7.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

02.12

 

В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали: 

сщмч. Сергий (Махаев), прот.;

прмч. Иоасаф (Крымзин), игумен;

прмч. Петр (Мамонтов), иером.;    

сщмч. Иаков (Бриллиантов), свящ.;

мч. Тимофей (Кучеров);

священник Кирилл (Чмель);

монахиня Пантелеймона (Гончарова);

Елисавета (Виноградова);

Анастасия (Кулева)

и иже с ними расстрелян 201 человек

подробнее

france Spain

Прикосновение к подвигу

004 frontВ середине июля завершились молодежные сборы - одно из самых важных событий в жизни Бутовского полигона в течение всего года. И хотя эти сборы уже шестые по счету и существует большой опыт работы с молодежью, готовой отдать часть своих летних каникул на то, чтобы помочь в благоустройстве нашего памятника истории, каждый раз такая работа проходит по-новому и требует новых творческих решений. Даже с внешней стороны сборы сильно изменились - в различных мероприятиях этого года приняли участие до 100 ребят. Каждый день работы сборов в них было активно задействовано около 40 человек. Сама продолжительность сборов заметно возросла - они начались второго  и с перерывами на выходные шли до семнадцатого июля.  Можно сказать, что постепенно вырабатывается новый подход к тому, что когда-то мы договорились называть "молодежными трудовыми сборами на Бутовском полигоне". Конечно, посильный физический труд молодых добровольцев, приехавших помочь нашему церковно-общественному мемориалу, остается очень важной частью работы. Ведь мемориальный комплекс на Бутовском полигоне - наше общее дело, и поэтому отсутствие государственного финансирования на уборку и поддержание в порядке территории восполняет, хотя и не в полной мере, труд добровольцев. Ребята сами могут в этом убедиться, что дает им возможность почувствовать важность своих усилий, пусть пока, может быть, и не таких масштабных. Они понимают, что то, что они делают, совсем не игра, а реальная жизнь реального места памяти, в которой они могут принять участие и оставить свой след, и при этом буквально прикоснуться к прошлому.

001 VstrechaНа самом деле, в этом году наши молодые помощники немало сделали своими руками - было полностью очищено от строительного мусора пространство внутри и снаружи деревянного здания будущего музея, прополоты десятки метров дорожек, идущих по территории полигона.

Но как бы ни важна была эта физическая работа, акцент на сборах постепенно смещается на деятельность другого рода. На исключительно важные творческие проекты, которые объединяют усилия ребят не только во время работы сборов, но и как мы надеемся, будут темой их самостоятельной работы в ближайшие годы. В ходе нашей совместной постепенно работы кристаллизовались шесть проектов:

1. Проект «58». Помощь в обработке архивных фотографий лиц пострадавших на Бутовском полигоне.
2. Проект «Место памяти». Поиск и фотографии мест жизни и служения пострадавших.
3. Музейный проект. Создание эскиза будущего Бутовского музея, отражающего взгляд молодежи на то, каким он должен быть. Самые интересные идеи высказанные ребятами будут учтены при создании постоянной музейной экспозиции.
4. Путеводитель для молодежи по Бутовскому полигону и в рамках проекта разработка указателей и мини-стендов с актуальной информацией, которая может быть размещена на территории памятника.
5. Рабочая группа по подготовке к 30 октября - Дню памяти жертв политических репрессий в Бутово.

002 PustynДаже при том, что на сборы попадают ребята более менее подготовленные, все равно сказывается характерный для современной молодежи недостаток знаний о советской эпохе и 20-30-х годах в особенности. Поэтому в работе сборов большую роль играют просветительские мероприятия. Это и лекции по истории России в XX веке, на темы связанные с историей массовых репрессий, и посещение музеев, связанных с данной тематикой. В ходе последних сборов таких экскурсий  было четыре: в музей "Дома на набережной", в музей Свято-Екатерининской пустыни (бывший " Сухановский политизолятор"), собственно по Бутовскому полигону и на выставку «Крест – мучеников похвала» в храме Воскресения Христова и Новомучеников Российских в Бутове.  В этом же ряду можно поставить лекцию Андрея Мановцева о святителе Иоанне Шанхайском (сборы начались в день его памяти - еще один престольный праздник в Бутово) и встречу-концерт с известным автором-исполнительницей Людмилой Кононовой из г. Вятка, много и плодотворно работающей с темой подвига новомучеников.
Одним из самых ярких, судя по сочинениям ребят, мероприятий сборов стал Крестный ход, который традиционно совершается 12 июля, в день памяти св.апостолов Петра и Павла,  от Бутовского полигона в Екатерининскую пустынь, где когда-то располагался печально известный Сухановский политический изолятор - самая страшная пыточная тюрьма центрального аппарата НКВД-МГБ. "Наши места связаны кровью" - сказал, приветствуя нас в Суханово, владыка Тихон, наместник монастыря. Примерно около 70 человек за 1 час 20 минут прошли расстояние в семь километров, внеся нотку разнообразия в будни дачников и гастарбайтеров. Потом была обильная трапеза, а после нее послушник Виктор - отвечающий за музей в пустыни, провел для наших ребят экскурсию по небольшой, но насыщенной экспозиции.

Еще одним заметным мероприятием сборов по  традиции становится встреча в Комитете общественных  связей  г. Москвы. 11 июля там принимала участников сборов Марина Никоновна Суслова, заведующая сектором по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. Ребята высказали свои взгляды на то, как необходимо вести работу по увековечению памяти жертв политических репрессий XX века, поделились теми идеями, которые обсуждались во время сборов. Марина Никоновна, в свою очередь, рассказала том, что делается в этом направлении на уровне Правительства Москвы. Вообще, очень важным обстоятельством в работе сборов двух последних лет является то, что они проходят  как совместный проект Мемориального центра "Бутово" и Московской международной киношколы при поддержке прихода храма Новомучеников Российских в Бутово и Правительства Москвы.

019Второй год, кроме общего направления сборов, есть тема, которую выбирают педагоги Киношколы  и сами ребята, и она в известном смысле становится сквозной и для самостоятельной и для групповой работы. В этом году была выбрана далеко не простая тема - "История свободного человека". Название взято из лекции О. А. Седаковой, где об этом говорится следующим образом: "Семен Людвигович Франк в связи с Пушкиным говорил, что история русских заблуждений и безумств изучена хорошо, но совсем не известна история русского здравомыслия. Такое его наблюдение можно распространить и на свободу и несвободу. История рабства в России, и тем более в советское время, изучается и привлекает к себе внимание, но совсем не описанной остается история свободы в России, история свободного человека. Или же так: деформацией советского человека, тем, что уже принято называть антропологической катастрофой, занимались. Но теми случаями, той историей, когда люди и в ситуации катастрофы сохранили собственное достоинство, - этим не занимаются, речь об этом сегодня не заходит. И мне кажется, это очень важно, посмотреть на историю с этой стороны".  Конечно, в наших беседах с ребятами мы попытались затронуть разные аспекты, такие как свобода и несвобода, свобода внешняя и внутренняя, выбор и ответственность.   А историческим материалом для подобного разговора служили судьбы и воспоминания людей, прошедших через ГУЛАГ или пострадавших на Бутовском полигоне. Не могу сказать, что это был простой разговор. Свободно высказывались различные мнения. Но в одном мы пришли к полному взаимопониманию. В том, что работа ребят на Бутовском полигоне - это их сознательный выбор, их сознательная попытка приобщиться к подвигу тех, кто внутреннюю свободу сохранил, несмотря ни на что.
В заключение хотелось бы привести одно  из итоговых сочинений ребят. Пишет участник сборов Иван К. :

008«Узнавая о таких событиях, как происходили здесь, на полигоне, я начинаю переживать, мне грустно, что такие страшные удары были нанесены моей стране и народу, и культуре. Но я никак не представлял себя в роли человека, пытающегося залечить эти раны, но даже и не допускал возможности такого восстановления. Здесь же я видел людей, которые не только видят делом своей жизни восстановление и осмысление тех событий, но и добились уже многого в этом направлении и своим примером и формой нашей совместной работы заставляют меня и на себя посмотреть под этим углом, понять, что и как я могу сделать.

Самым актуальным вопросом в связи с этим стал вопрос, что делать дальше, как, осмыслив эти события (репрессии как частное проявление тоталитаризма) действовать, чтобы проблема стирания памяти нашим государством и материалистичной культурой, утверждающейся среди молодежи, стали актуальными для многих. В будущем хотелось бы посвятить этой теме следующие сборы, изучению примеров, как это осуществлялось другими, почему это вообще может быть важно современному русскому человеку».


Игорь Гарькавый,
руководитель молодежных трудовых сборов «Голос памяти» 2013 г.


Фотографии, представленные в тексте,  сделаны участниками сборов.

Подробнее в фотогалерее