4.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

День памяти начала расстрелов на Бутовском полигоне

Сегодня, 8 августа 2023 года - День памяти начала расстрелов на Бутовском полигоне. Именно в этот день, 86 лет назад, 8 августа 1937 года на полигоне был расстрелян 91 человек. А за весь период до 19 октября 1938 года было расстреляно 20762 человека. 

Протоиерей Кирилл Каледа отслужил божественную литургию в храме святых Новомучеников и Исповедников Росcийских в Бутове. Также, в память о пострадавших в годы лихолетья на полигоне была совершена лития - особый чин поминовения усопших. После литии прошло возложение цветов к мемориальному комплексу “Сад памяти”. 

В траурном мероприятии приняли участие родственники погибших, протоиерей Кирилл Каледа, уполномоченный по правам человека Московской области Фаевская Ирина Клавдиевна, представитель комитета общественных связей г. Москвы Суслова Марина Никоновна, директор  мемориального центра «Бутово» Игорь Гарькавый, а также волонтёры и прихожане.

 

Открытие выставки "Русская Голгофа" на Большой Ордынке

 

Приглашаем вас посетить передвижную выставку «Русская Голгофа», посвященную увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, созданную Приходом храма Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне, а также Мемориальным центром Бутово. 

Открытие выставки состоится 06 августа в 12.00 во дворике храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке (ул. Большая Ордынка, 20). В открытие примут участие  настоятель храма новомучеников и исповедников Церкви Русской в Бутове - протоиерей о. Кирилл Каледа, а также руководитель Мемориального центра Бутово -  Игорь Владимирович Гарькавый. 

Первый модуль экспозиции посвящен исповедникам Веры 1917 – 1922 гг.  С 2020 г. выставку посетили более 11000 человек в 12 регионах России, на данный момент она продолжает свою работу, перемещаясь по регионам нашей страны. 

В храмах центрального викариатства г. Москвы выставка проходит по благословению Преосвященнейшего Дионисия, митрополита Воскресенского, первого викария Патриарха Московского и всея Руси. 

В храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» экспозиция будет представлена до конца сентября, доступ с 8 до 20 часов. Волонтеры выставки проводят бесплатные экскурсии для всех желающих. Расписание на сайте храма. 

 

 

Кто в домике живёт, или Как мы делали дуплянки

Осенью 2023 года воскресная школа нашего храма отмечает своё 25-летие. Одним из направлений её деятельности было изучение природы памятника истории «Бутовский полигон». В порядке ретроспективы помещаем рассказ о том, как 20 лет назад началась деятельность кружка изучения и охраны природы, и какое она имеет продолжение на современном этапе.

25. Под гнездом московки.jpg

Немного истории

Идея создания при воскресной школе кружка изучения и охраны природы возникла в августе 2002, когда мы вместе с учениками и родителями собирали на Полигоне яблоки. После сбора плодов обыкновенно пили чай из самовара под липами у деревянного храма. За разговорами выяснилось, что один из учеников хочет стать биологом, и другие тоже не прочь заняться изучением природы. Так составилась компания из многодетной семьи Кириченко, Андрея Тарасова (ныне священника) и других. Кружок поначалу посвящен был только птицам. Первые экскурсии начались той же осенью: тогда мы обнаружили редкого дятла из Красной книги и нашли большое гнездо ястреба-тетеревятника. Зимой наблюдали и кормили птиц на кормушках, а весной приступили к изготовлению дуплянок для сов и синиц.

Наблюдая птиц, мы ставили задачу узнать: кто в нашем лесу обитает круглый год, кто прилетает только на гнездование, и кого можно встретить весной и осенью на пролёте. Кормушки же и дуплянки нам в этом помогали. Так, заботясь о пернатых, мы имели возможность поближе с ними познакомиться. Не буду подробно рассказывать, как дети рисовали птиц и делали о них доклады на школьных конференциях. Перейду к практическим результатам. Не все птицы гнездятся в дуплах, но дуплянка – это способ привлечь птиц. Развешивая в разных участках леса синичники, мы надеялись, что в них поселятся редкие виды. Однако все домики заселили обычные птицы – большая синица и мухоловка-пеструшка. Конечно, это тоже было интересно, так как благодаря съёмным крышкам мы могли посмотреть, из чего сделано гнездо, сколько в нём птенцов, и всё это сфотографировать.

В поисках московки

…Прошло 20 лет изучения природы на Бутовском полигоне и в его окрестностях. За эти годы мы многое узнали об обитающих здесь птицах. Однако вопрос о гнездовании малых синиц – московки и гаички – по-прежнему оставался открытым. Они встречались у нас в холодное время года, а летом мы не могли их обнаружить. Поэтому в 2021-2023 годах была предпринята новая попытка привлечь их (главным образом, московок, так как гаички обычно делают себе дупла сами) в дуплянки-синичники. Домики изготовили в большем количестве и разных конструкций: 1) прямоугольные из досок, 2) круглые дуплянки из стволов деревьев и 3) круглые из картонных труб. Снабдили их специальным покрытием и декорировали под цвет дерева: берёзы, ели, сосны. Вокруг летка (входного отверстия) установили защиту от дятла – металлические пластины. В эту работу с увлечением включились многие ученики из воскресной школы и РКШ вместе с родителями. Причём столярные инструменты: пилу, рубанок, стамеску, а также электродрель и шуруповёрт большинство детей держали в руках впервые. За два года в нашей мастерской было изготовлено 18 синичников. Ещё несколько домиков сделал и разместил в лесу Сергей Александрович из Новодрожжино, и в них тоже проводились наблюдения.

Не меньший интерес, чем изготовление дуплянок, вызывал у детей и родителей выход на природу для их развешивания: это были небольшие походы с привалом и разными играми. Затем оставалось навещать дуплянки и проверять, кто в них поселился.

Награда за труды

И наше усердие было вознаграждено. Список обитателей дуплянок расширился. За три года в них трижды поселялась синица лазоревка, также трижды – мухоловка-пеструшка, и по одному разу – большая синица и поползень. По-возможности, мы изучали их гнёзда: сколько отложено яиц, как растут птенцы, чем их кормят родители, – всё это снималось на фото и видео. Но особенно отрадно было на третий год обнаружить в одной из дуплянок гнездо синицы московки.

Московка среди наших синиц самая маленькая. В её оперении нет жёлтого и зелёного цвета. На голове у неё черная «шапочка», заходящая на глаза (маска) и черное пятно на горле. Спина голубовато-серая, крылья и хвост голубовато-бурые, брюшко серовато-белое. По латыни она называется чёрной синицей (темнее гаички), по-немецки – еловой синицей, так как живёт обычно в еловых лесах. Русское название не связано, как можно подумать, с обитанием в Москве и Подмосковье (ареал у московки очень широкий: от Дальнего Востока до Западной Европы). Полагают, что современное название московка происходит от первичного «масковая синица», или «масковка» (с ударением на первом слоге), то есть, синица, носящая маску.

Обычно московки успевают за сезон вывести птенцов дважды: в конце весны и в начале лета. Так было и с поселившейся в нашей дуплянке парой. Оба раза в гнезде было 10 птенцов. Первые птенцы вылетели в конце мая, а вторые – в начале июля. За время наблюдений московки к нам в какой-то мере привыкли. Если при первом осмотре гнезда синички беспокойно летали вокруг, то при последнем – наблюдали за происходящим, сидя на соседней ветке. И когда в начале июля дуплянка опустела, сверху из еловой кроны доносилась негромкая, но приятная синичья песенка. В ответ на проигрывание записи московка, продолжая петь, спустилась пониже, и можно было её хорошо рассмотреть. Так мы попрощались с этой малозаметной птицей, ставшей героем нашего повествования.

А кружок изучения и охраны природы продолжил свою деятельность, изучая не только птиц, но и всё замечательное, что можно встретить в нашей неброской, но по своему богатой и интересной подмосковной природе.

Руководитель кружка Вячеслав Артамонов

 

Фотогалерея – 1: КАК МЫ ДЕЛАЛИ ДУПЛЯНКИ

Фотогалерея – 2: ОБИТАТЕЛИ ДУПЛЯНОК

 

Ко дню памяти преподобного отца нашего Сергия (18.07)

Посещая Лавру Преподобного Сергия, мы в первую очередь стремимся в Троицкий собор к его раке. По пути поклонимся могилам почитаемых старцев отца Кирилла и отца Наума, и музыкальной души Лавры отца Матфея. Войдя в собор, возьмем свечи, почти не глядя на отца-свечника, проследуем в сам собор, где, принесем молитвы и приложимся к цельбоносным мощам Игумена Земли Русской, возлагая на него наши заботы и скорби. Затем мимо гробового монаха, совершающего молебен у раки, через Никоновский придел выйдем на двор перед покоями Патриарха. Обернемся к собору, перекрестимся и еще и еще раз ощутим, «как хорошо нам здесь быти». Но как редко мы задумываемся о том, кто сохраняет этот удивительный дух, дух Лавры, своим монашеским, повседневным, для нас паломников почти незаметным трудом.

          Об одном из таких подвижников, нашем современнике, которого Господь сподобил почить накануне летнего дня памяти Преподобного наш сегодняшний рассказ.

Троицкий синодик. Иеродиакон Софроний (Кузин, † 2001)

Отец Софроний родился 19 сентября 1922 года в семье рабочего. В Крещении получил имя Сергий. Детство его прошло в селе Дунаевка Юрьев-Польского района Владимирской губернии. Окончил четыре класса начальной школы. Побывал в детдоме – мать умерла, отец погиб на фронте.


Иеродиакон Софроний (Кузин)

В конце первого года Великой Отечественной войны его призвали в армию минометчиком, но на передовой побывать не пришлось – попал на Забайкальский фронт. Нательный крест не снял, хотя угрожали и даже называли предателем. Рассказывал: «За время войны я не сделал ни одного выстрела, не мог стрелять». Но был случай, когда в его присутствии насильник стал хвастать тем, что растлил невинную девушку, и отец Софроний его чуть было не застрелил его.

После войны пару лет работал в военизированной охране, а в 1948 году загорелся желанием поступить в только что открывшуюся Троице-Сергиеву Лавру. В первый раз ему отказали – не было прописки. Тогда решил: «Надо вести себя помудрее. Устроюсь работать, а про монастырь буду молчать. Заработаю прописку и пойду в Лавру». Устроился пастухом в один из колхозов Загорского района. Вошел в доверие к председателю, о монастыре, действительно, молчал и шесть лет пас скотину. Когда подошел срок и стали оформлять документы, предупредили: «Только смотри, чтоб в монастырь не ходил!» Он спокойно, даже с вызовом, ответил: «Как же! Обязательно пойду!» Председатель прямо ахнул, но было поздно, все печати уже поставили. С этими документами Сергий пришел в Лавру и трудился в ней с февраля 1954 года, когда наместником стал архимандрит Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Им же 29 сентября 1954 года он был пострижен в монашество.

Первые три года в монастыре отец Софроний работал на просфорне, пек просфоры. К делу относился настолько ответственно, что расстроил свое здоровье. По-владимирски «окая», рассказывал: «Была печка, а я в эту печку голову совал, чтоб посмотреть: испеклись просфоры или нет. Голову на этом я себе повредил. Она стала у меня постоянно болеть с того, что я в печку-то голову совал...»

На Благовещение 1958 года епископ Полтавский и Кременчугский Серафим рукоположил монаха Софрония во иеродиакона. На первой же службе говорят: иди, читай ектенью! Отец Софроний вышел из алтаря и без остановки прочитал сразу все прошения ектении, напечатанные в Служебнике. Все оторопели... Но потом освоился и служил хорошо, пока более молодые собратия его не сменили.


Иеродиакон Софроний (в центре), фрагмент братской фотографии, 16 февраля 1963 года

Интересные отношения сложились у него с братским духовником архимандритом Кириллом (Павловым). В пору казначейства Батюшки, у иеродиакона Софрония было особое послушание, о котором никто не знал: он приходил к отцу Кириллу и получал деньги на бедных людей. Зайдет к нему, выйдет и вскоре появляется у монастырской проходной, где эти деньги раздавал нуждающимся, как бы от себя. Благодаря его молчаливости дело оставалось в тайне, а батюшка Кирилл освобождался от нападений и искушений, связанных с раздачей милостыни в те нелегкие годы. Отец Кирилл ценил рассудительность отца Софрония и его умение разбираться в людях: он знал всех нищих, кто из них в чем нуждается. Порой, стучался и настойчиво просил: «Вот там такая-то стоит, плачет, ей надо – у нее детишки...». Отец Софроний был сострадателен, хотя внешне казался грубоватым. 

На именины отца Софрония (9/22 декабря память святителя Софрония Кипрского) в Лавре всегда совершалось всенощное бдение в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Архимандрит Кирилл в ту пору был крепче здоровьем и практически всегда проводил общую исповедь, в конце которой, по своему обыкновению, перечислял святых покровителей братии и завершал отпуст с особым выражением и торжественностью: «... и святителя Софрония, епископа Кипрского, его же память ныне совершаем...» Было видно, что Батюшка особо поощряет отца Софрония в его трудах, благорасположен к нему.

В прежние годы на братском обеде отец Софроний часто и непередаваемо читал жития святых. Читал очень внятно, медленно и проникновенно. Получалось и строго, и с переживанием. Как-то раз он читал слово о поведении монаха в монастыре, а именно о том, что монахам нельзя общаться с женщинами. Прочитав поучение, Софроний остановился, обвел всех взором и со строгостью громко вопросил: «Слышите, монахи?! Нельзя общаться с женщинами!» – и продолжил чтение. Замечание это сделал сурово и властно – тоном патриарха, а не иеродиакона! 

Как мы уже упомянули, он отличался молчаливостью. А если говорил, то очень весомо и глубоко, мог сразить любого монастырского острослова, своим словом побеждал всякого. Ответы его были настоящими афоризмами.

Так, однажды на «втором столе» братской трапезы, где порядки более свободные – братия сами берут себе еду, переговариваются, к отцу Софронию подсел один батюшка архимандрит и несколько вольно, но с любовью обратился: «Отец Софроний, как хорошо с тобой рядом покушать!» На что тот очень серьезно и невозмутимо тут же ответил своим грубым низким голосом: «А в аду со мной приятно будет сидеть?» Сразу пресек шутливый настрой и дал иное направление разговору. Батюшка не нашелся, что ответить. Невольно вспоминаются слова Христа, сказанные преподобному Силуану Афонскому: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся...»


Отец Софроний (слева от стола с приношениями) по своему
обыкновению следит за свечками на соборной панихиде
(1992 год, кадр из фильма «Сердце России»)

Говорил иеродиакон Софроний всегда по делу и часто так, что тема разговора раскрывалась с неожиданной стороны. В последние годы жизни, пока не ухудшилось зрение, его послушанием было чтение синодиков. Однажды к нему, читающему около левого клироса в Трапезном храме, подошел кто-то из братии и протянул второй синодик, на что услышал нестандартный ответ: «Что я, о двух головах, сразу два синодика читать?..»

Был он очень добросовестным. Если при чтении синодиков замечал ошибку в написании имени, то исправлял, имея при себе в кармане перочинный ножичек и карандаш. Если же чего-то не знал или сомневался, то обращался к старшей братии и, уточнив, подчищал неправильное слово. В синодиках часто встречались его исправления и подчистки. После братского ужина регулярно ходил на вечернее чтение монашеского правила. Стоял на коленях в сторонке, опершись на лавку, и внимательно слушал слова молитвы, порой вытирая украдкой слезы.

Отец Софроний любил бедных лаврских прихожан. Помогал им чем мог. Раздавал свою пенсию нищим. Если просили, мог, не жалея, отдать сразу все деньги. Часто кормил людей пищей с «первого стола» братской трапезы. Весьма своеобразно он отмечал свой день Ангела: после обеда выносил к монастырской проходной большой поднос с горой разных «вкусностей». А за воротами его уже ждала кучка голодных «чад». Постоянно кормил птичек остатками обеда.

Долго, лет двадцать, дежурил в храме ночью под праздники. Многим лаврским паломникам, посещавшим монастырь в то время, запомнилась его небольшая фигурка в старенькой рясе. Когда бабушки читали правило к причащению, отец Софроний садился у аналоя с праздничной иконой лицом к ним, спиной к иконостасу и внимательно слушал чтение молитв. Иногда вздыхал и, смотря наверх, как ребенок что-то лепетал, шевеля губами. После чтения канонов и акафистов он или уходил в келию, или, выбрав местечко, укладывался на ковре среди паломников и спал до утра. Проснувшись, слушал утренние молитвы. Перед литургией убирал стулья, лавки – тащил их по полу через весь храм к свечному ящику. Вскоре раздавался оглушительный грохот. Это он перебрасывал лавку или стул через барьер свечного ящика, где они раньше стояли. Так своеобразно наводил порядок. После ночных бдений часто причащался в своей старенькой ряске вместе с мирянами.

Многие странности отца Софрония можно объяснить тем, что он немного юродствовал. Он был внутренне свободным человеком, не зависел от многих житейских условностей. То, что отец Софроний умеет себя вести вполне пристойно, выяснилось во время его, наверное, единственной поездки в Почаев. Как-то отец Онуфрий (Березовский, ныне – Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины) пригласил его провести отпуск в Почаевской Лавре. Собрался отец Софроний в дорогу с одним более молодым собратом, который относился к нему серьезно и почтительно. Оделся отец Софроний соответственно сезону (была ранняя осень) и подчеркнуто аккуратно, как человек, который прекрасно понимает, что придется быть долгое время на людях. Все юродство было оставлено. Ехал по-монашески налегке, практически без багажа с маленькой сумкой. В Почаеве он также вел себя безукоризненно и строго, не допуская никаких вольностей «юродства». Как и в Сергиевой Лавре, ходил на все службы, читал синодики. Когда отец Онуфрий пригласил его на ужин, охотно согласился, добавив: «Кушать – не работать!»

За год до своей кончины отец Софроний стал быстро терять зрение, по настоянию отца Наума пришлось обратиться к врачам. С одной стороны, он понимал необходимость этого, но, с другой – не хотел, противился. Перед лечением, чтобы духовно укрепиться, вспоминал поучение в рифму: «Кто не лечится – тот как самоубийца, а за самоубийцу даже Церковь не велит молиться!» Это для него было очень мощным аргументом. Вспоминая эти слова, он умилялся и даже плакал, покорно отдавая себя в руки врачам. После операции летом 2000 года было улучшение, но он «ворчал»: «Мучители! Это было хуже, чем в аду!» – и начинал плакать. Врачи на него производили удручающее впечатление.

До последнего дня отец Софроний сохранил ясный рассудок. Умел пошутить, разрядить обстановку. Когда его собирали в больницу и не могли найти свитер, он заметил: «Свитер уехал в Питер». В конце жизни его, уже почти слепого, вели под руки, на повороте подсказывают: «Батюшка, идите налево», а он: «„Налевоˮ, – сказала королева!» Такие прибаутки располагали к нему братию.

Иногда его просили помолиться. Как правило, он ничего не отвечал, но потом все то, о чем его просили помолиться, устраивалось.

Надо заметить, что большой слабостью отца Софрония были духовные, народные и патриотические песни. Как-то он, не таясь, громко каялся архимандриту Науму, что поет песни. Тот ему посоветовал: «Ну ты не пой», – на что Софроний простодушно возразил: «Какже так? Я ведь люблю петь!..» Кстати, отец Наум в разговоре с братией однажды похвалил отца Софрония: «Молодец! Очень тщательно исповедуется, заботится о своей душе...»

В больнице постоянно просил читать ему пяточисленные молитвы к Божией Матери. При этом чтении он умилялся и плакал. Без слез не мог слушать молитвы с упоминанием имени Богородицы. Он был человеком очень трезвого, критического ума. Свои добродетели старательно скрывал. Поэтому осталось тайной, как отец Софроний в прежние годы проводил время в келии, куда никого не пускал. А в последний год болезни за внешностью простого человека открылось то, что ранее никто не знал. Лежа на койке, отец Софроний весь день со слезами непрестанно молился Божией Матери: «Богородица, помози мне! Владычица, не дай мне погибнуть!» Часто взывал к Богу с просьбой о помиловании, об избавлении от мук. У него было постоянное памятование о Боге, геенне и вечных муках. Почитал себя большим грешником и молился часто не уставными, а своими молитвами. Находившемуся рядом келейнику или врачу было не по себе, ибо чувствовалось, что отец Софроний находится в непрестанном общении с горним миром: Господом, Божией Матерью, преподобным Сергием...

О его благоговейном почитании Пресвятой Богородицы свидетельствует такой факт. Отец Софроний уже практически не вставал и почти ослеп. Когда над его кроватью повесили календарь с изображением Божией Матери, он, узнав об этом, попросил перевесить. Брат удивился: «Почему?» – «Ну потому, что я могу повернуться к Ней задним местом...» Боялся оскорбить Ее, выразить непочтение даже положением своего тела под иконой на календаре.

Когда его собирали в больницу на операцию, братия увидали толстую исписанную крупным ученическим почерком тетрадь. В ней были собраны духовные стихи, псальмы на разнообразные темы: жития святых, подвижников Афона, былины, песни с глубоким, духовнопоучительным содержанием. На вопрос, чья это тетрадь, отец Софроний неопределенно ответил: «Не знаю, кто-то принес...» Но после кончины выяснилось, что почерк был его. По сути, это была не тетрадь, а бесформенный комок из двадцати с лишним школьных тетрадей разного объема, неумело подшитых одна к другой – почти 800 страниц! Многие листочки с духовными стихами, особенно на покаянные темы, были истерты пальцами. Ясно, что отец Софроний их часто перечитывал, но от внешнего взора это скрывал...

Отец Софроний был человеком очень неприхотливым и не желал, чтобы его келию ремонтировали, хотя она имела крайне аскетический, плачевный вид и во всем корпусе требовала ремонта в первую очередь. Это была ветхая и почти пустая комнатка: старые кровать, стол, стул, голые, облупившиеся стены, на которых висело несколько выцветших картинок с видами природы. Суровую обстановку дополнял пол с широкими щелями, без каких либо ковриков. Были еще, конечно, простенькие бумажные иконочки. Отец Софроний был противником и ремонта келии, и пошива нового облачения. Считал, что и так хорошо. Ключ от двери никому не доверял, чтоб в его жилище не хозяйничали. Когда же его положили в больницу, келию удалось привести в порядок. Отец Алексий (Григоренко-Писанюк) в этом деле был, разумеется, руководителем. Во время ремонта, трудно сказать как, пропали документы отца Софрония: пенсионное удостоверение, наградные бумаги участника войны с Германией и Японией, что-то еще. Вернувшись из больницы, он устраивал Алексию «допросы с пристрастием». Но тот в этой сложной ситуации умел разряжать обстановку. Приносил пострадавшему виноград, бананы или какой-нибудь подарочек, как-то раз достал денег. Отец Софроний на время успокаивался и забывал о своей утрате. Наверное, позже отец Алексий восстановил бы потерянные документы, но Преподобный Сергий принял отца Софрония в свою небесную обитель. Когда келейник молился на ранней литургии, в тишине и одиночестве душа отца Софрония разлучилась с телом. Было это 4/17 июля 2001 года, накануне летнего дня памяти Преподобного Сергия, в день первого празднования новопрославленных святых царственных страстотерпцев...

Тело почившего перенесли под Успенский собор, в храм Всех святых, в земле Российской просиявших. В Лавру на праздник и на заседание Синода собралось, как всегда, немало архиереев, многие из которых знали отца Софрония лично. Архипастыри приходили, прощались с ним и благословляли его тело во гробе. Отпевание отец наместник совершил на третий день его кончины, совпавший с днем памяти Всех Радонежских святых. Во время прощальной литии перед Успенскими вратами отец Софроний получил последнее архиерейское благословение от архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия, только что отслужившего литургию в приделе Радонежских святых. Старшие отцы заметили, что такого архипастырского напутствия не сподобился никто из братии, скончавшихся за послевоенное время. Многие во время чтения Псалтири по усопшему, служения панихид, а также при отпевании отца Софрония не чувствовали угнетения и скорби, которые нередко бывают на похоронах. Напротив, было ощущение духовной радости и праздничности, сопутствующее кончине праведника...

Вечная память приснопамятному старцу иеродиакону Софронию!

Источник: https://stsl.ru/