5.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

19.10

В этот день в 1938 на Бутовском полигоне расстреляно 52 человека. Вечная им память!

 

подробнее

france Spain

Великая суббота

РаспятиеПасха только потому и была и только потому и есть, что перед ней всегда Страстная неделя. А к тому же я не знаю, что нам дороже, сама ли Пасха или эти дни перед ней, все бесконечно дорого, рассказать нельзя как дорого... О самом главном, о самом святом и драгоценном для человека Господь говорит с человеком Сам, без посредников, прямо к сердцу... Человек ужасно любит, невероятно любит самого себя. И вот в эти страстные дни сердце в трепете и смущении предощущает, что оно может полюбить одного Человека больше, чем оно любит себя, что оно уже так любит и что нету счастья большего, чем эта любовь.

 С. И. Фудель. Письмо сыну
из сибирской ссылки. 1950 г.


Наступают важнейшие события всей человеческой истории. Господь, указав образ второго Своего пришествия  в славе, при конце первого пришествия  в образе раба  являет то же разделение: на овец и козлищ, но прикровенно.

В великую среду наутро на часах  последнее чтение Четвероевангелия с торжественным окончанием: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин 13. 31). Слава крестной Христовой любви раскрывается все полнее. На 6-м часе  пророчество Иезекииля. Это чтение по сути  диалог Бога Отца с Богом Сыном Человеческим. Личность пророка исчезает, растворяется, открывается тайна предвечного замысла Божия о пути спасения человечества. Подобное качество, наверное, еще в большей степени свойственно и паремии паремий  пророчеству Иезекииля « о костях».

По смыслу читаемого становится ясно, что обращение Бога «Сыне Человечь» относится ко Христу  Единородному Сыну Отца Безначального. Описывается страшная встреча Спасителя со Своими ненавистниками  «жестоколичными и твердосердечными». Звучат слова Отцовского укрепления Сына на подвиг, перед тем как и Отец оставит Сына одного: «Посреди скорпиев Ты живеши... от лица их не ужасайся... отверзи уста Твоя, и снеждь, яже Аз даю Тебе... свиток книжный... и вписано бяше в нем рыдание, и жалость и горе... и напита Мя свитком сим. И рече... чрево Твое насытится свитка сего... и снедох его, и бысть во устех Моих яко мед сладок». Велика и страшна цена сладкого меда Царства, и мера ее  Рыдание, Жалость и Горе неба и земли.

Знаменательны и тропарь пророчества и прокимен этой великой паремии. Ужасное сегодня  «днесь» наступило... «Днесь лукавое собрася сонмище... удавление Иуда обручает, Каиафа же неволею исповедует». Прокимен же со всей ясностью определяет читаемое как предвечное благословение Отца Сыну: «Благословит Тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю». Это же благословение  «на оплевание, биения и уничижения»  обращено и к нам, ученикам и последователям Божественного Страдальца.

 

Великая суббота.

Наступает благословенная тишина Великой Субботы  дня, в который почил от земных трудов Своих Единородный Сын Божий. Его Божественная Душа сходит во ад, Его нетленное Тело предается гробу. «Адова победа прогнася», гроб становится райским входом. Мы это знаем и об этом будем свидетельствовать миру в светоносную ночь Воскресения. А пока... пред нами уязвленное ранами, бездыханное Тело Божественного Страдальца, которое являет Святая Плащаница.

Приснопамятный Иосиф уготованный себе гроб оставляет Учителю и Господу. И мы вместе с благообразным старцем-учеником проследуем от камня помазания до святой Кувуклии  с этих пор святейшего места во вселенной. Будем петь достойное погребальное Удостоившему нас совершить великое священнодействие  предать земле Тело Создателя. Начинаем утреню и вновь слышим  теперь уже во второй части шестопсалмия  Христово свидетельство: «Живот Мой аду приближися... положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней... посадил Мя есть в темных, яко мертвыя века». По мирной ектении слышим уже предвещающее победу Того, «в Ком мы все победили»: «Бог Господь, и явися нам... Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества». И поются похвалы с 118-м псалмом. Совершенно ясно, что слова псалма по преимуществу относятся ко Христу, Единому неложно могущему сказать: «Раб Твой есмь Аз». Похвальные же песни  о всем пережитом Господом, а с Ним и Матерью Божией, Иосифом, возлюбленным Иоанном.

Оставим слушающих собственным духовным слухом внимать благоговейному плачу Церкви, переходящему к концу похвал в тихую пока, но уже несомненную радость победы. И вот оно, долгожданное свидетельство воскресения: «Ангельский собор удивися». И далее канон Великой Субботы  «Волною морскою», водворяющий священный покой в предвидении немеркнущей славы Распятого, Умершего и Воскресшего: «Бездну Заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается яко смертный Безсмертный, жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен». Последний гимн канона  полное торжество Христовой победы: «Да радуется тварь... враг бо пленися ад... Адама со Евою избавляю... и в третий день воскресну».

Воспеваем «Свят Господь Бог наш» и начинаем стихиры: «Днесь содержит гроб Содержащаго дланию тварь... и ад трепещет... приидите видим Живот наш во гробе лежащ... отверзый врата райская человеком, Господи, слава Тебе». «Слава Тебе, показавшему нам Свет», возглашает Церковь и смиряется в крайней мере перед Смирившимся нас ради даже до смерти и гроба, с любовию припадает к Нему, носит и погребает, взывая жалобно: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». С траурным крестным ходом обходим храм и полагаем Плащаницу на прежнее место, которое теперь уже  Живоносный Гроб Господень. И внимаем пророчеству Иезекииля «о костях», становясь как бы свидетелями Предвечного Совета Пресвятой Троицы: «Сыне Человечь, оживут ли кости сия? и рекох: Господи Боже, Ты веси сия... Сыне Человечь, прорцы на кости сия: ...кости сухия, слышите слово Господне... се Аз введу в вас дух животен... и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь... прорцы, Сыне Человечь: ...сия глаголет Адонаи Господь: се Аз отверзу гробы ваша, и изведу вас от гроб ваших, людие Мои... и дам Дух Мой в вас, и живи будете... глаголах, и сотворю, глаголет Адонаи Господь». Наверное, это чтение  главное во всей службе: открываются врата вечности, и Церковь отзывается победно-пасхальным: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» Вскоре и Евангелие засвидетельствует о немощной дерзости врагов, «знаменающих камень с кустодиею». А мы снова припадем к Спасителю нашему, поклонимся «Страстем и Святому Воскресению».

Литургия Великой Субботы, конечно, запоминается торжественными входами, малым и великим, вокруг Плащаницы  свидетельством реальности происходящего здесь и сейчас. Еще памятны многочисленные (всего их 15) чтения паремий  живые образы Божиих побед, совершившихся схождением к смерти и воскресением к жизни. Апостол дня свидетельствует о соединении со Христом крестившихся приобщением Его смерти и воскресению. По окончании апостольского чтения по пении «Воскресни, Боже, суди земли»  переоблачение храма и священнослужителей «в светлейший чин». Князь мира судом Христовым изгоняется вон, а мы узнаем из Святого Евангелия, как бы первые и как бы в первый раз  о воскресении, о вечной жизни, открывшейся миру Великой Жертвой. В благоговейном трепете слушаем песнь Величайшего Дня в году: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным...»

Причащаемся священной Снеди  Тела Преломленного и Крови Излиянной за жизнь мира...

И в Субботу умолкаем по заповеди...

 Протоиерей Илья Шапиро