3.png
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.
Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.
Название нашего сайта – martyr (мартир), происходит от греческого μάρτυς, что в буквальном переводе значит – свидетель, на русский чаще переводится как мученик. Сайт посвящен, прежде всего, убиенным на Бутовском полигоне за Православную Веру, но не только. Мы собираем и публикуем материалы о всех пострадавших в Бутово и иных местах в годы репрессий, независимо от их национальности и вероисповедания.

БУТОВСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

подробнее

france Spain

11 декабря Божественную Литургию в храме Воскресения Христова на Бутовском Полигоне возглавил Преосвященнейший Силуан (Вьюров), епископ Павло-Посадский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

Ежегодно 11 декабря, в день мученической кончины митрополита Серафима (Чичагова), на Бутовском полигоне совершается архиерейское богослужение.  Священномученик Серафим – возглавляет сонм бутовских святых, он самый старший среди всех пострадавших  в Бутово священнослужителей по своему церковному сану, а также самый старший среди всех, о ком мы знаем, расстрелянных на полигоне (20760 человек), по возрасту. Святитель принял мученическую кончину глубоким старцем, в возрасте 82-х лет. В честь владыки Серафима освящен один из пределов каменного собора.

В этом году 11 декабря  Божественную Литургию в храме Воскресения Христова на Бутовском Полигоне возглавил Преосвященнейший Силуан (Вьюров), епископ Павло-Посадский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, и управляющий викариатством Новых территорий города Москвы.
Владыке сослужили настоятель храма протоиерей Кирилл Каледа, а также настоятель храма Троицы Живоначальной на Грязех (Москва) протоиерей Иоанн Каледа, ключарь кафедрального собора г. Златоуста (Челябинская митрополия) иерей Андрей (Тарасов), благочинный Жуковского церковного округа (Коломенская епархия) иерей Димитрий Денисов, настоятель храма святых Новомучеников и Исповедников Российских в Коммунарке (Москва)  иеромонах Ермоген (Семин)  и приходское духовенство. Диаконский чин возглавил диакон Иоанн Клинцов. За богослужением пел хор под управлением Анастасии Богдановой.

Проповедь на запричастном стихе произнес иерей Иоанн Ковалев, клирик храма в Бутове.

В конце богослужения была отслужена лития по всем убиенным на этой Русской Голгофе в 1937 г.  в сей день православным христианам и совершено славление прославленных в лике святых новомучеников.

По отпусте Божественной литургии Его Преосвященство передал благословение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Кирилла, духовенству и прихожанам храма и обратился к собравшимся с проповедью.

После богослужения владыка Силуан разделил со служащим духовенством и гостями братскую трапезу, а затем ознакомился с приходским музеем Памяти пострадавших.

 

 

 

В воскресенье, 10 декабря, раннюю Божественную Литургию на Бутовском приходе совершил Высокопреосвященнейший Феогност, митрополит Каширский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

В воскресенье, 10 декабря, в праздник иконы Божией Матери «Знамение» и в день памяти священномученика Николая, архиепископа Владимирского, преподобномученика Кронида (Любимова) и иже с ними в Бутове пострадавших раннюю Божественную Литургию на Бутовском приходе по многолетней традиции  совершил Высокопреосвященнейший Феогност, митрополит Каширский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне г. Москвы.  Богослужение было совершено в деревянном храме на территории захоронений.

Его Высокопреосвященству сослужил настоятель храма протоиерей Кирилл Каледа и духовенство храма. За богослужением пел хор под руководством регента Ольги Гришиной.

В конце богослужения была отслужена лития по всем убиенным на этой Русской Голгофе в 1937 г.  в сей день православным христианам и совершено славление прославленных в лике святых новомучеников.

После отпуста Владыка-митрополит обратился к присутствующим с архипастырским словом.

"Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря" священномученика митр. Серафима (Чичагова)

11 декабря 1937 г. в Бутове был расстрелян священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Его помнят не только как архипастыря, но и как иконописца, и как врача, но прежде всего как автора "Летописи" и почитателя памяти преподобного Серафима.

Об этом наш вебинар.

Об архимандрите Крониде (Любимове)

Составлено на основании материалов: Георгий (Тертышников), архим. «Жизнеописание Архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» // Альфа и Омега. 1998. № 2 (16). C. 146-163.

 

Архимандрит Кронид (Любимов) родился 13 мая 1859 года в селе Левкиево Волоколамского уезда Московской губернии. В Святом Крещении он был назван Константином. Родители мальчика – пономарь Петр и Агафия – отличались благочестием и глубокой верой в Промысл Божий, направляющий все случаи в жизни христианина к благим последствиям.

Константин Любимов обучался в Волоколамском духовном училище, но курса не окончил и в 1878 г. поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где в течение испытательного срока исполнял различные послушания.

В 1880 г. Константин Петрович Любимов был призван к исполнению воинской повинности, но по Промыслу Божию был избавлен от военной службы. Он вернулся в Троицкую обитель, подал прошение о принятии его в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в феврале 1883 года он был принят в число послушников и назначен келейником наместника Лавры архимандрита Леонида.

26 января 1888 г. Учрежденный собор Лавры ходатайствовал о пострижении послушника Константина в монашество. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий ходатайство удовлетворил, и 28 марта того же года соборный иеромонах Авраамий в Гефсиманском скиту Лавры совершил постриг послушника Константина в монашество с наречением имени Кронид.

23 мая 1892 года митрополит Московский и Коломенский Леонтий рукоположил иеродиакона Кронида в сан иеромонаха. Отец Кронид был назначен смотрителем литографий и фотографий, а с 1896 года состоял смотрителем епархиального училища иконописания, находящегося при Лавре. Благодаря его неустанной заботе училище иконописи «совершенно переменилось к лучшему как в нравственном отношении и учебной части, так и по самому содержанию оного”. Вместе с тем отец Кронид состоял членом экзаменационной Комиссии по испытанию братии при представлении к рукоположению в священнослужительский сан.

17 января 1905 года в Духовный собор Лавры поступил указ митрополита Московского и Коломенского Владимира о назначении иеромонаха Кронида экономом Санкт-Петербургского Троицкого подворья. Отец Кронид переехал в Петербург, где развернул активную деятельность по восстановлению сильно запущенного к тому времени Троицкого подворья. Его труды были столь полезными, что к концу года Духовный собор Лавры счел возможным ходатайствовать о возведении отца Кронида в сан игумена.

За Божественной литургией в Троицком храме Санкт-Петербургского Троицкого подворья 11 мая 1906 года Иеромонах Кронид был возведен митрополитом Московским и Коломенским Владимиром в сан игумена, а 9 мая 1908 года – в сан архимандрита.

9 января 1915 года Святейший Синод Русской Православной Церкви назначил архимандрита Кронида наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вместо уволенного на покой архимандрита Товии (Цимбала)Архимандрит Кронид был не только талантливым хозяйственником, но опытным духовным наставником своей паствы и прежде всего братии Лавры. Он с любовью, пастырской ревностью и настойчивостью часто проповедовал. Мудрый старец, искусный в духовной жизни, он делился своим духовным опытом, приобретенным в монашестве. Отличительной чертой поучений отца Кронида были простота в изложении и сердечность. Основное внимание он обращал на внутреннюю сторону человека, на его сердце, на исправление греховных навыков и недостатков. Одной из важнейших и основополагающих добродетелей отец Кронид считал смирение.

В 1917 году начинается крестный путь отца Кронида к его Голгофе. Он участвует в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, переезжает в Москву, где живет всю осень и зиму.

Осенью 1918 года началась конфискация имущества, принадлежащего Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

11 апреля 1919 года происходит вскрытие мощей Преподобного Сергия.

Ночью 3 ноября 1919 года лаврских монахов выселяют в Гефсиманский скит. Все храмы и келлии в Лавре опечатывают. 26 марта 1920 г. выходит постановление президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей Лавры в московский музей». 7 мая 1920 года Лавру закрывают.

После закрытия Лавры часть монахов осталась жить в Гефсиманском скиту, а другие, в том числе и архимандрит Кронид, поселились в Сергиевом Посаде на частных квартирах.

В 1920–1922 годах архимандрит Кронид жил в селе Братовщина у старосты храма, в 1922–1926 годах – в Гефсиманском скиту, в 1926–1929 годах – в Параклитском скиту, с 1929 года до кончины – у Кукуевского кладбища в Сергиевом Посаде. Он продолжал оказывать поддержку инокам, заботился и о духовном окормлении своих духовных чад из мирян. С 1935 года отец Кронид стал быстро слепнуть.

11 октября 1937 года органами государственной безопасности на архимандрита Кронида было возбуждено дело. 20 ноября был выдан ордер на его арест и обыск в квартире по улице Штатно-Садовой в доме № 3. Во время обыска изъяли «паспорт на имя Любимова Константина Петровича за № БУ35894». В описи конфискуемого больше ничего не числилось.

21 ноября 1937 года отец Кронид был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

Дело по обвинению архимандрита Кронида носило название «Ипполит». Это было связано с тем, что в доме, где на момент ареста жил наместник, более десяти лет проживал девяностотрехлетний старец, лаврский духовник и библиотекарь, много лет стоявший у святых мощей преподобного Сергия, «гробовой монах», игумен Ипполит, почитаемый как человек высокой духовной жизни. Хотя старец и не был арестован, но связь с ним вменялась в вину всем проходившим по делу архимандрита Кронида. В дни, когда шло следствие, игумен Ипполит скончался.

Архимандрит Кронид обвинялся в том, что фактически оставался наместником Троице-Сергиевой Лавры, владел и пользовался печатью наместника. По его благословению благочинный округа назначал вернувшихся из ссылок и заключений монахов Лавры на приходы округа (им были устроены на приходы более пятидесяти иеромонахов). Пожертвования, которые приносили верующие архимандриту Крониду и игумену Ипполиту, посылались священнослужителям, находящимся в ссылках и тюрьмах. Дом, где нашел приют отец Кронид, в следственном деле называется «домашним монастырем», «продолжением Лавры».

О цели посещения его квартиры монахами он сказал: «Мою квартиру в городе Загорске периодически посещали монахи бывшей Лавры, которые приходили меня навещать как бывшего Наместника, руководителя и за советами». На требование следователя назвать лиц, его посещавших, он ответил: «Меня до последнего времени посещали в Загорске мои почитатели, назвать которых я отказываюсь. Быстро забываю имена и фамилии».

 На вопрос следователя о его отношении к советской власти архимандрит Кронид сказал: «Я по своим убеждениям являюсь монархистом, последователем истинно Православной Церкви и существующую советскую власть признаю как верующий: [она] послана народу как испытание [его] веры в Промысл Божий».

7 декабря 1937 года на заседании судебной «тройки” архимандрит Кронид был приговорен к высшей мере наказания. 10 декабря, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», отец Кронид был расстрелян, на Бутовском полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле, мученически закончив свой жизненный путь.

 

Автор: Галина Хижнякова

 

Стих патр. Пимена о прмч. Крониде (Любимове)

***
В Параклите жил Лавры наместник,
Архимандрит всечестнейший Кронид,
Был молитвы келейной учитель,
Простотою он был знаменит.

А величье и важность в осанке
Не мешало ему всех любить,
И кто встретившись с ним хоть однажды,
Никогда уж не смог-бы забыть.

Эти очи горевшие верой,
Эту ласку ко всем и всегда,
Ежедневное служб посещенье,
Не забыть никогда, никогда!

Не забыть и тот толстый помянник,
Что всегда был в руках у него,
Что читал Он за каждой обедней,
Обливая слезами всего.

Его нет уж теперь! ... Не живет Он!
Верю также с надеждой в глазах,
Богу молится в Царстве Небесном,
О всех тех, кто живет здесь в слезах.

1949 г.

Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов) / Монастырский вестник