Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Рождество в Осташкове. Рождественская поездка воскресной школы

Рождество в ОсташковеС 4 по 9 января группа учащихся нашей воскресной школы посетила Богородицкий Житенный женский монастырь города Осташкова.

Уже много лет наша воскресная школа совершает поездки по России, знакомящие с её святынями, историей и природой. Обычно они проводятся в дни школьных каникул: осенних, весенних или в летнее время. В этом году мы впервые отправились в многодневное паломничество на Рождество, выбрав местом своего пребывания старинный и живописный русский город Осташков на берегу озера Селигер в Тверской области.

ОсташковТверь.
По пути в Осташков мы посетили город Тверь, а именно – храм преп. Серафима Саровского на Волынском кладбище. С этим храмом нас связывает многолетняя дружба. Подобно храмам на Бутовском полигоне, тверской храм преп. Серафима Саровского возведён на месте расстрелов и захоронений жертв политических репрессий. Среди пострадавших на этой Тверской Голгофе – московский священник Илья Громогласов; в разрушенных храмах этого района Твери служили и другие Новомученики и Исповедники Церкви Русской, в том числе и расстрелянный впоследствии в Бутове священномученик Арсений Троицкий.

Богородицкий Житенный женский монастырь города Осташкова.
В Осташкове нашу группу, состоящую из 20 человек (16 детей и 4 взрослых), принимал женский Богородицкий Житенный монастырь. Богородицким он называется по главному храму в честь Смоленской иконы Божией Матери, а Житенным – по названию острова, на котором расположен. Теперь остров соединён с городом дамбой и автомобильной дорогой. Житенный монастырь, основанный в 1716 году, первоначально был мужским. В 2002 году он возобновлён уже как женский. Возглавляет монастырь игумения Елисавета. Подобно своей небесной покровительнице преподобномученице великой княгине Елисавете Фёдоровне, матушка Елисавета с сестрами продолжает традиции социального служения, заложенные в начале 20 века в Марфо-Мариинской обители сестёр милосердия. В частности, в монастыре организована социальная гостиница для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Дети, проживающие в монастыре, учатся в местной епархиальной школе. Заботится монастырь и об их дальнейшей судьбе и трудоустройстве.

Рождество в монастыреНилова пустыньРождество в монастыре.
На Рождество в монастыре собралось много гостей. Нас поселили недалеко от обители в здании епархиальной школы. В монастырь же мы ходили на Богослужения и праздники, а также на трапезу. В Рождественский сочельник мальчики помогали украшать монастырь разноцветными шарами, а девочки делали предпраздничную уборку в школе. В Рождественскую ночь мы Причащались в уютном монастырском храме. На монастырском дворе были устроены вертеп и иллюминация, деревья украшены игрушками и шарами, под ёлкой негромко играла шарманка. Отдохнув после ночной службы, мы побывали на Рождественском празднике, подготовленном воспитанниками монастыря. Всем очень понравилось это трогательное, искреннее и профессионально подготовленное выступление. На следующий день мы ездили в Нило-Столобенскую пустынь, где нам провели замечательную экскурсию по залам монастырского музея. Потом, легко преодолев 180 ступеней, все поднялись на высокую колокольню, с которой хорошо видны живописные окрестности Селигера. Вечером в Житенном монастыре наша группа выступила с небольшой Рождественской программой. Рассказали мы и о том, как у нас на приходе празднуется Рождество и Богоявление, и показали слайды о Бутовском полигоне и жизни воскресной школы.

Мы уезжали из Житенного монастыря утром 9 января. Игуменья с сестрами вынесли на прощание главную монастырскую святыню – Смоленскую икону Божией Матери (17 век), чтобы Сама Путеводительница благословила наш путь. На обратном пути нас ждало знакомство с храмом Святых Новомучеников и Исповедников Российских города Ржева.

РжевРжев.
Впервые мы увидели этот храм в июле 2002 года, во время поездки воскресной школы в Нилову пустынь и на исток Волги. Тогда Ржевский храм в честь Святых Новомучеников только готовился к открытию. А сейчас при нём уже действует воскресная школа. Нас приняли очень тепло: накормили обедом, детям раздали сладкие Рождественские подарки. Настоятель храма протоиерей Валерий провёл для нас экскурсию по храму и познакомил с городским краеведческим музеем (панорамой Ржевской битвы ВОВ). Мы, конечно же, пригласили наших новых друзей приехать с ответным визитом на Бутовский полигон.

Заключение.
Завершая рассказ о Рождественском путешествии, скажем, что эта поездка нас многому научила. Мы не увидели, паче чаяния, всей зимней красоты Верхневолжья, так как погода стояла тёплая и сырая. Зато в монастыре мы познакомились с удивительным опытом духовного и социального служения. Увидели, какие плоды приносит доброта, молитва и терпение. И если многие монастыри и храмы знамениты своей древней историей, то Житенный монастырь славен своим настоящим. Развитое здесь служение милосердия оставляет в душе больший след, чем внешняя красота и благолепие. Ведь в милосердии исполняются на практике главные заповеди Христианства, приближающие человека к Богу: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6, 36).

Дети и взрослые живут в монастыре как одна семья, где все трудятся на посильных послушаниях. И нас, несмотря на наши недостатки, пригласили приехать в Житенный монастырь летом. Для христианского воспитания это было бы очень полезно. Только не оказаться бы нам при внешнем благополучии хуже тех, кого считают социально неблагополучными. Ведь они уже имеют навык взаимного служения, терпения и любви, а нам ещё предстоит этому учиться.