2.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Мемориальная акция "Крестный путь"

 В 2007 году, когда исполнилось 70 лет сначала Большого террора, была проведена мемориальная акция Крестный путь. Её главная идея заключалась в том, чтобы изготовить на Соловках по заказу Бутовского прихода и перевести в Бутово большой поклонный крест, изготовленный по традициям Русской Православной ставрографии в память о всех пострадавших за Веру. Этот большой поклонный крест был изготовлен мастером Георгием Кожокарем в традициях символических или как их еще называли Богоименных крестов Русского Севера. Видимо, это самый большой резной православный поклонный крест в мире. Его высота по вертикали 12 м, по горизонтали его ширина 7,5 м. От момента зарождения идеи до воплощения прошло около трех лет. Сам процесс изготовления креста можно разделить на два этапа. Подготовка древесины заняла около двух лет. А процесс резьбы — около полугода.
в процессе подготовки акции по благословению патриарха Московского всея Руси Алексея II было принято решение совершить крестный ход, чтобы крест как символ нашей общей памяти привлёк к себе внимание всего российского общества. Поскольку транспортировка Креста в собранном виде по дорогам была связана с колоссальными техническими сложностями, было принято решение доставить крест в Москву водным путем. Однако это тоже была непростая задача, почти не имевшая аналогов в российской истории. перенесение святыни по воде на кораблях на расстоянии более 1.000 км происходило в истории России всего лишь два раза. В 1652 году похожим путем будущий Патриарх Никон доставил мощи Святителя Митрополита Филиппа из Соловков в Москву. В начале XVIII века По воле Петра I из Владимира в Санкт-Петербург были доставлены мощи Святого благоверного князя Александра Невского.
Было принято решение разместить крест на специальном подиуме, который был установлен на барже, приводимой в движение буксирами. Причем буксиры несколько раз менялись по пути следования. За буксиром шёл корабль сопровождения. Таким образом, Крестный ход представлял собой Караван судов, которые должны были отправившись большого Соловецкого острова по Белому морю войти в систему Беломорско-балтийского канала, далее пройти через Онежское озеро, преодолеть Белое озеро, часть Волго Балтийской системы по рекам Вытегре, Ковже, Шексне и через Рыбинское водохранилище пройти по Северной Волге до города Дубны. Караван судов с крестом проследовал по Белому морю, Беломоро-Балтийскому каналу, Онежскому и Волге.От Дубны до Москвы Крестный ход шёл по каналу имени Москвы, когда то носившему название канала имени Сталина, и построенному руками заключённых Дмитлага в 1935-1937 годах. Далее Крестный ход должен был пройти через центр Москвы до Южного Речного порта. Большую помощь приходу и Мемориальному центру в подготовке и проведении крестного хода оказал фонд "Андреевский флаг".
Важно отметить, что путь Креста прошёл через каналы, созданные заключенными, при этом мы запланировали остановки в тех местах, где находились когда-то управления ГУЛАГа и лагпунты. Приходилось учитывать также требования графика и технические условия плавания каравана судов. Начиная от могил узников Соловецкого лагеря особого назначения у подножия Секирной горы на Соловках и до рвов Бутовского полигона мы старались совершать панихиды или литии на всех доступных местах захоронений. Сильное впечатление произвела на участников крестного хода поездка из Повенца в урочище Сандормох. Там в 1937 году были расстреляны соловецкие этапы и многие местные жители — всего около семи тысяч человек. Рядом город Медвежьегорск — столица Беломорско-Балтийского комбината ГУЛАГ НКВД.
Обычно все шло по следующему распорядку. Мы швартовались. На берегу нас уже ждали верующие, просто зрители, духовенство, представители местных властей, журналисты. Начиналось богослужение: молебен с акафистом Кресту или Новомученикам, панихида или лития о всех убиенных. После этого народ прикладывался к кресту, и начиналась экскурсия по выставке, развернутой здесь же на барже. На одном из шлюзов Беломоро-Балтийского канала нас в час ночи встречали прихожане местного храма, и, поскольку подойти к кресту было невозможно, они бросали на палубу полевые цветы. Кстати, во все время пути крест украшался цветами из тех мест, где совершили свой подвиг Новомученики и исповедники Российские. К кресту приносили детей. Приезжали инвалиды. Некоторых из них мы переправляли на баржу, некоторые поклонялись с берега. В Калязине группа смельчаков ночью забралась на колокольню в затопленной части города и встретила наш караван фейерверком. Самые теплые воспоминания остались о встрече креста в Рыбинске — городе, которому в 30-е годы суждено было стать столицей Волголага.

Первыми нас встречали активные прихожане, они уже знали о крестном ходе из сообщений православных СМИ, ждали и готовились. Потом, в течение дня, этот поток постепенно разбавлялся за счет людей далеких от церковной жизни. Услышав о прибытии креста, в любую погоду к нему спешили родственники пострадавших, люди, опаленные тем страшным временем. "А мой отец...", "А мой брат ..." — продолжался вполголоса этот сдавленный плач по невинным жертвам репрессий. Приезжали и совсем юные, знающие о трагедии только по книгам.
По словам руководителя крестного хода настоятеля храма Новомучеников и Исповедников российских в Бутове священника Кирилла Каледы, "ощущение трагизма и жертвы, которая была принесена, было очень глубоко".
Кульминацией крестного хода стало прохождение 6 августа у стен Московского Кремля, храма Христа Спасителя и Дома на набережной. Разрешение на проход через город каравана судов было получено буквально за несколько дней до окончания крестного хода.
После 14 дневного плавания, крестный ход, отправившийся 25 июля с Соловецких островов, наконец, прибыл к месту назначения. В Южном речном порту крест был поставлен на специальную автомобильную платформу. На ней он был доставлен к стенам Новоспасского монастыря, бывшему когда-то одним их первых московских концлагерей, где была совершена Божественная литургия. Около двух часов ночи, сопровождаемый несколькими десятками машин, он начал движение вокруг Москвы. По Варшавскому шоссе он был вывезен на МКАД, а потом, чтобы совершить еще один крестный ход, снова выехал на Варшавское шоссе и к 7-ми часам утра был доставлен на Бутовский полигон и установлен вручную по средневековой технологии с использованием канатов под руководством Георгия Кожокаря. 8 августа в день семидесятилетия с начала массовых казней в Бутове панихиду у креста совершил архиепископ Истринский Арсений.
О крестном ходе рассказывал директор Мемориального научно-просветительского центра "Бутово" Гарькавый И. В.

 

 

Информационные ресурсы

Наши информационные ресурсы:
Новости, мероприятия, заметки:
Телеграмм: @Butovo1937
Вконтакте: https://vk.com/vk.martyr

База данных "Жертвы массового террора» расстрелянные на Бутовском полигоне:
www.sinodik.ru 

Официальный сайт Прихода:
www.martyr.ru 

Официальный сайт Центра:

www.butovo-polygon.ru 

Лекции, виртуальные экскурсии:
YouTube-канал «Бутовский полигон» 

Записаться на экскурсию в Музей Памяти пострадавших в Бутове

Для групповых заявок:
телефон: +7 916-592-91-01
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Паломническо-экскурсионная  служба: +7 909 974 62 99

Если Вы родственник убиенного на Бутовском полигоне - свяжитесь с нами, пожалуйста. Мы храним информацию о всех здесь пострадавших. Если Вы не знаете, где искать информацию о Вашем близком, мы готовы помочь Вам.
Пишите на почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Если Вы хотите принять участие в уходе за территорией мемориала и помогать в реализации проектов музея - пишите, пожалуйста, в наш волонтерский центр:
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Наши проекты:


- создание Музея Памяти и проведение выставок
- заполнение базы данных по пострадавшим в Бутове
- сбор устной истории
- изучение мест памяти истории XX века
- благоустройство территории Бутовского полигона

 

Мы будем благодарны любой вашей посильной помощи

Наши реквизиты:
АНО «Мемориальный научно-просветительский центр «Бутово»
ИНН 5003040360
КПП 500301001
р/с 40703810438050100706 Марьинорощинского отд. Сбербанка России
БИК 044525225
Если Вы имеете счет в Сбербанке, то удобно осуществить платеж с помощью системы «Сбербанк-онлайн» https://online.sberbank.ru, просто указав ИНН и расчетный счет организации. По решению Правления Центра, мы принимаем пожертвования только от граждан Российской Федерации, не имеющих двойного гражданства.

 

Также это можно сделать на сайте http://www.sinodik.ru/donate/ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соловецкий Поклонный крест

Рядом с местом захоронений на территории, которая примыкает к новому каменному храму, находится  Большой Поклонный Соловецкий крест.  Идея его установки появилась в 2004 году в связи со строительством нового каменного храма. Крест изготовлен в традиции "Богоименных крестов" Русского Севера. Эта традиция была возрождена в Соловецкой Кресторезной мастерской мастером Георгием Кожокарем. Православные "Богоименные кресты" не имели, иконографического, лицевого изображения Страстей Господних.  Разнообразное богословское содержание было передано на них традиционными символами (прежде всего обозначающими имена Божии, например ИС ХС ЦС – Иисус Христос Царь Славы) и богослужебными текстами, вырезанными мачтовой вязью. Такие кресты могли быть тематическими, их часто воздвигали в память о том или ином событии. В духовной культуре Русского Севера они выполняли и сакральную, и мемориальную функцию. В основу концепции креста был положен образ Церкви Христовой. Лицевая сторона посвящена Церкви Торжествующей, Церкви Мучеников и Исповедников. Божественную природу Спасителя открывает явленное в трёх лучах крестчатого нимба имя Сущий. На соединение во Христе Божественной и человеческой природы указывают первая и последняя буквы греческого алфавита α и ω. Рядом на титле надпись Царь Славы. От хризмы расходятся лучи Божественного Света. Они осеняют Чашу, которая символизирует одновременно и чашу страданий, испитую новомучениками и исповедниками Российскими, и чашу Евхаристии, чашу причастия Божественной Жизни. В лучах вязью вырезаны слова Христа, обращенные к ученикам: «мою, юже пию чашу, пийте, яко да во Царствии Отца моего со мною прославитеся…» На слове «прославитеся» текст переходит в образ венца славы, украшенный многочисленными изображениями венцов мучеников: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). В лучах, которые расходятся из центра, пересекая венец, слова кондака Новомученикам и Исповедникам Российским: « Днесь радостно ликует Церковь Русская,  яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя:  святители и иереи,  царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены  и вся православныя христианы,  во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия  и кровьми Истину соблюдшия.  Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,  страну нашу в Православии сохрани  до скончания века». По лицевой стороне причелин вязью вырезаны слова тропаря: «Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь». Оборотная сторона Креста посвящена Церкви Земной – воинствующей и страдающей. Поэтому вокруг средокрестия на другой стороне венца славы,  находится изображение тернового венца Спасителя, в который вплетаются узлы колючей проволоки, напоминающие о страданиях узников ГУЛАГа. Вся поверхность обратной стороны украшена множеством крестов. Здесь это память о многочисленных жертвах  массового террора  погребенных в безвестных могилах на территории бывшего СССР. Крест имеет уникальные размеры. Его высота с голубцом составляет 12.5 м, ширина - 7, 5 м. До сих пор – это самый большой резной православный крест в России.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II крест был доставлен в Москву на корабле, особой процессией - крестным ходом, который  прошел по каналам, которые  строили заключенные. Уникальный крестный ход 6 августа 2007 года прошел мимо Дома на набережной, мимо Храма Христа Спасителя и мимо самого Кремля. Ночью, установленный на автомобильную платформу, Крест был обвезён вокруг столицы,  к 7-ми часам утра 7.08.2007 г. был доставлен на Бутовский полигон. Он был установлен на специальном возвышении ("Голгофе"), склоны которого образуют куски белого камня,  взятого из фундамента, разрушенного в советское время собора Зачатьевского монастыря в Москве.

 

 

 

 

Каменный храм Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской. Нижний этаж.

 После патриаршей службы  15 мая 2004 года Святейшим Патриархом Алексием и  главой Русской Зарубежной Церкви митрополитом  Лавром была произведена закладка нового каменного храма. Первый эскизный проект церкви принадлежит Андреем Тутуновым. Архитектурный проект  храма разрабатывался  Михаилом Кестлером, под эгидой фирмы «АРХРАМ».

Новый храм – это храм-памятник со сложной символической программой. Неповторимый облик храма создают пять шатровых  куполов со световыми барабанами. Нижний  этаж храма посвящён переживанию страданий новомучеников, «Церкви Воинствующей», поэтому в притворе храма на стенах можно увидеть предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. Под этими снимками, на двух витринах размещены вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 года. Это обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пуля. Рядом находится  реликварий, в котором хранятся вещи священномучеников, пострадавших на Бутовском полигоне. По стенам храма размещена 51 икона бутовских святых по дням расстрелов. Эти иконы святых образуют своеобразный минейный ряд бутовских новомучеников, в календарной последовательности. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым). Центральный придел нижнего храма, по благословению Святейшего Патриарха, посвящен Державной иконе Божией Матери. Правый придел освящен  во имя сщмч. Серафима, митрополита Санкт-Петербургского. Левый придел - в честь святителя Иоанна Шанхайского. Над царскими вратами центрального предела помещена икона Спасителя, которая принадлежала сщмч. Сергию Кедрову, убиенному в Бутове. Иконостасы, включая сами иконы и киоты, создали мастера Свято­-Троицкого братства г. Щигры.

 

 

 

 

Каменный храм Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской. Верхний этаж.

Верхний храм,  освящен 19 мая 2007 года, через три дня после подписания акта о воссоединении Русской Зарубежной Церкви. Он посвящён прославлению подвига новомучеников, «Церкви Торжествующей». Если нижний храм символизирует Страстную седмицу, то верхний храм - Пасху. Святейший Патриарх Алексий благословил освятить центральный придел верхнего храма в честь Воскресения Христова. Правый придел освящён во имя Новомучеников и Исповедников Российских, левый - во имя святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, как главы собора Новомучеников и Исповедников Российских.

В мае 2013 года иконописцами мастерской Константина Охотина была закончена уникальная роспись верхнего храма. В орнаментальных украшениях богато использованы образы  райских растений, животных, птиц. И среди «рая» символизирующего Царствие Небесное, идет рассказ о подвиге Церкви, начиная от первых времен и завершая последними. В своде центрального барабана верхнего храма изображен Господь Вседержитель. Образцом иконографии для него стала икона Спасителя, из  Великой Лавры на Афоне. Рассматривая стенопись сверху вниз, мы как бы спускаемся по периодам истории. В центральном барабане изображены древние праведники, праотцы, пророки. Поскольку центральный придел посвящен Воскресению Христову – в нижней части барабана написаны явления Спасителя ученикам после  воскресения. В левом приделе, освященном в честь святителя Тихона,  в барабане - эпизоды из житий апостолов. В правом приделе в барабане изображены древние мученики и их страдания. На восточной стене – Собор новомучеников и исповедников Российских, а на западной – образ убиения Царской семьи. Также там можно увидеть другие эпизоды страданий за веру в ХХ столетии, в частности на Соловках. В левом приделе часть фресок посвящена житию святителя Тихона от его рождения до чудесного обретения мощей, происшедшего благодаря пожару 1990 г.  в соборе Донского монастыря. На западной стене храма традиционная тема – Второго Пришествия Христова и Страшного Суда.

В правом, юго-восточном углу храма находится уникальный реликварий-мощевик с собранием частиц мощей многих новомучеников и исповедников Церкви Русской.

 

Археологическое изучение Бутовского полигона

Важнейшей задачей в изучении памятника истории Бутовский полигон было выявление мест массовых захоронений. Для этого, начиная с середины девяностых годов, были проведены работы по комплексному археологичекому исследованию территории.  После передачи территории полигона Русской Православной Церкви производились комплексные историко-археологические, геоботанические и геоморфологические исследования с целью выявления расположения погребальных рвов. Одним из направлений работы явились геофизические исследования. Была выявлена серия аномалий, наиболее интенсивные из них в основном совпадали с местами захоронений, которые были указаны на схеме, составленной сотрудниками ФСБ. Благословение на небольшой пробный раскоп дал Святейший Патриарх Алексий II. В августе 1997 г. специалистами из института антропологии МГУ на небольшом участке полигона были произведены археологические раскопки. Был вскрыт участок погребального рва площадью 12,5 м2. В ходе  археологического исследования было вскрыто погребение, которое было произведено поздней осенью или зимой. Поверх тел здесь была набросана груда одежды и обуви. На открытой части захоронения антропологи насчитали останки 59 человек. Всего же в этой части раскопа находились останки около 150 человек. После изучения тела казненных были перезахоронены в том же раскопе. Над местом раскопок 1997 г. позднее был установлен каменный крест.

 

Погребальный ров № 2. Бутовский лес

Всего на Бутовском полигоне с 8 августа 1937 по 19 октября 1938 здесь были расстреляны 20762 человека. Изучение архивно-следственных дел в процессе подготовки Книг Памяти «Бутовский полигон» показало, что подавляюще большинство расстрелянных были осуждены по упрощенной процедуре судебного разбирательства, так называемыми «тройками», в Москве и Московской области, а также в прилегающих районах смежных областей РСФСР. Эти казни происходили в рамках компании по уничтожению «кулацкого элемента», проводившейся согласно оперативному приказу Н. Ежова 00447 от 30 июля 1937 г. Однако среди расстрелянных в Бутово есть и жители других регионов СССР и иностранцы. Здесь было расстреляно много представителей национальных диаспор: немцев, монголов, поляков, латышей, украинцев, имеются уроженцы США и Аргентины, индусы, афганцы и многие другие, проходившие по делам «националов». Они были осуждены "двойкой" (Комиссий Генерального Прокурора и НКВД СССР) в рамках массовых операций по "национальной линии".

Самые многочисленные расстрелы в Бутове пришлись на декабрь 1937 и на февраль 1938 г.: 8 декабря было расстреляно 474 человека, 17 февраля – 502 и 28 февраля – 562 человека.

Сама процедура казни на сегодняшний день может быть реконструирована следующим образом. Машины, автозаки, в которых помещалось до пятидесяти человек,  из московских тюрем поздно ночью подъезжали к полигону со стороны леса. Зона расстрелов была огорожена колючей проволокой. Там, где останавливались машины, находились вышка для охраны и прожектора, закрепленные на деревьях. Неподалеку находились два строения: небольшой каменный дом и деревянный барак. Людей заводили в барак якобы для «санобработки». Непосредственно перед расстрелом объявляли решение, тщательно сверяли данные. Эта процедура продолжалась порой в течение многих часов. Приговоренных выводили небольшими партиями из помещения барака. Стреляли на краю рва, в затылок, в упор. Заранее экскаватором были вырыты громадные рвы, длиной в сотни метров, шириной в три - пять и глубиной в три с половиной метра. Тела казненных сбрасывали в ров, устилая ими дно глубокой траншеи. Позднее рвы нивелировались с землей. На основании археологических исследований 1997 г. и 2001 гг. и дополнительных археологических изысканий 2002 - 2003 гг., были локализованы места захоронений  и разработан проект благоустройства захоронений. Всего таким образом было выявлено 13 погребальных рвов, общей протяженностью около 940 метров. Согласно проекту благоустройства массовые захоронения были обозначены насыпями по контуру погребальных рвов высотой 45 см с последующим устройством на них партерного газона. Именно характерный вид погребальных насыпей, созданных в 2005-2006 гг. формирует на сегодняшний день визуальный образ Бутовского полигона.

 

 

Погребальный ров №12

Всего на Бутовском полигоне с 8 августа 1937 по 19 октября 1938 здесь были расстреляны 20762 человека. Изучение архивно-следственных дел в процессе подготовки Книг Памяти «Бутовский полигон» показало, что подавляюще большинство расстрелянных были осуждены по упрощенной процедуре судебного разбирательства, так называемыми «тройками», в Москве и Московской области, а также в прилегающих районах смежных областей РСФСР. Эти казни происходили в рамках компании по уничтожению «кулацкого элемента», проводившейся согласно оперативному приказу Н. Ежова 00447 от 30 июля 1937 г. Однако среди расстрелянных в Бутово есть и жители других регионов СССР и иностранцы. Здесь было расстреляно много представителей национальных диаспор: немцев, монголов, поляков, латышей, украинцев, имеются уроженцы США и Аргентины, индусы, афганцы и многие другие, проходившие по делам «националов». Они были осуждены "двойкой" (Комиссий Генерального Прокурора и НКВД СССР) в рамках массовых операций по "национальной линии".

Самые многочисленные расстрелы в Бутове пришлись на декабрь 1937 и на февраль 1938 г.: 8 декабря было расстреляно 474 человека, 17 февраля – 502 и 28 февраля – 562 человека.

Сама процедура казни на сегодняшний день может быть реконструирована следующим образом. Машины, автозаки, в которых помещалось до пятидесяти человек,  из московских тюрем поздно ночью подъезжали к полигону со стороны леса. Зона расстрелов была огорожена колючей проволокой. Там, где останавливались машины, находились вышка для охраны и прожектора, закрепленные на деревьях. Неподалеку находились два строения: небольшой каменный дом и деревянный барак. Людей заводили в барак якобы для «санобработки». Непосредственно перед расстрелом объявляли решение, тщательно сверяли данные. Эта процедура продолжалась порой в течение многих часов. Приговоренных выводили небольшими партиями из помещения барака. Стреляли на краю рва, в затылок, в упор. Заранее экскаватором были вырыты громадные рвы, длиной в сотни метров, шириной в три - пять и глубиной в три с половиной метра. Тела казненных сбрасывали в ров, устилая ими дно глубокой траншеи. Позднее рвы нивелировались с землей. На основании археологических исследований 1997 г. и 2001 гг. и дополнительных археологических изысканий 2002 - 2003 гг., были локализованы места захоронений  и разработан проект благоустройства захоронений. Всего таким образом было выявлено 13 погребальных рвов, общей протяженностью около 940 метров. Согласно проекту благоустройства массовые захоронения были обозначены насыпями по контуру погребальных рвов высотой 45 см с последующим устройством на них партерного газона. Именно характерный вид погребальных насыпей, созданных в 2005-2006 гг. формирует на сегодняшний день визуальный образ Бутовского полигона.

 

 

 

Мемориал «Сад Памяти»

Вы находитесь у мемориала «Сада Памяти». Он является важной частью памятника истории "Бутовский полигон", в 1937-1938 гг. – одного из крупнейших в нашей стране мест массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий. Мемориал расположен на участке свободном от погребальных рвов, где в 1970 годы был разбит яблоневый сад, частично сохранившийся до настоящего времени.

 В основе концепции памятника лежит идея увековечения памяти всех пострадавших без различия их этнической или конфессиональной принадлежности. Реабилитированных и не реабилитированных. Тех, кто был убит без суда и следствия, без шанса на спасение и оправдание, кто был лишен права, закрепленного многовековыми традициями человеческого общества – права на достойное погребение и память потомков.  Цель этого памятника вернуть имена оклеветанным и незаслуженно забытым - «всех поименно назвать» по словам Анны Ахматовой. Он нужен для того, чтобы люди различных убеждений, принадлежащие к разным религиозным традициям, могли воздать долг памяти своим родным и близким и вспомнить обо всех здесь пострадавших.

В основу идеи мемориала был положен принцип символического воспроизведения «расстрельных списков» НКВД 1937-1938 гг. через образ раскрытого гигантского «расстрельного рва», на стенах которого воспроизводятся имена жертв Бутовского полигона. Общая длина памятника 300 метров, при высоте около 2 метров. На стенах памятника установлены гранитные плиты, на которых высечены имена 20762 человек убиенных на полигоне в период с 8 августа 1937г. по 19 октября 1938г.

Проходя по дорожкам памятника, спускаясь ниже существующего уровня поверхности земли, посетители мемориала символически погружаются в прошлое, чтобы прочесть списки с именами расстрелянных. На левой стене размещаются списки 1937 г., на правой стене – 1938г. Годы  обозначены на входе двумя символическими камнями. Списки пострадавших группируются по датам расстрелов. Для надписей выбран шрифт близкий к машинописному шрифту расстрельных списков.  Дорожки, ведущие вдоль стен памяти, на которых имена сгруппированы по годам приведения в исполнение приговоров, образуют две хронологические прямые, дающие ощущение связи времен. Пройдя по ним посетители попадают к небольшой площадке, в центре которой находится Колокол Памяти - универсальный символ памяти и покаяния. Это место для молчания, размышления и осмысления масштабов трагедии XX века, место, где можно ударить в колокол, возложить цветы и поставить свечи в память о жертвах репрессий. С внешней стороны гранитные стены со списками жертв обвалованы грунтом и засеяны газонной травой, что позволяет обеспечить минимальное вмешательство в ландшафтную среду полигона. В центральной части мемориала оставлены деревья яблоневого сада, по сути превратившиеся в символическом пространстве памятника в прекрасную метафору живой памяти, преодолевающей забвение.

Церемония закладки мемориала состоялась 8 августа 2015 г. и была приурочена к дню памяти о начале расстрелов в Бутове, который ежегодно совершается 8 августа, в первый день расстрелов 1937 г. 27 сентября 2017 г., в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего креста Господня мемориал был торжественно открыт. Памятник сооружен приходом храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове на народные пожертвования. Руководитель проекта – протоиерей Кирилл Каледа. Автор идеи памятника – Игорь Гарькавый. Архитектурный проект был выполнен «Архитектурной Мастерской Александра Жернакова». Строительные работы осуществлены под руководством Аркадия Казанцева.

 

Памятник жертвам политических репрессий, установленный в 1993 г.

Территория захоронений бывшей спецзоны НКВД «БУТОВО» оставалась режимным объектом и охранялась вплоть до  1995 г. Однако уже в 1991 г. были найдены и рассекречены акты о приведении в исполнение приговоров «троек» и «двоек» по Москве и Московской области. Внутреннее расследование органов госбезопасности позволило установить, что 20762 человека были расстреляны  в Бутове. В 1993 г. Управление МБ по Москве и Московской выдает справку о признании «Бутовского полигона» местом казней 30-50 –х гг. В заключении, подписанном руководством МБ, предлагалось «считать, что граждане, безвинно расстрелянные в г. Москве в 1936— 1953 гг. по политическим, национальным и религиозным мотивам, в отношении которых в архивных материалах ЦА МБ и УМБ по г. Москве и МО отсутствуют сведения о местах захоронения, погребены, вероятнее всего, на территориях в районах подмосковного пос. Бутова или совхоза “Коммунарка”». Большую роль в изучении расстрельных списков играла в те годы Комиссия по восстановлению прав  необоснованно репрессированных, которая существовала при Моссовете с 1991 г. Под ее эгидой была создана общественная группа по увековечению памяти жертв политических репрессий во главе с  бывшим узником ГУЛАГа Михаилом Миндлиным. Одной из главных тем работы группы было изучение рассекреченных документов, связанных с расстрелами на Бутовском полигоне. По инициативе группы и общественных активистов 7 июня 1993 г. впервые группа родственников и сами члены группы посетили территорию Бутовского полигона. Спустя еще пять месяцев, 10 октября того же года, по инициативе группы, с помощью благотворителей и заинтересованных лиц, при поддержке московских властей, состоялось открытие мемориального камня в южной части Бутовского полигона. На стеле из красного гранита была выгравирована надпись: «В этой зоне Бутовского полигона в 1937 – 1953 гг. были тайно расстреляны многие тысячи жертв политических репрессий. ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ». Вокруг памятника позднее был оформлен небольшой участок территории, поставлены скамейки, сделана отмостка, посажены голубые ели. Это место традиционно используется  для проведения светских поминальных церемоний.

В 1995 г. земля Бутовского полигона была передана приходу строящегося храма Новомучеников и Исповедников Российских.

 

Забор вокруг территории захоронений

В начале 1930-х гг. конный завод был закрыт, жители выселены, конюшни переоборудованы под тюремные помещения. В 1934 г. остатки усадьбы и конного завода вошли в состав созданной Хозяйственным управлением НКВД хозяйственной спецзоны. Западная граница спецзоны проходила вдоль Варшавского шоссе, между деревней Бутово и Ново-Никольское, южная граница - по левому берегу реки Гвоздянки от деревни Ново-Никольское до впадения в неё слева безымянного ручья чуть выше деревни Боброво; северо- восточная граница шла по безымянному ручью и далее через лес к Расторгуевскому шоссе.

В середине 30-х гг. Хозяйственным управлением НКВД в Подмосковье было создано несколько спецзон, по сути ведомственных совхозов, в которых широко использовался труд заключенных. Территория двух из них была выбрана для захоронения жертв политических репрессий в 1937-1938 гг. : в районе поселка Бутово и на территории совхоза «Коммунарка». С 1934 г. на территории Бутовской усадьбы на площади около 6 га оборудовали стрелковый полигон (при общей площади спецзоны  более 2 кв. км). Местным жителям сообщили, что поблизости от их деревень будут производиться учебные стрельбы. Так возник сам топоним "Бутовский полигон". Всего с 8 августа 1937 по 19 октября 1938 здесь были расстреляны 20762 человека. Первый расстрел по этим приказам на Бутовском полигоне произведен 8 августа 1937 г. Внутри огромной, более 100 га, территории спецзоны, место для расстрелов не нуждалось в особом режиме и было огорожено только лишь колючей проволокой. Однако в 1957-м году спецзона была расформирована. По краям полигона возникает дачный посёлок руководящего состава КГБ. Для сохранения тайны хозяйственным управлением КГБ в шестидесятые годы вокруг территории захоронений был установлен глухой деревянный забор на бетонных сваях с натянутой поверх колючей проволокой. Территория внутри этого периметра постоянно охранялась вооруженными сотрудниками госбезопасности. Осенью 1995 года территория полигона была передана Русской Православной Церкви. Постановлением Правительства Московской области №259-28 от 09.08.2001 г. по ходатайству Московской Патриархии памятное место “Бутовский полигон” было объявлено памятником истории и включено в государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного значения.

Хотя деревянные конструкции забора время от времени поновляются и сейчас, этот забор остается важным элементом визуального образа и одним из символов памятника истории Бутовский полигон.