Слово пастыря

Послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви по случаю отмечаемого 100-летия Поместного Собора 1917— 1918 гг.

patriarxПреосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В текущем году исполняется 100 лет с начала работы Поместного собора 1917-1918 гг., ставшего важнейшей вехой в истории Русского Православия.
Подробнее...

Календарь

Поиск по сайту



Беседа в Неделю 21-ю по Пятидесятнице
29.10.2017

Murr Изыде сеятель сеять семя свое: и когда сеял, одно пало при пути, и попрано было и птицы небесные поклевали его. А другое пало на камень, и выросло усше, так как не имело влаги. И другое пало посреди терния, и выросло терние и подавило его. Другое же пало на землю благую, и выросло сотворив плод сторицей.

Лк.8:3-8

Архиепископ Димитрий Муретов

Такой притчей Господь наш Иисус Христос преподал нам учение о своем Божественном слове и о различных действиях его в сердцах людей. Нет нужды нам усиливаться изъяснить сию притчу: ее изъяснил Сам Господь, когда святые ученики Его, или не поняв смысла притчи, или опасаясь не понять, ее как должно, вопросили Его глаголющее: что есть притча сия? Послушаем сие Божественное изъяснение Божественного учения, чтоб научиться и слушать и принимать слово Божие как должно.

Что есть слово Божие? Семя есть слово Божие, – говорит Господь, – то духовное, Божественное семя, от которого зачинается и возрастает новый, духовный человек, порожденный не от семени тленна, но нетленно, словом живого Бога и пребывающий во веки (1Пет.1:23). Ибо как в мире вещественном, все – от иссопа до кедра Ливанского и от насекомого до человека рождается и происходит от семени: так и в мире духовном, новая тварь во Христе, или новый благодатный человек, созданный по Богу в правде и преподобии истины (Еф. 4:24), возрождается в новую жизнь благовествованием слова Господня, слова веры и спасения, слова жизни и бессмертия. Обнаженна и безобразна сама по себе земля: но бросьте в нее семена, – она покроется злаками, испестрится цветами, позолотеет колосьями, оденется и украсится так, как не облекался и Соломон во всей славе своей. Мертва и безобразна, сама по себе, и греховная природа падшего человека, – только терния нечистых помыслов и чувств, волчцы беззаконий и неправд возвращает она: но когда сеется на ней семя слова Божия, когда оросится она благодатью Господней, когда согреется дыханием пресвятого Духа Божия; тогда возникнет в ней новая жизнь: – она облекается, как приятной зеленью, одеждой святых помыслов, благоговейных чувствований, человеколюбивых намерений и желаний, она благоухает цветами добродетелей Христианских, на ней зреют духовные плоды – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веерка, кротость, воздержание (Гал. 5:22); тогда блаженный человек Божий красуется, как дерево, насажденное при исходящих водах, еже плод свой даст в свое время, и лист его не отпадет (Пс. 1:3). В мире вещественном всякая жизнь и всякое семя первоначально от Бога. Господь рек: да произрастит земля былье травное, сеющее семя по роду и по подобию (Быт.1:11); и с тех пор земля не перестает осеменяться и произращать бесчисленное множество разнообразных растений во всех странах света; и сколько бы ни возрождалось семя, оно не перестает быть животворным и способным к возрождению. Так и духовное семя, слово Божие, принес в мир Сам Единородный Сын Божий, Господь на Иисус Христос, и посеяв оное в сердцах Богоизбранных учеников своих, заповедал им: шедшее в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари, (Мк. 16:15). Шедше, научите все языки… учащее их блюсти все, что заповедал вам (Мф. 28:19,20). С тех пор это Божественное семя жизни вечной не перестает и не перестанет никогда посеваться в сердцах всех людей, во всех странах мира, не перестает и не перестанет никогда возрастать и приносить плод в душах человеческих; ибо Слово Божие всегда живо и действенно, всегда полезно ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован (2 Тим.3:16,17). И как ни удалены мы от времени явления во плоти Сына Божия на земле: но тоже самое Слово Божие, проповеданное в Иудее Его пречистыми устами, проповедуется и нам, то в Богодухновенных глаголах Св.Евангелистов и Апостолов, то в Богомудрых вещаниях Богоносных Иерархов и Святителей, то в словах Пастырей и Учителей церковных. И как ни обильны плоды, взращенные Словом Божиим в жизнь вечную; но оно не перестает и ныне и не перестанет никогда взращивать новые леторосли в вертограде Господнем, производить новые плоды на ниве Божией до того великого дня, когда наступит всеобщая жатва, до дня славного пришествия Господня.

Скажите: видим сияние, но где плод? Видим, как обильно всюду сеется Слово Божие: но почему оно ныне не так действенно в сердцах человеческих, как было действенно в сердцах тех людей, которых оно соделывало земными Ангелами и небесными человеками? По тому же самому, почему и обыкновенное семя часто не вырастает и не приносит плода: это происходит от свойства земли, на которую падает семя. Вот как изъясняет сие Сам Господь!

Когда сеял, одно упало при пути, и попрано было, и птицы небесные поклевали его. А иже при пути суть слышащие, потом же приходит дьявол и вземлет Слово от сердца их, да не уверовав не спасутся. И так первое препятствие плодотворности Слова Божия есть невнимательность, легкомыслие и беспечность слушающих. Есть люди, которых называют, обыкновенно, легкомысленными и рассеянными, у которых душа и сердце, как большая дорога, открыты для всех мимоходящих помыслов и впечатлений, для всякого пустословия и соблазнов, которые и сами, как при дороге, всегда вне себя, всегда жаждут новых слухов и впечатлений, непрестанно ищут новых и разнообразных вестей и ощущений, с усилием домогаются новых забав и развлечений. Естественно, что сердце сих людей, хотя иногда мягкое и доброе внутри, но совне углаживается до того, что всякое доброе впечатление только скользит по его поверхности, не проникая внутрь, что всякая добрая мысль, всякое благое чувство попираются и уносятся непрестанным приливом новых впечатлений и ощущений. Приходят такие люди и в храм Божий, – но оттуда спешат в место забав и удовольствий; – присутствуют и при Богослужении, а потом являются на зрелище; слушают и слово Божие, а потом слышат тысячи слов пустых и бесполезных, часто гнилых и непотребных. Дивно ли, что в сердце рассеянном, не может задержаться и укорениться семя Слова Божия, что оно попирается мимоходящими, как на дороге. Правда, что живое и действенное Слово Божие могло б еще найти место и пустить корень и у этих людей, особенно когда громы бедствий сотрясают их сердце, или когда увлажают его слезы печали: но здесь другое важнейшее зло; в их душу, не огражденную страхом Божиим, нестригомую вниманием к себе и молитвой, приходит дьявол, как говорит Господь, и вземлет слово, а в ней оставляет свою нечистоту и скверну. На прим. люди слышат Слово Божие: ищите прежде царства Божия и правды его (Мф. 6:33); а дух лести внушает им: на свете не так водится; нужнее всего есть и пить; надобно приобресть нужное для жизни, а потом – и Царствие Божие. Слышат в слове Божием: праведен Господь и правды возлюбил (Пс.10:7), не преселится к Нему лукавый (Пс.5:5), да оставит нечестивый пути свои и да обратится ко Господу и помилован будет (Ис.55:7). – А дьявол внушает им: Бог, по милосердию своему, не накажет строго за слабости человеческие; если нужно покаяться, покаешься и исправишься. И легкомысленные люди слушают советов лукавых, и не верят Слову Божию, и живут по правилам, внушенным от дьявола! Так приходит в душу их дьявол, и вземлет слово, да не веровавши не спасутся.

Есть и другое препятствие плодоношению Слова Божия. А другое, говорит Господь, павшее на камень, проросши засохло, так как не имело влаги. А иже на камне, те когда услышат, с радостью приемлют слово: и сии корня не имеют, когда по временам веруют, и во время напасти отпадают. Это те люди, у которых не согрето сердце истинной любовью к Богу, оковано внутри самолюбием или корыстолюбием, как вечным холодом, хотя внешне могут казаться иногда мягкими и чувствительными. Они любят говорить о добродетели, ибо не могут не сознавать втайне ее небесного благородия, ее Божественного превосходства, – бывают даже чувствительны ко всему доброму, когда это льстит их самолюбию, когда надеются явиться добрыми, не бывши такими на деле, – с радостью приемлют и Слово Божие, пока оно не требует от них жертвы. Но у них нет корня всего доброго – полного самоотвержения, истинной любви к Богу и искреннего желания своего спасения. От того и сердце их чувствительно только вовне, но холодно и жестко внутри, подобно камню, покрытому тонким слоем земли; от того и слово Божие не может углубиться в их сердце, возрасти и принести совершенный плод; от того всякое доброе чувство, возбужденное слышанием Слова Божия, увядает тотчас, как скоро потребуется принести самолюбие или корысть в жертву истине и правде, добродетели и благочестию.

Более общее, наконец, препятствие к плодоношению Слова Божия есть терние суеты и страстей. А другое упало среди терния, и возросло терние и подавило его. А еже в терние падшее, сии суть слышавшие, и от печали и богатства, и сластьми житейскими ходящие подавляются и не совершают плода. Не обыкновенные нужды житейские называет печалями и осуждает здесь Спаситель; и не богатство, как дар Божий, поставляется причиной бесплодности Слова Божия. То и другое, как являют примеры многих Святых мужей, не препятствует ни слушанию, ни хранению и исполнению слова Господня: но то и другое делает пагубным для нас суетная привязанность к земному и временному, которая, наполняя и объемля сердце наше, подавляет в нем действие Слова Божия, и которая столько же имеет власть над сердцем бедного, как и богатого. Ибо беден ли кто? Пристрастие к земному является в нем непрестанною заботой о приобретении богатства и завистью к богатым. Богат ли? Оно является не меньшей заботой о сохранении и умножении богатства, непрестанной боязнью лишиться своих сокровищ. В том и другом случае – это густые тернии, которые подавляют сердце, заглушают в нем всякое доброе чувство, не оставляя ни времени ни возможности к удовлетворению алчущего и жаждущего духа Словом Божиим. Еще опаснейшие терния духа – страстные влечения плоти, удовлетворение которым Спаситель называет сластями житейскими. Корень их находится в самой глубине греховного сердца человеческого; – это тот ин закон во удах наших, противовоюющий закону ума нашего и пленяющий нас законом греховным, о котором говорит негде Св. Павел (Рим.7:25). Отрасли сего злого корня суть те дела плотские, о которых говорит в другом месте тот же Апостол, творящие кои царствия Божия не наследуют. (Гал.5:20,21). Эти-то злые отрасли, как терния и волчцы, беспрестанно растут и возрождаются, даже тогда, когда пекутся об искоренении их, тем паче заглушают совершенно сердце, когда не думают вовсе об исторжении их. Как же Слову Божию возрастать и плод приносить в сердце, исполненном сих терний?

И так, само собой очевидно, что для беспрепятственного плодоношения слова Божия в сердце нашем потребно не только благоговейное принятие Слова Божия, но и удобрение и очищение собственного сердца, чтобы оно было способно произращать плоды святости и правды. Другое же пало на землю благую и проросло сотворив плод сторицей. А которые на доброй земле, сии суть, которые добрым сердцем и благим слышавшее слово держат и плод творят в терпении. Не думайте, чтобы и у сих людей дьявол не старался похитить посеянное в сердцах их слово: но они слово держат, как говорит Спаситель, – с усилием сохраняют в душе своей слышанное слово Евангелия, стараются углубить его в сердце своем благоговейным размышлением, отовсюду ограждают себя страхом Божиим, вниманием к себе и молитвой, и таким образом не позволяют дьяволу входить в душу их и похищать оттуда сокровище слова Божия. Нельзя думать также, чтобы враг спасения не старался охлаждать сердца их самолюбием, или заглушить его тернием суеты и плотских страстей: но они сокрушают окаменение сердечное страхом смерти и суда Божия, страхом геенны и огня неугасимого, – увлажняют его слезами умиления и сокрушения сердечного; они попаляют в себе нечистое терние суеты и страстных желаний огнем любви Божественной и пламенным желанием жизни вечной, или же исторгают его из сердца своего искренним покаянием; вообще творят плод свой в терпении, как говорит Господь.

Таково Божественное учение о Слове Божием! Оно есть духовное семя, без которого не может ни зачаться, ни возрастать святая, благоговейная и Богоугодная жизнь Христианская. Сие Божественное семя вечной жизни сеется для всех неоскудной рукой Небесного Сеятеля через посредство земных строителей Его тайн, так что не слушающие, или не желающие слышать Слово Божие безответны. При всей животворности своей, оно может остаться бесплодным в сердцах наших, или теряемое легкомыслием и рассеянностью, или иссушаемое самолюбием, или подавляемое суетными заботами и страстями плотскими. Чтобы оно сделалось благотворным в нас, надобно не только с усердием принимать и сохранять его в душе своей, но и умягчать свое сердце страхом Божиим и слезами умиления, очищать его покаянием и ограждать свою душу усердной молитвой.
Нет нужды напоминать, как необходимо для нас всегда помнить прочтенную ныне притчу о семени Слова Божия, когда Сам Господь, окончив ее, возгласил: Имеющий уши слышать, да слышит! Аминь.


Азбука.ру

 
    france      Spain