7.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Поэзия. Литературный вечер, посвященный творчеству Бориса Пастернака

В праздник Благовещения, 7 апреля, в нашем приходе состоялся литературный вечер, посвященный творчеству Бориса Пастернака. До этого тоже были литературные вечера, посвященные Ходасевичу, Сологубу и Мандельштаму.

После рассказа о жизненном пути поэта, участники встречи читали любимые стихи. Всеми была отмечена особая музыкальность поэзии Пастернака и философский подтекст многих образов.

После чтения стихов, Ольга Гришина и Мария Каледа исполнили под гитару несколько песен на стихи Бориса Пастернака. Результатом раздумий над творчеством поэтов серебряного века стал очерк "Поэзия", написанной Мамоновой Ольгой.

Мамонова Ольга

За последний месяц прочла книни из серии ЖЗЛ о Гумилеве, Ахматовой и Пастернаке. Все трое любили Россию. У всех была возможность уехать заграницу после октябрьского переворота, и никто не уехал. Николаю Гумилеву это стоило жизни ( расстрелян в 35 лет), Анне Ахматовой пришлось претерпеть клевету, бездомность и безденежье, страх за жизнь сидевшего в тюрьме сына ( а впоследствии и охлаждение отношений с его стороны), любимое детище Пастернака роман "Доктор Живаго" не был принят политической верхушкой в СССР, и во многом вследствие этого писатель тяжело заболел ( в пресссе поэта сравнивали то с паршивой овцой, то со свиньей, хотя современники на родине так и не прочли романа).

Все трое любили жизнь. Гумилев принял "милую жестокую" жизнь как дар после попытки самоубийства в Африке, Пастернак сразу осознавал жизнь как сестру (название одного из поэтических сборников "Сестра моя жизнь"), а Анна Андреевна пережила обоих современников и с удивительным спокойствием констатировала, что прошла и славу и бесславие - это в сущности одно и то же.

Все трое любили Бога. Гумилев перед расстрелом написал на стене камеры: "Господи, помилуй. Иду в последний путь", Пастернак по свидетельству старшего сына пригласил священника, чтоб исповедоваться и причаститься перед смертью в Переделкино, а у Анны Ахматовой, как писал Бродский, учились прощать.

Поэзию они любили, служили ей и благодаря своему дару восходили все выше "горе". Все трое были скромными людьми. Гумилев писал, что его больше чем надо хвалили за стихи, и считал себя более удачливым путешественником, чем поэтом. Анна Ахматова просила в стихах избавить от гордыни и длительное время не имела собственного угла (личное же имущество в это время практически состояло из одного чемодана с рукописями), а Борис Пастернак написал знаменитые строки "Быть знаменитым некрасиво", он многие годы помогал материально родственникам репрессированных поэтов. При таком во многом общем миропонимании они оставили нам стихи с своеобразным неповторимым мироощущением и стилем - это драгоценное наше наследие. Для поэтов стоило больших усилий и жертв сохранить и опубликовать некоторые свои произведения. Последний сборник об Африке Гумилев издавал в послереволюционном Крыму на бумаге из- под сахара, ему был очень важно, чтоб стихи были опубликованы. Текст "Реквиема" Ахматовой несколько лет наизусть знало 7 человек, даже записать произведение на бумаге долгое время было опасно. Пастернак опубликовал "Доктор Живаго" заграницей (в Москве печатать роман отказались), за это поэт подвергся на родине настоящей травле.

Нам выпало счастье радоваться этому наследию, открывая для себя и перечитывая вновь поэтические строки. Мы наследники...