6.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти мученицы Татианы в домовом храме МГУ имени М.В. Ломоносова

1detail20180125-VAR 7420-obr

25 января 2018 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме святой мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Уважаемый Виктор Антонович! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры!

Для меня всегда большая радость совершать богослужение в этот день в домовом храме Московского университета, посвященном святой мученице Татиане. Здесь особенная атмосфера, и так замечательно молиться вместе с вами — с духовенством, со всеми верующими людьми и молодыми, и зрелого возраста, при участии представителей профессорской корпорации во главе с Виктором Антоновичем.

Когда молишься в этом храме, о многом задумываешься, в частности, о том, почему храм был назван в честь святой Татианы. Мы знаем, конечно, историю: в этот день Елизаветой Петровной был подписан указ о создании Московского университета, но ведь он мог быть подписан в любой другой день. Однако я сомневаюсь, чтобы святой того дня вошел так же прочно в духовную жизнь московского, а потом и российского студенчества. Очень многое связано с личностью самой святой.

Житие святой Татианы не может не поражать человека, особенно молодого. Молодая римлянка из хорошей семьи, она была замучена за свои христианские убеждения. И, наверное, даже самому молодому и веселому студенту, в силу своего возраста мало задумывающемуся о вечности, пример Татианы должен прорубить хотя бы маленькое окошечко в иной мир, потому что, читая повествования о ее жизни, молодой человек не может не задаться вопросом: а как я бы поступил на ее месте? Думаю, именно ответ на этот вопрос приводит большинство студентов к тому, чтобы чтить святую Татиану, потому что она явила беспредельный по масштабу подвиг — подвиг добровольной отдачи собственной жизни за Христа.

Такое окончание жизни мы называем мученичеством. Но не каждая насильственная смерть производит на свет нового мученика, хотя насилие нередко совершается над людьми очень достойными, защищающими свою Родину, свои убеждения, своих ближних. Бывает, что человек кого-то героически защитил, его подвиг почитает народ, его награждают орденами, заносят в анналы истории, — но не канонизируют. Где, как не в смерти, проявляется величие или слабость человеческого духа? Весь человек проявляется в момент смерти таким, каким он есть. Конечно, почитание тех, кто погиб за идею, за Родину, за других людей свойственно большинству культур, существующих на земле; и в России особым образом они почитаются, — но не канонизируются. Потому что мученичество — это не просто страдания за идею. Мученичество — это такое страдание и такая смерть, которая приводит к рождению тысяч, если не миллионов, других жизней. К рождению не физическому, а духовному, ибо «кровь мучеников — семя христианства», сказал Тертуллиан.

Мученичество, по-гречески «мартирия», — это свидетельство. Это не просто насильственная смерть — это свидетельство о вере, о Боге как о величайшей ценности, ради которой можно и нужно отдать жизнь. Чем более секуляризируется современная культура, тем менее понятен современному человеку этот подвиг мучеников. Люди с легкостью меняют свои убеждения, с легкостью отказываются от своей родины, не считают возможным рисковать своей жизнью, чтобы спасти другого человека. Для человека нашего века подвиг мучеников — это действительно вызов колоссальной силы, и мыслящий человек, сталкиваясь с этим вызовом, должен спросить себя: а как бы я поступил? Что бы я сделал? Отказался бы от комфорта современной жизни, от благополучия, карьеры, от родных и близких, если бы стоял вопрос: ты со Христом или против Него?

Но ведь этот вопрос постоянно стоит перед нами. К счастью, тот или иной ответ на этот вопрос не влечет за собой насильственных действий — пока. Но мы знаем, что в истории было всякое. Мучениками не рождаются, мучениками становятся. Кровь мучеников становится семенем христианства не только по факту жизни и по факту смерти этих людей. И потому для нас святые мученики — это не только пример доблести, силы духа, способности смело принять смерть, потому что и другие, неканонизированные, поступали так же. Для нас мученик — это человек, за свою жизнь сконцентрировавший такую силу духа, что его смерть становится семенем веры для многих и многих людей.

Вот такой была римская девушка, служившая в церкви, диаконисса по имени Татиана. Ее светлое имя, ее образ мученицы, чья кровь стала семенем христианства для тысяч и тысяч людей, мы сегодня и вспоминаем. И дай Бог, чтобы память о святой мученице Татиане в студенческой среде сопровождалась не только веселием, чтобы ее образ не только ассоциировался с красивой молодой римлянкой, мужественной и сильной, но чтобы ее глубокая вера во Христа, ее преданность Богу, ее способность принять мучения помогли бы многим нашим людям — и молодым, и средних лет, и даже пожилым — осознать, что же означает верность Христу.

Благодарю вас за образ, который вы мне подарили. Это реалистическое изображение святой Татианы, выполненная, видимо, русским художником, — у мученицы русские черты. Но слезинка на глазах — это очень символическая черта. Какой же силы все эти слезинки святой Татианы Римляныни, что мы и сегодня, в XXI веке, вспоминаем ее жизнь, ее страдания, ее подвиг, ее святость! И вспоминаем это все в храме Московского университета.

Я от всего сердца желаю — прежде всего студентам, а также профессорам, преподавателям, всем, кто трудится здесь, — успехов в профессиональной деятельности, научных открытий, достижений, без которых не могут развиваться ни университет, ни наша наука. Но главное, что я хотел бы пожелать всем, кто трудится в университете, — умом ли, сердцем ли, опытом жизни своей, радостью, а может быть, скорбями, — научиться соединять в своем сознании и в своем сердце небесное и земное, божественное и человеческое, укрепляя веру в Того, ради Которого мученица Татиана отдала свою молодую прекрасную жизнь, чтобы мы помнили о ее подвиге и вдохновлялись ее верой. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси