6.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

Круглый стол «Паломничество по святым местам, связанным с подвигом новомучеников и исповедников Российских»

26 января в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений под председательством Наместника и игумена Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрита Порфирия (Шутова) пройдет Круглый стол «Паломничество по святым местам, связанным с подвигом новомучеников и исповедников Российских».

Заседание Круглого стола пройдет с 10:00 до 13:00 в Красном зале соборного Храма Христа Спасителя (вход со стороны набережной), проезд до ст м. «Кропоткинская». По всем вопросам, связанным с работой Круглого стола обращаться к куратору проекта  – диакону Вячеславу Умнягину.

Основу работы Круглого стола составят доклады, освещающие опыт поиска, описания, последующего распространения информации и посещения мест, связанных с подвигом канонизированных новомучеников и исповедников, а также всех пострадавших за веру в XX веке.

Митрофан (Баданин), иг. Духовный потенциал темы новомучеников и исповедников дома Романовых и возможности его раскрытия в ходе паломнических поездок.

Тема, заявленная мной для обсуждения на этом круглом столе, конечно же, неразрывно связана с отмечаемым в этом году 400-летием Дома Романовых. Мы не можем пройти мимо этой даты, не отдав должное исторической роли этой монархической династии неразрывно связанной с судьбой России, с ее достижениями и неудачами, триумфами и трагедиями. Это необходимо для того чтобы полноценно осознать масштаб наших духовных и людских потерь XX века, вспомнить «Россию, которую мы потеряли». Особую значимость этому юбилею придают факты канонизации многих членов Семьи Романовых и многочисленные случаи мученической кончины большинства представителей династии в завершающий период ее правления.

Я не предполагаю слишком подробно касаться тех, достаточно освоенных и уже общеизвестных маршрутов паломничества к местам мученических подвигов канонизированных представителей Дома Романовых. Это районы, так называемой, «Уральской Голгофы» – Екатеринбург, Алапаевск, Пермь.

В своем выступлении я постараюсь предложить более глубокое осмысление возможностей раскрытия духовного потенциала царственных новомучеников и исповедников в процессе посещения значительно менее известных мест паломничества.

Кроме того необходимо затронуть проблемусвязанною с канонизацией мучеников этой царственной династии произошедшей в РПЦЗв 1981 году. Как известно, количество прославленных в лике новомучениковтам, значительно превосходит количество тех, кто был избран для прославления в нашей Церкви до воссоединения еес Зарубежной.

В этой связи я хочу предложить презентацию моей новой книги «Икона Великого князя» посвящённой истории жизни и духовному образу Великого князя Михаила Александровича Романова, брата царя–страстотерпца Николая II, фактически последнему императору – Михаилу II.

Также коснуться и иных историй мученичества весьма достойных  представителей династии прославленных Зарубежной Церковью. Раскрытие этой темы представляется крайне важным, поскольку именно молитвенное их поминовение, посещение мест их мученичества и упокоения, позволят нашей Церкви водимой Духом Святым, принимать и дальше взвешенные решения о возможности включения тех или иных представителей Дома Романовых в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Игумен Митрофан (Баданин), клирик Мурманской епархии Русской Православной Церкви, благочинный церквей Терского берега Кольского полуострова, настоятель Успенского прихода села Варзуга, председатель епархиальной комиссии по канонизации, автор многих книг и публикаций по богословию, истории Крайнего Севера и проблематике агиографического наследия Церкви.

Ермилов П., диак. Рассказ о новомучениках в пространстве государственного музея: опыт выставки «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть».

Доклад посвящен опыту подготовки выставки об истории гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. в Государственном центральном музее современной истории России в Москве (7 декабря 2012 – 20 января 2013).

  • Сложности, с которыми пришлось столкнуться организаторам;
  • Специфика работы на светской площадке;
  • Отклики участников и посетителей выставки.


Диакон Павел Ермилов, кандидат исторических наук, клирик храма свт. Николая в Кузнецах. Заместитель декана Богословского факультета по научной работе, заместитель заведующего Научным отделом БФ, преподаватель кафедры систематического богословия и патрологии, выпускающий редактор «Вестника ПСТГУ. Серия: Богословие. Философия», секретарь осенней сессии Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Куратор выставки «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть».

Гарькавый И. В. Проблемы мемориализации захоронений жертв массового террора.

Игорь Владимирович Гарькавый, историк, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово», член Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских под председательством Патриарха Московского и всея Руси.

Флоренский П. В. О поклонении подвигу и страданиям соловецких узников их потомками.

Для потомков тех, кто пострадал в лихие годы, не столь важно, кто эти страдальцы в современной оценке. Многие ищут следы предков в книгах, архивах и на местах. Это наши предки, независимо от нации, конфессии, специальности или статьи, по которой они сидели. Всё, связанное с ними свято для нас. Это надо понимать и учитывать при построении паломничества в места, связанные их страданиями.

Вместе с группой исследователей под руководством В. П. Столярова мною была подготовлена к печати иллюстрированная книга «Соловецкая география священника Павла Флоренского», где по дням расписан ритм заключенного священника. В случае издания, она могла бы стать полезным руководством как при проведении экскурсий, связанных с жизнью о. Павла Флоренского, так и при составлении аналогичных пособий.

Павел Васильевич Флоренский, внук соловецкого узника священника Павла Флоренского, публикатор наследия соловецких заключенных, доктор геолого-минералогических наук, профессор Кафедры литологии РГУ нефти и газа им И.М. Губкина, академик Международной славянской академии наук, искусств и культуры, академик Российской академии естественных наук, член Союза писателей России, руководитель Экспертной группы по чудесам при Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

Осипенко М. В. Методика организации паломнических посещений святых мест, связанных с подвигом новомучеников и исповедников на примере Соловецкого архипелага.

  • О необходимости церковно-исторического осмысления темы страданий за веру в Советское время. Соотношение подвига Церкви в целом (епископата, клира, мирян) и личного подвига, состоявшего часто в смиренном исполнении своего служения часто на фоне собственного несовершенства. О пострадавших за Христа, но пока не канонизированных, «критерии святости».
  • Об актуальности темы мученичества за Христа во время советских гонений для устроения духовной жизни современных христиан. Нравственные идеалы и архетипы поступков.
  • О необходимости церковных экспозиций, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Российских. Опыт создания мемориальных комплексов на Соловках.
  • Проведение богослужений, крестных ходов, паломничеств и научных экспедиций, способствующих распространению почитания новомучеников.
  • Поддержка приходского паломничества, как формы духовного делания. Создание условий для совершения богослужений (литургического поминовения, молебнов, панихид на святых местах.

 

Марина Васильевна Осипенко, кандидат физико-математических наук, работала в РНЦ «Курчатовский институт». Заведующая паломнической службой Соловецкого монастыря, член комиссии по канонизации Соловецкого монастыря, автор книг и публикаций по истории обители.

По материалам Спасо-Преображенского Соловецкого Ставропигиального Мужского Монастыря