются как  материалом для бесчеловечного  опыта, в глазах твоих вождей  ты все еще не человек!»

Канал сегодняСправка. Беломорско-Балтийский канал (ББК) протяженностью 227 км связывает северную часть Повенецкой губы Онежского озера с Сорокским заливом Белого моря. Введен в эксплуатацию 2 августа 1933 года. Способствовал заметному развитию Карелии и Беломорья.

В составе ББК - 121 гидросооружение (19 шлюзов, 13 плотин, 41 дамба, 13 водоспусков…). На значительном протяжении трасса канала проходит по затопленным долинам небольших рек и многочисленным озерам.

Канал построен за рекордно короткие сроки - 1 год и 9 месяцев -  руками заключенных ГУЛАГА. По разным данным во время строительства погибло от 50 до 200 тысяч человек.

Повенец - начальный пункт ББК. Онежский склон канала самый крутой - на девяти шлюзах корабли, следующие из Онежского озера на север, поднимаются на высоту 70 метров. 

В годы Великой Отечественной войны Красная армия, отступавшая от Повенца, была вынуждена взорвать некоторые гидросооружения, и водяной вал, хлынув на знаменитую Повенчанскую лестницу, смыл и наступающего неприятеля и все то, что к тому времени оставалось в Повенце. Таким образом,  вся южная часть канала была разрушена. ББК заработал вновь лишь после ВОВ - в навигацию 1946 года с возможной проводкой по нему крупнотоннажных судов.

Южный склон ББК - Повенчанская  лестница, состоит из малых бьефов (часть реки, канала.., примыкающая к гидротехническому сооружению) общей протяженностью 10 км. С помощью цепочки шлюзов №№1-7 преодолевается разность уровней воды в 74 м.

Общая протяженность северного  склона канала: от шлюза №8 до Белого моря – 195 км. Здесь трасса проходит по озерам, спрямленным руслам рек и по искусственным каналам, соединяющим отдельные озера и реки. Разность уровней воды в 103 м преодолевается с помощью 12 шлюзов.

От шлюза №10 трасса канала пролегает  по Воицкому озеру и далее по рекам  Нижний Выг и Шижня.

После ВОВ в бассейне реки Нижний Выг было построено 5 гидроэлектростанций, 4 из которых - на базе использования инженерных сооружений ББК.

Все шлюзы ББК имеют однотипную конструкцию с полезными размерами камер – 135х14,3 м. Рабочие затворы шлюзов выполнены в виде двухстворчатых ворот ригельного типа.

При строительстве ББК широко применялись местные стройматериалы – дерево, камень, песок, глина, торф. Подпорные сооружения, причальные стенки, отдельные части стен шлюзов были выполнены в виде деревянных ряжей, заполненных камнем и песком. Некоторые шлюзы вырубались в скале. Их стенами становились скальные породы, облицованные древесиной или выровненные бетоном.

Для проводки большегрузных судов типа «река-море» канал не раз модернизировался (углублялось дно, деревянные конструкции заменялись на металлические, ремонтировались ряжевые конструкции, электрифицировались приводные механизмы…). В настоящее время почти все деревянные элементы конструкций шлюзов заменены на железобетонные. Проводится плановая замена рабочих двухстворчатых ворот и цилиндрических затворов вследствие коррозионного износа металлоконструкций. Гарантированная глубина на всей трассе канала - 4 м.

ББК находится в ведении ФБУ «Беломорканал».



На  Выгозере

Мы идем по озерной части водораздела, за ней - 8-километровый искусственный водораздельный канал - прорубленная в граните узкая прорезь между Волозером и лежащим за ним Маткозером. Моряки говорят, что этот канал в скале - один из самых сложных для судовождения участков ББК и в то же время - одно из самых красивых мест на Беломорканале. Медленно скользим мы мимо каменистых берегов и ряжей. Кажется, вытяни руку – и можно потрогать смолистую веточку сосны. И больно думать о том, какими трудами и жертвами далась эта красота.

Впереди нас  ожидает многочасовой спуск по длинному, «ступенчатому» Северному склону ББК. Пройдя еще 11 шлюзов, мы спустимся к Белому морю.

А пока - новое утро, мы - в Выгозере. Сегодня так именуется крупное судоходное водохранилище, образованное в его нынешних берегах в результате строительства Беломорканала с подпором реки Нижний Выг и Выгозера. Оно имеет площадь в два с лишним раза большую, чем озеро «первоначальное», природное. Пятьсот с лишним островов омываются его прозрачными водами, в которых, если верить правдивым рыбацким байкам, неплохо ловится щука, лещ, ряпушка, сиг, окунь, язь...

Канал и его окрестности  Блистающий мир карельских озер

Это летнее утро – солнечное и по-северному мягкое. Мы вдыхаем теплый озерный воздух, напоенный ароматами цветов и трав. Его душистые волны накатывают на нас, долетая от пышных лесистых островов, купающих в синей воде золотые тростниковые косы. И все это – неохватное глазом Выгозеро!

Слегка подернутое рябью, словно серебристой чешуей, сегодня оно - благодушно и умиротворенно. И даже не верится, что восемь десятков лет назад в такой же яркий летний день где-то, совсем рядом, люди вгрызались в скалы, ворочали гранитные глыбы и тягали неподъемные тачки с камнями и грунтом по всей строящейся трассе канала от Онеги до Беломорья. Освежал ли их измученные тела и лица озёрный ветер? Радовал ли глаз летний солнечный свет? А в сентябре – пролетные стаи курлычущих журавлей? Мог ли думать кто из них тогда о богатой истории этих мест?    

А ведь эти суровые, но дивные воды и земли с их густыми лесами с незапамятных времен были облюбованы человеком. Люди пришли сюда несколько тысяч лет назад. В те стародавние времена они занимались главным образом охотой на птицу, зверя и рыболовством. И лишь с XV века их основным занятием становится земледелие.

Река Выг, «что прошла озеро скрозь», как объяснили нам местные жители, – знаменитая, прочно вошедшая в историю России. Она делится на три части: Верхний Выг (135 км), озеро Выгозеро (около 80 км) и Нижний Выг (102 км). В устье Нижнего Выга найдены обширные галереи петроглифов – памятника культуры древнего человека всемирного значения – Бесовы Следки и Залавруга. Здесь пролегал один из путей колонизации Беломорья новгородцами.

А с 30-х годов XX в. Выгозеро, в которое впадает 25 рек, и единственная вытекающая из нее - Нижний Выг станут звеньями Беломорско-Балтийского канала, поднявшего уровень Выгозера настолько, что 42 деревни тогдашнего Медвежьегорского района с их 700-ми развитыми хозяйствами и с более чем 2000 крепких построек перестали существовать.

Игорь Владимирович рассказывает о быломИгорь Владимирович Гарькавый, устроившись в кресле на верхней палубе, приглашает нас  к путешествию «по реке времени». Эти места для историка, говорит он, крайне интересны. В конце XVII века леса в районе реки Верхний Выг и сам этот район стали колыбелью Выгореции – старообрядческого общежительства, остававшегося на протяжении 150 лет оплотом староверия на Севере России.

«В первой половине XVIII века Выгорецкая пустынь превратилась в крупнейший в стране экономический, религиозный и культурный центр старообрядцев – некую старообрядческую столицу на Севере России». В 80-х годах того же столетия даже возникла мысль о создании там настоящей старообрядческой академии. И не без оснований. Здесь процветали искусства, переписывались жития святых, создавались многие рукописные памятники, «поражающие богатством оформления и обилием золота рукописи, разных сюжетов лубки и иконы». Многое сохранилось и сегодня, став музейными экспонатами, хотя самой Выгореции уже давно нет.

В те далекие годы этих людей, сурово гонимых и объединенных неприятием мира, затронутого Никоновой реформой, отличало чувство духовного единства, любви к древлеправославию и «неповрежденному» благочестию.

Внутренняя  жизнь созданной ими пустыни строилась на основе выработанного и принятого строгого общежитийного (киновийного) устава, в основу которого был положен Иерусалимский устав, утвердившийся в Русской Церкви с конца XIV века. При разработке устава Выговской пустыни были учтены также и уставы крупнейших русских обителей – Соловецкой, Троице-Сергиевой, Кирилло-Белозерской, Иосифо-Волоцкой.

Помимо этого, передача традиции шла и непосредственным путем, через приходивших на Выг монахов. В частности, под руководством священноинока Пафнутия, много лет подвизавшегося в Соловецкой обители, насельники Выговской пустыни начали «общее житие церковную службу управляти по чину и уставу».

В деле защиты веры Выг считал себя преемником Соловецкого  монастыря, открыто выступившего против церковной реформы Патриарха  Никона и 8 лет (1668-1676 гг.) выдерживавшего осаду царских войск.

В 10-е гг. XVIII в. Семеном Денисовым была написана «История о отцах и страдальцах Соловецких», посвященная осаде Соловецкого монастыря. В 1719 г. в «Надгробном слове Петру Прокопьеву» Андрей Денисов, очевидец и участник главных тогдашних событий, написал историю создания Выговской пустыни. А еще через 11 лет были созданы – мартиролог «Виноград Российский» Семена Денисова и «История Выговской пустыни» Ивана Филиппова – книги, пронизанные единой историографической концепцией.

Сегодня известен целый исторический цикл о старообрядческом движении 2-й пол. XVII – I-й пол.  XVIII вв. Во 2-й пол. XVIII в. на основе письменных источников и устных преданий были написаны жития Андрея и Семена Денисовых, составлены службы первым выговским отцам. Но выговские святые не могли быть официально канонизированы и изображены на иконах. Так, появились иконы, писанные красками и литые, с изображением небесных покровителей первых выговских наставников – иконы пророка Даниила, апостола Петра, Андрея Стратилата.

В Выговской  литературной школе получили продолжение  практически все жанры, существовавшие в Древней Руси: агиография, историческое повествование, сказания, проповеди, послания, полемические сочинения, поучения, службы, силлабическая поэзия…

Была там  и школа знаменного пения.

Поражает богатое художественное наследие пустыни: живописные произведения (иконы, лубки, книжные миниатюры, картины маслом…); предметы мелкой пластики (резные деревянные и металлические литые иконы и кресты…); предметы церковного и домашнего обихода и образцы прикладного искусства (шитье, роспись и резьба на мебели и домашней утвари, плетение из бересты). Единый стиль пронизывал и объединял изделия выговских мастеров, отличавшихся высокими художественными достоинствами.

А еще в Выговской общине учили детей, строили больницы, дома и часовни, суда и мельницы... Успешно выращивали и торговали хлебом...

Слушая рассказ Игоря Владимировича об исчезнувшей Выгорецкой пустыни, о драме староверов, с кем в тогдашней России боролись подчас крепче, чем с иноземными завоевателями, думая о судьбах новомучеников и исповедников Российских XX века, о тысячах подневольных людей, замученных непосильным трудом и полуголодным существованием на «великих стройках коммунизма», невольно вспоминаешь известные библейские строки: «…Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31, 15).



С
тоянка в Надвоицах

Самые большие  поселения на нынешнем Выгозере, как мы узнали, - город Сегежа с его когда-то широко известным целлюлозно-бумажным комбинатом (ЦБК, в последние годы значительно обезлюдевшим) и поселок городского типа Надвоицы.

На подходе к НадвоицамПопулярность  первому поселению добавляет исправительная колония - ИК №7. Второму – природные достопримечательности: живописные скалы, старый заброшенный медно-золотой рудник и грохочущий водопад – Воицкий падун, называвшийся в старину Воец, над которым в XVI в. появилась деревня Надвоицы, принадлежавшая Соловецкому монастырю.

Иногда ее крестьяне пробавлялись горняцким промыслом: в местных лесах «копали» медную руду, сдавая ее в соседний Выговский монастырь, из которой в тамошней меделитейной мастерской отливались кресты и иконки.     

В середине XVIII в. здесь была найдена довольно богатая медная жила, которую стали разрабатывать промышленно. Медную руду, добытую на Воицком руднике, отправляли в Петрозаводск на государев меделитейный завод, а отлитые медные слитки – на Монетный двор в Петербург. За полувековое существование Воицкого рудника было добыто 74 кг золота и свыше 100 т меди. И хотя рудник давно заброшен, местные жители и по сей день не прочь «подергать за хвост золотого тельца». Нет-нет, рассказали нам, да и увидишь на дикой речке следы «старателя».

От Надвоиц, где мы должны простоять не более часа, нам предстоит спуститься по рекам Нижний Выг и Шижня через оставшиеся шлюзы до Белого моря.

Старый щербатый надвоицкий причал вызвал у нас смешанное чувство страха и любопытства: снесет или не снесет его своей «мощью» наш Новгородец? Но обошлось!

Надвоицкая «твердь»Как горох высыпали мы на берег, томимые жаждой приобщиться  к современной цивилизации. Крем-брюле, шоколад, газировка…, словно в лучшие ярмарочные времена, быстро исчезали с прилавков местных магазинчиков. А вот газеты со свежими новостями, объяснили нам местные знатоки, пропали еще аж на прошлой неделе!

Лишь краешком глаза успели увидеть мы нашего немецкого друга и спутника по нелегкому северному маршруту - доктора Вернера Лефельдта (Werner Lehfeldt), с недвусмысленным желанием готового нырнуть в освежающую прохладу вод, где уже с неописуемым восторгом плескалась местная ребятня!

Трудно было ожидать такой непосредственности от почти 70-летнего ученого с мировым именем – языковеда-слависта, «многажды» доктора наук, академика…, изучавшего сложные лингвистические дисциплины и работавшего в крупнейших университетах Европы, а ныне преподающего славянскую филологию в известном своими высокими традициями и давними научными связями с Россией Гёттингенском университете.

В последнее  время этот ученый-полиглот заинтересовался, по его признанию, судьбой и творчеством Варлама Шаламова, довершившего, как нам известно, в период массовых политических репрессий свое незаконченное философское образование в «университетах» ГУЛАГа. Тяжек путь правдолюбца в России!

А еще мы узнали, что в этих местах располагалось 4-е Надвоицкое отделение БелБалтлага – одно из самых крупных отделений ББК, объединявшее 17 лагпунктов, включая Сегежский. Общая численность его заключенных составляла около 20 тыс. человек. По воспоминаниям местных жителей, на месте одного из магазинчиков близ причала и стояло когда-то здание надвоицкой комендатуры.

В конце 30-х и в 40-е гг. некоторые ленинградцы, во время периодических «чисток», даже приезжали сюда на работу, как в место добровольной ссылки, «не дожидаясь, пока их вышлют под конвоем». И не удивительно, что образовательный уровень жителей Надвоиц был достаточно высок. Когда в середине ХХ в. здесь был пущен Надвоицкий алюминиевый завод, то больших проблем с высококвалифицированными кадрами не было.

В ожидании прощального гудка«К Белому морю! Полный вперед!!! »Покидая Надвоицы, где начиналась когда-то история промышленной добычи первого русского золота, мы подумали о том, сколь сильна его власть над миром. Вот и сегодня на многих глухих отдаленных реках Русского Севера и Сибири стоят, отражаясь в воде, неутомимые машины-труженицы - драги. Они промывают золотоносный песок, добывая «всеобщий эквивалент материального мира» - золото. И мы, люди, ослепленные «блистательными свойствами высокоблагородного минерала», способны гибнуть сами и губить ближнего своего за эту преходящую ценность.

Но там же в холодных водах северных рек и каналов отражаются, преломляясь в зеркале вод, и простые скорбные Поклонные кресты, вознесшиеся в местах, где в годы страшной безбожной братоубийственной смуты в речных берегах текла уже не просто вода, но потоки людских страданий, пота, крови и слез. Там также есть свое золото. Оно запечатлено в крупицах и слитках народной памяти как подвиг стояния за Веру и Церковь Христову наших недавних предков – явленных и неявленных святых новомучеников и исповедников Российских.

Однако в  мире всепоглощающих страстей и сиюминутных  ценностей это золото, оплаченное столь высокой ценой, часто разменивается немыслимо дешево! Но разве не оно - «духовное золото» жертвенного подвига наших православных дедов и отцов и есть подлинный всеобщий эквивалент в том мире, где правит Бог? 

---

Беломорско-Балтийский канал с непостижимо-трагичной  судьбой многих тысяч его строителей – это не просто мужественный шрам на лике нашей природы-матери. Это - и символ крепости нашего духа, и  символ нашей глубочайшей трагедии! Даже случайный хруст ветки, глухой стук камня или внезапный порыв ветра над зеркалом его вод говорят нам не столько о радости бытия, сколько о чьей-то оборванной или изломанной жизни. И таких мест на пути нашего Крестного хода – великое множество.

Трагичным оказался для нас ХХ век. Тогда мы выбрали для себя борьбу и, борясь за правду и лучшую долю для себя и своих детей, почти не оставили от нашего отчего дома камня на камне.

Но  есть некое Божественное озарение, разлитое в тютчевских строках, памятных каждому из нас еще с детства. С грустью, надеждой и упованием произносим мы их:


Умом  Россию не понять.

Аршином общим не измерить.

У ней  особенная стать.

В Россию можно только верить!

Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу! 


Николай и Наталья  Минины

(окончание следует)


Фотогалерея