1.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

ДНИ ПАМЯТИ. Священномученик Иоа́нн Державин, пресвитер.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 25 мая 1878 го­да в се­ле Ануф­ри­е­во Ни­коль­ской во­ло­сти Руз­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая Дер­жа­ви­на. В 1894 го­ду он окон­чил Ко­ло­мен­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1901 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы при Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ской церк­ви в се­ле Ви­хо­ре­во Сер­пу­хов­ско­го уез­да, а с 1902 по 1904 год был учи­те­лем и за­ко­но­учи­те­лем в Горш­ков­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле Гус­лиц­ко­го окру­га Бо­го­род­ско­го уез­да. Же­нил­ся, впо­след­ствии у них с су­пру­гой Пе­ла­ги­ей Пет­ров­ной ро­ди­лось де­вять де­тей.

7 ав­гу­ста 1904 го­да епи­скоп Дмит­ров­ский, ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии Три­фон (Тур­ке­ста­нов) ру­ко­по­ло­жил Ива­на Ни­ко­ла­е­ви­ча в сан свя­щен­ни­ка к Ни­коль­ской церк­ви в се­ле Ми­лет Бо­го­род­ско­го уез­да. С это­го же вре­ме­ни он стал за­ко­но­учи­те­лем в Ми­лет­ском зем­ском на­чаль­ном учи­ли­ще. За бла­го­го­вей­ное ис­пол­не­ние свя­щен­ни­че­ских обя­зан­но­стей и за усерд­ное про­по­ве­да­ние сло­ва Бо­жия отец Иоанн в 1911 го­ду был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком. В ра­пор­те бла­го­чин­но­го от­ме­ча­лось, что отец Иоанн Дер­жа­вин, «от­ли­ча­ясь крот­ким и доб­рым ха­рак­те­ром, поль­зу­ет­ся ува­же­ни­ем и лю­бо­вью сво­их при­хо­жан».

Храм в се­ле Ми­лет был вы­стро­ен в усадь­бе, при­над­ле­жав­шей кня­зьям Го­ли­цы­ны­ми Ухтом­ским. Толь­ко в на­ча­ле ХХ ве­ка здесь по­яви­лась при­ход­ская цер­ковь. При­ход был ма­ло­чис­лен­ным, а с на­ча­лом го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь и упад­ком ве­ры и во­все обез­лю­дел. Отец Иоанн и его се­мья бед­ство­ва­ли, про­да­вая из иму­ще­ства все, что толь­ко мож­но бы­ло про­дать, но свя­щен­ник не по­ки­нул при­ход.

В 1929 го­ду уси­ли­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, вла­сти ста­ли ис­кать лже­сви­де­те­лей и до­пра­ши­вать их. В де­каб­ре 1929 го­да один из лже­сви­де­те­лей по­ка­зал:
– Свя­щен­ник Иван Ни­ко­ла­е­вич Дер­жа­вин вы­сту­пал с про­по­ве­дя­ми, в ко­то­рых го­во­рил, что со­вет­ская власть – власть без­бож­ная, ре­ли­гию на­си­лу­ет, на­до с без­бож­ни­ка­ми ве­сти борь­бу, несмот­ря на все невзго­ды. За это по­лу­чи­те на­гра­ду. При­дет вре­мя, и не бу­дет та­ко­го на­си­лия над ве­рой. Про­по­ве­дей Дер­жа­вин не го­во­рит око­ло по­лу­го­да, а чис­ло, ко­гда он го­во­рил, не пом­ню, но он мне лич­но го­во­рил, что те­перь про­по­ве­ди го­во­рить нель­зя, за это по­са­дят, нам нуж­но по­ти­хонь­ку ве­сти ра­бо­ту сре­ди кре­стьян, это при­не­сет боль­ше поль­зы.

– Го­во­рил ли с ва­ми Дер­жа­вин или с кем-ли­бо дру­гим про­тив вла­сти? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Я точ­но не пом­ню. В раз­го­во­ре со мной он ска­зал, что со­вет­ская власть за­да­ви­ла на­ло­га­ми. Ре­ли­гию угне­та­ет. Всех за­да­ви­ла непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми, фаб­ри­кан­тов обо­бра­ли, куп­цов то­же, те­перь возь­мут­ся за кре­стьян. Власть ду­хо­вен­ство да­вит, ме­ня лич­но го­нят из до­ма. До­жи­ли при этой вла­сти до то­го, что ни­че­го нет. Это Бог на­ка­зы­ва­ет за на­ше без­бо­жие.

Дру­гой лже­сви­де­тель ска­зал, что свя­щен­ник си­сте­ма­ти­че­ски вы­сту­пал с про­по­ве­дя­ми, в ко­то­рых при­зы­вал бо­роть­ся за укреп­ле­ние ре­ли­гии; ука­зы­вал, что те­перь де­тей при со­вет­ской вла­сти в шко­лах За­ко­ну Бо­жию не учат и на­до их учить до­ма. При­зы­вал граж­дан по­мочь церк­ви, со­брать день­ги сре­ди ве­ру­ю­щих. Спа­си­бо тем граж­да­нам, ко­то­рые еще не за­бы­ли Бо­га и по­се­ща­ют храм, им Бог за это по­мо­жет. У нас ста­ло мно­го без­бож­ни­ков, за­бы­ли Бо­га, жить ста­ло ху­до, храм раз­ва­ли­ва­ет­ся, ни­че­го не ста­ло. Бог нас за это на­ка­жет.

Опи­ра­ясь на эти по­ка­за­ния, ОГПУ 3 фев­ра­ля 1930 го­да аре­сто­ва­ло свя­щен­ни­ка, и он был за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. На сле­ду­ю­щий день, от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, отец Иоанн ска­зал: «Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции ни­где и ни­ко­гда я не вел. Про­по­ве­ди я не про­из­но­шу уже око­ло го­да. Ра­нее про­из­но­сил про­по­ве­ди ча­сто, но они но­си­ли ис­клю­чи­тель­но ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер, и ни­че­го про­ти­во­со­вет­ско­го в них не бы­ло. В част­ных раз­го­во­рах от бе­сед на по­ли­ти­че­ские те­мы воз­дер­жи­ва­юсь. С при­хо­жа­на­ми имею об­ще­ние толь­ко по чи­сто цер­ков­ным де­лам».

На этом де­ло бы­ло за­кон­че­но. 22 мар­та 1930 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край и да­на бы­ла ре­ко­мен­да­ция на все хо­да­тай­ства о смяг­че­нии его уча­сти от­ве­чать от­ка­зом.
Вер­нув­шись из ссыл­ки, отец Иоанн был на­прав­лен слу­жить в храм в се­ло Ильин­ское-Яры­ги­но Сы­чев­ско­го рай­о­на Смо­лен­ской об­ла­сти. 12 фев­ра­ля 1935 го­да он был на­зна­чен слу­жить в храм в се­ло Но­во-Алек­сан­дров­ка Ша­хов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, а 5 мар­та 1937 го­да в Тро­иц­кую цер­ковь в се­ло Ка­мен­ка Но­гин­ско­го рай­о­на; жил он с се­мьей в се­ле Ми­лет Ре­утов­ско­го рай­о­на. За са­мо­от­вер­жен­ную и без­упреч­ную служ­бу отец Иоанн был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­граж­ден кре­стом с укра­ше­ни­я­ми.

29 но­яб­ря 1937 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Но­гин­ске. На свя­щен­ни­ка до­нес­ли, буд­то бы он го­во­рил, что ве­ру­ю­щие ста­ли за­бы­вать Бо­га и ма­ло по­се­ща­ют хра­мы, что со­вет­ская власть звер­ски пре­сле­ду­ет ве­ру и ве­ру­ю­щих, са­жа­ет невин­ных лю­дей в тюрь­мы, что свя­щен­ник при­зы­вал, стоя в цер­ков­ном дво­ре: «Пра­во­слав­ные, возь­ми­те се­бя в ру­ки, вы по­за­бы­ли ве­ру и Бо­га, ма­ло хо­ди­те в цер­ковь и боль­ше слу­ша­е­те этих ан­ти­хри­стов-ком­му­ни­стов, по­ра вам взять­ся за ум».

Свя­щен­ни­ка об­ви­ни­ли в ак­тив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, но отец Иоанн не при­знал се­бя ви­нов­ным.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы в ав­гу­сте в огра­де церк­ви за­пу­ги­ва­ли ве­ру­ю­щих контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­той с це­лью при­вле­че­ния к Церк­ви и со­зда­ния недо­воль­ства сре­ди ве­ру­ю­щих со­вет­ской вла­стью. При­зна­е­те ли это? – спро­сил сле­до­ва­тель.

– Ни­ко­гда я ве­ру­ю­щих с це­лью при­вле­че­ния к Церк­ви и со­зда­ния недо­воль­ства со­вет­ской вла­стью не за­пу­ги­вал, – от­ве­тил свя­щен­ник.
3 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Иоанн Дер­жа­вин был рас­стре­лян 15 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. Де­кабрь». Тверь, 2004 год, стр. 20–24.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

 

МОЛИТВЫ

Тропарь священномученику Иоанну Державину, глас 2

Цвет дивный луга духовнаго/ новомучеников Церкве Русския/ явился еси, пастырю добрый, святе Иоанне,/ ты бо, чада твоя в вере наставляя,/ лютых прещений не убоялся еси/ и, глад, нищету, темничная заключения претерпевая,/ наветы гонителей отвергл еси./ Сего ради мученическаго венца сподоби тя Подвигоположник Христос,// Егоже моли спастися душам нашим.

Перевод: Ростком удивительным луга духовного новомучеников Церкви Русской показался ты, пастырь добрый, святой Иоанн, потому что ты, чад твоих в вере наставляя, жестоких угроз не испугался, и голод, нищету, тюремное заключение терпя, ложные обвинения гонителей отверг. Потому мученического венца удостоил тебя Подвигоположник Христос, Его же моли о спасении душ наших.

Кондак священномученику Иоанну Державину, глас 8

Непобедимыя твоея веры мучители не одолеша/ и от любве Божия тя не разлучиша,/ ты бо, яко добрый воин Христов, безбожным противостав,/ оклеветания и темничнаго заточения не убоялся еси/ и Господа даже до смерти исповедал еси./ Темже, восхваляюще подвиги твоя, тепле вопием:/ священномучениче Иоанне,// моли Милостиваго Бога спастися душам нашим.

Перевод: Непобедимой твоей веры мучители не одолели и от любви Божией тебя не отлучили (Рим.8:35), потому что ты, как настоящий воин Христов, безбожникам противостоял, обвинений и тюремного заключения не испугался и о Господа даже до смерти свидетельствовал. Потому, воспевая подвиги твои, горячо взываем: «Священномученик Иоанн, моли Милостивого Бога о спасении душ наших».

Молитва священномученику Иоанну Державину

О, избранниче и угодниче Христов, священномучениче Иоанне, Церкве Русския украшение, земли нашея благое прозябение и красный плод, за сродников твоих предстателю и всем православным людям наставниче!

Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя.

Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в святей православней вере, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашым правило веры, воином – вождь духовный, болящым – врачь изрядный, печальным – утешитель, гонимым – заступник, юным – наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.