7.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

11 августа. Преподобномученики Серафим, Феогност, Анатолий и Пахомий


 
Сегодня Святая Церковь творит память: Новомучеников XX века: прмчч. Серафима (Богословского), Феогноста (Пивоварова), Анатолия (Смирнова) и Пахомия (Русина), иеромонахов, и сщмч. Алексия Красновского, пресвитера.

С целью распространения православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников святитель Туркестанской кафедры епископ Александр (Кульчицкий) вознамерился зажечь на берегах Иссык-Кульского озера миссионерскую путеводную звезду. В 1882 году там был основан мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь. Первые насельники обители приложили много трудов для возведения монастырских стен и зданий и устроения хозяйства, терпя недоброжелательное отношение кочующих племен, нападения на послушников и монастырские пастбища.

Умножение братии последовало в 1886 году, когда в монастырь приехали одиннадцать иноков из Свято-Михайловской Закубанской пустыни, а в 1894 году на берега величественного Иссык-Кульского озера решили отправиться с острова Валаам восемь иноков во главе с игуменом Севастианом, неся с собой дух древней обители. Несколько лет спустя, уже в начале ХХ столетия, в монастырь были приглашены несколько иноков из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии, в числе которых были монахи Серафим, Феогност и Анатолий, поминаемые сегодня в лике преподобномучеников.

Известно, что это были образованные иноки, ведущие высокую подвижническую жизнь. Отец Серафим был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос, отец Анатолий был замечательным певцом и незаурядным регентом, отец Феогност имел хорошие административные способности. В Свято-Троицком монастыре глинские иноки сблизились с монахами Пахомием и Ираклием.

Не представляется возможным с точностью установить биографические данные всех Казахстанских подвижников. Иеромонах Серафим (Богословский) родился в городе Глухове в 1870 годы. Мирское имя его Александр. Его отец Евфимий был управляющим у помещика. Мать Мария была женщина кроткая и благочестивая, непрестанно посещавшая храм Божий. В семье было двое детей — Саша и его старшая сестра.

Матери было открыто Богом, что ее сын примет мученическую кончину. Когда Александр был еще мальчиком-гимназистом, она, как-то проснувшись утром, плакала и говорила: «Сын мой, я видела во сне, что ты будешь мучеником». Она непрестанно о нем плакала, а он очень любил и жалел ее. Как-то он играл на баяне и пел церковные песнопения. Мать слушала. Вдруг он заметил, что она плачет и спросил: «Мама, что ты плачешь?» Она отвечала, что во время его пения она видела венец над его головой, и ангелов с ним, и опять повторила, что кончина его будет мученической. Эти слова матери глубоко запали в душу мальчика. Александр рассуждал так: «Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру!» И, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь.

Достоверно известно, что к 1909 году монахи Серафим и Анатолий были призваны в кафедральный город Верный, где удостоились получить священный сан и несли свое служение в Успенской церкви Туркестанского архиерейского дома. Также они духовно окормляли недавно основанную Иверско-Серафимовскую женскую обитель. В 1916 году иеромонах Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском кафедральном соборе города Верного (ныне город Алматы).

После прихода в Верном в марте 1918 года к власти большевиков и расстрела епископа Пимена (Белоликова), монахи ушли в горы и в восьми верстах от города в горном урочище Медео создали скит на сопке Мохнатой. Иеромонах Серафим обустроил в нем церковь, вырытую в склоне горы, и стал духовником. Позже этот скит был отдан ими монахиням, а братия решила искать более уединенного места. Такое место они нашли на горе Кызылжар. Там иноками были поставлены кельи и вырыты пещеры. Был сооружен и Престол.

Отец Пахомий до 1916 года был также переведен в город Верный и дальнейший его путь Господь связал с глинскими подвижниками Серафимом и Анатолием.

В 1921 году в Кызылжарский скит приехали трое красноармейцев на лошадях с ружьями. Отец Серафим угостил их чаем и положил спать. Сам он не спал, читал правило. Под утро красноармейцы подошли к нему, приставили ружье в спину и выстрелили. Он успел крикнуть: «Анатолий!» Отец Анатолий, услышавший отца Серафима, убежал на пасеку за помощью и остался жив. Затем красноармейцы по дорожке пошли к отцу Феогносту, который по ночам обычно молился в пещере. Возможно, устав от ночной молитвы, он прилег в своей келье отдохнуть. Как лежал он, скрестив на груди руки, так и остался — красные выстрелили ему в сердце.

На другой день приехала милиция. Место осмотрели и разрешили хоронить. Вырыли могилу, покрыли ее досками и без гробов, завернув монахов в мантию, похоронили. Позже иеромонах Анатолий отпел своих духовных братьев на Мохнатой сопке.

После всего случившегося отец Пахомий, отец Ираклий и отец Анатолий жить в скиту не остались. Иеромонах Пахомий в 1936 году был расстрелян в тюрьме. Иеромонах Анатолий в середине 20-х годов ушел в Сухуми, где жил в горах, вел переписку с верненскими монахинями. Вскоре ими была получена весть об аресте и расстреле отца Анатолия. Могила преподобномучеников Серафима и Феогноста в Аксайском ущелье всегда почиталась верующими. В настоящее время на месте Кызылжарского скита открылся мужской монастырь — Аксайская Серафимо-Феогностовская пустынь.

Преподобномученики Серафиме, Феогносте, Анатолие и Пахомие, молите Бога о нас!


Диакон Михаил Кудрявцев

ИСТОЧНИК