7.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

Мемориальная акция "Крестный путь"

 В 2007 году, когда исполнилось 70 лет сначала Большого террора, была проведена мемориальная акция Крестный путь. Её главная идея заключалась в том, чтобы изготовить на Соловках по заказу Бутовского прихода и перевести в Бутово большой поклонный крест, изготовленный по традициям Русской Православной ставрографии в память о всех пострадавших за Веру. Этот большой поклонный крест был изготовлен мастером Георгием Кожокарем в традициях символических или как их еще называли Богоименных крестов Русского Севера. Видимо, это самый большой резной православный поклонный крест в мире. Его высота по вертикали 12 м, по горизонтали его ширина 7,5 м. От момента зарождения идеи до воплощения прошло около трех лет. Сам процесс изготовления креста можно разделить на два этапа. Подготовка древесины заняла около двух лет. А процесс резьбы — около полугода.
в процессе подготовки акции по благословению патриарха Московского всея Руси Алексея II было принято решение совершить крестный ход, чтобы крест как символ нашей общей памяти привлёк к себе внимание всего российского общества. Поскольку транспортировка Креста в собранном виде по дорогам была связана с колоссальными техническими сложностями, было принято решение доставить крест в Москву водным путем. Однако это тоже была непростая задача, почти не имевшая аналогов в российской истории. перенесение святыни по воде на кораблях на расстоянии более 1.000 км происходило в истории России всего лишь два раза. В 1652 году похожим путем будущий Патриарх Никон доставил мощи Святителя Митрополита Филиппа из Соловков в Москву. В начале XVIII века По воле Петра I из Владимира в Санкт-Петербург были доставлены мощи Святого благоверного князя Александра Невского.
Было принято решение разместить крест на специальном подиуме, который был установлен на барже, приводимой в движение буксирами. Причем буксиры несколько раз менялись по пути следования. За буксиром шёл корабль сопровождения. Таким образом, Крестный ход представлял собой Караван судов, которые должны были отправившись большого Соловецкого острова по Белому морю войти в систему Беломорско-балтийского канала, далее пройти через Онежское озеро, преодолеть Белое озеро, часть Волго Балтийской системы по рекам Вытегре, Ковже, Шексне и через Рыбинское водохранилище пройти по Северной Волге до города Дубны. Караван судов с крестом проследовал по Белому морю, Беломоро-Балтийскому каналу, Онежскому и Волге.От Дубны до Москвы Крестный ход шёл по каналу имени Москвы, когда то носившему название канала имени Сталина, и построенному руками заключённых Дмитлага в 1935-1937 годах. Далее Крестный ход должен был пройти через центр Москвы до Южного Речного порта. Большую помощь приходу и Мемориальному центру в подготовке и проведении крестного хода оказал фонд "Андреевский флаг".
Важно отметить, что путь Креста прошёл через каналы, созданные заключенными, при этом мы запланировали остановки в тех местах, где находились когда-то управления ГУЛАГа и лагпунты. Приходилось учитывать также требования графика и технические условия плавания каравана судов. Начиная от могил узников Соловецкого лагеря особого назначения у подножия Секирной горы на Соловках и до рвов Бутовского полигона мы старались совершать панихиды или литии на всех доступных местах захоронений. Сильное впечатление произвела на участников крестного хода поездка из Повенца в урочище Сандормох. Там в 1937 году были расстреляны соловецкие этапы и многие местные жители — всего около семи тысяч человек. Рядом город Медвежьегорск — столица Беломорско-Балтийского комбината ГУЛАГ НКВД.
Обычно все шло по следующему распорядку. Мы швартовались. На берегу нас уже ждали верующие, просто зрители, духовенство, представители местных властей, журналисты. Начиналось богослужение: молебен с акафистом Кресту или Новомученикам, панихида или лития о всех убиенных. После этого народ прикладывался к кресту, и начиналась экскурсия по выставке, развернутой здесь же на барже. На одном из шлюзов Беломоро-Балтийского канала нас в час ночи встречали прихожане местного храма, и, поскольку подойти к кресту было невозможно, они бросали на палубу полевые цветы. Кстати, во все время пути крест украшался цветами из тех мест, где совершили свой подвиг Новомученики и исповедники Российские. К кресту приносили детей. Приезжали инвалиды. Некоторых из них мы переправляли на баржу, некоторые поклонялись с берега. В Калязине группа смельчаков ночью забралась на колокольню в затопленной части города и встретила наш караван фейерверком. Самые теплые воспоминания остались о встрече креста в Рыбинске — городе, которому в 30-е годы суждено было стать столицей Волголага.

Первыми нас встречали активные прихожане, они уже знали о крестном ходе из сообщений православных СМИ, ждали и готовились. Потом, в течение дня, этот поток постепенно разбавлялся за счет людей далеких от церковной жизни. Услышав о прибытии креста, в любую погоду к нему спешили родственники пострадавших, люди, опаленные тем страшным временем. "А мой отец...", "А мой брат ..." — продолжался вполголоса этот сдавленный плач по невинным жертвам репрессий. Приезжали и совсем юные, знающие о трагедии только по книгам.
По словам руководителя крестного хода настоятеля храма Новомучеников и Исповедников российских в Бутове священника Кирилла Каледы, "ощущение трагизма и жертвы, которая была принесена, было очень глубоко".
Кульминацией крестного хода стало прохождение 6 августа у стен Московского Кремля, храма Христа Спасителя и Дома на набережной. Разрешение на проход через город каравана судов было получено буквально за несколько дней до окончания крестного хода.
После 14 дневного плавания, крестный ход, отправившийся 25 июля с Соловецких островов, наконец, прибыл к месту назначения. В Южном речном порту крест был поставлен на специальную автомобильную платформу. На ней он был доставлен к стенам Новоспасского монастыря, бывшему когда-то одним их первых московских концлагерей, где была совершена Божественная литургия. Около двух часов ночи, сопровождаемый несколькими десятками машин, он начал движение вокруг Москвы. По Варшавскому шоссе он был вывезен на МКАД, а потом, чтобы совершить еще один крестный ход, снова выехал на Варшавское шоссе и к 7-ми часам утра был доставлен на Бутовский полигон и установлен вручную по средневековой технологии с использованием канатов под руководством Георгия Кожокаря. 8 августа в день семидесятилетия с начала массовых казней в Бутове панихиду у креста совершил архиепископ Истринский Арсений.
О крестном ходе рассказывал директор Мемориального научно-просветительского центра "Бутово" Гарькавый И. В.

 

 

Информационные ресурсы

Наши информационные ресурсы:
Новости, мероприятия, заметки:
Телеграмм: @Butovo1937
Вконтакте: https://vk.com/vk.martyr

База данных "Жертвы массового террора» расстрелянные на Бутовском полигоне:
www.sinodik.ru 

Официальный сайт Прихода:
www.martyr.ru 

Официальный сайт Центра:

www.butovo-polygon.ru 

Лекции, виртуальные экскурсии:
YouTube-канал «Бутовский полигон» 

Записаться на экскурсию в Музей Памяти пострадавших в Бутове

Для групповых заявок:
телефон: +7 916-592-91-01
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Паломническо-экскурсионная  служба: +7 909 974 62 99

Если Вы родственник убиенного на Бутовском полигоне - свяжитесь с нами, пожалуйста. Мы храним информацию о всех здесь пострадавших. Если Вы не знаете, где искать информацию о Вашем близком, мы готовы помочь Вам.
Пишите на почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Если Вы хотите принять участие в уходе за территорией мемориала и помогать в реализации проектов музея - пишите, пожалуйста, в наш волонтерский центр:
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Наши проекты:


- создание Музея Памяти и проведение выставок
- заполнение базы данных по пострадавшим в Бутове
- сбор устной истории
- изучение мест памяти истории XX века
- благоустройство территории Бутовского полигона

 

Мы будем благодарны любой вашей посильной помощи

Наши реквизиты:
АНО «Мемориальный научно-просветительский центр «Бутово»
ИНН 5003040360
КПП 500301001
р/с 40703810438050100706 Марьинорощинского отд. Сбербанка России
БИК 044525225
Если Вы имеете счет в Сбербанке, то удобно осуществить платеж с помощью системы «Сбербанк-онлайн» https://online.sberbank.ru, просто указав ИНН и расчетный счет организации. По решению Правления Центра, мы принимаем пожертвования только от граждан Российской Федерации, не имеющих двойного гражданства.

 

Также это можно сделать на сайте http://www.sinodik.ru/donate/ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соловецкий Поклонный крест

Рядом с местом захоронений на территории, которая примыкает к новому каменному храму, находится  Большой Поклонный Соловецкий крест.  Идея его установки появилась в 2004 году в связи со строительством нового каменного храма. Крест изготовлен в традиции "Богоименных крестов" Русского Севера. Эта традиция была возрождена в Соловецкой Кресторезной мастерской мастером Георгием Кожокарем. Православные "Богоименные кресты" не имели, иконографического, лицевого изображения Страстей Господних.  Разнообразное богословское содержание было передано на них традиционными символами (прежде всего обозначающими имена Божии, например ИС ХС ЦС – Иисус Христос Царь Славы) и богослужебными текстами, вырезанными мачтовой вязью. Такие кресты могли быть тематическими, их часто воздвигали в память о том или ином событии. В духовной культуре Русского Севера они выполняли и сакральную, и мемориальную функцию. В основу концепции креста был положен образ Церкви Христовой. Лицевая сторона посвящена Церкви Торжествующей, Церкви Мучеников и Исповедников. Божественную природу Спасителя открывает явленное в трёх лучах крестчатого нимба имя Сущий. На соединение во Христе Божественной и человеческой природы указывают первая и последняя буквы греческого алфавита α и ω. Рядом на титле надпись Царь Славы. От хризмы расходятся лучи Божественного Света. Они осеняют Чашу, которая символизирует одновременно и чашу страданий, испитую новомучениками и исповедниками Российскими, и чашу Евхаристии, чашу причастия Божественной Жизни. В лучах вязью вырезаны слова Христа, обращенные к ученикам: «мою, юже пию чашу, пийте, яко да во Царствии Отца моего со мною прославитеся…» На слове «прославитеся» текст переходит в образ венца славы, украшенный многочисленными изображениями венцов мучеников: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). В лучах, которые расходятся из центра, пересекая венец, слова кондака Новомученикам и Исповедникам Российским: « Днесь радостно ликует Церковь Русская,  яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя:  святители и иереи,  царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены  и вся православныя христианы,  во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия  и кровьми Истину соблюдшия.  Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,  страну нашу в Православии сохрани  до скончания века». По лицевой стороне причелин вязью вырезаны слова тропаря: «Днесь новомученицы Российстии в ризах белых предстоят Агнцу Божию и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь». Оборотная сторона Креста посвящена Церкви Земной – воинствующей и страдающей. Поэтому вокруг средокрестия на другой стороне венца славы,  находится изображение тернового венца Спасителя, в который вплетаются узлы колючей проволоки, напоминающие о страданиях узников ГУЛАГа. Вся поверхность обратной стороны украшена множеством крестов. Здесь это память о многочисленных жертвах  массового террора  погребенных в безвестных могилах на территории бывшего СССР. Крест имеет уникальные размеры. Его высота с голубцом составляет 12.5 м, ширина - 7, 5 м. До сих пор – это самый большой резной православный крест в России.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II крест был доставлен в Москву на корабле, особой процессией - крестным ходом, который  прошел по каналам, которые  строили заключенные. Уникальный крестный ход 6 августа 2007 года прошел мимо Дома на набережной, мимо Храма Христа Спасителя и мимо самого Кремля. Ночью, установленный на автомобильную платформу, Крест был обвезён вокруг столицы,  к 7-ми часам утра 7.08.2007 г. был доставлен на Бутовский полигон. Он был установлен на специальном возвышении ("Голгофе"), склоны которого образуют куски белого камня,  взятого из фундамента, разрушенного в советское время собора Зачатьевского монастыря в Москве.

 

 

 

 

Каменный храм Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской. Нижний этаж.

 После патриаршей службы  15 мая 2004 года Святейшим Патриархом Алексием и  главой Русской Зарубежной Церкви митрополитом  Лавром была произведена закладка нового каменного храма. Первый эскизный проект церкви принадлежит Андреем Тутуновым. Архитектурный проект  храма разрабатывался  Михаилом Кестлером, под эгидой фирмы «АРХРАМ».

Новый храм – это храм-памятник со сложной символической программой. Неповторимый облик храма создают пять шатровых  куполов со световыми барабанами. Нижний  этаж храма посвящён переживанию страданий новомучеников, «Церкви Воинствующей», поэтому в притворе храма на стенах можно увидеть предсмертные фотографии пострадавших в Бутове. Под этими снимками, на двух витринах размещены вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997 года. Это обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пуля. Рядом находится  реликварий, в котором хранятся вещи священномучеников, пострадавших на Бутовском полигоне. По стенам храма размещена 51 икона бутовских святых по дням расстрелов. Эти иконы святых образуют своеобразный минейный ряд бутовских новомучеников, в календарной последовательности. На двух западных столбах помещены шесть икон иерархов, пострадавших в Бутове во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым). Центральный придел нижнего храма, по благословению Святейшего Патриарха, посвящен Державной иконе Божией Матери. Правый придел освящен  во имя сщмч. Серафима, митрополита Санкт-Петербургского. Левый придел - в честь святителя Иоанна Шанхайского. Над царскими вратами центрального предела помещена икона Спасителя, которая принадлежала сщмч. Сергию Кедрову, убиенному в Бутове. Иконостасы, включая сами иконы и киоты, создали мастера Свято­-Троицкого братства г. Щигры.

 

 

 

 

Каменный храм Воскресения Христова и Новомучеников Церкви Русской. Верхний этаж.

Верхний храм,  освящен 19 мая 2007 года, через три дня после подписания акта о воссоединении Русской Зарубежной Церкви. Он посвящён прославлению подвига новомучеников, «Церкви Торжествующей». Если нижний храм символизирует Страстную седмицу, то верхний храм - Пасху. Святейший Патриарх Алексий благословил освятить центральный придел верхнего храма в честь Воскресения Христова. Правый придел освящён во имя Новомучеников и Исповедников Российских, левый - во имя святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, как главы собора Новомучеников и Исповедников Российских.

В мае 2013 года иконописцами мастерской Константина Охотина была закончена уникальная роспись верхнего храма. В орнаментальных украшениях богато использованы образы  райских растений, животных, птиц. И среди «рая» символизирующего Царствие Небесное, идет рассказ о подвиге Церкви, начиная от первых времен и завершая последними. В своде центрального барабана верхнего храма изображен Господь Вседержитель. Образцом иконографии для него стала икона Спасителя, из  Великой Лавры на Афоне. Рассматривая стенопись сверху вниз, мы как бы спускаемся по периодам истории. В центральном барабане изображены древние праведники, праотцы, пророки. Поскольку центральный придел посвящен Воскресению Христову – в нижней части барабана написаны явления Спасителя ученикам после  воскресения. В левом приделе, освященном в честь святителя Тихона,  в барабане - эпизоды из житий апостолов. В правом приделе в барабане изображены древние мученики и их страдания. На восточной стене – Собор новомучеников и исповедников Российских, а на западной – образ убиения Царской семьи. Также там можно увидеть другие эпизоды страданий за веру в ХХ столетии, в частности на Соловках. В левом приделе часть фресок посвящена житию святителя Тихона от его рождения до чудесного обретения мощей, происшедшего благодаря пожару 1990 г.  в соборе Донского монастыря. На западной стене храма традиционная тема – Второго Пришествия Христова и Страшного Суда.

В правом, юго-восточном углу храма находится уникальный реликварий-мощевик с собранием частиц мощей многих новомучеников и исповедников Церкви Русской.