4.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

1917-2017: ИТОГИ СТОЛЕТИЯ

Patr Tihon"Слово Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского на Новый, 1918 год"

Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства?

«На всей земле был один язык и одно наречие». И сказали люди: «построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город, и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал Господь: ...Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле» (Быт. 11:1, 4—8). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планам Божественного домостроительства. «Сотворим себе имя», — не напоминает ли это желание наших прародителей быть «яко боги» (Быт. 3:5); и единый дотоле язык смешался в разные наречия и единый народ разделился на разные племена, враждебные друг другу и истреблявшие одно другое.

«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие его», напрасно рано встают и поздно просиживают (Псал. 126:1—2). Это исполнилось в древности на Вавилонских строителях. Сбывается днесь и воочею нашею. И наши строители желают «сотворить себе имя», своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы гораздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас богатыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (Апок. 3:17). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной врагам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части, пожирающие в междоусобной войне одна другую. Когда читаешь «Плачь Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину.

Как Господь поверг на землю красу нашу, как разрушил укрепления, как отверг царей и князей наших. Страна, некогда многолюдная, стала одинока как вдова, «великий между народами, князь над областями делается данником. Горько плачет он, и слезы на ланитах его, и нет у него утешителя. ...Враги его стали во главе, неприятели... благоденствуют, и ...враг простер руку... на... самое драгоценное у него. ...Воззри, Господи, и посмотри, как мы унижены», и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас. «Весь народ... вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу», дрова достает за большие деньги и наследие наше переходит к чужим. «Дети просят хлеба и никто не подает им. Евшие сладкое истаевают на улицах и воспитанные на багрянице жмутся к навозу» (Плач. 2:1—2, 1:1—2, 5, 10—12, 4:4—5, 5:2—4). И это в стране, бывшей житницею целой Европы и славившейся своими богатствами.

И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать «имя себе», а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно «праведен Ты, Господи, ибо мы не покорны были Слову Его» (Плач. 1:18).

Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, — и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оставалось. Заботимся о том, что «преходит, — прилежати же о душе вещи безсмертней» совсем забываем. Оттого и наши заботы о создании «храмин и житниц» постигает неудача. Церковь осуждает такое наше строительство, и мы решательно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано (Иоан. 15:5), пока не обратимся к Нему «всем сердцем... и всем помышлением своим» (Лк.10:27; Матф. 22:37). Теперь все чаще раздаются голоса, что не наши замыслы и строительные потуги, которыми мы были так богаты в мимошедшее лето, спасут Россию, а только чудо, — если мы будем достойны этого.

Будем же молить Господа, чтобы «Он благословил венец наступающего лета Своею благостию» и да будет оно для России «лето Господне, благоприятное» (Ис. 61:2).


Патриарх Тихон. Января 1 дня 1918 г. Москва