Епископ Никита (в миру Прибытков Николай Григорьевич) родился на Алтае в селе Елбанки Бийского уезда 6 декабря 1859 года. Отец его был пономарем. По-видимому, в семье были ещё священники. Так, в справочной книге Томской Епархии за 1911 год значатся три священника Прибытковых: Василий, Семен и Михаил Григорьевичи. Вполне вероятно, что это братья Священномученика Никиты. Там же назван и священник Николай Николаевич Прибытков, 1882 года рождения. Скорее всего, это его сын. В анкете, заполненной в 1932 году в Барнаульской тюрьме со слов епископа Никиты, сказано, что он "вдов, братья и дети все умерли". Возможно, владыка и в самом деле был одинок к началу 30-х годов. Однако не исключено, что он не назвал родных по простой причине – желая спасти их от ареста.
Дореволюционная биография Священномученика Никиты известна лишь в общих чертах. Он окончил Духовное училище в Барнауле, потом Семинарию. С 1884 года служил диаконом, с 1888 года – иереем. Иерей Николай Прибытков принимал активное участие в общественной жизни своего края, с 1896 года состоял сотрудником Попечительства о бедных духовного звания, с 1899 по 1918 год был действительным членом Алтайского Православного миссионерского общества. С 1910 года отец Николай служил в Бийском Тихвинском женском Монастыре. В 1912 году он пережил смерть супруги и, как большинство вдовых священников тех лет, принял монашество с именем Никита в 1918 году. В 1920 году стал игуменом, в 1921 (22?) – архимандритом. За время служения Церкви епископ Никита удостоился награждения набедренником, скуфьей, камилавкой и наперсным Крестом, темнобронзовой медалью на Владимирской ленте в 1897 году за участие в Первой Всероссийской переписи населения.
Во время обновленческого раскола отец Николай заявил о себе как об убежденном "тихоновце". В 1924 году Святейшим Патриархом Тихоном он был рукоположен во епископа Кузнецкого, затем Рубцовского, затем Бийского, назначен викарием Алтайской Епархии и стал фактическим главой всех "тихоновских" приходов на Алтае. Противостояние обновленцам было непростым – лишь к 1927 году епископу Никите удалось восстановить единство Епархии и зарегистрировать епархиальное управление в Бийске.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и Пророков, бывших прежде вас.
(Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 10-12)
В 1932 году епископ Никита был арестован и отправлен по этапу из Бийска в барнаульскую тюрьму. Одновременно чекисты арестовали еще 25 "активных церковников" из окрестных сел. В частности, вместе с епископом Никитой в Бийске были арестованы священники Иоанн (Веселовский) и Тихон (Смородинов), а также секретарь владыки Никиты отец Иоанн (Соколов), сын архиепископа Иннокентия (Соколова).
В основу обвинительного заключения были положены бумаги, обнаруженные у епископа Никиты при обыске. Это был текст меморандума местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и ответа на него представителя Правительства Смидовича. В меморандуме митрополит Сергий изложил Правительству ряд просьб и предложений по поддержанию хотя бы мало-мальски сносных условий церковной жизни "тихоновцев":
– не приравнивать духовенство к нетрудовому элементу;
– не закрывать детям духовенства доступ в школы и высшие учебные заведения;
– членов церковных советов не приравнивать к кулакам;
– при решении вопроса о закрытии Храма принимать во внимание голос прихожан;
– разрешить открытие богословских курсов (обновленцы имели Духовные Академии);
– разрешить издание журнала при Патриархии;
– в новой Конституции не ухудшать положения верующих в СССР…
Ответ Смидовича был туманным, хотя и давал какие-то надежды. Чекисты объявили оба документа "контрреволюционными", поскольку они "не имеют официального характера и предназначены для возбуждения недовольства Советской властью у священнослужителей и верующих". Также при обыске у епископа Никиты нашли список из 71 фамилии. Список не имел названия. Скорее всего, владыка заполнял его постепенно, день за днем. Чекисты разобрались, что это список лиц, взятых "по линии ОГПУ" и включили его в "дело", как еще одно доказательство недовольства епископом Советской властью.
Владыку допрашивали 8 раз. После изнурительных допросов он дал признательные показания и заявил, что руководил вымышленной чекистами контрреволюционной организацией церковников. "Хотя я и невиновен, – написал владыка в своем заявлении, – но руководство контрреволюционной организацией я принимаю на себя". Однако допросы не прекратились. Во время еще одного из допросов владыка Никита сказал: "Признание свое я мотивирую тем, чтобы скорее закончилось следствие".
"Особая тройка" ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю вынесла обвинительное заключение по "делу епископа Никиты". Всего было осуждено 29 человек, из них один был приговорен к расстрелу, остальные к различным срокам заключения. Епископ Никита, ввиду старческого возраста, был приговорен к 5 годам ссылки в Восточно-Сибирский край. Сослали его в Туруханский район. Однако еще до окончания срока ссылки владыка подвергся новому аресту; специальным конвоем его доставили в новосибирскую тюрьму и там предъявили очередное обвинение. На этот раз "тройка" ОГПУ по Западно-Сибирскому краю объявила его "инициатором и руководителем алтайского филиала контрреволюционной повстанческой организации церковников". Владыка снова признал свою вину и взял на себя "руководство" вымышленной организацией.
Из 46 священнослужителей, проходивших с ним по делу, 24 были расстреляны, остальные были приговорены к различным срокам лагерей и ссылок. Епископ Никита, опять ввиду преклонного возраста, получил 5 лет исправительно-трудовых лагерей и был направлен в Нарымский край. Однако в том же году комиссия по разгрузке мест заключения, несмотря на противодействие ОГПУ, освободила его из лагеря по причине глубокой старости.
По освобождении, в декабре 1934 года владыка получил назначение в Центральную Россию, в Вятскую епархию, на вдовствующую с 1931 года Малмыжскую кафедру. Менее чем через год, 22 мая 1935 года он был переведён на новое место – стал епископом Белёвским, викарием Тульской Епархии. 1).
В начале 30-х годов в России начались небывалые по своей жестокости гонения на Русскую Православную Церковь. Духовенство объявлялось "политическим противником ВКП (б), выполняющим задания по мобилизации всех реакционных и малограмотных элементов для контрнаступления на мероприятия советской власти и компартии". 2). Началось массовое закрытие Храмов. С 1 октября 1929 года по 1 марта 1930 года в Тульской Епархии были закрыты 219 Церквей. В Туле были разрушены прекрасные Казанский Собор, Сретенская, Крестовоздвиженская, Троицкая Церкви. Следовали один за другим многочисленные аресты священнослужителей, свидетельствовавшие о непримиримом отношении советских властей к Православию, об открытой антицерковной политике государства, а новая волна кровавых репрессий, прокатившаяся по стране в 30-е предвоенные годы, поставила под сомнение дальнейшее легальное существование Православной Церкви.
Ещё будучи священником на Алтае, будущий епископ Никита ревностно заботился о соблюдении Устава Церкви, был усердным проповедником Слова Божия, истово и благоговейно совершал Богослужения, пользовался уважением и любовью прихожан. Приняв постриг в пожилом возрасте, он быстро постиг особенности монашеской жизни, и это помогло епископу Никите быстро завоевать любовь белёвской паствы.
В 1922 году при бывшем Спасо-Преображенском Монастыре города Белёва была создана Православная церковная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне, которые были объединены одной целью: жизнью в Боге и по Заповедям Божиим. Подобные полулегальные общины, тайные братства и подпольные Монастыри существовали в разных Епархиях Русской Православной Церкви ещё со времён Гражданской войны. Они являли собой своеобразную реакцию церковного народа на прогрессирующее в народе безбожие. Количество их росло по мере усиления гонений. Епископ Игнатий (Садковский) и его брат иеромонах Георгий (Садковский) были организаторами и духовными наставниками общины. Их полные лишений, гонений и монашеского самоотречения жизни долгие годы являлись примером для всех православных города Белёва и прилегающих окрестностей. Несмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община епископа Игнатия в Туле продолжала существовать вплоть до 1937 года, объединяя сотни верующих людей из Белёва и окрестностей. Сначала члены общины собирались при Спасо-Преображенской Церкви бывшего мужского Монастыря, затем при Стефановской (Богородицерождественской) Церкви, а в середине 30-х годов, когда епископ Никита прибыл в Белёв, – при Казацкой (Никольской на Казацкой слободе) Церкви.
Старец епископ Никита, несмотря на преклонные годы, включился в жизнь общины, регулярно совершал в ней Богослужения, сумел стать достойным продолжателем начатого епископом Игнатием (Садковским) дела. Позже, во время допроса, на вопрос следователя о том, как часто проводились службы при Казацкой церкви, епископ Никита ответил: "Да, подтверждаю: службы в Казацкой Церкви были ежедневными утром и вечером, так же как ранее в закрытых Монастырях".
Епископ Никита был арестован 16 декабря 1937 года. Как рассказал очевидец, епископ не мог ходить без посторонней помощи, и поэтому приехавшие арестовывать его чекисты вынесли владыку на руках, бросили в дощатую телегу и увезли. 3). Вместе с ним были арестованы еще 19 человек. 4). Их разыскивали, так как они пытались скрыться в деревнях, пытались обосноваться в городе Скопине у епископа Игнатия (Садковского) (после отбытия заключения он некоторое время был епископом Скопинским, викарием Рязанской Епархии).
Епископу Никите было предъявлено обвинение в том, что он, "являясь организатором и руководителем подпольного Монастыря при Казацкой Церкви Тихоновской ориентации, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего строя". В деле содержатся протоколы допросов "свидетелей" − нескольких крестьян, которые показали, что их действительно агитировали и что все арестованные занимались контрреволюционной деятельностью. Следователи, которые сфабриковали дело по обвинению епископа Никиты и архимандрита Исаакия с братией, сами в 1939 году военным трибуналом НКВД Московской области были осуждены на пять лет за то, что "арестовывали людей без всяких оснований, а затем, ведя расследование, применяли незаконные методы допроса". 5).
Среди осужденных по этому делу было 10 женщин. Схимонахиня Августа (Лидия Васильевна Защук) была первым директором музея "Оптина пустынь", созданного в скиту после закрытия Монастыря; она приняла постриг от старца Анатолия (Потапова) перед самой его кончиной и потом жила в Белёве. Матушку Августу обвинили в том, что она была игуменьей "подпольного Монастыря". Из 20 арестованных только один человек был мирянином – врач-терапевт Борис Алексеевич Субботин, который обвинялся в финансировании "контрреволюционной группы". В 1957 году, уже после смерти Сталина, по заявлению сына доктора Субботина было проведено расследование обстоятельств ареста его отца и других проходивших по "делу епископа Никиты". По горячим следам выяснилось, какими зверскими методами добывались показания у свидетелей и обвиняемых: 20 арестованных перенесли 14 суток допроса, причем им не давали не только спать, но и садиться. Если человек падал, его обливали холодной водой.
Псевдоследствие проводилось в ускоренном режиме. Арестованные были переведены из Белёва в Тулу. 30 декабря 1937 года "особая тройка" при УНКВД по Тульской области составила обвинительное заключение. Владыку и еще 18 проходивших с ним по делу представителей духовенства, а также врача Субботина, приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. 3 января 1938 г. епископа Никиту, ему было 78 лет, вместе с другими осуждёнными привезли в Тесницкий лес, где они и приняли свои мученические венцы.
Имена Мучеников за веру Христову, служивших Церкви и пострадавших по "делу епископа Никиты (Прибыткова)":
- Архимандрит Исаакий (Бобраков Иван Николаевич) – старец Оптиной Пустыни, 1865 года рождения. Уроженец деревни Остров Малоархангельского района Орловской области. До ареста жил в городе Белёве.
- Священник Тимофеев Александр Иванович, 1870 года рождения. Уроженец села Жуково Белёвского района, где жил и служил.
- Священник Преображенский Михаил Николаевич, 1873 года рождения. Уроженец села Новгородское Богородицкого района Тульской области. До ареста жил в городе Белёве.
- Священник Георгиевский Иван Васильевич, 1884 года рождения. Уроженец города Спас-Деменск Смоленской области. До ареста работал упаковщиком в Промкомбинате города Белёва.
- Священник Руднев Николай Сергеевич, 1892 года рождения. Уроженец села Даленино Заокского района Тульской области. До ареста работал бухгалтером в Белёвской артели инвалидов.
- Иеродиакон Вадим (Антонов Георгий Фёдорович), 1892 года рождения. Уроженец деревни Красный Ключ Белёвского района. До ареста проживал в Белёве.
- Послушник Ларин Григорий Алексеевич, 1886 года рождения. Уроженец деревни Загудаевка Ульяновского района Средне-Волжского края. До ареста работал слесарем в Белёвском промкомбинате.
- Схимонахиня Августа (Защук Лидия Васильевна), 1871 года рождения. Уроженка города Санкт-Петербург, происходила из семьи дворян. До ареста жила в городе Белёве.
- Монахиня Рахиль (Жилина Матрёна Александровна), 1879 года рождения. Уроженка деревни Башкатово Мценского района Орловской области. До ареста жила в Белёве.
- Монахиня Анфиса (Сысоева Александра Матвеевна), 1868 года рождения. Уроженка села Ивановское Арсеньевского района Тульской области, проживала в Белёве.
- Монахиня Севастиана (Тарасова Мария Гавриловна), 1877 года рождения. Уроженка села Казанское Ливенского уезда Курской области, проживала в Белёве.
- Монахиня Аркадия (Просёлкова Агриппина Матвеевна), 1870 года рождения. Уроженка деревни Костомарово Щёкинского района Тульской области, проживала в Белёве.
- Монахиня Макария (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна), 1867 года рождения. Уроженка села Теляжье Орловской области. Работала в артели "Красный производственник", проживала в Белёве.
- Послушница Лактионова Мария Максимовна, 1884 года рождения. Уроженка села Гнездилово Курской области, проживала в Белёве.
- Послушница Просёлкова Ольга Матвеевна, 1870 года рождения. Уроженка села Костомарово Щёкинского района Тульской области. Работала в артели "Красный производственник" швеёй, проживала в Белёве.
- Послушница Пятибратова Христина Яковлевна, 1889 года рождения. Уроженка Полтавской области, проживала в Белёве.
- Послушник Пятибратов Даниил Яковлевич, 1884 года рождения. Уроженец деревни Твердохлебовка Харьковской области, работал сторожем в Белёвской МТС.
- Послушница Лесина Аграфена Ивановна, 1897 года рождения. Уроженка села Беляево Белёвского района. До ареста работала швеёй в артели "Красный производственник", проживала по месту рождения.
- Субботин Борис Алексеевич, 1874 года рождения. Уроженец Белева, судебно-медицинский эксперт Белёвского и Арсеньевского районов, врач. Проживал в Белёве.
8 июля 1957 года епископ Никита (Прибытков) был реабилитирован по обвинению 1937 года, а 10 октября 1989 года прокуратура Алтайского края реабилитировала его по обвинению 1931 года.
Епископ Никита (Прибытков) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года по представлению Тульской Епархии, Определение от 17 июля 2001 года.
Память Священномученика Никиты (Прибыткова) епископа Белёвского установлена 21 декабря по православному церковному календарю / 3 января, в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской (первое воскресенье после 25 января по православному церковному календарю/ 7 февраля), в день празднования Собора Тульских Святых 22 сентября по православному церковному календарю / 5 октября и в день памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской города Тулы 3 сентября по православному церковному календарю / 16 сентября.
Жизнеописание составлено по материалам публикаций:
− сайт "Православие и мир", интернет издание. Святитель Никита (Прибытков) и мученики Тесницкого леса, 3.01.2013 года, публикация Анастасии Коскелло;
− сайт "Тульская Епархия". Тульская Митрополия. Русская Православная Церковь. Житие священномученика Никиты;
− сайт "Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет". Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви 20 века. Никита (Прибытков Николай Григорьевич);
− сайт "Оптина Пустынь", официальный сайт Введенского ставропигиального мужского монастыря. Новомученики и Исповедники. Статьи, документы. Испытание верности Богу. Братия Оптиной Пустыни в период гонений. Новые документы, страница [4], [ 5].
ТРОПАРЬ, КОНДАК И ВЕЛИЧАНИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ НИКИТЕ (ПРИБЫТКОВУ) ЕПИСКОПУ БЕЛЕВСКОМУ
Тропарь, глас 3
Церкви Российския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельскаго образе, Священномучениче Никито, Христа ради пострадавый даже до крове, Егоже моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.
Кондак, глас 2
Восхвалим, вернии, изряднаго во Святителех и славнаго в Мученицех Никиту, Православия поборника и благочестия ревнителя, земли Русския красное прозябение, иже страданием Небес достиже, и тамо тепле молит Христа Бога спастися душам нашим.
Величание
Величаем тя, Священномучениче Никито, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа во утверждение на Руси Православия претерпел еси.
ПРИМЕЧАНИЯ
1). История Русской Церкви в 9 книгах. Протоиерей Владислав Цыпин. Москва, 1997 год, книга 9, страница 752.
2). История Русской Церкви в 9 книгах. Протоиерей Владислав Цыпин. Москва, 1997 год, книга 9, страница 187.
3). Сайт "Оптина Пустынь", официальный сайт Введенского ставропигиального мужского Монастыря. Новомученики и Исповедники. Статьи, документы. Испытание верности Богу. Братия Оптиной Пустыни в период гонений. Новые документы, страница [4].
4). Управление федеральной службы безопасности по Тульской области, дело 9953.
5). Управление федеральной службы безопасности по Тульской области, дело П-9953, лист 264.