6.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Паломничество бутовских прихожан во Владимиро-Суздальскую епархию

Влад-Сузд. 01Счастье духовного родства

В родительскую субботу 4-й седьмицы Великого Поста группа бутовских прихожан под духовным водительством настоятеля храма Новомучеников Российских в Бутове Кирилла Каледы совершила однодневное паломничество в Киржачский Романовский монастырь и Свято-Смоленскую Зосимову пустынь Владимиро-Суздальской епархии. По благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия (Смирнова), архиепископа Владимирского и Суздальского, приходу храма Воскресения Христова и Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове были переданы в дар частицы святых мощей преподобного старца схимонаха Зосимы, основателя обители, а также – прп. схиигумена Германа и прп. иеросхимонаха Алексия Зосимовских - духовных отцов многих новомучеников, исповедников и подвижников благочестия первой трети ХХ века. Есть среди них и те, кто пострадал на Бутовском полигоне в годы массовых политических гонений от богоборческой власти.

Великопостные поездки по святым местам служения новомучеников и исповедников Российских - добрая традиция бутовских прихожан. Их ожидают, к ним готовятся. Ведь такие паломничества - неоценимый опыт духовной жизни, соприкосновения с православной историей нашей страны, с незамутненными родниками духовности, что и ныне обильно питают Святую Русь.

Русь Святая - понятие не географическое. Она жива в душе и сознании каждого православного верующего, почитающего идеалы Христовой Церкви, тех, кто вовлечен в богатую, преображающую человека литургическую жизнь, тех, кто стремится идти по пути ко спасению, вдохновляясь подвигами святых и праведников. А такими великими людьми, порой неприметными для современников, всегда была богата наша земля.  


В древний Киржач

В то недавнее по-весеннему омытое солнцем утро мы вновь почувствовали себя в своей родной бутовской семье. И хотя она тогда зримо поместилась в один автобус, с нами молитвенно пребывали и те славные батюшки и прихожане, что молились в эти утренние часы в бутовском храме за всех живых и усопших дорогих нам людях, и те, кто остался по какой-то причине дома...

Паломничества всегда сопряжены с трудностями. Игорь Владимирович Гарькавый, словно предвосхищая возможный вопрос, не без улыбки рассказывает о том, что это уже третий автобус из тех, что планировались для нашей поездки. По разным причинам первые два «сошли с дистанции». А потому молитвы на начало пути, святителю Николаю – покровителю всех путешествующих, святым новомученикам Российским, а также небесным покровителям обителей, в которые мы направлялись, были прочитаны нами вместе с отцом Кириллом с особым усердием. Не забыли мы (о чем вовремя позаботился Игорь Владимирович) обратиться за поддержкой и к Матроне Московской, храм-часовню во имя которой мы миновали справа по ходу на 33 км МКАД. И, слава Богу, спокойной, благодатной и духовно насыщенной оказалась для нас эта поездка!

Уже не в первый раз слушаем мы дорожные повествования наших историков-консультантов - Игоря Гарькавого и Анатолия Мордашева о бывшем Владимирском тракте и о событиях давних и не столь давних времен, воскрешающие в нашей памяти образы страдающих каторжан-кандальников, гонимых этапом в Сибирь. О милосердных людях, боровшихся за облегчение их участи. И о чудесной Богородской земле: ее храмах и монастырях, священниках и мирянах - жертвах и Христовых воинах страшных лет богоборческих гонений. Всякий раз эти рассказы находят новый отклик в нашей душе. В каждом из видимых нами храмов есть свои новомученики и исповедники, за веру и Церковь Христову пострадавшие. Многие из них упокоены и в нашей Бутовской земле.

 

Влад-Сузд. 02А вот и Киржач - небольшой городок во Владимирской области, раскинувшийся по берегам реки с одноименным названием. Кстати, слово «киржач», как отмечают исследователи, - финно-угорского происхождения и означает – «левый» (река Киржач - левый приток Клязьмы).

Считается, что первые люди поселились в этих местах около 2,5 тыс. лет назад. Однако о них сегодня мало что известно. В X-XI веках н.э. в этих землях расселяются славяне, что совпадает с эпохой становления Ростово-Суздальского княжества - удельного в составе Киевской Руси.

Согласно летописным источникам Троице-Сергиевой Лавры, в 1354-58 гг. преподобный Сергий Радонежский в результате возникшего несогласия братии с введенным им строгим монастырским уставом, на время покинул Троицкий монастырь и вместе со своим ближайшим учеником Романом отправился в путь в поисках места для строительства новой обители. По совету игумена Махрищского монастыря Стефана (+1406), давшего им в спутники монаха Симона, прпп. Сергий и Роман направились на левый высокий берег реки Киржач, где и основали новую обитель. А еще спустя некоторое время к преподобному Сергию Радонежскому стали притекать его ученики. И вскоре крепнувшей братией были выстроены кельи и деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Четыре же года спустя по просьбе братии Троицкого монастыря, поддержанной главой Русской Церкви того времени – митрополитом Московским Алексием (+1378 г.), прп. Сергий Радонежский возвращается в «осиротевший без него» Троицкий монастырь. «Все из уст твоих преемлю, словно из уст Самого Христа», - отвечает Преподобный на просьбу митрополита. В новой же, основанной им обители он оставляет своего ученика – прп. иеромонаха Романа, который с тех пор и занимался благоустройством Киржачского монастыря вплоть до самой своей праведной кончины, последовавшей в один год с кончиной прп. Сергия Радонежского (++1392 г.). Именно Роман Киржачский, ныне прославленный в лике местночтимых святых, считается первым игуменом монастыря.

 

Влад-Сузд. 03Экскурсовод Валерий, встретивший нас у монастырских ворот, с любовью обращает наше внимание на дивный ландшафт, что открывается взору с монастырской горы, охватывающему дальние берега, рощи, строения и причудливые изгибы русла реки, рассекающей равнинный луг. Это уже в наше время река обмелела, невольно сетует рассказчик, но еще лет сто назад по ней плавали небольшие прогулочные пароходы. Во времена же прпп. Сергия и Романа здесь и вовсе произрастали дремучие, непроходимые леса, водились дикие звери, и было настоящее раздолье для диких пчел. «Преподобный поселился на этом месте, где мы теперь находимся, осуществив свою мечту: остаться наедине с Господом!» Однако к праведнику вскоре потянулись и монашествующие и миряне. Так, на высоком левом берегу реки Киржач возникло сначала небольшое поселение, а после и сам город. (Примечание: городом со статусом уездного центра Киржач стал в 1778 г. по указу Императрицы Екатерины II).

Благодаря святому имени прп. Сергия Радонежского и его небесному покровительству на протяжении веков многие зажиточные люди и даже Великие князья жертвовали   обители немалые средства. Уже к середине XVI столетия монастырь становится одним из самых могущественных на территории всей Северо-Восточной Руси. В то время здесь подвизались 96 монахов. Киржачский монастырь являлся вторым по чести среди 17 приписных монастырей к Троицкой обители, а игумен Киржачский – первым после Троицкого архимандрита.

Этот богатый по тем временам монастырь владел ветряными и водяными мельницами, землями в четырех уездах – Дмитровском, Переславском, Владимирском, Нижегородском. Скотными дворами и землями с крестьянами. Получал постоянные доходы с проводившихся в этих местах ярмарок. И на эти средства содержал больницы, школы, богадельни… Обитель жила полнокровной жизнью: монахи молились, занимались благотворительностью, а вокруг монастыря собирался народ.

Но какая монастырская жизнь, замечает рассказчик, обходится без испытаний? И первое серьезное испытание выпадает на долю монастыря в 1571 г., когда в этих местах распространяется моровая язва - чума. Как отмечается в Летописи, тогда в Киржаче и его окрестностях «…лишь Божеское присутствие, а все люди от поветрия вымерли». Возможно, строит предположение Валерий, это было связано с набегом крымского хана Девлет-Гирея на Москву, закончившимся сожжением российской столицы в мае 1571 года: «Благодаря сильному ветру огонь быстро распространился по городу. Гонимые пожаром горожане и беженцы бросились к северным воротам столицы. В воротах и узких улочках возникла давка, люди «в три ряда шли по головам один другого, и верхние давили тех, кто были под ними». …В течение трех часов Москва выгорела дотла», - можно прочесть в исторических свидетельствах.  

В Московской летописи говорится, что очень долго трупы людей не хоронились. Ими были завалены овраги, река и подвалы домов. Скорее всего, именно чума, занесенная в эти края беглыми людьми, полагает наш рассказчик, стала причиной столь страшной трагедии.

После окончания эпидемии монастырь вновь набирает силу. Но в 1598 году – другая напасть. Сильнейший пожар в Киржаче уничтожает почти весь город и почти все монастырские постройки, ведь только 2 храма - церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь прп. Сергия Радонежского с трапезной здесь были тогда каменными. Сгорает и Казна, где хранились жалованные грамоты от Великих князей, в которых подтверждалось владение   землями, закрепленными за монастырем. Но благодаря заступничеству Великого князя Василия Шуйского вскоре документация, обитель и монастырская жизнь вновь оказываются восстановленными.

А там - Смутное время (нач. XVII в.), когда в монастыре побывали поляко-литовцы, почти полностью разграбив его, о чем также имеются летописные свидетельства.      

После выбора Царя-батюшки Михаила Романова Россия заметно крепнет духовно. Возрождается и монастырь. И так продолжается до печально памятного 1764 г., когда, согласно указу Императрицы Екатерины II о секуляризации церковных земель, по которому монастырские земли передавались государству, киржачский монастырь в числе многих других обителей был упразднен (почти из тысячи обителей того времени около шестисот прекратили свое существование). Здесь остался действующим лишь один Благовещенский собор как приходской храм.  

История киржачского монастыря наглядно свидетельствует не только о том, что на Руси времена благоденствия проносятся как стремительный миг, а разорения бывают всегда глубоко разрушительными. Указывает она также и на то, что русские люди неизбывно готовы к духовному подвигу, к труду во славу Божию, и что жажда его бывает сильнее личной материальной выгоды. Так, например, в середине XIX в. в новых городских храмах появляются росписи иконописца и основателя местной шелковой промышленности Александра Петровича Соловьева (+1862 г.). А в 1864-1869 гг. его наследники, сыновья Петр и Александр, у могил своих родителей строят уже огромный каменный храм Всех святых Божиих с высокой 6-ярусной колокольней в стиле русского национального романтизма.

В советское время монастырь подвергся новому разорению. Была уничтожена часть построек, в том числе в 30-е гг. были взорваны церковь прп. Сергия Радонежского с трапезной, монастырские стены, каменная часовня над источником, ископанным, по преданию, самим прп. Сергием. А церкви Всех святых и надвратную, ныне нуждающиеся в восстановлении, до последнего времени занимал хлебокомбинат. На протяжении многих десятилетий земляными работами разрушался культурный слой в ограде обители, была уничтожена часть захоронений, а надземная теплотрасса серьезно исказила внешний облик местности.

 

Влад-Сузд. 04Влад-Сузд. 05После уничтожения надкладезной Сергиевской часовни, рассказывает Валерий, долгое время трудно было установить, где ранее находился этот святой колодец. И лишь милостью Божией, после горячих сестринских молитв, одна пожилая верующая передала монастырским насельницам фотографию начала ХХ в., на которой и оказалась случайно запечатлена надкладезная часовня прошлых лет. Когда же начали копать, то и обнаружили каменную кладку, частично сохранившийся мозаичный пол, деревянные желоба… И, главное, в фундаменте была найдена закладная монета, датированная 1613 г., когда здесь и была поставлена первая часовня. Так удалось обнаружить место, где стояла часовня преподобного Сергия Радонежского.

В свою очередь давнишний друг бутовских прихожан, писатель и журналист Валентин Филоян, ныне живущий в г. Киржач, сообщил о том, что монахиням, производившим раскопки, далеко не сразу удалось отыскать древний фундамент. И тогда насельники Троице-Сергиевой Лавры прислали им икону Преподобного. И в день, когда эта икона прибыла сюда, сестры обнаружили первые камни кладки.  

Влад-Сузд. 06Войдя внутрь часовни, мы поем величание пред святым образом прп. Сергия Радонежского. А после с удовольствием пьем родниковую воду. И наша душа наполняется радостной силой от осознания того, что и мы сопричастны жизни этого уголка Святой Руси с ее непростой и ни с чем не сравнимой по трагизму и величию историей.

 


Страницы из современной жизни обители

Деятельность Свято-Благовещенского монастыря, но уже как женского, в котором ныне подвизаются около 30 насельниц, была возобновлена в июле 1995 г. указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия. Были также установлены и главные праздники обители - 23 марта/7 апр. - Благовещение Пресвятой Богородицы (престольный праздник); 29 июля/11 авг. - день преставления прп. Романа; 12/25 нояб. - обретение святых мощей прп. Романа Киржачского.

Обретение св. мощей первоигумена обители прп. Романа настоятельница Свято-Благовещенского Киржачского монастыря игумения Мария (Сташевская) считает одним из самых духовно значимых событий в жизни обители. Это произошло в ноябре 1997 г. одновременно с освящением в честь прп. Романа храма-усыпальницы в подклете Благовещенского собора. «Этим событиям, - делится матушка Мария в одном из своих недавних интервью, - предшествовали сугубый пост и молитвы сестер. Обретение св. мощей и освящение храма вылились в настоящее торжество». Трудно описать радость киржачан и сестер от прибытия в обитель приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, совершившего молебен прп. Роману прямо во дворе монастыря и благословившего насельниц иконой святителя Иннокентия Московского с частицей его святых мощей.

Начинать же было нелегко. Тогда в Киржач из Александрова приехали две юные насельницы Свято-Успенского женского монастыря, не имевшие ни духовного, ни практического опыта. И лишь благодать Божия хранила их. Спустя же два года обитель насчитывала уже 12 насельниц. К счастью, в 1999-2000 гг. сюда поступили три старицы-монахини, одна из которых была местной жительницей. Своим немалым опытом они в значительной степени способствовали духовному становлению монашеской общины.

По признанию игумении, насельниц всегда объединяла любовь к преподобному Сергию, его обители и стремление воплотить идеалы монашества в своей жизни. Для этого в возрождающейся обители существовали все условия – «мало устроенный быт, в 4 утра – подъем и монашеское правило, много трудов и мало времени для отдыха, регулярные богослужения, исповедь и причастие Святых Христовых Таин. Отсутствие опытных духовных руководителей заменяло ежедневное совместное чтение святоотеческих наставлений».


Влад-Сузд. 08Влад-Сузд. 07Казалось, что восстановить разрушенное - не в человеческих силах. «Но Господь молитвами преподобных Сергия Радонежского и Романа Киржачского управлял все чудесным образом. И уже в августе 2000 г. в Благовещенском храме совершилась первая с 1923 г. Божественная литургия. Весной 2001 г. пятиярусная колокольня при Всехсвятском храме, обезглавленная при советской власти, увенчалась медной главой и позолоченным крестом. На звоннице Спасского храма зазвучали церковные била. В августе 2005 г. владыка Евлогий освятил новую часовню, возведенную над источником преподобного Сергия взамен разрушенной в 30-е гг.». Одновременно налаживались монастырское хозяйство и быт, социальное служение и книгоиздательство…

 

Прямо-таки чудеса

Матушка Мария вспоминает, как 15 марта 2003 г., в первую субботу Великого Поста, сестры и строители собрались вместе, чтобы помолиться Богу и прп. Сергию и испросить благословение на продолжение строительства надкладезной часовни Сергия Радонежского. «Неожиданно по почте пришло сообщение о том, что специально для нашего монастыря в Сергиевом Посаде неизвестным нам иконописцем написана икона преподобного Сергия Радонежского. Невозможно было в тот момент не воспринять это сообщение как благословение дорогого Аввы Сергия, преподанное им инокиням его монастыря. В тот же вечер сестры встречали эту чудную икону с колокольным звоном и пением в воротах монастыря. Казалось, что сам преподобный Сергий как Хозяин этой обители входит Святыми вратами с тем, чтобы утешить, вразумить и наставить на путь ко спасению своих чад, подвизающихся в основанной им обители».

В другом случае явил им свою помощь прп. Роман Киржачский. «В июле 1996 г. в результате археологических раскопок были обнаружены его святые мощи, - рассказывает мать-игумения. Прежде чем поднимать их для всеобщего поклонения, по благословению Владыки Евлогия сестры должны были за год устроить храм-усыпальницу в подклете Благовещенского собора. Трудов было много, а времени и средств катастрофически мало. Иногда казалось, что завершить работу к сроку совершенно невозможно. Когда же мастер, изготавливавший раку для мощей преподобного Романа, сказал, что у него дома замироточила бумажная икона Преподобного, мы ему сначала не поверили. Но, убедившись в истинности его слов, поняли, что это ответ нашего Игумена: «Не бойтесь, я вас слышу, все будет хорошо». Так и случилось».

 

Влад-Сузд. 09С благоговейным трепетом спускаемся в храм-усыпальницу. Здесь тишина, благодать и величие. Чуть постояв, с молитвой, упованием и благодарностью прикладываемся к святым мощам угодника Божия Романа. Поём величание Праведнику.

---

Мы покидаем гостеприимный Киржачский Свято-Благовещенский женский монастырь. Это была короткая, но яркая и запоминающаяся встреча. Здесь, в этом богохранимом молитвенном уголке, изо дня в день трудятся, словно пчелки небесные, милые матушки. И их нелегкими трудами и молитвами созидаются те вечные ценности, которые сегодня почти утратил наш грешный мир.    

 

Святые преподобные отцы наши Сергий и Роман и все святые,

в земле Владимирской просиявшие,

молите Бога о нас!

 

Николай и Наталья Минины

(окончание следует)