3.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Крестный ход бутовских прихожан по Бутовско-Соловецкому меридиану (часть 5)

В сотворчестве с Господом

Palomn 5 01Вырвавшись из «тисков» свирских шлюзов и оставив за кормой «покоренную» струистую Свирь, уже к вечеру этого дня мы оказались во власти онежских просторов. Плеск пепельно-серых волн, пунцовые краски летнего карельского заката, вздохи Онеги-озера и мягкие складки облаков, тонким альковом ниспадающих к горизонту…, - все это рождало в нас предощущение радости, сокрытой до поры завесой грядущей ночи.  

А ранним утром в брызгах яркого солнца т/х «Господин Великий Новгород» уже швартовался у ожидающего гостей причала острова Кижи. Эти места - словно библейское напоминание о райском сотворчестве Бога и человека. Даже по прошествии веков немыслимой красоты северные деревянные храмы и колокольни, сработанные некогда талантом безымянных православных мастеров, высятся будто небесная «лествица». Молитвою всегда начинался и завершался здесь труд, «а первенцы из его плодов - отделялись для Бога», становясь святою жертвою.

Рабы Божии, жители Кижей никогда не знали крепостного права и социального рабства, всегда трудясь во славу Христову и на пользу ближнего.

 

Кижскими тропами

Остров Кижи, рассказывает нам экскурсовод Наталья, - один из 1650 островов в Онежском озере. Мы находимся в северо-западной части озера, где насчитывается до полутысячи островов. Самый большой из них – Клименецкий, протяженностью - 25 км. Наш же остров (от карельск. - Kiži) – заповедный. Он вытянут с севера на юг на 6 км и имеет ширину от 200 до 1000 м.

 

Palomn 5 02Эта территория Заонежья, рассказывает наша добрая помощница, издавна считалась очагом новгородской культуры. Когда-то здесь проходил торговый путь, соединявший Великий Новгород с Белым студеным морем. Только в начале ХХ века в этих местах было выявлено около трехсот памятников: деревянного зодчества, иконописи, прикладного искусства…, позже привезенных на территорию Кижского погоста, на место, где возвышаются эти величественные – Преображенская (летняя) и Покровская (зимняя) церкви с чуть отстоящей от них колокольней. Поодаль – покосившиеся кресты – остатки старообрядческого кладбища в пределах ограды.

Погостом, напоминает Наталья, некогда называли административно-территориальные единицы на Руси. Кижский погост, как административный центр в XVI в., объединял 130 деревень, включая 12 деревень острова Кижи. В XVII веке их было 47, а к концу XIX столетия - только 9. Сегодня в северной части острова осталось лишь 3 жилые деревни с общим населением в 50 человек, включая не только членов 5 местных семей, но и плотников-реставраторов, пожарных…, а также полицию, следящую за порядком на этой островной территории.  

Palomn 5 03Молодежи на острове нет, сетует рассказчица. Стариков-родителей дети на зиму забирают к себе. И это правильно, ведь зимы здесь крайне суровы и условия для жизни - тяжелые: холодные северо-восточные ветра, в октябре выпадает первый снег, в ноябре замерзает Онежское озеро, а ртуть в градусниках зимой, случается, опускается до -40 °С. Ближе к берегу толщина льда иногда достигает 1,5 м.

«Даже в короткое холодное лето здесь очень непросто. И выжить, наслаждаться жизнью, а тем более вести хозяйство и воспитывать детей в этих местах могли, конечно, только сильные герои этой драмы», - говорит с загадочной улыбкой наша «Джоконда», давая нам понять, что доподлинно знает цену своим словам.

Первыми русскими людьми, пришедшими на эти островные территории Онежского озера, были новгородцы. До них эти места населяли представители финно-угорской группы: карелы, вепсы, эсты. И названия многих деревень, как мы узнали еще ранее, - отголоски того времени.

Смысл и истоки названия острова Кижи доподлинно не известны. Возможно, говорят одни исследователи, они связаны с временами, когда местные язычники устраивали здесь свои празднества: карельское слово «Kižat» – означает «игрища», а Кижасаари - «остров игрищ». Другие исследователи склонны видеть здесь производное от карельского или вепсского слова «kezä» (фин. «kesä») – «лето». А историк и краевед В. Агапитов возводит это необычное название острова на Онеге к карельскому слову «kiidzin» – «водяной мох», который когда-то добывался в этих местах для хознужд.

Как бы то ни было, ясно одно: этот остров был выбран еще древними людьми не случайно, ибо чувствовали они его сильную энергетику и вибрации и устремлялись сюда. И совсем не удивительно, замечает Наталья, что именно на этом острове позже были построены эти прекрасные храмы.

Palomn 5 04А еще «погостом» на Севере называлось то место, где обязательно строились две православные церкви – холодная (летняя) и теплая (зимняя), каковыми являются здесь церкви Преображения Господня (1714 г.) и Покрова Пресвятой Богородицы (1764 г.). Колокольню заонежане всегда строили отдельным сооружением, как нынешняя шатровая колокольня, построенная в 1863 году. На месте некогда сгоревших здесь во время грозы кижских шатровых церквей и выстроен весь этот нынешний храмовый комплекс. В Покровской, ныне действующей церкви, - старинные иконы, спасенные кижанами из огня.

Первоначально, говорит рассказчица, строительство этих многоглавых церквей было задумано не здесь, ибо возводить постройки на месте пожарища считалось плохим знаком.

После решения на начало строительства артель заонежских искусных плотников приступила к заготовке леса. Сплав тянули по воде в северную часть острова. Но удивительно то, что ночью внутренним течением его прибивало сюда, к южной оконечности острова. И это явление повторялось трижды. И когда в третий раз сплав прибило сюда, а в камышах была найдена икона «Спас Всемилостивый», или «Спас Смоленский», как мы иногда ее называем, заонежане восприняли это как Божественный знак: как указание на место, где должны стоять церкви. Люди всегда здесь были очень верующими. Они не только строили в возвышенном состоянии воспоминания о Боге, но и жили вместе с Богом.

В архивных данных (летописях), говорит экскурсовод, мы узнали о том, что строительство Кижского погоста началось именно с Покровской церкви. Вначале был построен четырехугольный сруб с двускатной кровлей, установлены круглые печи, четырехъярусный иконостас, и службы велись здесь зимой и летом. В правом углу был устроен предел в честь Николы Чудотворца, считавшегося в Заонежье покровителем плотников. Сразу же после этого началось строительство Преображенской церкви.

«Наши плотники, - замечает Наталья, - конечно же, университетов не заканчивали. Они ходили в Никольский предел, концентрировали свое внимание на его главном образе, ведь любой святой был посредником между Богом и человеком. И им удавалось поймать это «Божественное касание»: просто так идеи не приходят. Конечно, Творец помогал Своему творению создавать эти прекрасные церкви».

Церковь Преображения Господня была построена и освящена в 1714 году. Покровская же церковь обрела свой нынешний вид лишь 50 лет спустя – в 1764 году.

Главной приходской церковью Кижского погоста является 22-главая Преображенская церковь. И когда на нее смотришь, замечает рассказчица, трудно понять, что лежит в ее основании. Но если внимательно приглядеться, то можно заметить четкую схему: три постепенно уменьшающихся восьмигранника, на которые как бы нанизаны пять ярусов глав. Церковь центрична, все ее фасады выглядят одинаково. Нижний 8-гранный сруб - самый большой, и к нему с 4-х сторон примыкают прирубы, указывающие на части света. В плане это сооружение представляет собой крест – символ Христианства. А силуэт напоминает пламя свечи.

Преображенская церковь легка, изящна, хорошо просматривается в округе: высота конструкции – 37 метров. Вес же ее, во что трудно поверить, - около 600 тонн, но церковь не выглядит такой тяжелой и массивной благодаря этим постепенно уменьшающимся восьмигранникам.

Наталья обратила наше внимание на разновеликие главки этой чудо-церкви. Нижний ярус – средних размеров. Потом - чуть меньше, затем – больше. Самые маленькие главки находятся на втором 8-гранном срубе. И венчает всю эту конструкцию самая большая глава. Место нахождения ее – третий, самый маленький, восьмигранник.

 Palomn 5 05Около 300 лет стоит на острове наша Преображенская церковь, говорит Наталья, и не перестаешь удивляться тому, как она могла столько простоять здесь, в Карелии, в таком влажном климате. Действительно, плотники, которые ее строили, знали секрет, как можно строить на века! Преображенскую церковь, как и многие постройки здесь, рубили из кондовой сосны. Стволы прямые, как корабельная мачта, и практически без сучьев, лишь наверху – небольшая шапка. Эта очень смолистая порода дерева росла у нас раньше на каменистой почве на материке. На ее добычу уходили летом. Деревья выбирали, били по стволам обухом и по звуку определяли, какое дерево подходит. После их метили, а зимой, когда заканчивался процесс соковыделения, начинали рубить. Именно рубить, хотя пила в то время была уже известна. Но пилой пользовались крайне редко, ведь когда спиливали дерево, поры разрушались, смола вытекала, и дерево очень быстро превращалось в труху. А когда рубили топорами, то разрушения не происходило. Срубленные деревья оставляли на месте до поры, когда закончится процесс внутренней консервации, когда древесные поры затянутся. И только после этого тянули на места строительства.

Бревенчатые срубы у нас, в Заонежье, говорит экскурсовод, раньше никогда не ставили на фундаменты (их ставили на валуны. – Авт.). Это, также как и полуциркульные окна, филенчатые двери и многое другое, – элементы городской архитектуры, чуждые для архитектуры деревянной.

Ранее обе кижские церкви были обшиты тесом, внутри были оштукатурены, главки и бочки их были покрыты кровельным (луженым) железом. И лишь в конце 50-х гг. ХХ столетия, когда сюда пришел московский архитектор А.В. Ополовников, было решено снять тесовую обшивку, ликвидировать штукатурку, и покрыть купола лемехом, для чего руками карельских мастеров было вытесано порядка 30 тыс. лемешинок. Это отличалось от прежнего замысла мастеров, но придало Кижскому ансамблю неповторимый всемирно известный вид.

Справка. Ополовников Александр Викторович (1911-1994) – советский и российский ученый, архитектор, реставратор, академик, доктор архитектуры. В 1946 г. Управлением по делам архитектуры при Совете Министров Карело-Финской ССР был приглашен для работы в Карелии. Основоположник создания музея «Кижи» и автор-реставратор часовен «Кижского ожерелья», церквей в Яндомозере, Челмужах и многих других. Мировая слава ансамбля Кижского погоста и его окружения во многом была достигнута благодаря реставрационно-восстановительным работам, осуществленным А.В. Ополовниковым.

1951 г. - реставрация ансамбля Кижского погоста с одновременным воссозданием утраченного самобытного облика памятника в целом и снятием наслоений конца XIX века с Преображенской и Покровской церквей.

1956 г. - реставрации ограды Кижского погоста, где А.В. Ополовников впервые в России применил метод воссоздания памятника по аналогу (новодел).

В 1958 г. - блестяще защитил кандидатскую диссертацию — «Опыт реставрации памятников деревянного зодчества Карельской АССР».

В 1976 г. - докторскую диссертацию «Реставрация памятников русского деревянного зодчества». Дважды Академией Архитектуры он выдвигался для работы в ЮНЕСКО как эксперт по реставрации памятников архитектуры.

С 1990 г. Кижский погост входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1993 г. указом Президента РФ архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

 Palomn 5 06В ярком свете последнего июльского утра мы любуемся живой картиной северной православной старины. И рассказ нашего замечательного гида позволяет нам дорисовать образ Кижского ансамбля, что меняется в зависимости от времени года, суток, погоды и освещенности. Главки и бочки церквей и часовен, покрытые осиновым лемехом, словно рыбьей чешуей, в легкой утренней дымке серебрятся; на закате, окрашенные багровым цветом, отливают «медовым золотом», воспринимаясь почти как театральная декорация к сказке о русских богатырях… Даже в ненастную погоду, когда низкие грозовые тучи затягивают горизонты, создается ощущение, что дерево впитывает эту влагу: памятники темнеют, наливаются силой… Кижский ансамбль, замечает Наталья, никого и никогда не оставляет равнодушным.

Воистину удивительны творения карельских зодчих! Многокупольная Преображенская церковь (под стать ей церковь Покровская и чуть отстоящая колокольня), с ее ярусами, прирубами, восьмериками, крестами… взметнулась над Онегой-озером ввысь - к миру горнему. Она возвышается над твердью вод и земли, над просторами лесов, полей и рек, над малыми деревнями и поселками окрест, словно непобедимое Христово воинство. Ничто не нарушает единства дивного Кижского ансамбля, ничто не заслоняет его от Всевидящего Ока Господня. И глядя на эту красоту и величие, чувствуешь, как ликует твоя душа, и задумываешься о Святой Руси, где и сегодня живет непобедимая в веках вера Христова! С нами Бог, Принесший нам в дар Саму Церковь Христову с ее Святым Писанием, Преданием, Святыми Таинствами и Святой Евхаристией. С нами Истина, Красота и Сила Сказавшего: «…на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мат. 16, 18).

Palomn 5 07Palomn 5 08Palomn 5 09Дружно и заинтересованно рассматриваем мы заонежские святыни: иконостас, старинные иконы Покровской церкви, интерьер храма…, слушаем церковные песнопения.

Не без заметных усилий взбираемся по лесенке в добротный жилой дом-«кошель» семьи Ошевневых (XIX в.), с высокой подклетью, не менее высокой парадной лестницей, гульбищем, резными ставенками и искусной деревянной резьбой. В нем, по северо-русской традиции, под одной крышей «мирно соседствуют» изба, кладовые, сарай, хлев, сеновал… Самая нарядная и светлая часть дома, с видом на озеро, - жилая.

Ясноликие девушки-северянки одаривают нас своими «жемчужными улыбками». Они прядут, ткут, красной нитью вышивают вепсские узоры на холщевых полотнищах, рассказывают нам о старинных кижских традициях, обычаях, поверьях, образе жизни своих прадедов и земляков…

Поражает мощью и разветвленностью родовое древо крестьян Ошевневых, чья большая семья некогда жила в этом доме, где и сегодня люди просвещаются, напитываются красотой родной старины, вдохновляются от соприкосновения с нашими далекими православными предками – людьми веры, слова и стойкости. На старинных фотографиях их лица светлы, спокойны, серьезны. Плоды же их трудов – пережили века.

 

 

Palomn 5 10Palomn 5 11Palomn 5 12А после, самостоятельно бродя по разным уголкам заповедного острова, - изучаем различные постройки. Вот небольшой амбар, мельница-ветряк «о 8 крылах», древняя церковь Воскрешения Лазаря (XIV в.) из бывш. Муромского монастыря (прим.: Муромский Свято-Успенский мужской монастырь Петрозаводской и Карельской епархии, один из самых древних монастырей в Карелии, ныне возрождается. – Авт.), две старинные деревянные часовни XVIII века… - все это с любовью и молитвой делалось руками местных умельцев и было свезено сюда из разных сел и деревень Заонежья.

 

Кижский приход: история и современность

Совершая Крестный ход по Русскому Северу под духовным водительством протоиерея Кирилла Каледы (внук сщмч. Владимира Амбарцумова; +1937) - настоятеля храма Новомучеников Российских в Бутове по местам служения, страданий и подвигов многих тысяч священно- и церковнослужителей, монашествующих и активных мирян Русской Православной Церкви, в годину лютую за Христа пострадавших, мы не могли не познакомиться с историей кижского прихода и с судьбой кижских священнослужителей, также переживших вместе с матерью-Церковью и своим народом те страшные годы. Славен, трагичен и высок их путь!

Однако начнем с истории. По данным специалистов музея–заповедника «Кижи», большинство из которых сами являются прихожанами нынешнего православного прихода Спасо–Кижского Патриаршего подворья, первые исторические сведения по Кижскому приходу содержатся в Писцовых книгах Обонежской пятины. Согласно источникам, в XVI–XVIII вв. границы церковного прихода и Кижского погоста, как административной единицы, совпадали (намного превышая границы прихода XIX в.). В те времена в состав прихода кроме главных храмов – Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы в Кижах входили еще 10 церквей, часть из которых располагалась на территории нынешнего Кондопожского района Карелии, и часть - на территории Заонежья. В XVIII в. к Кижскому приходу относились также 5 часовен в близлежащих деревнях.

После губернской реформы Петра I границы прихода уменьшились. А к концу XVIII в. и вовсе сократились до размеров Кижской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии.

С конца XVIII в. по1827 г. Кижский приход находился в ведении Новгородской и Архангельской епархий, и в 1827 г. – вошел в состав вновь созданной Олонецкой епархии. Количество прихожан, по данным на 1880 г., достигало 2555 человек, проживавших в 47 окрестных деревнях.

Содержание кижского церковного причта до 40–х гг. XIX в. заключалось в доброхотном подаянии прихожан. И лишь в середине XIX в. положение изменилось: причт начал получать казенное жалование в размере 420 руб. в год (т.е. двум священникам полагалось соответственно по 180 и 120 руб., двум псаломщикам – по 60 руб. в год).

Священство, служившее в кижских церквях в XIX веке, имело разный уровень образования. Так, из восьми священников двое — Семен Соколин (служил с кон. XVIII в.-1815 г.) и Иоанн Федулов (1815–1866 гг.) не имели специального образования. Четверо - Михаил Завадовский (1852–нач. XX в.), Иоанн Павинский (1877–нач. XX в.), Андрей Русанов (1856–1876 гг.) и Михаил Русанов (1894–1927 гг.) получили образование в Олонецкой духовной семинарии. Священник Михаил Крылов (1834–1852 гг.) обучался в Свирском приходском училище. Последний кижский священник Алексий Петухов (1933–1937 гг.) закончил Архангельскую духовную семинарию.

Носители духовности, культуры и грамотности, местные священники играли огромную роль в образовании крестьянских детей и формировании духовно-нравственного облика своей паствы. Многие кижские батюшки получили благословение Святейшего Синода на обучение детей в местном приходском училище, открытом при кижских церквях в 1876 г., а также в школах, и были награждены за усердную службу по Духовному ведомству.

Palomn 5 13Palomn 5 14Кижане принимали деятельное участие в жизни своего прихода, активно жертвовали на храмы. Только покупка железа для обивки глав Преображенской церкви в 1829 г. обошлась им в 2255 руб. Тогда же крестьянин д. Окуловская Евсей Плавунов пожертвовал в храм Преображения Господня икону «Архистратиг Михаил». А крестьянин д. Ошевнево Антон Ошевнев (представитель уже известного нам рода Ошевневых, в доме которого мы только что побывали), в 1834 г. подарил в кижскую церковь Плащаницу. В 1865 г. крестьянин д.Телятниково Матвей Вавилин заказал для Преображенской церкви икону «Успение». Тогда же крестьянка о. Кижи Стефанида Морозова принесла в дар той же церкви 1000 руб., что составляло по тем временам сумму весьма внушительную.

Примечателен тот факт, что из числа достойнейших членов крестьянского мира в 1896 г. старостой кижской церкви был избран крестьянин д. Середка, внук знаменитого сказителя Т.Г. Рябинина, - Кирик Рябинин.

В кижском приходе поддерживали и воспитывали благочестие в своих прихожанах. В церкви Преображения Господня за 1860–1863 гг. сохранились документы по вступающим в брак, свидетельствующие о том, как церковь выступала подлинной хранительницей нравственных традиций крестьянского мира. Для молодых требовалось родительское или родственное благословение, троекратное оглашение в церкви с целью выяснения возможных препятствий для заключения данного брака, предоставление письменного свидетельства священника, характеризующего жениха или невесту из другого прихода как достойного прихожанина или прихожанку, письменное подтверждение достоверности сведений, излагаемых в «брачном обыске» поручителями со стороны жениха и невесты. Все это говорит о высоких нравственных требованиях, предъявляемых по тем временам церковью к своим прихожанам.

Служба в кижских храмах продолжалась и после Октябрьской революции, однако священники были лишены жалования, и их содержание вновь перешло на попечение прихожан.

С 1920 г. Кижский погост был объявлен памятником архитектуры и взят под охрану государства. В 1929 г. Преображенскую церковь передали верующим для молитвенных целей в бесплатное пользование. Службы могли проводиться со дня Пасхи и до праздника Покрова Богородицы (14 октября).

В 1935 г. местным сельсоветом в 17 колхозах района было организовано голосование о закрытии действующих церквей. «За» закрытие проголосовало лишь 80 человек, в то время как около 1000 человек высказались «за оставление церквей в прежнем виде». Тем не менее, постановлением Комиссии по культуре при президиуме ЦИК КАССР от 13.02.37 г. богослужения в Преображенской церкви прекращаются. Верующим была оставлена лишь зимняя Покровская церковь.

Не согласившись с таким решением, в апреле 1937 г. кижане направляют жалобу на закрытие Преображенской церкви в Москву, в Кремль! Однако, несмотря на протесты прихожан, постановление было оставлено в силе. И с осени 1937 г. в Преображенской церкви Божественные литургии более не совершались. Последними настоятелями кижского прихода стали о. Михаил Русанов и о. Алексий Петухов.

 

Исповедник о. Михаил Русанов и его род

 Palomn 5 15М.А. Русанов родился в Кижах 21 ноября 1874 г. и по окончании Олонецкой Духовной семинарии был назначен священником в родное село. Отец и дед молодого батюшки в разное время также священствовали в Кижах. Но уже в 1927 г. о. Михаила отстранили от службы, выселили из дома и отправили на лесозаготовки. Впоследствии он проживал в Петрозаводске в семье старшей дочери и умер в эвакуации в городе Емцы Архангельской области в 1943 году.
На кладбищенском кресте Спасско–Кижского погоста, что стоит рядом с крыльцом колокольни, можно прочесть: «Крест установлен в память потомственных священнослужителей о. Кижи Русановых 27 сентября 2001 г.».

 

Новомученик Алексий Петухов

В 1933 году на о. Кижи появился новый священник – о. Алексий Петухов. Он был родом из семьи священника села Ростовское Шенкурского уезда Архангельской губернии. Его супруга (в девичестве – Александра Попова) также происходила из семьи потомственных священников.

Алексей Степанович (1875-1937) и Александра Стефановна (1880-1946) закончили Духовную Семинарию и Епархиальное училище в Архангельске. После недолгого учительства в архангельской глубинке, А.С. Петухов, следуя семейной традиции, в 1910-х гг. принял сан священника, продолжив служение и после революции. В гражданскую войну он, против своей воли, без семьи, был вывезен в Финляндию. В одном из писем священник предложил матушке Александре вместе с детьми перебраться к нему, на что получил ответ: «Как же можно, Алеша, жить без Родины?»

При первой же возможности о. Алексий возвращается в Россию и, воссоединившись с семьей, служит священником в с. Суна. Вскоре его арестовывают за то, что он зарезал собственную корову и продал мясо. Его обвиняют во вредительстве, припомнив также Финляндию, и отправляют на принудительные работы.

Вернувшись домой, отец Алексий до самой своей трагической кончины продолжает служение в кижских церквях.

Жизнь многодетной семьи о. Алексия была полна лишений и страданий. Пятеро из их одиннадцати детей скоропостижно, в течение 2 недель, скончались от скарлатины. Широко образованные, батюшка с матушкой вынуждены были влачить нищенское существование, живя на о. Кижи на подаяние. Младшая дочь Галя ходила просить милостыню в деревню Ямка: «Кто-то наливал ей молока, подавал хлеб, а кто-то - закрывал дверь перед десятилетней просительницей».

Матушка Александра занималась шитьем. Она никогда не договаривалась заранее об оплате, надеясь на то, что добрые люди сами подадут им на пропитание. Батюшка Алексий нередко уходил ловить рыбу, но мало что попадалось в его старые, чиненные-перечиненные сети.

После службы в часовне или в крестьянском доме священника иногда благодарили продуктами. И это частое «хождение с корзиной» очень удручало матушку.

Palomn 5 16Несмотря на все трудности о. Алексий многое делал для сохранения кижских храмов. Прихожане любили своего батюшку, доверяли ему. В результате их неоднократных письменных обращений в сер. 30-х гг. был издан Указ Совета Министров о назначении о. Алексия Петухова хранителем кижских церквей.

Весьма любопытный факт приводится в одном из материалов на сайте музея-заповедика «Кижи» (http://kizi.karelia.ru), в котором говорится о том, как в июне 1933 года на острове побывал И.С. Сталин (вместе с С.М. Кировым и К.Е. Ворошиловым). «Он [Сталин] прибыл ночью на пароходе «Анохин» и захотел осмотреть церковь. Ключи были у о. Алексия. Крикнули случившихся рядом мальчишек сбегать за батюшкой. «А там попадья трясется, уже нам открыли дверь, она трясется, а в то время знаете, как все тряслись. Ну, батюшка пришел. Мы тоже туда… Нас оттуда – «цык». «Куда?» – и не пустили нас больше. Они только в большой церкви были, в Спасовской. А в Покровскую не заходили, Покровская их не интересовала. Может, минут двадцать пробыли в церкви, может, полчаса. Недолго, недолго. И вышли. И опять на пароход, и пароход без гудков, безо всего пошел в сторону Великой…» (Из записи с Рябининым А.М. (1921 г.р.) 25 января 2000 г. Личный архив автора).

События Большого террора коснулись и этих мест. 24 октября 1937 г. о. Алексия Петухова арестовали. В тот день на одном из последних пароходов он, радостный, возвращался из Петрозаводска: получил звание протоиерея. Недолгими были суд и расправа. Уже через месяц, 26 ноября, отец Алексий был расстрелян, и место его захоронения не известно.

Чекисты, проводившие обыск в их съемном доме, были поражены бедностью священнической семьи: из нескольких десятков вещей самые ценные - старая зингеровская машинка и шкаф.

Печальной оказалась и участь его детей, которым стоило неимоверных усилий получить среднее образование и работу. Еще при жизни о. Алексия его старшего сына Владимира (1907 г.р.) исключили из техникума за то, что он «не отказался» от отца-священника. Тогда батюшка за руку сам привел в Сенногубский сельсовет собиравшуюся так же поступить старшую дочь Софью (1917 г.р.), чтобы она на его глазах написала заявление об отказе. Младшего сына Геннадия (1916 г.р.) уволили с работы только за то, что он на сутки заехал к родителю в Кижи.

И все-таки самой большой болью детей о. Алексия Петухова до конца их дней оставалось неведение о месте захоронения отца.

 После расстрела последнего кижского настоятеля о. Алексия Петухова - с 1937 г. по нач. 90–х гг. ХХ в. богослужения в храмах не совершались. Но сегодня идет возрождение приходской жизни в Кижах. Молитва вновь возвратилась на Кижский погост, и в Покровской церкви, как и многие годы назад, совершается Таинство Святой Евхаристии.

20 августа 1994 г. после 57–летнего перерыва в Покровской церкви была отслужена Божественная литургия. Ее совершил архиерей, Его Преосвященство Мануил, епископ Петрозаводский и Олонецкий, в присутствии большого числа паломников, а также местных жителей и сотрудников музея. Это событие совпало с днями празднования Преображения Господня, главного летнего приходского праздника, и напомнило о той доброй дореволюционной традиции, когда архиерей с большой свитой посещал этот древний заонежский погост с архипастырским визитом.

После совершения в 1997 г. первого летнего богослужебного календаря, стало очевидно, что в храме необходимо воссоздание церковного убранства. Благодаря взаимопониманию музея и прихода эти весьма большие работы были воплощены в жизнь. Венцом этих трудов стал архипастырский визит Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси приснопамятного Алексия II, который состоялся 4 июня 2000 года.

Впервые за всю историю Православия в Заонежье на древнем Кижском погосте, в намоленной и переполненной паломниками Покровской церкви прошло Патриаршее богослужение. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви наградил ряд сотрудников музея за их поддержку в деле возрождения молодого прихода. Во время этого визита произошла очень трогательная встреча между Святейшим Владыкой и Галиной Алексеевной Петуховой, дочерью предыдущего настоятеля Кижского прихода, священника Алексия Петухова.

В том же 2000–м году была произведена перерегистрация всех приходов Русской Православной Церкви, в результате чего было определено каноническое название: Приход Спасо–Преображенского храма острова Кижи.

9 июня 2003 г. издан Указ Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который гласил: «В связи с возрождением полноценной духовной жизни на о. Кижи, привлекающим своим неповторимым ансамблем множество паломников со всей территории России, считаем целесообразным образовать при Спасо–Преображенском храме на о. Кижи Патриаршее подворье, находящееся, с согласия архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, в Нашем непосредственном подчинении…». Настоятелем Патриаршего подворья был назначен священник Николай Озолин (ныне проходящий священническое служение в г. Ницце, Франция).

В июне 2010 года Кижский Покровский храм Патриаршего подворья с кратким визитом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель сказал: «Радуюсь возможности посетить Кижский погост, совершенно уникальное место нашей Святой Руси – северной Фиваиды. Радуюсь также тому, что вошел в действующий храм, где совершается молитва, потому что, когда в храме молитва не совершается, то, как бы прекрасна ни была архитектура, каким бы сильным ни было ее эстетическое воздействие, души в таком храме нет». По словам Святейшего Кирилла, в последний раз ему довелось побывать здесь в далеком 1974 году, когда «никаких служб не было, и вообще Кижский погост выглядел совсем иначе».

Спустя две недели после завершения нашего Крестного хода по святым местам Русского Севера, 19 августа 2012 года, в день Преображения Господня, прихожане Спасо-Преображенского храма о. Кижи отмечали свой престольный праздник. И поскольку в главном храме все еще идет реставрация, Божественная литургия была совершена в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

Нынешний настоятель прихода Спасо-Преображенского храма о. Кижи отец Артемий Корыхалов обратился в тот день к многочисленным прихожанам и гостям со словами проповеди, сказав: «Христос нам являет то, что каждый человек имеет в себе возможность преображения. В каждом из нас есть как темное, дурное, плохое, то, что Церковь называет грехом, точно также в каждом человеке, в каждой душе христианской есть непрекращающийся процесс преображения души».

В тот праздничный день кижане молились и о том, чтобы Господь духовно укрепил всех участников дела возрождения древней Преображенской церкви. В 2014 году ей исполнится 300 лет. Просили, чтобы Отец Небесный благословил продолжение ведущихся там многотрудных реставрационных работ. А после Крестного хода вокруг Кижского погоста под одно из бревен реставрируемого Спасо-Преображенского храма была заложена памятная табличка-послание от нынешних реставраторов храма с надписью: «Дорогие потомки! 19 августа 2012 года в Праздник Преображения Господня посылаем вам весточку из нашего времени. Уже несколько лет мы для вас реставрируем самую красивую деревянную церковь в мире. Сохраните ее для наших общих потомков, ибо пока есть история – есть народ. В реставрации церкви с 2004 года принимают участие сотрудники музея-заповедника «Кижи», а также специалисты из Карелии и Санкт-Петербурга». (Прим.: по данным карельского специалиста-реставратора Т.Л. Левиаш, много лет проработавшей начальником отдела сохранения объектов культурного наследия Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», окончание работ по восстановлению Преображенской церкви планируется на 2017 г. – Авт.).

История священнического служения на о. Кижи, как и во многих других местах России, было делом семейным. Представители этих династий входили в состав веками складывавшегося на Севере Руси сословия – сельского духовенства. Это был яркий тип духовного «интеллигента-крестьянина». Сельский священник, как никто другой, уважал и понимал крестьянскую душу. Занятый духовным просвещением народа и одновременно крестьянским трудом, он хорошо видел все нужды, проблемы и чаяния своих прихожан. Именно поэтому священники считались одними из лучших бытописателей крестьянской жизни, нравов, обычаев и особенностей этой среды. Трудами этих людей, всецело посвятивших себя служению Богу и ближнему здесь, на Севере Руси,  сформированы основные фонды многих архивов, в том числе - знаменитого фонда Олонецкой губернии Русского Географического общества в Санкт-Петербурге.

Их благодарные земляки помнят и чтут подвижнические труды и жертвы славного священства прежних времен. «В эпоху «великого перелома» 1930-х гг., - говорят они, - сельские священники были уничтожены вместе со своими лучшими прихожанами. Разрушив церковь, советская власть во многом разрушила духовную жизнь деревни. Однако достойная жизнь родителей не прошла даром. Большинство детей священников стали учителями, продолжив духовное наставничество своих отцов» (http://kizi.karelia.ru).


---

 Palomn 5 17Palomn 5 18Palomn 5 19Воскресный полдень. Мы вновь в открытой Онеге! И то ли приветствуя нас, то ли празднуя вместе с нами день военных моряков, она являет свой загадочный и переменчивый нрав. Ее штормит, и боковой ветер заметно раскачивает нашего «великого новгородца». Тех из нас, кто еще не лежит пластом, - экипаж приглашает на экскурсию: пожать руку капитану-имениннику, побывать на ходовом мостике, спуститься в грохочуще-жаркое  чрево корабля и послушать истории о захватывающих «кругосветках» юных моряков-озёрников.
Но как ни страшны морские шторма, еще страшнее бури моря житейского! Что толку, если ты минуешь все острые рифы, но сгубишь душу свою во мраке греха? И только опытные духовные отцы-капитаны, милостью и помощью Божией, способны вывести нас к свету Истины.

 

Спаси, Господи, отцов наших духовных и даруй им душевное спасение и телесное здравие!
Помяни, посети и укрепи их, и сохрани их на многия лета ради нас грешных.

 

Николай и Наталья Минины
(продолжение следует)

ФОТОГАЛЕРЕЯ


Крестный ход бутовских прихожан по Бутовско-Соловецкому меридиану (часть 4)

Крестный ход бутовских прихожан по Бутовско-Соловецкому меридиану (часть 3)

Крестный ход бутовских прихожан по Бутовско-Соловецкому меридиану (часть 2)

Крестный ход бутовских прихожан по Бутовско-Соловецкому меридиану (часть 1)