4.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.
france Spain

«Надо объединять усилия, чтобы сохранить память о пострадавших…»

20160812 18165512 августа 2016 года в рамках ежегодной паломнической экспедиции, которую проводит Бутовский приход, в Перми состоялась конференция, посвященная вопросам увековечения памяти новомучеников Русской Православной церкви.

В конференции приняли участие настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских протоиерей Кирилл Каледа, руководитель Мемориального научно-просветительского центра Бутовского прихода Игорь Гарькавый, представители пермской общественности, историки, краеведы и журналисты. Инициатором и организатором конференции стала Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина, а также Пермский историко-культурный фонд «Обретение».

Протоиерей Кирилл рассказал участникам конференции о том, какая работа предшествовала превращению Бутовского полигона, крупнейшего в Московском регионе месте массовых расстрелов в годы «Большого террора», в памятник пострадавшим от репрессий ХХ века. При этом о. Кирилл особо подчеркнул, что церковно-мемориальный комплекс в Бутово – это уникальный памятник, который изначально посвящен всем замученным и расстрелянным на полигоне вне зависимости от их религиозной, национальной и социальной принадлежности.

На сегодняшний день установлены имена 20 762 замученных (расстреляны с августа 1937 года по октябрь 1938 года). Они принадлежат к 73 этническим группам, но большинство их составляют жители Москвы и Подмосковья, а также узники Дмитлага, для которых окончание строительных работ в лагере завершалось отправкой на Бутовский полигон. На полигоне похоронены 7 епископов, 600 священников, монахи и миряне, всего – около тысячи человек, положивших жизнь за веру и Церковь. Самый известный из расстрелянных – митрополит Серафим Чичагов, доставленный в тюрьму на машине скорой помощи. Протоиерей Кирилл отметил: «Мы считаем своим долгом приглашать на полигон представителей других конфессий, ведь на полигоне захоронены люди разных вероисповеданий. Каждый год 30 сентября проводятся чтения расстрельных списков, за день прочитываются имена всех 20 762 человек».

gov3В ходе конференции о. Кирилл и руководитель центра Игорь Гарькавый поделились опытом организационной работы по обустройству территории Бутовского полигона, ставшего самым масштабным памятником жертвам политических репрессий, а также проводимой исследовательской работы с сохранившимися документами, в том числе и архивными фондами. К сожалению, после 2007 года доступ к документам был закрыт, однако значительную их часть все же удалось исследовать до закрытия. На сегодняшний день не все дела доступны и пока остаются неисследованными. Дела не реабилитированных переданы в специальный фонд.

Что касается новых проектов, которые реализуются в Бутове в настоящее время, то это строительство «Сада памяти», предполагающей установление стел со списками убитых на полигоне по датам расстрела, составленных на основании документов. Второй проект «Скрижаль», цель которого увековечить имена священнослужителей, пострадавших в годы гонений, предполагает установление памятных досок-скрижалей на тех храмах, где служили новомученики.

Участников и гостей конференции интересовали самые различные аспекты деятельности Бутовского прихода и Мемориального центра, в частности, юридические нюансы передачи полигона приходу и участие государства в решении вопросов, связанных с увековечением памяти жертв политических.

Протоиерей Кирилл пояснил, что к середине 90-х годов ФСБ и ФСК, в ведении которых находился полигон, сами намеревались кому-нибудь передать эту землю, однако ни администрация Московской области, ни правозащитное общество «Мемориал», ни какие-либо иные организации оказались не готовы взять на себя ответственность за эту территорию. А Церковь согласилась! Тем не менее, спустя несколько лет нашлись те, кто усомнился в законности передачи территории полигона приходу (событие уникальное), и в начале 2000-х годов была инициирована прокурорская проверка. Никаких нарушений по итогам проверки обнаружено не было.

Относительно участия государства в решении вопросов, связанных с увековечением жертв репрессий, о. Кирилл сообщил, что «специального плана господдержки с точки зрения включения наших проектов в бюджет нет, но нам всегда удается договариваться с госведомствами. Так, например, государство взяло на себя решение таких проблем, как строительство дороги до Бутовского полигона, организацию автобусного сообщения, обустройство территории и захоронений. Что касается текущего содержания захоронений, то эта задача лежит на плечах общины». Руководитель мемориального центра Игорь Гарькавый подчеркнул, что механизм финансирования (оказания финансовой помощи) деятельности по увековечению памяти репрессированных законом не был прописан, поэтому помощь чиновников до недавнего времени можно было оценивать как едва ли не гражданский подвиг. Тем не менее, позитивные изменения в этом направлении имеются – не так давно в законодательство были внесены поправки, согласно которым можно будет использовать бюджетные деньги и на проекты по увековечению памяти о жертвах политических репрессий.

gov1Участники конференции высказывали опасения о том, не грозит ли Мемориальному центру перепрофилирование и превращение в музей Главного управления исполнения наказаний (как это случилось с музейным комплексом «Пермь-36»), или ограничение исследовательской деятельности рамками интереса только к православным в случае, если настоятелем храма новомучеников на Бутовском полигоне станет другой священник. Прозвучал и вопрос о том, когда начнется увековечение памяти жертв перестройки.

В ответ на эти опасения, И. Гарькавый напомнил, что Церковь – это иерархическая структура, в которой очень велико значение соборных документов. В документах же архиерейского собора 2011 года, которыми руководствуется настоятель и которые лежат в основе деятельности Бутовского прихода, речь идет о мерах по увековечению не только бутовских новомучеников, но и всех, кто расстрелян на Бутовском полигоне. Что касается вопроса о жертвах перестройки, то это, по словам протоиерея Кирилла, «другая история, в том числе и в сознании Церкви. У нас есть определение сферы нашей деятельности, задача заниматься жертвами перестройки перед нами не ставилась».

Участников конференции также интересовало, как возникла идея паломнических экспедиций. Протоиерей Кирилл рассказал, что история паломнических экспедиций по местам служения новомучеников и исповедников российских началась с поездки на Соловки, откуда на Бутовский полигон был доставлен Большой Поклонный крест, изготовленный и освященный в Соловецком монастыре. «Когда мы везли крест с Соловков, возникло чувство, что такого рода поездки нужны, - вспоминает о. Кирилл. - Это и ознакомительные поездки, и в какой-то мере экспедиции, и одновременно крестные ходы по местам служения святых нового времени". Бутовский полигон, названный патриархом Алексием II «Русской Голгофой» – это центр памяти новомученикам и всем пострадавшим. По словам о. Кирилла, «такое ощущение, что Бутово – место центральное, это дает моральное право считать, что сюда должны стекаться материалы о новомучениках. Сегодня, - продолжал о. Кирилл, - мы были в Петропавловском храме, где встретили священника о. Николая. Он начал свое служение в 1947 году. Возможно, это самый старый служитель в Пермской епархии, он рассказал о своем отце, тоже священнике, который был расстрелян. Мы должны думать, - подчеркнул о. Кирилл, - как сохранить все эти сведения в формате будущего, как сохранить память о временах и людях, и паломнические экспедиции пытаются решать эти вопросы в рамках своих возможностей».

В заключение участники конференции благодарили настоятеля храма Новомучеников и Исповедников Российских о. Кирилла и руководителя Мемориального центра Игоря Гарькавого за интересную встречу, за стремление к сотрудничеству. Протоиерей Кирилл, в свою очередь, поблагодарил участников встречи за прием, за помощь в организации поездки, за труды в память о пострадавших. «Опытом надо делиться, - сказал о. Кирилл. - У нас немного сил, так как немного людей, которые осознают реальную значимость того, что мы делаем. Поэтому надо объединять усилия, чтобы сохранить память о пострадавших».

gov2

Ольга Киселева

Православная Пермь