6.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

15.12

 

 

В этот день в 1937 на Бутовском полигоне за веру пострадали: 

священномученик Николай Виноградский, протоиерей
священномученик Николай Заболотский, протоиерей
священномученик Константин Некрасов, протоиерей
преподобномученик Данакт (Калашников), иеромонах
священномученик Феодор Алексинский, священник
священномученик Иоанн Державин, священник
священномученик Владимир Проферансов, священник
священномученик Сергий Фелицин, священник
мученица Матрона Конюхова
протоиерей Николай Сафонов
священник Павел Понятский
священник Александр Херсонский
монахиня Мария (Журавлева)
монахиня Анна (Степанова)

И иже с ними расстреляны 123 человека

подробнее

france Spain

ДНИ ПАМЯТИ. Священномученик Иоа́нн Державин, пресвитер.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 25 мая 1878 го­да в се­ле Ануф­ри­е­во Ни­коль­ской во­ло­сти Руз­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая Дер­жа­ви­на. В 1894 го­ду он окон­чил Ко­ло­мен­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1901 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы при Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ской церк­ви в се­ле Ви­хо­ре­во Сер­пу­хов­ско­го уез­да, а с 1902 по 1904 год был учи­те­лем и за­ко­но­учи­те­лем в Горш­ков­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле Гус­лиц­ко­го окру­га Бо­го­род­ско­го уез­да. Же­нил­ся, впо­след­ствии у них с су­пру­гой Пе­ла­ги­ей Пет­ров­ной ро­ди­лось де­вять де­тей.

7 ав­гу­ста 1904 го­да епи­скоп Дмит­ров­ский, ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии Три­фон (Тур­ке­ста­нов) ру­ко­по­ло­жил Ива­на Ни­ко­ла­е­ви­ча в сан свя­щен­ни­ка к Ни­коль­ской церк­ви в се­ле Ми­лет Бо­го­род­ско­го уез­да. С это­го же вре­ме­ни он стал за­ко­но­учи­те­лем в Ми­лет­ском зем­ском на­чаль­ном учи­ли­ще. За бла­го­го­вей­ное ис­пол­не­ние свя­щен­ни­че­ских обя­зан­но­стей и за усерд­ное про­по­ве­да­ние сло­ва Бо­жия отец Иоанн в 1911 го­ду был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком. В ра­пор­те бла­го­чин­но­го от­ме­ча­лось, что отец Иоанн Дер­жа­вин, «от­ли­ча­ясь крот­ким и доб­рым ха­рак­те­ром, поль­зу­ет­ся ува­же­ни­ем и лю­бо­вью сво­их при­хо­жан».

Храм в се­ле Ми­лет был вы­стро­ен в усадь­бе, при­над­ле­жав­шей кня­зьям Го­ли­цы­ны­ми Ухтом­ским. Толь­ко в на­ча­ле ХХ ве­ка здесь по­яви­лась при­ход­ская цер­ковь. При­ход был ма­ло­чис­лен­ным, а с на­ча­лом го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь и упад­ком ве­ры и во­все обез­лю­дел. Отец Иоанн и его се­мья бед­ство­ва­ли, про­да­вая из иму­ще­ства все, что толь­ко мож­но бы­ло про­дать, но свя­щен­ник не по­ки­нул при­ход.

В 1929 го­ду уси­ли­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, вла­сти ста­ли ис­кать лже­сви­де­те­лей и до­пра­ши­вать их. В де­каб­ре 1929 го­да один из лже­сви­де­те­лей по­ка­зал:
– Свя­щен­ник Иван Ни­ко­ла­е­вич Дер­жа­вин вы­сту­пал с про­по­ве­дя­ми, в ко­то­рых го­во­рил, что со­вет­ская власть – власть без­бож­ная, ре­ли­гию на­си­лу­ет, на­до с без­бож­ни­ка­ми ве­сти борь­бу, несмот­ря на все невзго­ды. За это по­лу­чи­те на­гра­ду. При­дет вре­мя, и не бу­дет та­ко­го на­си­лия над ве­рой. Про­по­ве­дей Дер­жа­вин не го­во­рит око­ло по­лу­го­да, а чис­ло, ко­гда он го­во­рил, не пом­ню, но он мне лич­но го­во­рил, что те­перь про­по­ве­ди го­во­рить нель­зя, за это по­са­дят, нам нуж­но по­ти­хонь­ку ве­сти ра­бо­ту сре­ди кре­стьян, это при­не­сет боль­ше поль­зы.

– Го­во­рил ли с ва­ми Дер­жа­вин или с кем-ли­бо дру­гим про­тив вла­сти? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Я точ­но не пом­ню. В раз­го­во­ре со мной он ска­зал, что со­вет­ская власть за­да­ви­ла на­ло­га­ми. Ре­ли­гию угне­та­ет. Всех за­да­ви­ла непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми, фаб­ри­кан­тов обо­бра­ли, куп­цов то­же, те­перь возь­мут­ся за кре­стьян. Власть ду­хо­вен­ство да­вит, ме­ня лич­но го­нят из до­ма. До­жи­ли при этой вла­сти до то­го, что ни­че­го нет. Это Бог на­ка­зы­ва­ет за на­ше без­бо­жие.

Дру­гой лже­сви­де­тель ска­зал, что свя­щен­ник си­сте­ма­ти­че­ски вы­сту­пал с про­по­ве­дя­ми, в ко­то­рых при­зы­вал бо­роть­ся за укреп­ле­ние ре­ли­гии; ука­зы­вал, что те­перь де­тей при со­вет­ской вла­сти в шко­лах За­ко­ну Бо­жию не учат и на­до их учить до­ма. При­зы­вал граж­дан по­мочь церк­ви, со­брать день­ги сре­ди ве­ру­ю­щих. Спа­си­бо тем граж­да­нам, ко­то­рые еще не за­бы­ли Бо­га и по­се­ща­ют храм, им Бог за это по­мо­жет. У нас ста­ло мно­го без­бож­ни­ков, за­бы­ли Бо­га, жить ста­ло ху­до, храм раз­ва­ли­ва­ет­ся, ни­че­го не ста­ло. Бог нас за это на­ка­жет.

Опи­ра­ясь на эти по­ка­за­ния, ОГПУ 3 фев­ра­ля 1930 го­да аре­сто­ва­ло свя­щен­ни­ка, и он был за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. На сле­ду­ю­щий день, от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, отец Иоанн ска­зал: «Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции ни­где и ни­ко­гда я не вел. Про­по­ве­ди я не про­из­но­шу уже око­ло го­да. Ра­нее про­из­но­сил про­по­ве­ди ча­сто, но они но­си­ли ис­клю­чи­тель­но ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер, и ни­че­го про­ти­во­со­вет­ско­го в них не бы­ло. В част­ных раз­го­во­рах от бе­сед на по­ли­ти­че­ские те­мы воз­дер­жи­ва­юсь. С при­хо­жа­на­ми имею об­ще­ние толь­ко по чи­сто цер­ков­ным де­лам».

На этом де­ло бы­ло за­кон­че­но. 22 мар­та 1930 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край и да­на бы­ла ре­ко­мен­да­ция на все хо­да­тай­ства о смяг­че­нии его уча­сти от­ве­чать от­ка­зом.
Вер­нув­шись из ссыл­ки, отец Иоанн был на­прав­лен слу­жить в храм в се­ло Ильин­ское-Яры­ги­но Сы­чев­ско­го рай­о­на Смо­лен­ской об­ла­сти. 12 фев­ра­ля 1935 го­да он был на­зна­чен слу­жить в храм в се­ло Но­во-Алек­сан­дров­ка Ша­хов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, а 5 мар­та 1937 го­да в Тро­иц­кую цер­ковь в се­ло Ка­мен­ка Но­гин­ско­го рай­о­на; жил он с се­мьей в се­ле Ми­лет Ре­утов­ско­го рай­о­на. За са­мо­от­вер­жен­ную и без­упреч­ную служ­бу отец Иоанн был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­граж­ден кре­стом с укра­ше­ни­я­ми.

29 но­яб­ря 1937 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Но­гин­ске. На свя­щен­ни­ка до­нес­ли, буд­то бы он го­во­рил, что ве­ру­ю­щие ста­ли за­бы­вать Бо­га и ма­ло по­се­ща­ют хра­мы, что со­вет­ская власть звер­ски пре­сле­ду­ет ве­ру и ве­ру­ю­щих, са­жа­ет невин­ных лю­дей в тюрь­мы, что свя­щен­ник при­зы­вал, стоя в цер­ков­ном дво­ре: «Пра­во­слав­ные, возь­ми­те се­бя в ру­ки, вы по­за­бы­ли ве­ру и Бо­га, ма­ло хо­ди­те в цер­ковь и боль­ше слу­ша­е­те этих ан­ти­хри­стов-ком­му­ни­стов, по­ра вам взять­ся за ум».

Свя­щен­ни­ка об­ви­ни­ли в ак­тив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, но отец Иоанн не при­знал се­бя ви­нов­ным.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы в ав­гу­сте в огра­де церк­ви за­пу­ги­ва­ли ве­ру­ю­щих контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­той с це­лью при­вле­че­ния к Церк­ви и со­зда­ния недо­воль­ства сре­ди ве­ру­ю­щих со­вет­ской вла­стью. При­зна­е­те ли это? – спро­сил сле­до­ва­тель.

– Ни­ко­гда я ве­ру­ю­щих с це­лью при­вле­че­ния к Церк­ви и со­зда­ния недо­воль­ства со­вет­ской вла­стью не за­пу­ги­вал, – от­ве­тил свя­щен­ник.
3 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Иоанн Дер­жа­вин был рас­стре­лян 15 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Де­кабрь». Тверь, 2004 год, стр. 20–24.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

 

МОЛИТВЫ

Тропарь священномученику Иоанну Державину, глас 2

Цвет дивный луга духовнаго/ новомучеников Церкве Русския/ явился еси, пастырю добрый, святе Иоанне,/ ты бо, чада твоя в вере наставляя,/ лютых прещений не убоялся еси/ и, глад, нищету, темничная заключения претерпевая,/ наветы гонителей отвергл еси./ Сего ради мученическаго венца сподоби тя Подвигоположник Христос,// Егоже моли спастися душам нашим.

Перевод: Ростком удивительным луга духовного новомучеников Церкви Русской показался ты, пастырь добрый, святой Иоанн, потому что ты, чад твоих в вере наставляя, жестоких угроз не испугался, и голод, нищету, тюремное заключение терпя, ложные обвинения гонителей отверг. Потому мученического венца удостоил тебя Подвигоположник Христос, Его же моли о спасении душ наших.

Кондак священномученику Иоанну Державину, глас 8

Непобедимыя твоея веры мучители не одолеша/ и от любве Божия тя не разлучиша,/ ты бо, яко добрый воин Христов, безбожным противостав,/ оклеветания и темничнаго заточения не убоялся еси/ и Господа даже до смерти исповедал еси./ Темже, восхваляюще подвиги твоя, тепле вопием:/ священномучениче Иоанне,// моли Милостиваго Бога спастися душам нашим.

Перевод: Непобедимой твоей веры мучители не одолели и от любви Божией тебя не отлучили (Рим.8:35), потому что ты, как настоящий воин Христов, безбожникам противостоял, обвинений и тюремного заключения не испугался и о Господа даже до смерти свидетельствовал. Потому, воспевая подвиги твои, горячо взываем: «Священномученик Иоанн, моли Милостивого Бога о спасении душ наших».

Молитва священномученику Иоанну Державину

О, избранниче и угодниче Христов, священномучениче Иоанне, Церкве Русския украшение, земли нашея благое прозябение и красный плод, за сродников твоих предстателю и всем православным людям наставниче!

Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя.

Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в святей православней вере, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашым правило веры, воином – вождь духовный, болящым – врачь изрядный, печальным – утешитель, гонимым – заступник, юным – наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.