4.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Велосмена в Борисоглебе. О летнем лагере воскресной школы.

00.1 С о. Олегом на фоне Борисоглебского храмаУже третий год (2013-2015) в селе Борисоглеб под Владимиром проходит летний лагерь нашей воскресной школы. Называется он «Путешествие в Древнюю Русь», так как посвящен изучению русской истории. В юбилейном 2015 году прикосновение к историческому прошлому было особенно торжественным в связи с празднованием 1000-летия Равноапостольного князя Владимира и его сыновей – Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

Три недели – с 19 июля по 8 августа – прожили мы в сельской тишине на Борисоглебском погосте при храме Казанской иконы Божией Матери. Время проводили с пользой для души и тела, сочетая познавательные занятия со здоровым отдыхом. В ходе лагерной смены дети (основной возраст 8-12 лет) участвовали в Богослужении, выполняли необходимые хозяйственные работы, рисовали и играли, учились верховой езде, слушали увлекательные рассказы о русской истории и сами могли увидеть Древнюю Русь, путешествуя по старинным русским городам. Особенностью лагеря 2015 года были краеведческие велопоходы, совершаемые в окрестностях Борисоглеба.


Праздники
00.2 У выставки художественного творчестваВремя для лагеря было выбрано с таким расчетом, чтобы застать сразу два престольных праздника храма: Казанской иконы Божией Матери (21 июля) и память Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (6 августа). В эти дни наши воспитанники выступали перед прихожанами с небольшим концертом. В середине смены, 28 июля, праздновалась память Святого Равноапостольного великого князя Владимира. После Литургии мы участвовали в Крестном ходе к Святому источнику, носящему имя Крестителя Руси. Кто-то шел пешком с Крестным ходом, кого-то подвезли в карете, а большинство участников лагеря приехали на водосвятный молебен на велосипедах. Празднование продолжилось в деревне Нижняя Занинка, где казаки – участники, как и мы, Крестного хода – организовали для детей катание на лошадях. Обед проходил на берегу пруда. После него велосипедисты могли отдохнуть на зеленой траве, «полетать» на больших деревенских качелях и вдоволь пообщаться со своими новыми сельскими друзьями.


Паломничества
00.3 Часовня на месте родовой усыпальницы князей Пожарских в Спасо-Евфимиевом монастыреПоездка в Суздаль (23 июля) продолжила наше знакомство с историей и святынями этого замечательного русского города, начатое в прошлой смене. Первым мы посетили главный храм древнего Суздаля – Собор Рождества Богородицы. Находится он на территории кремля и построен незадолго до татаро-монгольского нашествия (в 1222-1225 годы) великим князем Юрием Всеволодовичем. Прежде на этом месте стоял Успенским собор, созданный Владимиром Мономахом на рубеже 11 и 12 веков и обновлённый Юрием Долгоруким в 1148 году. В Соборе погребали суздальских князей и архиереев. В нём сохранилась белокаменная резьба и златые врата 13 века, фрески 13-17 веков, высокий иконостас и большие ходовые фонари 17 века. Всё это вместе с величественным обликом Собора производит сильное впечатление, тем более что дошло до нас в целости и сохранности, так как Собор после революции был превращен в музей и не подвергся разорению.

Второе наше открытие в этой прогулке по Суздалю – действующий женский Ризоположенский монастырь, основанный в 1207 году. В соборе Ризоположения (16-й век) мы приложились к мощам преп. Евфросинии Суздальской (дочери убитого в орде св. князя Михаила Черниговского) и вспомнили её житие. Поднявшись на 72-метровую колокольню, любовались открывшейся панорамой кремля, торгового посада и монастырей на окраине города – Спасо-Евфимиева и Покровского, к которым затем и направились.

Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году преп. Евфимием Суздальским (1316–1404) – сопостником и сомолитвенником преп. Сергия Радонежского. В 16 веке над могилой основателя обители был построен каменный Спасо-Преображенский собор, в котором хорошо сохранились фрески 17 века. Прежде монастырь был одним из богатейших в России. В нём находилась родовая усыпальница князей Пожарских, и сам князь Дмитрий Пожарский был похоронен здесь в 1642 году. В 1664 году монастырь обнесли мощной каменной стеной с башнями, что предало ему вид неприступной крепости. Во времена Екатерины II (1776 год) здесь была устроена тюрьма для ссыльного духовенства и вольнодумцев. В 1899-1904 годы монастырём в сане архимандрита управлял сщмч. Серафим (Чичагов). Благодаря его заботам тюрьма была упразднена, а монастырские строения приведены в порядок. К 500-летию преставления преп. Евфимия (1904 год) о. Серафим составил и издал его подробное житие.

В годы советской власти монастырь был закрыт, и превращен в тюрьму для политзаключенных. В 1943-1946 годы здесь содержали пленных немецких офицеров во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Сейчас монастырский комплекс принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику и включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


Святыни Судогодского района
Следующее наше паломничество (30 июня) проходило в стороне от больших дорог по живописным местам Владимирской Мещеры. Вначале мы посетили Спасо-Преображенский монастырь в селе Спас-Купалище, расположенный на высоком берегу Клязьмы при впадении в неё речки Судогды. Храм на вершине холма – «Маяк Преображения» – прежде был приходской церковью, а при возобновлении стал сначала подворьем Боголюбского монастыря, а затем и самостоятельной женской обителью. Здесь нас ждала экскурсия по благолепному храму, трапеза из натуральных монастырских продуктов, знакомство с птичником. С холма мы спустились к устью Судогды и увидели монастырь со стороны реки, а в самой реке – окуней, чаек и уток, и парящего в небе коршуна. Потом поехали в село Чамерево. Храм в нем также посвящен Преображению Господню. Настоятель о. Виктор рассказал нам его историю. Затем большинство юных паломников искупались в источнике, носящем имя Святого Александра Невского (ему посвящен один из приделов храма). Расположен источник на склоне тихой речки Войнинги. Красота этих мест не оставила никого равнодушным. Интересно, что в 10 км от Чамерево в селе Спас-Беседа находится еще один Преображенский храм, известный с 16 века. Местное предание связывает названия храмов (Спас-Беседа, Спас-Купалище и Чамерево) с обстоятельствами возвращения Ивана Грозного из Казанского похода. В 1552 году царь с войском дважды проходил здесь по Муромской дороге.


Муром (мы посетили его 4 августа).
00.4 Русское узорочье Муромских храмовЭто один из древнейших наших городов, известный по Летописи с 862 года. Расположен он на полноводной реке Оке. Сюда, к языческому племени мурома, был направлен на княжение младший сын князя Владимира Глеб. Впоследствии местные жители приняли Святое Православие. Из Муромских святых наиболее известны: преп. Илия Муромец, святитель Василий Рязанский, князья Константин, Михаил и Феодор Муромские, святые Петр и Феврония и прав. Иулиания Лазаревская. Их святые мощи и красота храмов привлекают в Муром множество паломников.
Наше знакомство с городом началась на высоком берегу Оки, где установлен памятник прославленному русскому богатырю. В 15 веке здесь проходила граница Московского государства. С востока город то и дело подвергался нападениям казанских татар. В этих столкновениях закалилось Муромское ополчение. Именно оно сыграло решающую роль при штурме Казани.

По царскому обету после покорения Казани в Муроме были построены четыре каменные церкви: три из них сохранились и являются наиболее древними храмами Мурома. Мы побывали в двух монастырях: Спасо-Преображенском мужском и Свято-Троицком женском, а также на родине Илии Муромца в селе Карачарове, где многие искупались в святом источнике.


Наши занятия
В течение всей смены проходили занятия по аппликационной мозаике. Под руководством педагога Ирины Борисовны Марковой ребята с увлечением создавали разнообразные художественные композиции. Выставку устроили 6 августа, в день престольного праздника. На выставке дети сами рассказывали о своих работах. И, как и в предыдущие смены, мы изучали природу, делая при этом маленькие открытия. Так, среди обитателей водоёмов в этом году мы впервые познакомились с причудливыми лягушками-чесночницами.

Главной темой лагеря была, конечно, русская история. Её мы познавали не только во время экскурсий, но и слушая увлекательные аудио-инсценировки по истории России. Отдельные занятия были посвящены Святому князю Владимиру и его сыновьям Борису и Глебу. И засыпали наши ученики под замечательные повести Никифорова-Волгина и Ивана Шмелёва.


Велопоходы
00.5 Велопаломничество в храм Свв. Новомучеников г. РадужныйХорошим дополнением к изучению истории и природы стали краеведческие велопоходы. За смену мы совершили несколько таких поездок. Первая, наиболее близкая, была в город Радужный. Нас встречал протоиерей Герман, благочинный и настоятель храма Свв. Новомучеников Российских. После посещения уютного деревянного храма мы побывали в воскресной школе, где нас угостили сладким чаем и подарили пособия для занятий. Со своей стороны мы передали о. Герману книги о Бутовском полигоне. Другие наши велопоездки проходили по лесам и полям в окрестностях Борисоглеба. В них мы учились преодолевать высокие холмы и крутые спуски и ориентироваться на местности. Особенным был поход под руководством о. Олега: следуя старинным путем почтового Рязанского тракта, мы побывали в соседних деревнях и на святом источнике. Из походов возвращались часто уже на закате, уставшие и счастливые.


Окончание смены
В последний вечер все собрались в беседке, пили чай из самовара, пели песни, смотрели фотографии лагеря и полюбившиеся мультфильмы. Перед отъездом отец Олег отслужил молебен, и участники лагеря отправились в Москву с надеждой на возвращение в Борисоглеб следующим летом.


ФОТОГАЛЕРЕЯ