2.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Вступительное слово председателя Синодальной комиссии по канонизации святых на конференции «Прославление и почитание святых»

3928 января 2014 года в рамках ХХII Международных Рождественских образовательных чтений в Храме Христа Спасителя прошла конференция «Прославление и почитание святых». На мероприятии выступил председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий.

Возлюбленные отцы, дорогие братья и сестры!

Сегодня Синодальная комиссия по канонизации святых проводит шестую конференцию «Прославление и почитание святых» в рамках ХХII Международных Рождественских образовательных чтений.

В предшествующие шесть лет Синодальная комиссия на каждой конференции освещала богословские и историко-канонические принципы своей работы, основанные на постановлениях Поместных и Архиерейских Соборов и Священного Синода. И сегодня мне хочется поделиться с вами некоторыми размышлениями и наблюдениями.

Синодальной комиссии нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда люди, собирающие и изучающие материалы о подвижниках благочестия и о пострадавших священнослужителях и мирянах, не знают основополагающих церковных документов, касающихся канонизации, или они ими не достаточно осмысленны. Вполне закономерно в связи с этим, что в настоящее время по благословению Святейшего Патриарха Кирилла начинается издание нормативных документов Русской Православной Церкви, которое будет содержать «документы и тематические выдержки из определений Поместного и Архиерейского Собора, Священного Синода по всем направлениям церковной жизни», включая и вопросы канонизации. Мы специально в свое время опубликовали некоторые из них в приложении к сборнику докладов, прозвучавших на конференции «Прославление и почитание святых» в 2013 году.

Процитирую вам один из таких документов, который Священный Собор Православной Российской Церкви принял в 1918 году. Это определение, касающееся критериев прославления местночтимых святых, в котором говорится: «Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его».

Почему соборное определение делает акцент на чудесах, и чудесах, совершившихся именно по кончине праведника, полагая, что они являются свидетельством его богоугодной жизни? Вероятно потому, что посмертными чудесами сам Бог свидетельствует о святости угодника Своего, так как, по свидетельству святых отцов, и величайший подвижник мог пасть незадолго до кончины. Исаак Сирский по этому поводу пишет: «Многие совершили знамения, воскресили мертвых, потрудились в обращении заблудших, сотворили великие чудеса, привели других к познанию Бога, а после сего сами они, оживотворившие других, впали в скверные и мерзостные страсти, умертвили самих себя». Так же об этом повествует и преподобный Макарий Великий: «Некоторый подвижник, живший вместе с ним, получил дар исцелений в таком обилии, что исцелял больных одним возложением рук; но будучи прославлен человеками, возгордился и ниспал в самую глубину греховную». Соборное определение говорит далее: «и народным почитанием его». Однако, зачастую в присылаемых в Комиссию материалах в первую очередь нет материалов, убедительно свидетельствующих о чудесах и о народном почитании подвижника. Если бы мы внимательно изучали законоположения Церкви, мы бы ясно увидели, что многое, то, что нам кажется относящимся к агиографии, на самом деле относится к церковной истории, предмету, конечно, не менее важному, чем агиография, но все же иному. Немного коснется этой темы в своем докладе член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Олег Митров.

Мы услышим сегодня доклад ведущего специалиста в области медицинской экспертизы профессора Виктора Николаевича Звягина, являющегося также членом Синодальной комиссии. На этот раз об исследовании, касающемся установления с помощью научных методов внешнего облика святого праведного Феодора Ушакова, что имеет важное значение при написании икон. Доклад повествует о том, что в иных случаях для установления той или иной научной истины требуются десятилетия.

Участвовать в работе конференции мы в этот раз пригласили двух членов епархиальных комиссий. Мы выслушаем доклады секретаря Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии Лидии Ивановны Соколовой и секретаря Комиссии Курской епархии монахини Иустины (Трофимовой).

В настоящее время нам нередко приходится сталкиваться со случаями, когда обстоятельства кончины пострадавшего духовенства или мирян изучаются вне исторического контекста; в предлагаемом докладе Лидия Ивановна представит результаты изучения исторического контекста, основанного на первоисточниках. Можно только добавить, что она изучила комплекс материалов в такой полноте, как может быть никакой другой исследователь, соприкасавшийся с этими материалами.

Обращаю ваше внимание на доклад Зинаиды Петровны Иноземцевой, кандидата исторических наук, заслуженного деятеля культуры Российской Федерации, старшего научного сотрудника Всероссийского института документоведения и архивного дела. Мы специально пригласили ее участвовать в нашей конференции. Зинаида Петровна, в прошлом директор большого архива, специалист в области архивоведения и документоведения, автор многих разработок в этой области, человек, который знал эту область, занимая высокий пост, и как специалист непосредственно работавший с документами в качестве эксперта, в задачу которого входило определение исторической значимости, ценности того или иного документа для истории нашей страны. К сожалению, отсутствие профессионализма в этой области в наше время становится все более заметным и существенным недостатком.

Информационная эпоха, в которую мы живем, накладывает заметный отпечаток на действия и суждения современных людей, вызывая у них жажду новостей, подобно афинянам, которые «ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. 17:21) Эта жажда нового проявляется не только в интересе к событиям в общественной жизни или в науке, но и в желании видеть все новые и новые канонизации.

И не случайно Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на Архиерейском Соборе 2011 года отметил: «Многочисленные канонизации, осуществленные в последние десятилетия, дали повод к превратному пониманию этого благодатного процесса церковной жизни, который воспринимается некоторыми не как констатация сложившегося в церковном народе почитания подвижника веры, засвидетельствованного Богом чудесами, а как посмертная награда за труды».

Мы знаем случаи, когда епархии подавали материалы о подвижниках благочестия, Святейший Патриарх давал благословение на канонизацию, проходили торжества канонизации, и почитание в епархии потихоньку замирало и прекращалось. Объяснить это можно только одним — вероятно этого почитания и не было. Именно поэтому я обращаю ваше внимание на приоритетную и актуальную область в работе епархиальных комиссий — это развитие деятельности, направленной на почитание нашим церковным народом уже прославленных святых. Секретарь Комиссии Курской епархии, монахиня Иустина, расскажет нам о том, что и как делается ими в этой области для того, чтобы знание о наших святых не ограничилось лишь поминанием имени святого на отпусте во время богослужения. Деятельность Курской комиссии — это будничная, трудовая, научно-церковная и научно-практическая деятельность, которая мне видится очень важной в работе епархиальных комиссий. Я бы даже назвал ее святой деятельностью, потому что цель ее — восстановить в нашем народе почитание уже прославленных святых.

Патриархия.ру


 

Все желающие могут скачать материалы конференции «Прославление и почитание святых», прошедшей в рамках XXII Международных Рождественских чтений. (Москва, Храм Христа Спасителя, 28 января 2014 г.) Доклады выступающих:

 

Епископ Троицкий Панкратий, ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Протоиерей Олег Митров, «ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ МАТФЕЯ КОНСТАНТИНОВСКОГО, ДУХОВНИКА Н.В. ГОГОЛЯ»

 

Звягин Виктор Николаевич, «АДМИРАЛ УШАКОВ: “ПОСМЕРТНАЯ СУДЬБА” ОСТАНКОВ»

 

Соколова Лидия Ивановна, «СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО ПРОТОПРЕСВИТЕРА КИРИЛЛА ЗАЙЦА И ДРУГИХ ЧЛЕНОВ ПСКОВСКОЙ МИССИИ»

 

Иноземцева Зинаида Петровна, «АРХИВНЫЙ ДОКУМЕНТ В АГИОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

 

Монахиня Иустина (Трофимова), «ПОЧИТАНИЕ НОВОМУЧЕНИКОВ В КУРСКОЙ МИТРОПОЛИИ»

 


Другие интересующие материалы можно посмотреть на официальном сайте Синодальной комиссии по канонизации святых